Остужев Александр Алексеевич

Актер

ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич (настоящая фамилия — Пожаров) (4(16).IV.1874 - 1.III.1953) — русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Родился в семье железнодорожного машиниста. Сценическую деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А.М. Медведева. В 1896 Остужен поступил на Драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 Остужев — актер Малого театра, (сезон 1901-02 играл в Театре Корша). Первая значительная роль Остужева в Малом театре — Ромео («Ромео и Джульетта», 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм искусства Остужева. В период работы в Театре Корша Остужев с выдающимся успехом сыграл роль Алеши («Дети Ванюшина»), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий (1902). В ранних ролях Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф.И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству Остужева было героическое искусство M.H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли Остужева как человека и артиста. Играя Жадова (1907), Остужев выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении Александра Алексеевича выступал в защиту человеческих прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал Остужев в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое начало. Его герои — чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве.

Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 актер потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; Остужев выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в понимание Остужевым героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы Остужева были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.).

Вершинами творчества Остужева в советское время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного Остужевым, было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапом в истории советского театра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеческой мысли трактовал Остужев и Уриэля Акосту.

Героические образы актера, исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание Остужев сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. «Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра», — писал Остужев Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции Остужева, борца за искусство героическое и гуманное, определяют собой и художественную форму его образов. Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью художественным лаконизмом. Все эти особенности героического искусства Остужева делают его наследником романтической школы русского актерского искусства. Государственная премия СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского искусства.

Другие роли: Теодоро («Собака на сене» Лопе де Вега 1917) Бассанио («Венецианский купец», 1923), Марк Антоний («Юлий Цезарь» Шекспира, 1924), Квазимодо («Собор Парижской богоматери» по Гюго, 1926), Барон («Скупой рыцарь», 1937).

Справка ГТРФ: Представитель героико-романтической школы, трагик. Страстный пафос и темперамент сочетались в искусстве А.А.Остужева с глубокой искренностью. Актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у оперных певцов, в т.ч. у Ф.И.Шаляпина. Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910г. актер потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре (с 1898-1946 гг. – в Малом театре). В коллекции радиофонда сохранились уникальные записи спектаклей Государственного академического Малого театра Союза ССР с участием великого русского трагика: «Отелло» У.Шекспира (Отелло), (запись 1938г.) и «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (Уриэль Акоста), (запись 1940г.). Радиофонд располагает записями литературных произведений в исполнении А.Остужева: страницы повести «Хаджи Мурат» Л.Толстого, стихотворения: «На смерть поэта» М.Лермонтова, «Лес» А.Кольцова, «Священная война» В.Лебедева-Кумача, (записи 1930-40-х гг.). О жизни и творчестве А.А.Остужева рассказывается в авторской радиопередаче Н.Крымовой «Артисты на все времена»: о его учителях – А.И.Южине и А.П.Ленском; об исполнении А.А.Остужевым роли Отелло; о работе актера на радио. В исполнении А.Остужева звучат монологи: Г.Незнамова («Без вины виноватые» А.Островского), Барона («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина), Отелло («Отелло» У.Шекспира), (записи 1940-50-х гг). В коллекции радиофонда есть запись рассказа И.Андроникова «Ошибка Сальвини»: об актерской судьбе А.А.Остужева; о создании им образа Отелло в одноименном спектакле Малого театра; о встречах с ним.

Фонд А.А.Остужева в РГАЛИ

Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949;

Александр Алексеевич Остужев, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;

«Уриэль Акоста», трагедия К. Гуцкова. Спектакль Гос. ордена Ленина Акад. Малого театра, М., 1940;

Ходорковская Л., Клинчин А., Остужев — актер Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958;

Филиппов В. А., А.А. Остужев, М.-Л., 1945.


РОЛИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОСТУЖЕВА, ИГРАННЫЕ ИМ В МАЛОМ И НОВОМ ТЕАТРАХ



СЕЗОН 1898/99 ГОДА

Граф Скаржинский «Вий», по повести Н. Гоголя.

Степан Бастрюков«Воевода (Сон на Волге)» А. Островского.

Слуга трактирный. «Ревизор» Н. Гоголя.

Князь Гадаев. «Старый закал» А. Сумбатова.

Чарусский. «Старый закал» А. Сумбатова.

Альбер. «Скупой рыцарь» А. Пушкина.

Царевич Федор. «Царь Борис» А. Толстого.

Макс. «Бой бабочек» Г. Зудермана.

Колычев. «Василиса Мелентьева» А. Островского.

Городской житель. «Гроза» А. Островского.

Абрам. «Каширская старина» Д. Аверкиева.

Буланов. «Лес» А. Островского.

Стрелкин. «Простушка и воспитанная» Д. Ленского.

Граф Альмавива. «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше.

Васелен. «Термидор» В. Сарду.

Людовик. «Три искушения» И. Аничкова.




СЕЗОН 1899/900 ГОДА

Незнамов. «Без вины виноватые» А. Островского.

Муравлев. «Закат» А. Сумбатова.

Пистоль. «Кин» А. Дюма.

Воин. «Макбет» В. Шекспира.

Малькольм. «Макбет» В. Шекспира.

Долинин. «Волшебные звуки» А. Генца.

Лизандр. «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира.

Фердинанд. «Эгмонт» И.-В. Гёте.

Александр Глов. «Игроки» Н. Гоголя.

Губанин. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Островского.

Клеонт. «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера.

Кассио. «Отелло» В. Шекспира.




СЕЗОН 1900/01 ГОДА

Шпекин. «Ревизор» Н. Гоголя.

Ромео. «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

Ломов. «Предложение» А. Чехова.

Мизгирь. «Снегурочка» А. Островского.

Бунин. «Трехцветная фиалка» П. Гнедича.



СЕЗОН 1901/02 ГОДА

Сезон 1901/02 года Остужев играл в театре Корша; среди сыгранных им ролей были: Фердинанд («Коварство и любовь»), Мелузов («Таланты и поклонники»), Алексей («Дети Ванюшина»).




СЕЗОН 1902/03 ГОДА

Чацкий. «Горе от ума» А. Грибоедова.

Н о р б е р т. «Да здравствует жизнь» Г. Зудермана.

Граф Серри. «Король Генрих VIII» В. Шекспира.

Чарльз Серфес. «Школа злословия» Р. Шеридана.



СЕЗОН 1903/04 ГОДА

Эрекле. «Измена» А. Сумбатова.

Михаил. «Победа» В. Трахтенберга.

Максимиллиан Жерар. «Сын Жибуайе» Э. Ожье.

Маркиз де Сен-Маре. «Сен-Марс» П. Капниста.

Xомар. «Банкрот» Бьёрнстьерне Бьёрнсона.



СЕЗОН 1904/05 ГОДА

Эргарт Боркман. «Джон Габриэль Боркман» Г.Ибсена

Феликс. «Одинокой тропой» А. Шницлера.

Фаон. «Сафо» Ф. Грильпарцера.

Грибин. «Поросль» Р. Хина.

Якоб Дорн. «Поток» М. Гальбе.



СЕЗОН 1905/06 ГОДА

Доктор Кокоро. «Мастер» Г. Бара.

Фридер. «Молодежь» М. Дрейера.

Курчаев. «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.

Костя Гусляков. «Невод» А. Сумбатова.

Эрнани. «Эрнани» В. Гюго (Четвертое действие, сборный спектакль в пользу нуждающихся провинциальных сценических деятелей)

Фердинанд. «Буря» В. Шекспира.



СЕЗОН 1906/07 ГОДА

Петер. «Борьба за престол» Г. Ибсена.

Фон Лауфен. «Вечерняя заря» Ф. Бейерлейна.

Фред. «Праздник жизни» Г. Зудермана.



СЕЗОН 1907/08 ГОДА

Жадов. «Доходное место» А. Островского.

Элии. «Коринфское чудо» А. Косоротова.

Бенедикт. «Много шума из ничего» В. Шекспира.



СЕЗОН 1908/09 ГОДА

Вершилин. «Вожди» А. Сумбатова.

Пьер. «Казенная квартира» В. Рыжкова.

Князь N. «Театральный разъезд» Н. Гоголя.

Паоло Красивый. «Франческа да Римини» Г. д\\\\\\\'Аннунцио.



СЕЗОН 1909/10 ГОДА

Дмитрий Самозванец. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Островского.

Сергей. «Жены» Д. Айзмана.

Роберт д\\\\\\\'Оберваль. «Очаг» О. Мирбо.

Освальд. «Привидения» Г. Ибсена.



СЕЗОН 1910/11 ГОДА

Эрланд Янсон. «Любовь — всё» Я. Сёдерберга.

Хлестаков. «Ревизор» Н. Гоголя.

Пилявин. «Светлая личность» Е. Карпова.



СЕЗОН 1911/12 ГОДА

Претуров. «Грань» Н. Тимковского.

Гвидо Ферранти. «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда.

Тибо де Круси. «Израиль» А. Бернштейна.

Янота. «Пир жизни» С. Пшибышевского.



СЕЗОН 1912/13 ГОДА

Петр Пехтерев. «Ассамблея» П. Гнедича.

Мюрат. «Двенадцатый год» А. Бахметьева.

Вячеслав. «История одного брака» А. Александрова.

Михаил Федорович. «1613-й год» Н. Чаева.

Орландо. «Как вам это понравится» В. Шекспира.

Мортимер. «Мария Стюарт» Ф. Шиллера.

Григорий. «Борис Годунов» А. Пушкина (Сцена «Келья в Чудовом монастыре» — утренний абонементный сборный спектакль).



СЕЗОН 1913/14 ГОДА

Скородин. «Проигранная ставка» А. Лопатина.

Митя. «Торговый дом» И. Сургучева.



СЕЗОН 1914/15 ГОДА

Карлос ван дер Ноот. «Граф де Ризоор» В. Сарду.

Толкачев. «Красная звезда» И. Павловского.

Анатолий. «Сестры Кедровы» Н. Григорьева-Истомина.



СЕЗОН 1915/16 ГОДА

Виталий. «Вторая молодость» П. Невежина,

Рыков. «Самоуправцы» А. Писемского.

Юрий. «Чародейка» И. Шпажинского.



СЕЗОН 1916/17 ГОДА

Игорь Турашов. «Ночной туман» А. Сумбатова.

Дьяков. «Романтики» Д. Мережковского.



СЕЗОН 1917/18 ГОДА

Молодой сириец. «Саломея» О. Уайльда.



СЕЗОН 1918/19 ГОДА

Бассанио. «Венецианский купец» В. Шекспира.

Теодоро. «Собака садовника» Лопе де Вега.

Василько. «Посадник» А. Толстого.

Мешэм. «Стакан воды» Э. Скриба.

Орест. «Электра» Г. Гофмансталя.



СЕЗОН 1922/23 ГОДА

Милон. «Недоросль» Д. Фонвизина.



СЕЗОН 1923/24 ГОДА

Митя. «Бедность не порок» А. Островского.

Фердинанд. «Железная стена» Б. Рынды-Алексеева.

Марк Антоний. «Юлий Цезарь» В. Шекспира.



СЕЗОН 1924/25 ГОДА

Фиеско. «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера.

Акоста. «Уриэль Акоста» К. Гуцкова.



СЕЗОН 1925/26 ГОДА

Квазимодо. «Собор Парижской богоматери», по В. Гюго (инсцениропка Н. Крашенинникова).

Шумский. «Аракчеевщина» И. Платона.

Стрелец-Корецкий. «Последний жемчуг» Н. Персианиновой.



СЕЗОН 1926/27 ГОДА

Адриан ван Браувер. «Бархат и лохмотья» А. Луначарского и Эд. Штуккена.



СЕЗОН 1927/28 ГОДА

Капитан исправник. «Мертвые души», по Н. Гоголю (спектакль по случаю юбилея артистов Малого театра М. П. Юдиной, И. Ф. Красовского и Н. Н. Гремина)

Мордвинов. «1917 год» И. Платона и Н. Суханова.



СЕЗОН 1928/29 ГОДА

Браилов, «Сигнал» С. Поливанова и Л. Прозоровского.



СЕЗОН 1929/30 ГОДА

Михаил Иванович. «Растеряева улица», по Г. Успенскому (инсценировка М. Нарокова).

Карл Моор. «Разбойники» Ф. Шиллера.

Репетилов. «Горе от ума» А. Грибоедова.



СЕЗОН 1930/31 ГОДА

Соловьев. «Горячие будни» Ю. Болотова.



СЕЗОН 1931/32 ГОДА

Вово. «Плоды просвещения» Л. Толстого.



СЕЗОН 1934/35 ГОДА

Любим Торцов. «Бедность не порок» А. Островского.



СЕЗОН 1935/36 ГОДА

Отелло. «Отелло» В. Шекспира.



СЕЗОН 1936/37 ГОДА

Барон. «Скупой рыцарь» А. Пушкина.



СЕЗОН 1939/40 ГОДА

Уриэль Акоста, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова.



СЕЗОН 1941/42 ГОДА

От автора. «Отечественная война 1812 года», по роману Л. Толстого (инсценировка И.Судакова).

ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич (настоящая фамилия — Пожаров) (4(16).IV.1874 - 1.III.1953) — русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Родился в семье железнодорожного машиниста. Сценическую деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А.М. Медведева. В 1896 Остужен поступил на Драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 Остужев — актер Малого театра, (сезон 1901-02 играл в Театре Корша). Первая значительная роль Остужева в Малом театре — Ромео («Ромео и Джульетта», 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм искусства Остужева. В период работы в Театре Корша Остужев с выдающимся успехом сыграл роль Алеши («Дети Ванюшина»), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий (1902). В ранних ролях Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф.И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству Остужева было героическое искусство M.H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли Остужева как человека и артиста. Играя Жадова (1907), Остужев выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении Александра Алексеевича выступал в защиту человеческих прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал Остужев в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое начало. Его герои — чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве.

Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 актер потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; Остужев выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в понимание Остужевым героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы Остужева были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.).

Вершинами творчества Остужева в советское время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного Остужевым, было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапом в истории советского театра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеческой мысли трактовал Остужев и Уриэля Акосту.

Героические образы актера, исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание Остужев сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. «Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра», — писал Остужев Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции Остужева, борца за искусство героическое и гуманное, определяют собой и художественную форму его образов. Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью художественным лаконизмом. Все эти особенности героического искусства Остужева делают его наследником романтической школы русского актерского искусства. Государственная премия СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского искусства.

Другие роли: Теодоро («Собака на сене» Лопе де Вега 1917) Бассанио («Венецианский купец», 1923), Марк Антоний («Юлий Цезарь» Шекспира, 1924), Квазимодо («Собор Парижской богоматери» по Гюго, 1926), Барон («Скупой рыцарь», 1937).

Справка ГТРФ: Представитель героико-романтической школы, трагик. Страстный пафос и темперамент сочетались в искусстве А.А.Остужева с глубокой искренностью. Актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у оперных певцов, в т.ч. у Ф.И.Шаляпина. Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910г. актер потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре (с 1898-1946 гг. – в Малом театре). В коллекции радиофонда сохранились уникальные записи спектаклей Государственного академического Малого театра Союза ССР с участием великого русского трагика: «Отелло» У.Шекспира (Отелло), (запись 1938г.) и «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (Уриэль Акоста), (запись 1940г.). Радиофонд располагает записями литературных произведений в исполнении А.Остужева: страницы повести «Хаджи Мурат» Л.Толстого, стихотворения: «На смерть поэта» М.Лермонтова, «Лес» А.Кольцова, «Священная война» В.Лебедева-Кумача, (записи 1930-40-х гг.). О жизни и творчестве А.А.Остужева рассказывается в авторской радиопередаче Н.Крымовой «Артисты на все времена»: о его учителях – А.И.Южине и А.П.Ленском; об исполнении А.А.Остужевым роли Отелло; о работе актера на радио. В исполнении А.Остужева звучат монологи: Г.Незнамова («Без вины виноватые» А.Островского), Барона («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина), Отелло («Отелло» У.Шекспира), (записи 1940-50-х гг). В коллекции радиофонда есть запись рассказа И.Андроникова «Ошибка Сальвини»: об актерской судьбе А.А.Остужева; о создании им образа Отелло в одноименном спектакле Малого театра; о встречах с ним.

Фонд А.А.Остужева в РГАЛИ

Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949;

Александр Алексеевич Остужев, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;

«Уриэль Акоста», трагедия К. Гуцкова. Спектакль Гос. ордена Ленина Акад. Малого театра, М., 1940;

Ходорковская Л., Клинчин А., Остужев — актер Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958;

Филиппов В. А., А.А. Остужев, М.-Л., 1945.


РОЛИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОСТУЖЕВА, ИГРАННЫЕ ИМ В МАЛОМ И НОВОМ ТЕАТРАХ



СЕЗОН 1898/99 ГОДА

Граф Скаржинский «Вий», по повести Н. Гоголя.

Степан Бастрюков«Воевода (Сон на Волге)» А. Островского.

Слуга трактирный. «Ревизор» Н. Гоголя.

Князь Гадаев. «Старый закал» А. Сумбатова.

Чарусский. «Старый закал» А. Сумбатова.

Альбер. «Скупой рыцарь» А. Пушкина.

Царевич Федор. «Царь Борис» А. Толстого.

Макс. «Бой бабочек» Г. Зудермана.

Колычев. «Василиса Мелентьева» А. Островского.

Городской житель. «Гроза» А. Островского.

Абрам. «Каширская старина» Д. Аверкиева.

Буланов. «Лес» А. Островского.

Стрелкин. «Простушка и воспитанная» Д. Ленского.

Граф Альмавива. «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше.

Васелен. «Термидор» В. Сарду.

Людовик. «Три искушения» И. Аничкова.




СЕЗОН 1899/900 ГОДА

Незнамов. «Без вины виноватые» А. Островского.

Муравлев. «Закат» А. Сумбатова.

Пистоль. «Кин» А. Дюма.

Воин. «Макбет» В. Шекспира.

Малькольм. «Макбет» В. Шекспира.

Долинин. «Волшебные звуки» А. Генца.

Лизандр. «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира.

Фердинанд. «Эгмонт» И.-В. Гёте.

Александр Глов. «Игроки» Н. Гоголя.

Губанин. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Островского.

Клеонт. «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера.

Кассио. «Отелло» В. Шекспира.




СЕЗОН 1900/01 ГОДА

Шпекин. «Ревизор» Н. Гоголя.

Ромео. «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

Ломов. «Предложение» А. Чехова.

Мизгирь. «Снегурочка» А. Островского.

Бунин. «Трехцветная фиалка» П. Гнедича.



СЕЗОН 1901/02 ГОДА

Сезон 1901/02 года Остужев играл в театре Корша; среди сыгранных им ролей были: Фердинанд («Коварство и любовь»), Мелузов («Таланты и поклонники»), Алексей («Дети Ванюшина»).




СЕЗОН 1902/03 ГОДА

Чацкий. «Горе от ума» А. Грибоедова.

Н о р б е р т. «Да здравствует жизнь» Г. Зудермана.

Граф Серри. «Король Генрих VIII» В. Шекспира.

Чарльз Серфес. «Школа злословия» Р. Шеридана.



СЕЗОН 1903/04 ГОДА

Эрекле. «Измена» А. Сумбатова.

Михаил. «Победа» В. Трахтенберга.

Максимиллиан Жерар. «Сын Жибуайе» Э. Ожье.

Маркиз де Сен-Маре. «Сен-Марс» П. Капниста.

Xомар. «Банкрот» Бьёрнстьерне Бьёрнсона.



СЕЗОН 1904/05 ГОДА

Эргарт Боркман. «Джон Габриэль Боркман» Г.Ибсена

Феликс. «Одинокой тропой» А. Шницлера.

Фаон. «Сафо» Ф. Грильпарцера.

Грибин. «Поросль» Р. Хина.

Якоб Дорн. «Поток» М. Гальбе.



СЕЗОН 1905/06 ГОДА

Доктор Кокоро. «Мастер» Г. Бара.

Фридер. «Молодежь» М. Дрейера.

Курчаев. «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.

Костя Гусляков. «Невод» А. Сумбатова.

Эрнани. «Эрнани» В. Гюго (Четвертое действие, сборный спектакль в пользу нуждающихся провинциальных сценических деятелей)

Фердинанд. «Буря» В. Шекспира.



СЕЗОН 1906/07 ГОДА

Петер. «Борьба за престол» Г. Ибсена.

Фон Лауфен. «Вечерняя заря» Ф. Бейерлейна.

Фред. «Праздник жизни» Г. Зудермана.



СЕЗОН 1907/08 ГОДА

Жадов. «Доходное место» А. Островского.

Элии. «Коринфское чудо» А. Косоротова.

Бенедикт. «Много шума из ничего» В. Шекспира.



СЕЗОН 1908/09 ГОДА

Вершилин. «Вожди» А. Сумбатова.

Пьер. «Казенная квартира» В. Рыжкова.

Князь N. «Театральный разъезд» Н. Гоголя.

Паоло Красивый. «Франческа да Римини» Г. д\\\\\\\'Аннунцио.



СЕЗОН 1909/10 ГОДА

Дмитрий Самозванец. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Островского.

Сергей. «Жены» Д. Айзмана.

Роберт д\\\\\\\'Оберваль. «Очаг» О. Мирбо.

Освальд. «Привидения» Г. Ибсена.



СЕЗОН 1910/11 ГОДА

Эрланд Янсон. «Любовь — всё» Я. Сёдерберга.

Хлестаков. «Ревизор» Н. Гоголя.

Пилявин. «Светлая личность» Е. Карпова.



СЕЗОН 1911/12 ГОДА

Претуров. «Грань» Н. Тимковского.

Гвидо Ферранти. «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда.

Тибо де Круси. «Израиль» А. Бернштейна.

Янота. «Пир жизни» С. Пшибышевского.



СЕЗОН 1912/13 ГОДА

Петр Пехтерев. «Ассамблея» П. Гнедича.

Мюрат. «Двенадцатый год» А. Бахметьева.

Вячеслав. «История одного брака» А. Александрова.

Михаил Федорович. «1613-й год» Н. Чаева.

Орландо. «Как вам это понравится» В. Шекспира.

Мортимер. «Мария Стюарт» Ф. Шиллера.

Григорий. «Борис Годунов» А. Пушкина (Сцена «Келья в Чудовом монастыре» — утренний абонементный сборный спектакль).



СЕЗОН 1913/14 ГОДА

Скородин. «Проигранная ставка» А. Лопатина.

Митя. «Торговый дом» И. Сургучева.



СЕЗОН 1914/15 ГОДА

Карлос ван дер Ноот. «Граф де Ризоор» В. Сарду.

Толкачев. «Красная звезда» И. Павловского.

Анатолий. «Сестры Кедровы» Н. Григорьева-Истомина.



СЕЗОН 1915/16 ГОДА

Виталий. «Вторая молодость» П. Невежина,

Рыков. «Самоуправцы» А. Писемского.

Юрий. «Чародейка» И. Шпажинского.



СЕЗОН 1916/17 ГОДА

Игорь Турашов. «Ночной туман» А. Сумбатова.

Дьяков. «Романтики» Д. Мережковского.



СЕЗОН 1917/18 ГОДА

Молодой сириец. «Саломея» О. Уайльда.



СЕЗОН 1918/19 ГОДА

Бассанио. «Венецианский купец» В. Шекспира.

Теодоро. «Собака садовника» Лопе де Вега.

Василько. «Посадник» А. Толстого.

Мешэм. «Стакан воды» Э. Скриба.

Орест. «Электра» Г. Гофмансталя.



СЕЗОН 1922/23 ГОДА

Милон. «Недоросль» Д. Фонвизина.



СЕЗОН 1923/24 ГОДА

Митя. «Бедность не порок» А. Островского.

Фердинанд. «Железная стена» Б. Рынды-Алексеева.

Марк Антоний. «Юлий Цезарь» В. Шекспира.



СЕЗОН 1924/25 ГОДА

Фиеско. «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера.

Акоста. «Уриэль Акоста» К. Гуцкова.



СЕЗОН 1925/26 ГОДА

Квазимодо. «Собор Парижской богоматери», по В. Гюго (инсцениропка Н. Крашенинникова).

Шумский. «Аракчеевщина» И. Платона.

Стрелец-Корецкий. «Последний жемчуг» Н. Персианиновой.



СЕЗОН 1926/27 ГОДА

Адриан ван Браувер. «Бархат и лохмотья» А. Луначарского и Эд. Штуккена.



СЕЗОН 1927/28 ГОДА

Капитан исправник. «Мертвые души», по Н. Гоголю (спектакль по случаю юбилея артистов Малого театра М. П. Юдиной, И. Ф. Красовского и Н. Н. Гремина)

Мордвинов. «1917 год» И. Платона и Н. Суханова.



СЕЗОН 1928/29 ГОДА

Браилов, «Сигнал» С. Поливанова и Л. Прозоровского.



СЕЗОН 1929/30 ГОДА

Михаил Иванович. «Растеряева улица», по Г. Успенскому (инсценировка М. Нарокова).

Карл Моор. «Разбойники» Ф. Шиллера.

Репетилов. «Горе от ума» А. Грибоедова.



СЕЗОН 1930/31 ГОДА

Соловьев. «Горячие будни» Ю. Болотова.



СЕЗОН 1931/32 ГОДА

Вово. «Плоды просвещения» Л. Толстого.



СЕЗОН 1934/35 ГОДА

Любим Торцов. «Бедность не порок» А. Островского.



СЕЗОН 1935/36 ГОДА

Отелло. «Отелло» В. Шекспира.



СЕЗОН 1936/37 ГОДА

Барон. «Скупой рыцарь» А. Пушкина.



СЕЗОН 1939/40 ГОДА

Уриэль Акоста, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова.



СЕЗОН 1941/42 ГОДА

От автора. «Отечественная война 1812 года», по роману Л. Толстого (инсценировка И.Судакова).

Публикации

ЗАГАДКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

В музейных фондах Малого театра хранится огромное количество документов и материалов по истории театра. Изучение их иногда превращается в увлекательнейший квест. Сегодня наш рассказ о фотографиях Александра Остужева в спектакле «Без вины виноватые». Надежда Телегина, газета "Малый театр", №1 (43) 2016 год

Подробнее >

ОСТУЖЕВУ - 150

16 апреля исполняется 150 лет со дня рождения великого русского артиста Александра Алексеевича Остужева (1874 - 1953). Памяти актера Малый театр посвящает сегодняшний спектакль "Доходное место" А.Н.Островского, в котором он исполнял роль Жадова.

Подробнее >
Отзывы