Попытка раскрыть секрет лаконичной, трагической и загадочной пьесы
Ольга Стрельцова, "ТВ Центр", 3 июня 2024 года
Попытка раскрыть секрет лаконичной, трагической и загадочной пьесы
На Театральной площади - полная безмятежность. А на сцене Малого - большие страсти. О том, что гений и злодейство - две вещи несовместные, каждый знает с детства. В конце прошлого века даже состоялся настоящий суд над Сальери, где его наконец-то оправдали. Но в новом прочтении "Маленьких трагедий" Пушкина грани настолько тонкие, что отравителя хочется утешить, а умирающего Моцарта - предостеречь.
"Здесь нет ни Сальери, ни Моцарта. Здесь есть лишь Александр Сергеевич Пушкин. Потому что Александр Сергеевич - это и Сальери, и Моцарт, и слепой скрипач", - отметил Михаил Филиппов, народный артист России.
Сценический роман с "Маленькими трагедиями" у Малого длится давно. Секрет лаконичной, трагической и загадочной пьесы, написанной Пушкиным в Болдине перед женитьбой, раскрыть сложно. Но тем интереснее сам процесс.
"Маленькие трагедии" написаны за три недели. А мы их двести лет разгадываем, понимаете? Это гений Александра Сергеевича", - сказал режиссер Алексей Дубровский.
Для неподражаемого Василия Бочкарева "Скупой рыцарь" - персонаж из нашего времени. Не столько потерявший из-за алчности близких, сколько сам потерянный. Дон Гуан Игоря Петренко - страстный, неотразимый, коварный и... обреченный. Думал - бежит за соблазнами. А в результате - шагнул в бездну. Вместе с Командором.
По признанию самих актеров, работать над спектаклем было невероятно интересно. Несмотря на бесчисленные экранизации и театральные постановки, они никому не подражали - искали в "Маленьких трагедиях" свое, личное.
Постановка - масштабная, сценография - захватывающая дух, костюмы - изумительные. Команду Малого наверняка ждет успех. Почувствовав всегда актуального Пушкина, она попала не просто в точку, а в душу.
23 и 24 мая на сцене филиала Малого театра в Когалыме прошли показы спектакля "Оскар и Розовая Дама" Театра-студии "Образ" под руководством Андрея Веремеенко. Инклюзивный мюзикл направлен на активное вовлечение в культурное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также на популяризацию инновационного жанра театрального искусства.
23 и 24 мая на сцене филиала Малого театра в Когалыме прошли показы спектакля "Оскар и Розовая Дама" Театра-студии "Образ" под руководством Андрея Веремеенко. Это пронзительная история про мальчика, которого зовут Оскар, он болен и должен умереть через 12 дней, но Розовая Дама превратит эти 12 дней, в полноценную жизнь, длиною в 120 лет! В спектакле заняты дети от 10 до 17 лет. Инклюзивный мюзикл направлен на активное вовлечение в культурное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также на популяризацию инновационного жанра театрального искусства. Пусть всего на короткое мгновение, но такие спектакли позволяют объединить мир глухих и мир слышащих людей.
"Оскар и Розовая Дама" - это уже второе выступление Театра-студии "Образ" на нашей сцене. В прошлом сезоне был показан пластический спектакль «Пять девчат». А сами дети-участники регулярно приходят в наш филиал в Когалыме на экскурсии, лектории и мастер-классы.
На 11-й Забайкальский Международный кинофестиваль приехали близкие уроженца Читы Юрия Соломина. Дочь Дарья успела здесь побывать с Юрием Мефодьевичем несколько лет назад, а внучка Александра, правнуки Федя и Юра в Забайкалье впервые.
Татьяна Уланова, "АиФ", 1 июня 2024 года
На 11-й Забайкальский Международный кинофестиваль приехали близкие уроженца Читы Юрия Соломина. Дочь Дарья успела здесь побывать с Юрием Мефодьевичем несколько лет назад, а внучка Александра, правнуки Федя и Юра в Забайкалье впервые.
Таким его знали только близкие
В рамках новой фестивальной программы «Кино и театр» в Чите представили документальную ленту режиссера Дениса Бродского «Память крови». Картина была снята 6 лет назад, но в то время документальные фильмы в кинотеатрах не показывали. Поэтому лента вызвала большой интерес у горожан, которые посреди рабочего дня пришли в кинотеатр «Россия». Хотя большая часть зрителей — люди старшего поколения, пенсионеры. Те, кто любит земляка и гордится им. Кто был на гастролях Малого театра в Чите в 2017 году. И на встрече с актером в 2018-м — когда он приезжал на родину со съемочной группой фильма. Среди зрителей оказалась женщина, с которой школьник Юра Соломин когда-то занимался в Доме пионеров, ставил свои первые спектакли и играл в них.
На съемках ленты народный артист ходил по дворам, в которых бегал мальчишкой. Спускался к реке Читинка. Встречался с юными артистами, подсказывая, как лучше читать стихи. Искал роддом, где появился на свет его младший брат Виталий (сегодня в здании начала ХХ века — Министерство культуры Забайкальского края). «Символично!» — отметил Юрий Соломин, которому довелось немного поработать министром культуры РСФСР.
Показана в картине и дача артиста в знаменитой Валентиновке — поселке Малого театра. Впрочем, дачи в кадре практически нет, зато есть три собаки и несколько кошек, которых актер очень любил и раз в неделю старался сам приехать покормить. «Они очень скучают», — объяснил Юрий Мефодьевич. Такого народного артиста — нежного и трогательного — знали, наверное, только самые близкие, которые присутствовали на показе.
Зрители потом долго не хотели их отпускать: делились впечатлениями, воспоминаниями, задавали вопросы, делали совместные фото.
«Я вас надолго не задержу, просто хочется пообщаться от сердца к сердцу, — сказала зрителям Александра Соломина, еще при знаменитом деде занявшая должность его заместителя в Малом театре. — Вы нашли время, чтобы прийти, и это для нас очень-очень ценно... В картине говорится, что наша память прокручивает жизнь кадрами, как фильм. Так получилось, что под конец жизни, чем старше Юрий Мефодьевич становился, тем больше он возвращался к читинскому детству. Вспоминал учителей, друзей, наставников, семью. В последние недели, когда мы уже понимали, что дело близится к концу, у него так удивительно сработало сознание, что он свою жизнь начал отматывать от настоящего к детству. От старости — к зрелости, расцвету, когда он стал художественным руководителем. Дедушка говорил про съемки, про „Адъютанта...“, про учебу в училище. А закончилось все детством, бабушкой и тем самым подвалом, к которому он приходит в фильме. Таким образом, открутив жизнь до начала, он тихо, мирно ушел. Держа за руку дочь.
Но мне не хочется расставаться с вами на такой грустной ноте. Помните, в фильме есть кадр, где ему звонят? Это звоню я из Москвы. Я не смогла тогда поехать с дедушкой. Очень хотела. Но жизнь внесла свои коррективы — я только-только родила старшего сына. Федя, покажись! Сегодня и мама здесь, и младший сын. Юрочка, ты тоже помаши! Для нас это невероятно ценная поездка. Мам, ну давай, и ты выходи, чего уж там...
Я не могла быть здесь тогда. Зато сегодня мы в Чите. Потому что нужно сохранять память. Память — это наше возвращение к себе.
Когда Федька был чуть поменьше, они с дедушкой сидели на диване, и Федька, взяв его за жилистую руку, спросил: „Деда, а что у тебя с руками?“ Тот говорит: „Да они просто старые“. Федя взглянул на свои: „А у меня новые!“ Теперь у нас есть новые руки, которые будут помогать сохранять память. Спасибо вам большое, что пришли».
Александра Соломина, оставившая себе фамилию деда, также рассказала, что самый старый пес Юрия Мефодьевича Валет умер почти сразу после хозяина. Не прошло и двух месяцев. «Ушел сторожить».
Александра и Дарья Соломины смотрели фильм не первый раз. Но когда свет в зале включили, все увидели слезы на лице Дарьи Юрьевны. «Я просто по нему очень скучаю, — призналась дочь народного артиста журналисту aif.ru. — Когда пять лет назад умерла мама, папа остался один и стал болеть. Я переехала к нему. Нужен был уход, постоянный надзор. Память уже была не та. И ковидом очень тяжело переболел — руки потеряли чувствительность, и он не мог даже застегнуть себе рубашку. Это делала я, находясь с папой 24 часа в сутки. Надо было одеть, отправить в театр. Когда возвращался — покормить, уложить спать, не забыв сделать процедуры. Глаза уже были плохие, закапывали постоянно. То есть, весь день был посвящен папе. Кроме тех часов, пока он был в театре.
Потом на моих глазах случился ишемический инсульт. Папа лежал в больнице, и мы с дочкой к нему ездили. Два месяца. Каждый день без исключения. А забрали домой — он расслабился и очень быстро ушел. Я была рядом до последних минут. И вот... Папы нет почти пять месяцев, а мы с Сашей и мальчиками здесь. Связь продолжается. Думаю, папа был бы счастлив, что мы сюда добрались.
До сих пор, если я что-то готовлю, то машинально ставлю тарелку на то место, где сидел папа. Или начинаю вспоминать, чему и как он учил меня. Есть много моментов, которые я раньше недооценивала...»
После показа фильма Соломины отправились на кладбище, где похоронен отец Юрия и Виталия Соломиных.
18 июня Юрию Мефодьевичу могло бы исполниться 89 лет...
Главный режиссер Малого театра — Алексей Дубровский, справедливо посчитал, что в 225-летие «нашего всё» А.С. Пушкина постановка на сцене Малого театра «Маленьких трагедий» — ответ театра на знамения эпохи. «Это такие глубины смыслов, образов, тем…», — говорит он о долгожданном спектакле, премьера которого состоялась 1 июня 2024 года.
Андрес Ландабасо Ангуло, e-vesti.ru, 1 июня 2024 года
Главный режиссер Малого театра — Алексей Дубровский, справедливо посчитал, что в 225-летие «нашего всё» А.С. Пушкина постановка на сцене Малого театра «Маленьких трагедий» — ответ театра на знамения эпохи. «Это такие глубины смыслов, образов, тем…», — говорит он о долгожданном спектакле, премьера которого состоялась 1 июня 2024 года.
По окончании показа «Маленьких трагедий» мы, участники, поняли главное: Малый театр — такой регенерирующийся организм, который способен выдавать на гора шедевры театрального творчества; несмотря ни на какие катаклизмы и события как внутри театра, так и за его пределами.
«Маленькие трагедии» были написаны писателем в самый сложный период его жизни — во время пребывания в Болдино накануне его свадьбы — союза с Натальей Гончаровой, главного события в жизни светоча русской культуры.
Три избранные «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» были сделаны настолько изящно, изыскано, с потрясающим вкусом, что анатомирование — разбивка на роли актёров, на саму постановку, на работу художника, на работу декораторов и музыкальной части — излишне. Вся симфония не просто сложилась, но удивительно, по-новому зазвучала в наши дни.
Игра актёров безупречна. Нельзя говорить о ком-то отдельно, если все участники зрелища полностью отдают себя, и все в характере. Настолько всё высоко, красиво, качественно и высоко профессионально, что Юрий Мефодьевич пустил бы свою одинокую мужскую слезу так, как он это делал, когда приходил от чего-то в полный восторг.
Сальери на сцене Малого театра воплощает мудрость. «Здесь нет ни Сальери, ни Моцарта, — говорит исполнитель роли «отравителя» Михаил Филиппов, — Здесь есть только Пушкин, потому что Александр Сергеевич — это и Сальери, и Моцарт; для меня это слепой скрипач».
С уважением к творчеству вообще и пушкинской лире, в частности, Малый театр актуализирует «Маленькие трагедии» в юбилейный год поэта, творчество которого, по мнению А. Дубровского — «бездонный колодец Александра Сергеевича Пушкина».
О безграничности А.С. Пушкина говорит и актёр Игорь Петренко, который представил страстный и трагичный образ Дона Гуана, погибающий из-за порочной любви и погружению во грех.
«Мне кажется, что эта пьеса настолько близка к тому, что происходит в стране в связи с последними событиями, когда на первый план вышли деньги, богатство, которое некоторые не могут переварить. Они захлебываются, затыкаются…», — произносит свой вердикт исполнитель роли скупого Барона Василий Бочкарев.
Мы — старинные друзья театра, будем и дальше следить за все возрастающим качеством Малого театра, уже без Соломина. Мы сами становимся статуями Командора, Каменным гостем — молчаливыми свидетелями эпохи, которая, как оказалось, и в «жизни после жизни» может быть красочной, если судьба дарит нам такие подарки.
Всё же я позволю себе одно яркое замечание: я не могу обойти молчанием нечто, что на меня как на большого любителя театра произвело особое впечатление: работа хореографа Антона Лещинского. Я хочу подчеркнуть не просто уместность и красоту танца в каждом из фрагментов, но особым образом хочется отметить удивительный такт и чувство меры, выраженные в пластике. Я считаю, это большая удача авторов спектакля.
«Маленькие трагедии» — шедевр, который станет жемчужиной в короне империи под названием Малый театр. На мой взгляд, новый сезон, который начнётся в сентябре, и должен открыться этим спектаклем. Не только потому, что это год А.С. Пушкина — 225 лет с его рождения, но и потому, что этот спектакль задаст тон всему сезону и всем театрам, не только Малому. Это настоящее событие театральной жизни России.
Андрес Ландабасо Ангуло, e-vesti.ru, 1 июня 2024 года
Камерная сцена Малого театра — уютный и небольшой уголок для маститого театрального дома. Здесь гости со временем будут знакомиться с особыми пьесами, экспериментальными работами режиссеров и наслаждаться актёрской игрой. Начало процессу положено — 24 мая 2024 года на Камерной сцене состоялась премьера спектакля «Ночь нежна. Дик и Николь» в постановке Владимира Драгунова.
Наталия Гопаненко, e-vesti.ru, 27 мая 2024 года
Камерная сцена Малого театра — уютный и небольшой уголок для маститого театрального дома. Здесь гости со временем будут знакомиться с особыми пьесами, экспериментальными работами режиссеров и наслаждаться актёрской игрой. Начало процессу положено — 24 мая 2024 года на Камерной сцене состоялась премьера спектакля «Ночь нежна. Дик и Николь» в постановке Владимира Драгунова.
На сцене — крик души Френсиса Скотта Фицджеральда. Его последний роман эмоционально передаёт личную трагедию американского писателя — в 1932 году его жена Зельда Сэйр Фицджеральд была госпитализирована с шизофренией в санаторий Балтимора.
Из тягостных раздумий автора литературной основы Владимир Драгунов создаёт историю взлета и падения молодого и многообещающего психоаналитика Дика Дайвера и его жены и пациентки Николь, погружая зрителя в их всеобъемлющее, но обреченное на боль чувство.
Камерная сцена для исповедального характера спектакля прекрасно подошла. Оказалось, что на ней можно говорить о чём-то сокровенном. «Нас интересовало развитие любви, драматический финал, зарождение чувства и потеря друг друга», — признаётся режиссер; он сконцентрировался именно на личностном сюжете романа.
Маленькое пространство расширяется за счёт зрительного зала, откуда появляются и куда уходят действующие лица пьесы. Зрители ощущают себя в эпицентре драмы, которую с таким искусством доносят до них Эльдар Лебедев (Дик Дайвер) и Полина Лоран (Николь).
Это не романтическая любовь. Это чувство, которое с самого начала встречает препятствия.
С первых минут общения сдерживающее начало довлело над выплеском чувств героев, как будто они предчувствовали, какую ношу возлагают на свои плечи.
В пьесе есть то, что привлечёт женские сердца — это песнь не только любви, но и мужественности и ответственности. Полина Лоран показывает героиню как слабый нежный цветок. Она признаётся, что специально изучала особенности проявления её болезни.
Но рядом с ней есть тот, кто берёт на себя её боль. Тот. за кого ей всю жизнь предстоит бороться. «Дик Дайвер привлекает женщин своей уверенностью в том, что он может всё, — говорит исполнитель главной роли Эльдар Лебедев. — Его экзистенциальный выбор — выбор между долгом и чувством. Дик преодолевает большой путь перед тем, как позволит себе выплеск чувств — любовь важнее».
Мужественность и женственность, любовь, сметающая преграды, трагедия, которую не избежать — всю эту палитру чувств команде Малого театра удаётся передать в лучших традициях русского драматического театра. В красноречивой тишине, в пластике чувственных движений, в глазах, внутренний свет которых особенно хорошо видно зрителям нового театрального пространства.
Камерная сцена Малого театра буквально задышала драматургией Фицджеральда, и мы ощущаем это дыхание, отражающееся в наших сердцах.
Малый театр открыл свою Камерную сцену триумфальной премьерой по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: эта версия по мотивам последнего завершенного романа американского писателя называется «Ночь нежна. Дик и Николь».
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Малый театр открыл свою Камерную сцену триумфальной премьерой по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: эта версия по мотивам последнего завершенного романа американского писателя называется «Ночь нежна. Дик и Николь».
Режиссер Владимир Драгунов подошёл к этой истории не через призму карьерных роста и краха Дика Дайвера, не через инцест как стартовую точку психиатрического диагноза Николь Уоррен, не через взлет киноактрисы Розмари Хойт и ее влияния на семейную жизнь главных героев, нет, — фокус спектакля выстроен на психоанализе отношений Дика и Николь, на ретроспективе изменений, происходивших с ними обоими за эти семь лет.
Сценическое оформление спектакля очень сдержанно (и не меняется во время действия), однако зал этой новой площадки Малого имеет множество дверей и окон, которые в той или иной степени также задействованы в постановке: психиатр Дик Дайвер (приглашенный артист Эльдар Лебедев) находится в прямом диалоге с психоаналитиком (Станислав Сошников), и их беседа вовлекает в повествование остальных действующих лиц; все они оставили неизгладимый след в судьбе и психике некогда видного медицинского светила — и ровно такое же влияние оказывают на зрителя (первый ряд отстоит от места действия буквально на метр-полтора) — они то ярко врываются в игровое пространство, то отступают на задний план, переплетая события и воспоминания так тесно, что процесс раскопок травмы свидетеля и невольного участника чужой семейной драмы способен увлечь даже тех, кто хорошо знаком с содержанием первоисточника, другими театральными постановками, а также трудами по психологии.
Воскрешенные памятью Дика Николь (Полина Лоран), Бейби (Александра Иванова), Томми (Максим Хрусталев), Розмари (Алина Колесникова) и наваждения во плоти Наталии Афанасьевой вместе с уже упомянутыми героями являют столь правдоподобные портреты, что здесь решительно не к чему придраться ни с точки зрения режиссерского замысла, ни с точки зрения актерских работ, ни — тем более — проработанных психологических типажей всех действующих лиц.
Новый экскурс в историю Фицжеральда не меняет ее изнутри (то есть не воплощает нечто по мотивам), но именно подсвечивает нужные места, в результате чего даже знакомый текст становится объемнее и понятнее в контексте поведенческих сценариев.
Спектакль получился очень глубоким, но не шокирующим и не пугающим; он побуждает думать и анализировать — имея возрастной ценз 12+ в соответствии с законодательством, он все же будет интересен не младшим подросткам, а тем, кому интересны в том числе психология и психиатрия на сцене театра — костюмы хоть и соответствуют обозначенной романом эпохе, но само повествование более или менее вневременное и главные ориентиры здесь — приспосабливаемость и ресурсы человеческой психики.
В театре «Мастеровые» в Набережных Челнах накануне стартовали гастроли государственного академического Малого театра из Москвы. Примечательно, что тур по Татарстану начался именно с Челнов. Зрителям было интересно познакомиться с творчеством столичных артистов, приехавших к нам впервые, а гостям, в свою очередь, – с нашим городом. Ляля Гайфутдинова, "Челнинские известия", 23 мая 2024 года
В театре «Мастеровые» в Набережных Челнах накануне стартовали гастроли государственного академического Малого театра из Москвы. Примечательно, что тур по Татарстану начался именно с Челнов. Зрителям было интересно познакомиться с творчеством столичных артистов, приехавших к нам впервые, а гостям, в свою очередь, – с нашим городом.
До начала спектакля журналистам «Челнинских известий» удалось пообщаться с народными артистами России Людмилой Титовой и Александром Ермаковым.
«Я изучил Челны, совершив путешествие на трамвае, и все увидел своими глазами, - сообщил Александр Ермаков. – Что понравилось? Красивые дома на проспектах. Потрясен людьми, открытыми для общения. Зашел в магазин, поздоровался со всеми. Понятное дело, кто-то узнал, кто-то нет. Говорю: «Мы у вас в гостях, я из Малого театра». Покупатели подходили ко мне и уточняли: «Какой спектакль? Мы пойдем обязательно!».
Людмила Титова, будучи готовой выйти на сцену, уже была в ярко-красном костюме Графини, оценила дизайн зрительного зала «Мастеровых» и особо выделила маски. По ее словам, такое решение – небанальное, и за всю свою гастрольную жизнь подобного она нигде не видела.
На постановке пьесы Александра Пушкина «Пиковая дама» (12+) был аншлаг. Артистам Малого театра челнинцы аплодировали стоя, преподнесли много букетов.
«Меня впечатлила Графиня, - рассказала после спектакля юрист Ольга Серова. - Пьесу читала еще в школе и помню, что там старуха была злая, коварная. Именно такой ее сыграла артистка – легко меняя характер, настроение. Понравилось все - костюмы в стиле времени, очень светские, и в декорациях зала смотрятся органично. Рада, что побывала в очень хорошем театре на очень хорошем спектакле, где поднята вечная тема - быстрые деньги, желание разбогатеть, которое к добру не приводит».
Супруги Евгения и Антон Котошевы отметили бережное отношение к оригинальному тексту режиссера Житинкина: все изящно, благородно. Импонировало им душевное исполнение песен под гитару, а ярким персонажем стал настоящий игрок Чекалинский.
«Замечательно сыграл эту роль Александр Ермаков, - поделилась впечатлениями Евгения. - Он связан с Пиковой дамой и с неведомым графом Сен-Жерменом. Именно он ставит точку в финале, проходя по сцене со словами: «И этот сгорел. Все-таки слаб человек!».
Ляля Гайфутдинова, "Челнинские известия", 23 мая 2024 года
12 показов в трёх городах. Это - про гастроли Государственного академического Малого театра России. Спектакли «Пиковая дама» и «На всякого мудреца довольно простоты» уже состоялись в Набережных Челнах, и продолжаются в Альметьевске. С народными артистами России пообщалась Лина Хасаншина.
Дорогие друзья!
1 июня Малый театр покажет долгожданный спектакль "Маленькие трагедии" в постановке главного режиссёра Алексея Дубровского, приуроченный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. До премьеры - считанные дни, идут завершающие репетиции, совсем скоро - встреча со зрителем. За кулисами новой постановки побыал наш фотограф Евгений Люлюкин.
Дорогие друзья!
Дорогие друзья! 1 июня Малый театр покажет долгожданный спектакль "Маленькие трагедии" в постановке главного режиссёра Алексея Дубровского, приуроченный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. До премьеры - считанные дни, идут завершающие репетиции, совсем скоро - встреча со зрителем. За кулисами новой постановки побыал наш фотограф Евгений Люлюкин.
24 мая 2024 года у Малого театра в Москве состоялась двойная премьера — открытие новой камерной сцены на Серпуховской площади и показ первого спектакля, поставленного в стенах этого, ещё не принимавшего гостей, зала. Премьерой стала сценическая версия романа Френсиса Скотта Фицджеральда в постановке заслуженного артиста России Владимира Драгунова. На ней побывала наш театральный обозреватель Рената Белялова, которая поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Ночь нежна. Дик и Николь».
24 мая 2024 года у Малого театра в Москве состоялась двойная премьера — открытие новой камерной сцены на Серпуховской площади и показ первого спектакля, поставленного в стенах этого, ещё не принимавшего гостей, зала. Премьерой стала сценическая версия романа Френсиса Скотта Фицджеральда в постановке заслуженного артиста России Владимира Драгунова. На ней побывала наш театральный обозреватель Рената Белялова, которая поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Ночь нежна. Дик и Николь».
Сюжет
Роман Фицджеральда «Ночь нежна» — технически сложная для театра, объемная, затрагивающая большой временной период и описывающая множество жизненных аспектов книга. Она рассказывает реальную историю отношений писателя и его супруги. В основу сценического воплощения легла главная эмоциональная составляющая книги — любовная линия психиатра Дика Дайвера и его пациентки, больной шизофренией Николь Уоррен, наследницы бизнес-империи.
Она считает себя здоровой, но никогда не сможет полностью поправиться. За её хрупким состоянием, рискующим от малейшего эмоционального потрясения ухудшиться, необходимо непрерывное наблюдать. Сестра Николь, Бейби, находит лучший выход из этой ситуации — женить на больной её лечащего врача, пообещав ему достаток и собственную клинику в Чикаго.
Главный герой истории, Дик Дайвер, на протяжении всего спектакля борется с противоречивыми чувствами, которые ему сложно сдерживать, ровно как и в них разобраться. Ему нравится Николь, но врачебная честь не даёт права ухаживать за ней. А тут получается, что именно как врач он обязан жениться на пациентке, чтобы совмещать должности мужа и психиатра. Тем более союз принесёт ему столько материальных благ. Но импульсивное и всегда неопределённое состояние Николь не позволяет Дику почувствовать себя полностью любимым — он постоянно должен быть на чеку. И это неоднозначное положение подвешенной, недоразвитой любви оказывается замеченным молодой голливудской актрисой Розмари Хойт, подружившейся с семьёй Дайверов. Настойчивая, она даёт Дику всё то, чего он был лишен, и между ними возникает настоящая связь, наполняющая любовью их тайные редкие встречи.
Режиссерская задумка
Режиссер Владимир Драгунов подошёл к воплощению задумки с особым интересом — ведь такое произведение для Малого театра в новинку. Но, всё же, новая сцена обязывает и ведёт театр и зрителей к очередным творческим открытиям. Драгунов приспособил для спектакля весь камерный зал, разместив действие по всему его периметру: то из внутреннего окна на сцену вылезает сбежавшая из палаты Николь, то хлопая боковыми дверьми появляется и пропадает медсестра. С одной стороны за всем этим строго наблюдает психоаналитик, с другой — находится старинное радио, джазовые звуки которого удивительным образом показывают этот внутренний душевный разлад всех героев, живущих в сумасшествии.
Несмотря на то, что сценой является весь зал, основное её пространство находится на классическом подиуме, обставленном необычными декорациями. Они выполнены в виде ширм, перегородками являются снимки МРТ головного мозга. Ширма остаётся на своем месте и в начале, когда действие проходит в психиатрической лечебнице, и после — в доме молодой семьи, что говорит о не перестающем давлении диагноза, незримо присутствующего в каждом движении Николь и в каждом решении Дика.
Актеры и роли
Работа над спектаклем «Ночь нежна. Дик и Николь» стала творческим, интересным, но нелегким экспериментом для актеров. Полина Лоран, сыгравшая Николь, рассказала, что давно мечтала исполнить роль человека с таким диагнозом. Изучение научной литературы и самоанализ помогли актрисе прочувствовать свою героиню и определить этот надрыв: «Шизофрения для меня — это наваждение. И надо было найти, через что у Николь это всё начинается. В этой роли можно копаться бесконечно».
В этом спектакле есть два состава, резко различающихся между собой. Так, роль ключевой героини Розмари Хойт исполнили непохожие друг на друга актрисы: артистка Малого театра Алина Колесникова и студентка второго курса ВТУ Арина Осипова. Алине Колесниковой, уже опытной актрисе, приходилось больше времени уделять изучению своей героини в раннем, нежном возрасте, когда любое признание в чувствах — одновременно робкое и пылкое, а отказ равен концу света. А молодой, начинающей актрисе Арине Осиповой, наоборот, нужно было прорабатывать более поздние этапы жизни своей героини, когда та уже стала желанной и востребованной голливудской актрисой, способной настаивать и играть чужими чувствами.
Роль Дика Дайвера исполняет приглашенный артист Эльдар Лебедев. Сдержанный, постоянно думающий и напряжённый, его герой не раскрывается сразу. Он словно живёт в своём мире и считает, что всё происходящее происходит не с ним.
Однако, сложно судить о постановке, когда актеры только создали этот мир Фицджеральда и ещё не сыгрались должным образом. Спустя несколько показов зрителей накроет окрепшее, цельное чувство самопожертвования, разочарования и предательства, обозначающее одно — любовь.
Рената Белялова, "Комсомольская правда", 24 мая 2024 года
Сегодня, 24 мая, Малый театр сыграет премьеру – «Ночь нежна. Дик и Николь». Постановка по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда станет первым спектаклем камерной сцены на Серпуховке – нового пространства Малого, открытие которого состоялось в феврале 2024 года.
"Театральный журнал", 24 мая 2024 года
Сегодня, 24 мая, Малый театр сыграет премьеру – «Ночь нежна. Дик и Николь». Постановка по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда станет первым спектаклем камерной сцены на Серпуховке – нового пространства Малого, открытие которого состоялось в феврале 2024 года.
По словам режиссёра Владимира Драгунова, выбор материала во многом обусловлен спецификой новой площадки (камерный зал на 72 зрителя). «<...> Хотелось попробовать что-то необычное, – говорит постановщик, – рассмотреть, как под увеличительным стеклом, человеческие взаимоотношения. Поэтому наша версия романа и называется “Дик и Николь”. История любви, история чувств, вспыхивающих и угасающих, история человеческой трагедии, где каждая деталь, эмоциональная, психологическая, важна и видна как на ладони».
Ещё один повод обратиться к роману Фицджеральда – отдать дань уважения писателям «потерянного поколения». Драгунов утверждает, что Малый театр с их наследием никогда не работал, что не вполне справедливо. Сценическое воплощение в Доме Островского получали, как минимум, роман Джона Стейнбека «Луна зашла» (1964, постановка продержалась в репертуаре всего год) или – совсем недавно – пьеса Торнтона Уайлдера «Осторожно, сваха!» (2019, идёт под названием «Всегда зовите Долли!») Тем не менее, их программные вещи (а роман «Ночь нежна» к таковым, безусловно, относится) здесь действительно не шли.
В актёрском составе главная ставка сделана на новые лица. Роль Дика Дайвера, психиатра, оказывающегося на дне жизни, исполнит приглашённый актёр Эльдар Лебедев, известный преимущественно по работам на телевидении (в прошлом – ученик Юрия Соломина, выпуск 2007 года). Его супругу Николь сыграет Полина Лоран, принятая в труппу Малого в 2022 году. Третьего по значимости персонажа, голливудскую старлетку Розмари Хойт, и вовсе сыграет студентка Щепкинского училища Арина Осипова (на ту же роль заявлена ещё Алина Колесникова, тоже недавно влившаяся в коллектив Малого театра). Кроме того, в постановке заняты Александра Иванова, Александр Наумов, Максим Хрусталёв, Наталия Афанасьева и Станислав Сошников (он же подготовил текст инсценировки).
В своём романе Фицджеральд запечатлел атмосферу заката «эпохи джаза». Основу саундтрека премьеры Малого театра составят песни Жака Бреля – деятеля совсем другой, послевоенной эпохи (музыкальное оформление спектакля – Александр Казарин). Хореографию разработала Наталья Цыбульская. За изобразительное решение постановки отвечают художник Мария Рыбасова, художник по костюмам Любовь Скорнецкая и художник по свету Андрей Изотов.
Напомним, что в этом сезоне другой спектакль по роману «Ночь нежна» представил Театр на Малой Ордынке. В отличие от работы Владимира Драгунова, это постановка «с историей», которая начинается с 1997 года и постановки Сергея Проханова (тогда театр назывался Театром Луны).
24 и 25 мая на новой Камерной сцене Малый театр показывает премьеру спектакля по роману "Ночь нежна" Ф. Скотта Фицджеральда в постановке Владимира Драгунова. Репортажи телеканала "Россия-Культура" и ТВЦ.
24 и 25 мая на новой Камерной сцене Малый театр показывает премьеру спектакля по роману "Ночь нежна" Ф. Скотта Фицджеральда в постановке Владимира Драгунова. Репортажи телеканала "Россия-Культура" и ТВЦ.
26 мая (день и вечер, сцена на Ордынке) пойдет спектакль "Свадьба, свадьба, свадьба!" А.П.Чехова (вместо спектакля "Капитанская дочка"). Приносим извинения за доставленные неудобства.
26 мая (день и вечер, сцена на Ордынке) пойдет спектакль "Свадьба, свадьба, свадьба!" А.П.Чехова (вместо спектакля "Капитанская дочка").
Билеты действительны. Все билеты, приобретенные через сайт Малого театра, вы можете самостоятельно вернуть до начала спектакля, перейдя по следующей ссылке: https://www.maly.ru/buy-tickets#/refund Деньги за билеты будут возвращены на банковскую карту, которая была использована при оплате данных заказов. Возврат билетов, приобретенных в кассах Малого театра, а также электронных билетов, распечатанных на бланках, осуществляется только в кассах театра до начала мероприятия.
Спектакль поставила победительница режиссерской лаборатории "Постигая Островского" Ланьбо Цзяо. Ближайшие показы состоятся 30 мая и 16 июня.
Подробности – в программе "Сити" на канале "Москва-24"
В Москве в Малом театре состоялась премьера спектакля "В чужом пиру похмелье" по пьесе Александра Островского. Ее поставила победительница режиссерской лаборатории "Постигая Островского" Ланьбо Цзяо. Ближайшие показы спектакля состоятся 30 мая и 16 июня.
Подробности – в программе "Сити" на канале "Москва-24"
Дорогие друзья!
На премьерные показы нашего нового спектакля "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина вас приглашают его участники и создатели - главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский, артисты Василий Бочкарев, Полина Долинская, Игорь Петренко, Михаил Филиппов и Михаил Мартьянов.
Ближашие спектакли - 1, 8 и 29 июня!
Дорогие друзья!
На премьерные показы нашего нового спектакля "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина вас приглашают его участники и создатели - главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский, артисты Василий Бочкарев, Полина Долинская, Игорь Петренко, Михаил Филиппов и Михаил Мартьянов. Ближашие спектакли - 1, 8 и 29 июня!
22 мая в спектакле "Вишнёвый сад" А.П.Чехова роль Ани первый раз сыграет студентка ВТУ им. М.С.Щепкина Анастасия Ермошина (курс В.М.Бейлиса). Желаем успеха!
22 мая в спектакле "Вишнёвый сад" А.П.Чехова роль Ани первый раз сыграет студентка ВТУ им. М.С.Щепкина Анастасия Ермошина (курс В.М.Бейлиса). Желаем успеха!
Дорогие друзья!
15 мая в "Лого-театре" прошел открытый урок, который подвел итоги третьего года работы этого уникального проекта. Наши подопечные воспитанники продемонстрировали все достижения, которые они освоили в течение года, порадовав и своих родителей, и, конечно, педагогов.
Дорогие друзья!
15 мая в "Лого-театре" прошел открытый урок, который подвел итоги третьего года работы этого уникального проекта. Наши подопечные воспитанники продемонстрировали все достижения, которые они освоили в течение года, порадовав и своих родителей, и, конечно, педагогов.
Напомним, в сезоне 2021-2022 гг. Малый театр начал реализацию нового благотворительного культурно-просветительского проекта «Лого-Театр» для дошкольников с кохлеарными имплантами.
Проект «ЛогоТеатр» – абсолютно эксклюзивный опыт, которого до сих пор не было ни в театральной, ни в медицинской практике. Этот проект наш театр осуществляет совместно с Национальным медицинским исследовательским центром отоларингологии Федерального медико-биологического агентства России под руководством Н.А.Дайхеса, члена-корреспондента РАН, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Занятия проводятся в самом Малом театре. Дети с кохлеарными имплантами не только испытывают трудности в области слуха, но обладают и сопутствующими особенностями развития, которые осложняют восприятие информации. Это одна из главных проблем, на решение которых ориентирована программа.
21 мая отмечает юбилей заслуженная артистка России Наталья Александровна Титаева. От души поздравляем Наталью Александровну и желаем ей крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
21 мая отмечает юбилей заслуженная артистка России Наталья Александровна Титаева. От души поздравляем Наталью Александровну и желаем ей крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
В день юбилея смотрим запись спектакля "Русские люди" К.Симонова в постановке Б.И.Равенских. В роли Вали - Наталья Титаева.
23 и 24 мая на сцене филиала Малого театра в Когалыме прошли показы спектакля "Оскар и Розовая Дама" Театра-студии "Образ" под руководством Андрея Веремеенко. Инклюзивный мюзикл направлен на активное вовлечение в культурное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также на популяризацию инновационного жанра театрального искусства.
На 11-й Забайкальский Международный кинофестиваль приехали близкие уроженца Читы Юрия Соломина. Дочь Дарья успела здесь побывать с Юрием Мефодьевичем несколько лет назад, а внучка Александра, правнуки Федя и Юра в Забайкалье впервые.
Татьяна Уланова, "АиФ", 1 июня 2024 года
Главный режиссер Малого театра — Алексей Дубровский, справедливо посчитал, что в 225-летие «нашего всё» А.С. Пушкина постановка на сцене Малого театра «Маленьких трагедий» — ответ театра на знамения эпохи. «Это такие глубины смыслов, образов, тем…», — говорит он о долгожданном спектакле, премьера которого состоялась 1 июня 2024 года.
Андрес Ландабасо Ангуло, e-vesti.ru, 1 июня 2024 года
Камерная сцена Малого театра — уютный и небольшой уголок для маститого театрального дома. Здесь гости со временем будут знакомиться с особыми пьесами, экспериментальными работами режиссеров и наслаждаться актёрской игрой. Начало процессу положено — 24 мая 2024 года на Камерной сцене состоялась премьера спектакля «Ночь нежна. Дик и Николь» в постановке Владимира Драгунова.
Наталия Гопаненко, e-vesti.ru, 27 мая 2024 года
Малый театр открыл свою Камерную сцену триумфальной премьерой по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: эта версия по мотивам последнего завершенного романа американского писателя называется «Ночь нежна. Дик и Николь».
Ольга Владимирская специально для MuseCube
В театре «Мастеровые» в Набережных Челнах накануне стартовали гастроли государственного академического Малого театра из Москвы. Примечательно, что тур по Татарстану начался именно с Челнов. Зрителям было интересно познакомиться с творчеством столичных артистов, приехавших к нам впервые, а гостям, в свою очередь, – с нашим городом. Ляля Гайфутдинова, "Челнинские известия", 23 мая 2024 года
Дорогие друзья!
1 июня Малый театр покажет долгожданный спектакль "Маленькие трагедии" в постановке главного режиссёра Алексея Дубровского, приуроченный 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. До премьеры - считанные дни, идут завершающие репетиции, совсем скоро - встреча со зрителем. За кулисами новой постановки побыал наш фотограф Евгений Люлюкин.
24 мая 2024 года у Малого театра в Москве состоялась двойная премьера — открытие новой камерной сцены на Серпуховской площади и показ первого спектакля, поставленного в стенах этого, ещё не принимавшего гостей, зала. Премьерой стала сценическая версия романа Френсиса Скотта Фицджеральда в постановке заслуженного артиста России Владимира Драгунова. На ней побывала наш театральный обозреватель Рената Белялова, которая поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Ночь нежна. Дик и Николь».
Сегодня, 24 мая, Малый театр сыграет премьеру – «Ночь нежна. Дик и Николь». Постановка по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда станет первым спектаклем камерной сцены на Серпуховке – нового пространства Малого, открытие которого состоялось в феврале 2024 года.
"Театральный журнал", 24 мая 2024 года
24 и 25 мая на новой Камерной сцене Малый театр показывает премьеру спектакля по роману "Ночь нежна" Ф. Скотта Фицджеральда в постановке Владимира Драгунова. Репортажи телеканала "Россия-Культура" и ТВЦ.
Спектакль поставила победительница режиссерской лаборатории "Постигая Островского" Ланьбо Цзяо. Ближайшие показы состоятся 30 мая и 16 июня.
Подробности – в программе "Сити" на канале "Москва-24"
Дорогие друзья!
На премьерные показы нашего нового спектакля "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина вас приглашают его участники и создатели - главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский, артисты Василий Бочкарев, Полина Долинская, Игорь Петренко, Михаил Филиппов и Михаил Мартьянов.
Ближашие спектакли - 1, 8 и 29 июня!
22 мая в спектакле "Вишнёвый сад" А.П.Чехова роль Ани первый раз сыграет студентка ВТУ им. М.С.Щепкина Анастасия Ермошина (курс В.М.Бейлиса). Желаем успеха!
Дорогие друзья!
15 мая в "Лого-театре" прошел открытый урок, который подвел итоги третьего года работы этого уникального проекта. Наши подопечные воспитанники продемонстрировали все достижения, которые они освоили в течение года, порадовав и своих родителей, и, конечно, педагогов.
21 мая отмечает юбилей заслуженная артистка России Наталья Александровна Титаева. От души поздравляем Наталью Александровну и желаем ей крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!