Львов-Анохин Борис Александрович

Режиссер
ЛЬВОВ-АНОХИН БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1926–2000), русский режиссер, театровед, балетовед. Родился 9 октября 1926 года в Москве. В 1950 г. окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н.Островского (ныне – СПАТИ), работал в Центральном академическом театре Советской Армии, Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского, последние годы жизни возглавлял Новый драматический театр. Ставил спектакли в «Современнике», Малом театре. С 1948 выступал в печати, автор многих статей и книг о театре и балетном искусстве.

За годы работы в ЦАТСА поставил спектакли «Настоящий человек» (по «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, 1955), «Профессия миссис Уоррен» Б.Шоу (1956), «Фабричная девчонка» А.Володина (1957), «Средство Макропулоса» К.Чапека, «Всеми забытый» Н.Хикмета и «Добряки» Л.Зорина (все три спектакля 1958), «Каса мааре» И.Друце (1961) и др. Работая в тесном сотрудничестве с таким крупным мастером, как А.Д.Попов, Львов-Анохин перенимал и творчески переосмысливал некоторые черты почерка режиссера, но никогда не копировал и не повторял их. Человек другого поколения, Львов-Анохин умел точно расслышать в произведении те струны, что были особенно важны и нужны публике середины 1950-х годов. Его спектакли нередко наталкивались на цензурные препоны, вызывая широкий резонанс в интеллигентской среде зрителей и критиков. Впервые соприкоснувшись с творчеством такого драматурга, как А.М.Володин, Львов-Анохин безошибочно угадал в «Фабричной девчонке» автора крупного и принципиально нового творческого направления. В этом спектакле, вошедшем в историю отечественного театра, появилась новая звезда – актриса Людмила Фетисова. В спектаклях «Средство Макропулоса» и более позднем «Каса мааре» интересными и неожиданными чертами раскрылось дарование одной из ведущих актрис театра – Л.И.Добржанской. Львов-Анохин поставил также в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского спектакль «Материнское поле» по Ч.Айтматову с Добржанской в роли Толгонай, «Мамуре» и «Холопы» П.Гнедича, поставленные специально для Е.Н.Гоголевой в Малом театре, «Письма Асперна» по Г.Джеймсу – спектакль Нового драматического театра, в котором сыграла свою последнюю роль Э.Ю.Урусова. До 1961 Львов-Анохин работал в ЦАТСА, затем в 1962 поставил в «Современнике» «Старшую сестру» Володина.

С 1963 Львов-Анохин – главный режиссер Театра им. К.С.Станиславского. В поставленных им на этой сцене спектаклях оттачиваются чувство стиля режиссера, его высокий художественный вкус, умение создать поэтическую атмосферу, выявить сложность духовной жизни персонажей, графическая ясность мизансцен, острота сценической формы. Однако послеоттепельная эпоха не была безоблачной для театра – Львову-Анохину не раз пришлось сталкиваться с чиновниками от искусства, доказывая собственное право на темы, проблематику, силу звучания того или иного социального мотива. Покинув театр в начале 1970-х годов, Львов-Анохин продолжал много ставить, в основном в Малом театре. Здесь поставлены такие спектакли, как «Утренняя фея» А.Касоны, «Фома Гордеев» М.Горького, «Федра» Ж.Расина, «Рядовые» А.Дударева, «Целина» по Л.Брежневу (тогдашний художественный руководитель Малого театра М.И.Царев просил Львова-Анохина завершить постановку, начатую режиссерским коллективом) и многие другие. Кроме того, Львов-Анохин много времени и сил отдавал балету. Он писал статьи о балетных спектаклях, книги о мастерах, написал сценарии балета и фильма-балета «Анна Каренина», сценарий документального фильма «Галина Сергеевна Уланова», статьи о современном театральном искусстве. В жанре проблемной статьи о театре, в мемуарном жанре Львов-Анохин работал до последних дней. Он не успел завершить воспоминания о выдающейся балерине 20 в. Г.С.Улановой, его воспоминания о ЦАТСА, о работе с А.Д.Поповым, Л.И.Добржанской, Л.М.Фетисовой, Н.И.Пастуховым были опубликованы журналом «Театральная жизнь» уже после смерти режиссера.

Вскоре после создания в Москве Нового драматического театра, расположенного на самой окраине столицы, вблизи от кольцевой дороги (театр этот нередко иронично именовали «Театр в лесу»), Львов-Анохин получил предложение возглавить коллектив (1989). Здесь он проработал до конца жизни, поставив такие спектакли, как «Орленок» Э.Ростана (1991), «Опасные связи» Ш.де Лакло (1992), «Письма Асперна» (1993), «Героическую комедию» Брукнера (1995), «Реванш королевы» Э.Скриба (1996). Здесь же воспитал нового режиссера: художник А.Сергеев, поначалу оформлявший спектакли Львова-Анохина, постепенно стал его ассистентом, а затем и сам начал ставить спектакли. Последней постановкой Львова-Анохина стал спектакль «Московские истории о любви и браке» по произведениям А.Н.Островского (1999), высоко отмеченный критикой и зрителями и названный в числе лучших спектаклей московского театрального сезона. Изысканность постановки органически соединилась с замоскворецким весельем, с причудливостью нравов. Одну из главных ролей в спектакле сыграла актриса О.Мысина, на протяжении последних лет нередко занятая в спектаклях Львова-Анохина.
Умер Львов-Анохин в Москве 14 апреля 2000.

Из материалов ГТРФ

Для режиссерского почерка Б.Львова-Анохина были характерны строгий вкус, безукоризненный стиль. Б.Львов-Анохин очень чутко и бережно относился к актерам, ценил и развивал их природные данные. В коллекции радиофонда есть записи спектаклей, поставленных Б.Львовом-Анохиным в разные годы на сцене ведущих театров Москвы с участием таких замечательных исполнителей, как Е.Гоголева, Р.Нифонтова, Л.Добржанская, В.Васильева, Ю.Соломин, Э.Марцевич.

Представляем записи спектаклей Государственного академического Малого театра Союза ССР в постановке Б.Львова-Анохина: «Мамуре» Ж.Сармана, в роли Селины Муре (Мамуре) — Е.Гоголева, «Холопы» П.Гнедича, в роли Плавутиной-Плавунцовой — Е.Гоголева, «Федра» Ж.Расина, в роли Федры — Р.Нифонтова, «Рядовые» А.Дударева. В ролях: Э.Марцевич, В.Коршунов, Е.Глушенко и другие артисты театра. Собрание радиофонда также располагает записями выступлений Б.Львова-Анохина к спектаклям «Мамуре» и «Холопы», в которых рассказывает о совместной работе с Е.Гоголевой. В 1962 году Б.Львов-Анохин поставил в Московском театре «Современник» спектакль «Старшая сестра» А.Володина. Запись этого спектакля с участием актеров: Л.Толмачевой, А.Покровской, В.Никулина, М.Козакова, была осуществлена в 1965 году.

Значительное влияние на становление творческой личности Б.Львова-Анохина оказал А.Д.Попов, под чьим руководством он работал в Центральном академическом театре Советской Армии. В собрании радиофонда есть записи следующих спектаклей, поставленных Б.Львовом-Анохиным на сцене ЦАТСА: «Каса маре» и «Птицы нашей молодости» И.Друцэ с участием Л.Добржанской, Н.Сазоновой, И.Ледогорова, и «Добряки» Л.Зорина. В ролях: Л.Добржанская, К.Насонов, М.Пастухова и другие артисты театра.

В Московском академическом театре сатиры Б.Львовым-Анохиным был поставлен спектакль «Воительница» Н.Лескова с В.Васильевой в роли Домны Платоновны. Для В.Васильевой этот спектакль стал «этапным» в ее творческой биографии. Запись спектакля была осуществлена в 1989 году.

На радио Б.А.Львовым-Анохиным был поставлен радиоспектакль «Жертвоприношение Елены» по пьесе В.Хильдесхаймера с О.Яковлевой в роли Прекрасной Елены. А в цикле «Радиотеатр одного актера» совместно с режиссером радио Э.Верником была создана литературно-музыкальная композиция «Екатерина II и Екатерина Дашкова» в исполнении И.Чижовой.

Одна из цикловых передач «Дорогого стоит», известного театрального критика М.Краснянской, была посвящена Б.Львову-Анохину. В ней замечательный режиссер рассказывает о своей семье, маме — драматической актрисе Лидии Анохиной, ее совместной работе в Центральном детском театре с И.Ильинским и М.Бабановой. О письмах С.Бирман и М.Бабановой, хранящихся в семейном архиве.