Третий всероссийский фестиваль имени Н.Х.Рыбакова, посвященный провинциальным актерам, состоялся в Тамбове
ТЕРРИТОРИЯ СКРЫТЫХ СОКРОВИЩ
Третий всероссийский фестиваль имени Н.Х.Рыбакова, посвященный провинциальным актерам, состоялся в Тамбове
Последний спектакль легендарного Николая Рыбакова состоялся именно в Тамбове, на сцене Зимнего театра. Для любителей театра не секрет, что именно этот прославленный провинциальный актер стал прототипом трагика Несчастливцева в комедии Островского «Лес». Счастливцев и Несчастливцев – символы театральной провинции, бедные и благородные бродяги-актеры. Пешие путешественники, мотающиеся из Вологды в Керчь и обратно, без гроша за душой, но с верой в собственный талант. «Как я в Лебедяни Велизария играл! Сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел. Положил он мне вот так руку на плечо… Ты, говорит, да я, говорит, умрем, говорит… Лестно». Во время написания пьесы прототип героя пребывал в добром здравии. Он не упустил случая сыграть Несчастливцева – то есть, по сути, самого себя. Кстати, Рыбаков в перерывах между своими странствиями по России играл и на сцене императорского Малого. Здесь же работал и его сын – Константин Николаевич.
Но вот ведь что удивительно! Во времена Островского имя провинциального артиста Рыбакова было известно широким массам – иначе автор не упомянул бы его в пьесе. И это при отсутствии телевидения, радио и того, что ныне зовется словом пи-ар. Знают ли сегодня артистов, живущих и работающих за пределами столиц?
На восемь дней в году Тамбов становится столицей большой театральной России, которая, как известно, не ограничивается Москвой и Петербургом. Здесь уже в третий раз проходит фестиваль, посвященный памяти великого провинциального актера Николая Хрисанфовича Рыбакова. В конкурсе участвуют театры российской провинции, наиболее яркие актерские работы выдвинуты на соискание премий «Актер России» и «Актриса России». К этому почетному званию прилагается также некоторая денежная сумма – далеко не лишняя для актера, работающего в глубинке. Стоит отметить, что тамбовский фестиваль уникален, не имеет аналога – только он один посвящен этим удивительным труженикам – провинциальным актерам.
В 2004 году тамбовская театральная общественность во главе с председателем местного СТД Сергеем Левандовским обратилась к художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину с просьбой поддержать идею создания регионального театрального фестиваля. Соломин идею не только поддержал, но и предложил выйти с нею на всероссийский уровень. Произошла встреча руководства Малого театра с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным, а затем в работу отборочной комиссии и жюри активно включились известные театроведы и артисты старейшего театра столицы. Над формированием афиши каждого из трех фестивалей работал заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский. Возглавляют жюри также ведущие актеры Малого: в минувшем году – Юрий Каюров, в нынешнем – Эдуард Марцевич.
И оказалось, что есть еще одна ниточка, связывающая сцену Малого театра с тамбовской. Старейшая актриса Татьяна Еремеева-Битрих, отметившая в минувшем году свое 95-летие, начинала творческую деятельность именно в Тамбове. С 37-го по 44-й год – Луиза в «Коварстве и любви», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Виола в «Двенадцатой ночи», заглавная роль в «Принцессе Турандот»… В годы войны зимы стояли суровые, а отопления не было. Горожанам разрешали рубить дрова в пригородном лесочке. Как-то раз Татьяне Битрих не хватило сил втащить на горку санки с дровами. Она обратилась за помощью к солдатам. «Это вы – Джульетта?» – с изумлением спросили они. Театр был единственным зданием, где было электричество. Но и здесь не топили. Зрители сидели в шубах, актрисам же приходилось играть в легких платьях. Но в знаменитой сцене на балконе Джульетта была в валенках – ног все равно не было видно.
Здесь, в Тамбове, на прошлом фестивале Татьяну Александровну наградили премией «За честь и достоинство». А в нынешнем году она сама вручала премию в этой номинации актрисе Кировского театра Тамаре Ивановне Ветко, также отдавшую сцене более шестидесяти лет. Не одному поколению зрителей она запомнилась точным и тонким исполнением ролей классического и современного репертуара – в пьесах Горького, Чехова, Гюго. Театральный форум был открыт спектаклем Малого театра, приглашенного в качестве почетного гостя, – комедией А.Н.Островского «Бедность не порок» в постановке Александра Коршунова. Наивная, но такая искренняя любовь, раскаяние непутевого купца-самодура, волшебная атмосфера русских святок – все в этом спектакле так и дышит душевным здоровьем, оттого его с восторгом принимает публика в самых разных городах.
В конкурсе приняли участие коллективы из Саратова, Воронежа, Орла, Омска, Калуги и Оренбурга. Ярких и значительных работ было, безусловно, больше, чем премий, а потому жюри было поставлено перед очень трудным выбором. Многие спектакли становились предметом горячих споров всего города, который буквально жил фестивалем.
Саратовский театр драмы имени И.А.Слонова представил спектакль по пьесе, чрезвычайно редко появляющейся на российской сцене – «Лучшие дни нашей жизни» Уильяма Сарояна. Американский бар, тридцатые годы минувшего века – режиссеру Александру Плетневу удалось создать на сцене ностальгическую атмосферу, напоминающую о старых голливудских кинолентах. Премию «Признание» получил известный не только в Саратове, но и за его пределами Григорий Аредаков, исполнивший роль философствующего бродяги Кита Карсона.
Сенсацией фестиваля стал воронежский «Ревизор» в постановке Анатолия Иванова. Именно здесь жюри увидело работу, достойную премии «Актер России». И увидело, как ни удивительно, не среди номинантов. Анатолий Гладнев, исполнявший роль Городничего, не был выдвинут на главную премию – и, тем не менее, получил ее по единогласному решению жюри. Настолько необычен был его герой – серьезный, умный Городничий, в котором чувствуется и житейский опыт, и какая-то тайная печаль. Разумеется, Валерий Потанин, игравший Хлестакова, также показал себя во всем блеске и получил премию «Признание» – казалось, его герой не ходит, но летает по сцене, купаясь в своем виртуозном вранье. И гоголевская чертовщинка тут была, и пронзительная жалость к своему «приглуповатому» герою. И казалось совершенно ясным, в чем состоит истинная современность спектакля. Не в том, чтобы одеть героев по сегодняшней моде, не в том, чтобы сыграть нечто из жизни партийных деятелей или олигархов. А в том, чтобы сделать эту вечную историю своей, близкой, понятной.
«Актрисой России» стала Надежда Ефременко из Калуги, сыгравшая в спектакле «Частная жизнь королевы» (режиссер-постановщик – Валерий Якунин) Елизавету Английскую – мудрую правительницу, которая не может позволить себе быть просто женщиной. Омский же спектакль «Зеленая зона» в постановке Евгения Марчелли поставил жюри в тупик. В нем было, как минимум, пять работ, достойных премии – один из лучших коллективов страны подтвердил свою репутацию. Точные приметы послевоенного быта. Юмор, который порою кажется безжалостным – и, в то же время, пронзительная боль за своих героев, огромная любовь к ним… Пришлось ввести новую номинацию – «Лучший спектакль фестиваля».
Но фестиваль стал праздником не только для тех, кто получал премии и подарки. Как всегда, важнейшим участником процесса стал сам зритель. Зал Тамбовского драматического театра был переполнен, действие каждого спектакля то и дело прерывалось аплодисментами. В Тамбов приезжали артисты из близлежащих маленьких городов. Они ночевали в театре, чтобы наутро послушать обсуждение спектаклей ведущими критиками Москвы.
Майский Тамбов чист и опрятен. Город утопает в цветущих деревьях. А у каждого, кто оказывается за пределами города в рахманиновском имении Ивановке, захватывает дух от восторга. Буйная сирень, белые облака яблонь и вишен, – рай на земле. Но Ивановка славится не только красотой. Здесь проводятся мастер-классы для театральной молодежи, часто бывают концерты, каждую весну – фестивали камерных и моноспектаклей. Играют в музейных интерьерах, а иногда и в самом парке. И сколько зрителей съезжается из окрестных городков и деревень!
Нам, столичным жителям, порой трудно бывает представить, насколько изголодались по искусству обитатели российской глубинки. И каким глотком свежего воздуха является для провинциального артиста общение с коллегами из других городов, погружение в фестивальную атмосферу, встреча с новой публикой, да и просто внимание к его труду. Помните, как говорил Несчастливцев? «Я честным, тяжелым трудом добываю хлеб свой». Что поделаешь! Ремесло это по сей день осталось тяжким, а зачастую и неблагодарным. И благое дело совершит тамбовский фестиваль, если хоть немного возвысит в глазах общественности продолжателей великой традиции Николая Рыбакова и Геннадия Несчастливцева.
На финальной встрече участников фестиваля с губернатором тамбовской области Олегом Бетиным прозвучала еще одна мысль – о том, чтобы сделать конкурс международным, обратив свои взоры, в первую очередь, к ближнему зарубежью. Ведь и в Беларуси, и на Украине есть множество драматических театров, работающих за пределами столиц. И можно быть уверенными, что хранят они в своих стенах удивительные сокровища. Ведь главное богатство наших стран – талантливые люди.
Ольга Буткова