Ленский Александр Павлович

Актер

ЛЕНСКИЙ (наст. фам.- Вервициотти; носил ее до 1897), Александр Павлович (1(13).X.1847, Кишинев,-13(26). X.1908, Москва) — русский актер и режиссер, театральный педагог. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и О. Вервициотти. После смерти родителей с 1858 жил в семье актера Малого театра К. Н. Полтавцева (женатого на сводной сестре Ленского). Постоянное посещение Малого театра, участие в любительских спектаклях способствовали развитию у Ленского интереса к театральному искусству. В 1865 Ленский дебютировал во Владимире в театре под руководством А. М. Читау-Огаревой. До 1876 играл на провинциальной сцене (Нижний Новгород, Самара, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса и др.). В Москве впервые выступил в июле 1872 г. в Театре на Политехнической выставке. Летом 1873 г. гастролировал в Общедоступном театре, возглавляемом П. М. Медведевым. С 1876 до конца жизни работал в московском Малом театре (в 1882-84 — в Александринском театре). С 1907 был главным режиссером Малого театра. Утверждая в искусстве принципы психологической правды, Ленский достигал высокого мастерства сценического перевоплощения. Игра его была проникнута стремлением к реалистической многосторонности, исторической точности в характеристике персонажа. Искусство Ленского отличалось остротой внешнего рисунка, вниманием к деталям, высоким мастерством мимики и грима; он обладал «...совершенно исключительной сценической мягкостью...» (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, жизненной простотой исполнения, высокой артистичностью и изяществом.



Творчество Ленского, мыслящего и взыскательного художника, было редким по широте диапазона. Он был ярким характерным актером, его сценические образы являлись результатом внимательного изучения жизни, психологии человека. Художник лирического дарования, Ленский создавал сценические образы, проникнутые гуманистической направленностью; его творчество получило признание в кругах передовой русской интеллигенции. Драматические образы Ленского часто раскрывали тему борьбы за счастье народа, осуждали бесправие и насилие, утверждали ценность и достоинство человека, в комедийных образах — сатирически осмеивалась общественная никчемность, вырождение правящих классов. Среди лучших ролей Ленского: Гамлет (1871, 1877), Ричард III (1876 — Одесса, 1877), Отелло (1879 — Киев, 1888), Бенедикт (1869, 1877) и Петруччио (1870, 1876) в комедиях Шекспира «Много шума из ничего» и «Укрощение строптивой», Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера, 1876), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1879), Филипп II («Дон Карлос», 1894), епископ Николае («Борьба за престол» Ибсена, 1906). Особое место в творчестве Л. занимали роли рус. классич. драматургии: Чацкий (1871, 1876), Фамусов (1887); профессор Кругосветлов («Плоды просвещения», 1891), Муромский («Дело» Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время», 1900). Около 30 ролей сыграл Ленский в производениях А. Н. Островского: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты», 1869, 1876), Дульчин («Последняя жертва», 1877), Паратов («Бесприданница», 1878), Великатов («Таланты и поклонники», 1881), Лыняев («Волки и овцы», 1893), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Дудукин («Без вины виноватые», 1908) и др. Ленский играл также в пьесах современных ему авторов — А. И. Пальма (Неклюжев — «Наш друг Неклюжев», 1879), А. И. Сумбатова (князь Дубецкой — «Закат», 1899; Анания Глаха — «Измена», 1903; Светинцев — «Невод», 1905), Вл. И. Немировича-Данченко (Столбцов — «Новое дело», 1890; Демурин — «Цена жизни», 1896) и мн. др.



Стремясь к реформе, обновлению театра, к воспитанию актеров высокой культуры, владеющих реалистическим творческим методом, следующих единым художественным традициям, Ленский боролся с дилетантизмом, ложно понятой натуральностью. Важнейшее значение придавал он театральному образованию, театральной школе, видя в ней «будущее русского драматического искусства». С 1888 Ленский преподавал на драматических курсах Московского театрального училища, с 1895 начал ставить с молодыми актерами Малого театра, своими воспитанниками, утренние спектакли, уделяя особое внимание постановке пьес Островского. Ленский связывал задачи режиссера и педагога, добивался сочетания в актерском искусстве творческого вдохновения с высокой актерской техникой; внешние средства актерской выразительности он подчинял раскрытию внутренней логики характера, замыслу роли. Ленский написал ряд статей по вопросам актерского мастерства («Заметки о мимике и гриме», 1890, «Заметки актера», 1894, и др.), внесших значительный вклад в развитие театральной эстетики. Утверждая принципы реализма, Ленский считал, что театр, раскрывая внутренний мир человека, его отношения с внешним миром, должен основываться на художественном воспроизведении реальной жизни. Сторонник искусства переживания, Ленский видел в нем основу театрального действия, требовал от актера, чтобы он ощутил себя сценическим героем, был захвачен его чувствами. Ленский был одним из создателей Нового театра (филиал Большого и Малого театров), в котором в 1898-1903 он возглавлял драматическую труппу молодых актеров, состоявшую преимущественно из его учеников. Борясь с безыдейностью, пошлостью буржуазного репертуара, Ленский поставил в Новом театре произведения Островского (в т. ч. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1899, «Снегурочка», 1900), Гоголя («Ревизор», 1898, «Женитьба», 1898, инсценировка поэмы «Мертвые души», 1902), Бомарше («Севильский цирюльник», 1898, и «Женитьба Фигаро», 1899), Шекспира («Сон в летнюю ночь», 1899, и «Виндзорские проказницы», 1902) и др. В Малом театре Ленский осуществил постановку пьес Шекспира («Ромео и Джульетта», 1900, «Кориолан», 1902, «Буря», 1905), Островского («Без вины виноватые», 1908) и др. В своих режиссерских работах Ленский добивался гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их задаче раскрытия идейного содержания пьесы. Утверждая ведущую роль режиссера в создании спектакля, он стремился к осуществлению единого целостного режиссерского замысла постановки, к актерскому ансамблю, добивался увеличения репетиционного периода работы с актерами. Большое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектакля; требовал изготовления новых декораций для каждой постановки, сам выступал в роли театрального художника, ввел ряд технических усовершенствований (вращающийся круг сцены и др.). Работая режиссером в Новом и Малом театрax, Ленский боролся против чиновничье-бюрократического произвола, косности и рутины в искусстве, против постановки символистской, эстетской драматургии. Но в условиях реакционного режима императорских театров Ленский не мог отстоять свои художественные позиции. Травля со стороны дирекции, цензурные ограничения привели Ленского, незадолго до смерти, к решению оставить Малый театр.



В своем творчестве Л. выступал последователем сценической эстетики Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, А. Н. Островского. Взгляды его как режиссера и театрального педагога были во многом близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в основу новаторской деятельности Московского Художественного театра. Среди учеников Ленского- В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, П. М. Садовский и др.



Соч.: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.



Лит.: Михайловский В. А., Большой талант (опыт характеристики сценического творчества А. П. Ленского), «ЕИТ», 1910, вып. 6, стр. 85-106;

Филиппов В., А. П. Ленский, «Временник Русского Театрального общества», М., 1924, кн. 1, стр. 188-218;

Дурылин С., А. П. Ленский (1908-1933), «Театр и драматургия», 1933, с. 9;

е г о же, А. П. Ленский в «Борьбе за престол», там же, 1934, с. 11-12;

3ограф Н., Александр Павлович Ленский (1847-1908), М.-Л., 1944;

его же, Александр Павлович Ленский, М., 1955 (на стр. 419-451 имеются списки ролей и режиссерских работ Л., основная библиография).

Пажитнов Л.Н. А.П. Ленский. М.: Искусство, 1986.

Музалевский М. «Заслуженные артисты императорских театров». М., 2008.