Заведующий художественно-постановочной части Малого театра
Заведующий художественно-постановочной части Малого театра
26 апреля в Малом театре представили премьеру – спектакль «Белая палатка» в постановке Ирины Михайленко. Работа, созданная благодаря режиссерской лаборатории «Постигая Чехова», приурочена к 80-летию Великой Победы.
Сюжет постановки рассказывает о жизни военно-полевого госпиталя. Вера (Анна Шишкина), дочь начальника госпиталя Ивана Ступакова (Константин Юдаев), бежит на передовую со своим женихом Владимиром Савиновым (Максим Хрусталёв, Алексей Мишин). Она храбро спасает солдат, но во время одного из сражений оказывается сильно ранена. Девушку оперирует генерал медслужбы Любомиров Алексей (Андрей Чубченко), однако по вине Ступакова Веру не довозят до госпиталя.
Война ставит героев перед выбором, обнажая все самое хорошее и плохое, что в них есть. Под взрывы бомб медики ежедневно спасали тысячи жизней. Сражаясь со смертью, они не жалели себя, ошибались, рисковали. При этом в сердце каждого персонажа разворачивалась собственная битва. Подвигу врачей и посвящен спектакль.
Действие происходит в полностью белом пространстве – это и палатка полевого госпиталя, и поле битвы одновременно. «Здесь основная идея в том, что нет живых и мертвых, нет барьера между двумя мирами. Мне хотелось показать, что люди, воевавшие на Великой Отечественной, они живы в наших сердцах, в нашей памяти», – рассказала режиссер Ирина Михайленко.
Самый противоречивый персонаж истории – подполковник Ступаков. Желание действовать в соответствии с правилами в начальнике госпиталя, кажется, сильнее человечности и здравого смысла.
«Насколько точно мы передадим ту обстановку? Нас там не было. И мы не станем к этому ближе, даже если прочтем все книги. Но суть проблемы человеческих взаимоотношений на войне мы передать и почувствовать можем. По крайней мере, с точки зрения сегодняшнего времени. – отмечает Константин Юдаев. – Мне было сложно принять своего персонажа, потому что он совершает довольно страшные поступки. И самое страшное, что он делает это, руководствуясь правилами и из лучших побуждений. У меня есть любимое словосочетание – «причинить добро». Так вот мой персонаж причиняет добро – и дочери, и всем окружающим – именно тем, что пытается жить по правилам, по логике. А логика военная – она все-таки другая».
Для некоторых актеров этот спектакль стал особенно важным по личным причинам. «Мне, как ни странно, не было тяжело вживаться в роль. Я из семьи медиков, мой дедушка был военным хирургом, майором, как и мой персонаж. У него был Орден Красного Знамени. Где-то в душе я всегда мечтала сыграть врача. Мне знакома эта атмосфера, поэтому было несложно. Не было никаких противоречий, характер рождался довольно естественно», – поделилась Алена Охлупина, исполнившая роль майора медслужбы Анны Киреевой.
Режиссер Ирина Михайленко о подвигах медиков также знает из семьи: «Мой дедушка – военный врач. Он прошел всю Великую Отечественную войну. Меня это очень вдохновляло. Я думаю, что сейчас у нас мало спектаклей, посвященных медикам. Об этом надо говорить, про это важно помнить».
В спектакле также заняты: Зинаида Андреева, Алексей Мишин, Максим Хрусталев, Михаил Фоменко, Дмитрий Зеничев, Анна Шишкина, Анастасия Горячева, Наталья Калинина, Мария Дунаевская, Мария Кривенцева, Дмитрий Сафонов, Петр Жихарев, Дмитрий Кобяков и студент ВТУ (института) им. М. С. Щепкина Георгий Маденов.
Оформлением сцены занималась Мария Шуплецова. Композитором выступил Антон Горчаков, художником по свету – Андрей Изотов.
Ирина Сяткина, журнал «Театрал», 27.04.2025 г.
Фото: Дмитрий Дубинский
Посмотреть фоторепортаж вы можете на официальном сайте журнала «Театрал»: https://www.teatral-online.ru/news/37653/
Андрей Евгеньевич Изотов — мастер световой сценической палитры, с недавнего времени руководитель постановочной части Малого театра. Как художник по свету работал над спектаклями «Сердце не камень» А.Н.Островского, «Король Лир» У.Шекспира и многими другими. Интервью с Андреем Изотовым было опубликовано в последнем номере газеты "Малый театр".
— Андрей Евгеньевич, как Вы попали в мир театра?
— Я родился в театральной семье, и ребёнком, слушая разговоры домашних, считал, что «Горе от ума» — это одно слово, а родители идут на работу на «гореотума». Моя мама Валентина Васильевна Изотова и папа Евгений Михайлович Изотов всю свою жизнь служили в Малом, оба были художниками по свету. Мне приятно, что в театре их помнят. Старшее поколение — по личной работе с ними, молодёжь — по рассказам. В Малом сильна преемственность поколений, здесь работает много театральных династий. И не только актёрских. Я очень рад этому. И мой дедушка по материнской линии был связан со светом. Только не с театральным. Мой дед служил прожектористом — была такая должность в Красной армии. Получается, что театр и театральный свет — это моё призвание по рождению, но к работе здесь я пришёл не сразу. Может быть, это был юношеский протест, но после школы, отслужив в армии, я хотел выбрать свой жизненный путь, отличный от родительского. Но потом, как говорится, гены взяли своё. И с тех пор уже 37 лет я служу Малому театру. Начинал простым осветителем, потом стал художником по свету. Некоторое время руководил осветительским цехом, и даже получилось так, что я был назначен начальником цеха, где работали мои родители, то есть стал их начальником. Серьёзное испытание! Приходилось обдумывать тонкие ходы общения с цехом, чтобы родственные связи не помешали руководству, не повредили общему делу. К тому же, мои мама и папа — профессионалы с большой буквы, я просто был обязан соответствовать им, не ударить в грязь лицом. Мои родители всегда являлись и являются для меня жизненным и профессиональным ориентиром. Я горжусь ими!
[GALLERY:427]
— Чем Вас привлекает работа со светом? Расскажите о наиболее важных и запомнившихся Вам постановках в Малом и других театрах.
— Свет в спектакле — одна из самых важных составляющих оформления. Именно театральный свет оживляет декорации. Светом можно «нарисовать» и время года, и время суток, и настроение героев, драматизм и изменение сюжета. Конечно, художник по свету выполняет задачу режиссёра-постановщика и художника спектакля, и я счастлив, что мне довелось в Малом театре работать над постановками с такими великими режиссёрами и художниками, как Юрий Мефодьевич Соломин, Энар Георгиевич Стенберг, Валерий Яковлевич Левенталь, Эдуард Степанович Кочергин. За годы работы художником по свету я принял участие в создании многих спектаклей, и каждый из них дорог для меня, ведь в каждом частица моей души. Из последних постановок Малого театра запомнился спектакль «Визит старой дамы». Это была интересная и сложная работа с постановочной группой из Израиля: режиссёром Иланом Роненом и художником Лили Бен-Нахшон Аарон. Долгое время, более 15 лет, я сотрудничал с РАМТом. Делал спектакли с режиссёром Алексеем Владимировичем Бородиным и художником Станиславом Бенедиктовичем Бенедиктовым. Самые запоминающиеся постановки — это трилогия «Берег Утопии», «Нюрнберг» и «Участь Электры», за которую я был номинирован на премию «Золотая маска» в номинации «Художник по свету». Также мне было очень интересно поработать с режиссёром Андреем Сергеевичем Кончаловским в Театре им. Моссовета (спектакли «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры»). Я сотрудничаю со многими коллективами Москвы, но главным всегда был и остаётся Малый. Это мой дом.
— Новые технологии обогащают театр или, может быть, чего-то и лишают? Что поменялось в Вашей творческой работе?
— Конечно, время не стоит на месте, технологии шагнули вперёд, и в театральном свете тоже. И это прекрасно! Раньше художники по свету не могли себе представить возможностей, которые открывают новые осветительные приборы. Например, появление светодиодных источников света произвело переворот в нашей работе. Это и приборы для освещения пространства сцены со сменой света, и светодиодные экраны, и декоративные светящиеся элементы декораций... Но ко всем новшествам надо относиться с умом! Нельзя допускать, чтобы новые технологии разрушали визуальное пространство, которое создано в театре. Тем более в театре с такой богатой историей, как Малый. Здесь десятилетиями создавалась неповторимая атмосфера, её любят и ценят зрители. Мы продумано и взвешено применяем новшества, например, в «Короле Лире» и «Визите старой дамы». А в «Горе от ума», «Талантах и поклонниках», «Женитьбе» используется традиционное освещение, и эти спектакли ничуть не уступают первым, а в чём-то даже и превосходят их. Новое оборудование и технологии — лишь инструмент, который может обогатить спектакль, но может и разрушить. Сегодня в Малом театре установлено самое современное оснащение, которое позволяет выпускать новые постановки и поддерживать на высоком уровне старые в том виде, в каком они шли на премьере.
— В интервью газете «Малый театр» художник-постановщик Мария Дмитриевна Рыбасова так отозвалась о Вас: «Когда „светит“ Андрей Евгеньевич, декорация приподнимается!» Есть ли какой-то рецепт успешной работы?
— Такие слова из уст уважаемого мною художника очень приятны. Я сам восхищаюсь талантом Марии Дмитриевны, её неповторимым стилем, глубоким творческим подходом к созданию художественного оформления спектакля. Смею надеяться, что мы с ней находимся на одной волне, понимаем друг друга. Мы много сотрудничали в разных театрах (с удовольствием отмечу постановки детских музыкальных спектаклей в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой). А последней нашей совместной работой с Машей стал спектакль Малого театра «Король Лир» (режиссёр Антон Яковлев) — первая премьера на исторической сцене после реконструкции. Основное профессиональное качество художника по свету — умение понять художника-постановщика и режиссёра, вписаться световой концепцией в их замысел, создать атмосферу, а не разрушить её. Для достижения этой цели надо во многое вникать: бывать на репетициях, слушать размышления режиссёра. Художник по свету как один из создателей спектакля должен подвластной ему составляющей — светом — работать на общий замысел, имя которому Спектакль.
— Некоторое время назад Вы возглавили художественно-постановочную часть Малого театра. Это огромная нагрузка и ответственность.
— Это произошло в очень непростой период — здание исторической сцены театра должно было открыться после капитального ремонта. Нам всем — и постановочной части, и актёрам — пришлось заново осваивать новое пространство сцены и закулисья. Параллельно происходила наладка оборудования сцены и процесс обучения сотрудников работе с этим оборудованием. Честно говоря, с трудом верилось, что нам удастся уложиться в отведённое время. Но удалось! Пришлось заниматься всем сразу — и переездом, и репетициями нового спектакля, и адаптацией текущего репертуара к обновлённой сцене, и бытовыми вопросами. Это получилось только при наличии сплочённого коллектива всего театра. Есть такое выражение «Главное наше богатство — люди», и оно совершенно справедливо! Коллектив постановочной части Малого театра — это представители разных поколений. Старшее — наши хранители традиций мастерства и отношения к делу. Эдуард Кочергин, художник, с которым мне посчастливилось работать над спектаклем «Васса Железнова — первый вариант», написал книгу «Записки планшетной крысы». Планшетная крыса — шуточное, внутритеатральное звание. Оно пришло к нам из Питера, где присваивалось самым опытным и талантливым работникам постановочных частей и декорационных мастерских императорских театров. Малый театр может гордиться своими «планшетными крысами». Это люди, отдавшие всю жизнь сцене, проработавшие и продолжающие работать по 50–60 лет. И их много! Например, осенью мы проводили на пенсию Ивана Михайловича Ячменёва, который отдал Малому театру 48 лет. У нас есть и талантливая молодёжь, заинтересованная, любящая театр. На этих ребят можно положиться. Наверное, я начальник строгий и требовательный, но в первую очередь к себе: если где-то что-то сделано не так, то это прежде всего моя недоработка. Искренне горжусь тем, какие сейчас сложились в коллективе атмосфера и условия труда, что в постановочной части нет текучки кадров, нет свободных вакансий. Люди дорожат своим местом. Театр — сложный механизм, в котором важен каждый человек.
Беседовал Максим Редин
"Малый театр", №8-9 2018