Хохлов Константин Павлович

Режиссер
ХОХЛОВ Константин Павлович (20.Х (1.ХI). 1885 — 1.1.1956) – русский советский актер, режиссер и педагог. Народный артист СССР (1944). В 1908 окончил Московский театральное училище (ученик А. П. Ленского). В 1908-20 — актер МХТ. Играл роли: Каренина («Живой труп»), Горацио («Гамлет»), лейтенанта Люнума («У жизни в лапах» Гамсуна), Елецкого («Нахлебник» Тургенева) и др. Участвовал в спектаклях 1-й и 2-й Студий МХТ. С 1921 работал в Большом драматическом театре в Петрограде, где сыграл роли Саллюстия де Базана («Рюи Блаз» Гюго), Консула («Земля» Брюсова) и др. В 1922 осуществил здесь свою первую режиссерскую работу — «Юлий Цезарь» Шекспира (играл роль Марка Антония). Вскоре Xохлов становится главным режиссером Большого драматического театра, на сцене которого поставил ряд спектаклей, отразивших влияние экспрессионизма и конструктивизма: «Газ» Кайзера (1922), «Ужин шуток» Бенелли (1923), «Близнецы» Плавта (1923), «Учитель Бубус» Файко (1925). В 1925-30 Xохлов — режиссер Ленинградского академического театра драмы (ныне им. Пушкина), здесь поставил спектакли: «Царь Эдип» Софокла (1924), «Яд» Луначарского (совм. с Н. В. Петровым, 1925), «Пугачевщина» Тренева (совм. с Л. С. Вивьеном и Петровым, 1926), «Бархат и лохмотья» Луначарского и Штуккена (1927), «Доходное место», «Горе от ума» (оба в 1928).

В 1931-38 Xохлов — режиссер московского Малого театра, на сцене этого театра поставил спектакли: «Плоды просвещения» (1932), «Враги» (1933); «Бойцы» Ромашова (1934, совместно с Л. М. Прозоровским), «Волки и овцы» (1935); «Слава» В.Гусева (1936); «На берегу Невы» Тренева (1937); «Дружба» В.Гусева (1938, совместно с Е.Велиховым); «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1937). В 1938-54 был художественным руководителем, затем гл. режиссером Киевского русского театра им. Леси Украинки, где осуществил свои лучшие пост.: «Каменный властелин» Леси Украинки (1939, 1946), «Простые сердца» Паустовского (1939), «Зыковы» (1940), «Враги» (1951); «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева (1940), «Нашествие» (1943, Караганда; 1944, Киев); «Пигмалион» Шоу (1945), «Закон чести» Штейна (1948), «Директор» Алешина (1950), «Месяц в деревне» Тургенева (1954). В период руководства Xохлова Театр им. Леси Украинки достиг творческого расцвета и стал одним из ведущих русских драматических театров СССР. Значит, событием явился также спектакль «Вишневый сад», поставленный Xохловым на сцене Театра им. И. Франко (1946). В 1954 Xохлов возвратился в Ленинград и стал главным режиссером Большого драматического театра. Поставил «Половчанские сады» Леонова (1954) и «Перед заходом солнца» Гауптмана (1955). Лучшие режиссерские работы Xохлова отличались глубоким проникновением в идейно-художественный замысел автора, строгостью формы, жизненной правдой актерского исполнения, достигавшейся в результате огромной педагогической работы с актерами. Xохлов уделял большое внимание воспитанию театральной молодежи. С 1922 занимался педагогической деятельностью, преподавал мастерство актера в Театр. училище им. Щепкина в Москве, в студии Театра им. Леси Украинки и украинском Театральном институте им. Карпенко-Карого в Киеве, ленинградском Театральном институте им. А. Н. Островского (с 1946 – профессор).

При вступлении К.П.Хохлова в труппу Малого театра в 1931 году, на него возлагались большие надежды, пишет в своей книге «Академический Малый театр. 1917-1941» Ю.А.Дмитриев. Ученик А. П. Ленского, он в 1908 году окончил Московское театральное училище и тогда же стал актером Московского Художественного театра, где сыграл ряд ответственных ролей. Работал под руководством К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1921 году Хохлов перешел в петроградский Большой драматический театр, в котором осуществил свою первую режиссерскую работу, поставил «Юлия Цезаря» Шекспира. В этом театре, а позже в Ленинградском академическом театре драмы Хохлов ставил как современные, так и классические произведения, заботясь об усилении их социального звучания. В 20-е годы он увлекся экспрессионизмом, и главной темой для него стали распадение и гибель личности в условиях буржуазного общества. В то же время, воспитанник школы Малого театра, сотрудник МХАТ, он очень высоко ставил актерское искусство, заботился, чтобы каждый исполнитель был заметен в спектакле. Постановки Хохлова отличались организованностью, четкостью, часто до педантизма, подчинением всех компонентов определенной идее. Станиславский так о нем писал в 1932 году: «У других, как, например, у Хохлова, форма не создает полной кувыркол-легии, но лишь перевешивает настолько, что мельчит сущность и придает ей иное значение. Иногда сущность подавляет и закрывает форму. Это, конечно, неправильно, но при теперешних условиях, когда совсем забыта сущность, на это жаловаться не приходится» (Цит. по кн.: Виноградская И. Жизнь и творчество К. С. Станиславского, летопись в четырех томах. 1863—1938, т. 4. М., ВТО, 1976, с. 306).

Лит.: Большой Драматический театр. (Сб. статей, Л., 1935);
20 лет. Государственный Русский Драматический театр им. Леси Украинки. (Сб. статей), Киев, 1946;
Нестеровский П., К.П. Хохлов. Народный артист СССР, Киев, 1951.