Рыкалова Надежда Васильевна

Актриса
РЫКАЛОВА Надежда Васильевна (10.7.1824, Москва — 3.1.1914, там же), актриса. Из актёрской семьи. Её дед — Василий Федотович (1771—1823), известный комик. Выдержав экзамены при Московском университете (у профессоров Г.Н. Грановского и И.И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой. В 1845, подготовив под руководством своего дяди, актёра П.Г. Степанова, роли Елены Глинской (в одноименной пьесе Н.А. Полевого), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с французского языка), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых. С 1846 актриса Малого театра. Большое влияние на Рыкалову оказал М.С. Щепкин. Начав свою сценическую деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Рыкалова вскоре перешла на характерные роли пожилых женщин. Лучшая роль — Атуева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1855). Дарование Рыкаловой высоко ценил А.Н. Островский, написавший для неё роль Кабанихи в «Грозе» (исполнила эту роль в 1859). После ухода из Малого театра (1891) Рыкалова играла на частных сценах (московский театр Корша и др.). Последний раз выступила около 1904. Роли в пьесах Островского - Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух»), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь»), Уланбекова («Воспитанница»), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье лучше») и др. Среди других ролей: Наталья Дмитриевна, Хлестова, Графиня-бабушка («Горе от ума»), Дарья Ивановна («Провинциалка» И.С.Тургенева), Офелия и Дездемона («Гамлет» и «Отелло»), Луиза и леди Мильфорд («Коварство и любовь») и др. Жила в 1880-х гг. на Чистых прудах и в Дмитровском переулке, 3, затем на Большой Дмитровке, 4.
РЫКАЛОВА Надежда Васильевна (10.7.1824, Москва — 3.1.1914, там же), актриса. Из актёрской семьи. Её дед — Василий Федотович (1771—1823), известный комик. Выдержав экзамены при Московском университете (у профессоров Г.Н. Грановского и И.И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой. В 1845, подготовив под руководством своего дяди, актёра П.Г. Степанова, роли Елены Глинской (в одноименной пьесе Н.А. Полевого), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с французского языка), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых. С 1846 актриса Малого театра. Большое влияние на Рыкалову оказал М.С. Щепкин. Начав свою сценическую деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Рыкалова вскоре перешла на характерные роли пожилых женщин. Лучшая роль — Атуева («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, 1855). Дарование Рыкаловой высоко ценил А.Н. Островский, написавший для неё роль Кабанихи в «Грозе» (исполнила эту роль в 1859). После ухода из Малого театра (1891) Рыкалова играла на частных сценах (московский театр Корша и др.). Последний раз выступила около 1904. Роли в пьесах Островского - Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух»), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь»), Уланбекова («Воспитанница»), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье лучше») и др. Среди других ролей: Наталья Дмитриевна, Хлестова, Графиня-бабушка («Горе от ума»), Дарья Ивановна («Провинциалка» И.С.Тургенева), Офелия и Дездемона («Гамлет» и «Отелло»), Луиза и леди Мильфорд («Коварство и любовь») и др. Жила в 1880-х гг. на Чистых прудах и в Дмитровском переулке, 3, затем на Большой Дмитровке, 4.
Публикации

ПАМЯТЬ

10 июля исполняется 190 лет со дня рождения актрисы Малого театра Надежды Васильевны Рыкаловой (1824 - 1914).

Подробнее >
Отзывы