Театральная премьера – всегда большое событие, которого ждёт и труппа, и публика. В ноябре 2021 года в репертуаре Малого театра появится новый спектакль «Пётр I». Это сценическое воплощение романа Дмитрия Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей» о трагическом противостоянии императора Петра и его сына. Что важнее – интересы государства или простые человеческие проблемы? Как сделать выбор между своими желаниями и долгом? Ответы на эти непростые вопросы будут искать и создатели спектакля, и зрители. «ЛГ» накануне премьеры поговорила с его создателями.
Владимир Драгунов, режиссёр спектакля
– Вы и раньше ставили спектакли о царях. Откуда такой особый интерес к истории?
– В России государь – это основополагающий персонаж. Каков государь, таково развитие страны. Поэтому, когда работаешь над спектаклем, понимаешь, что действительно роль личности в истории, по крайней мере в России, колоссальна, она практически определяет всё. И это вызывает интерес, потому что наших правителей объединяет одна внутренняя сила, ум, неуёмное желание сделать свою страну мощной. Но пути достижения бывают разными.
– А почему заинтересовала именно фигура Петра?
– Это такой масштаб, который нам ещё долго предстоит постигать. Известно, что правителем он был очень неоднозначным. Но у Мережковского на него свой взгляд, это похоже на то, как придумывал своих персонажей Шекспир. Он брал реальных правителей, но привносил очень много литературного вымысла. Это не историческое исследование. Тут есть возможность поговорить о своём взгляде на историю, о своих ощущениях от масштаба фигуры.
– В Малом театре уже шёл когда-то спектакль про Петра и Алексея, но тогда в основе была драма Фридриха Горенштейна «Детоубийца». Вы выбрали роман Дмитрия Мережковского, написанный в начале прошлого века.
– Мережковский мне ближе. Кажется, что он создал более романтизированный взгляд на историю. Пётр I – личность очень сложная и неоднозначная, мало кто исследовал его подлинного. Как мне кажется, есть две стороны. Петр-государственник, строящий армию, пробивающий входы в Европу, очень бережливый, наказывающий за каждую украденную копейку. И, с другой стороны, он же, устраивающий расточительные ассамблеи, бесконечные балы, ставящий в саду римских и греческих идолов, – два разных человека. Возможно, это связано с его заболеваниями, о которых много не говорят, лишь аккуратно пишут об эпилепсии, которой он страдал.
В целом Пётр – не до конца изученный государь, которого нельзя поместить в определённые рамки. Бесспорно, он человек широко мыслящий, стремящийся сделать Россию первым государством, потому что Россия для него – его семья. Это его вотчина, которую он хотел сделать лучшей, мощной и сильной любыми путями и средствами. Он не реформатор даже, а революционер. Потому что методы его были очень жестокими. У Мережковского он прописан героем страдающим и понимающим, что безумно одинок. Он переделывал не только страну, он пытался переделать человека, сделав его своим подобием, но человека изменить невозможно.
Как я понимаю, в этом были причины размолвок с Алексеем. Он видел в сыне личность сильную и способную продолжить его дело, но у него не было мотивации. Пётр пытался всеми способами и средствами привлечь сына на свой путь, но Алексей, на мой взгляд, был совершенно другим. В трактовке Мережковского он хотел нормальной жизни в любви и достатке. Он бы, наверное, что-то делал для народа, но поднять страну на дыбы он не рассчитывал. Алексей не завоеватель по натуре, ему ближе философия неспешного развития России. А Пётр считал, что революционным путём можно всё решать.
Подлинный Пётр, судя по некоторым документам, Алексея не любил, он готовил к престолу малолетнего сына Петра, видел в нём наследника. В этом была его ошибка. Он выбрал в наследники ребёнка и до его взросления не дожил.
– Вы не добивались в своей постановке портретного сходства?
– Вы же понимаете, как много споров о том, как выглядел Пётр. Одни говорят, что у него была копна волос, другие – что он был лысым. Памятник Шемякина изначально не принимали, теперь сошлись на том, что в принципе он неплох. Пётр был очень разный. Поэтому, конечно, внешность нашего Петра – это во многом художественный вымысел, основанный на внешности исполнителя главной роли Андрея Чубченко.
– Как вам работалось с художником-постановщиком Марией Утробиной?
– Для меня Россия Петра – вся в строительных лесах. Трагедия в том, что эти леса остались и потом. Я дал ей фотографию зрительного зала Малого театра во время реконструкции. Она поняла. И через какое-то время принесла идею: Россия как строящийся корабль. Мне показалось, что это очень точная метафора. Вот так – в лесах и с надеждой, что корабль когда-нибудь поплывёт.
– Чем современного зрителя этот спектакль может привлечь?
– Если человек интересуется историей своей страны, если он думает и рефлексирует, то спектакль, основанный на исторических фактах, или подтвердит его мысли, или опровергнет, но в любом случае вызовет интерес. Если человек не задумывается о происходящем вокруг, то для него это будет красивый костюмный спектакль о жизни, о любви и о выборе.
Андрей Чубченко, заслуженный артист России, исполнитель роли Петра I
– Это первый в вашей карьере масштабный исторический персонаж?
– Нет, в кино я играл маршала Тухачевского. Был опыт погружения и в эпоху, и в материал. Я много читал, было очень интересно изучать такую масштабную и сильную личность.
– Как готовились?
– Я всегда отталкиваюсь от материала, камертон – первое прочтение пьесы. И это эмоциональное впечатление меня не подводит. Что я чувствую, как я ощущаю этого человека и как могу совместить его энергию со своей – главные вопросы. Потому что очень важна состыковка персонажа и твоих личностных составляющих.
Пётр I – это действительно масштабная личность. Когда готовился к роли, пересматривал фильмы, где его играют Николай Симонов и Алексей Петренко. Для меня это камертон и идеал, я пытаюсь соответствовать им по уровню энергетических затрат. Драматическая составляющая у Симонова и нерв и юмор Петренко – вот некий идеальный симбиоз.
Конечно, меня смущала нехватка роста, но в какой-то момент я понял, что это не самое важное. Мне очень хотелось сделать его таким, как я себе представляю, – энергичным, мощным, темпераментным. Но меня тянуло на академическое прочтение, Пётр был похож на памятник, а нужно было приблизиться к человеческому образу.
– Как вы для себя оправдали отношения Петра с сыном?
– Для меня один из важнейших вопросов был, как в Петре увидеть живого человека. У каждого героя я всегда ищу свою правду и историческое подкрепление этой правды. На мой взгляд, Пётр, конечно, понимает, что сын не способен управлять государством, но всё равно любит его. Конечно, тут это совершенно частная история, в том числе моя личная история с исполнителем роли Алексея Станиславом Сошниковым.
– Есть ли существенное различие в том, выходите вы на сцену в роли вымышленного персонажа или исторической личности?
– Я окончил курс Виктора Коршунова в Щепкинском театральном училище, работаю в театре 27 лет. Мой первый худрук – народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина учила меня, что даже в маленькую роль нужно вкладываться полностью, не обращая внимания на количество слов в тексте персонажа. Я не разделяю роли на более и менее значимые. Разве что при работе над историческим персонажем есть возможность подкрепить свои знания большим количеством литературы.
– Ваш учитель Виктор Коршунов тоже играл историю отношений Петра и Алексея...
– Я видел тот спектакль, всегда любил спектакли Малого о царях. И у меня была мечта когда-нибудь попасть в этот театр и пройти исполнительскую школу. Я видел Василия Бочкарёва в роли Царя Бориса, был потрясён его работой. И великолепного Юрия Мефодьевича Соломина в роли царя Фёдора.
Когда Владимир Николаевич Драгунов предложил роль, которую играл мой учитель Виктор Коршунов, я сразу ощутил ответственность, но страха не было. Я почувствовал, что это знак от Виктора Ивановича, что это от него подарок. Конечно, перед началом репетиций я пересмотрел тот спектакль в записи. Но вопросы, поднимающиеся в произведении тогда, зрителю не казались настолько острыми. Тот Пётр был больше путешествием в историю, возможностью к ней прикоснуться. А наш спектакль – это больше о параллелях истории и современности, со временем история отношений Петра и Алексея приобрела другой масштаб и в финале вышла на тему всепрощения русского человека. Несмотря на то что в Петре I было намешано кровей немало, но чувствовал он себя русским. Ведь русский – это не национальность, а состояние души.
Беседу вела Дарья Антонова
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему внимания выпуск передачи Бориса Корчевникова "Судьба человека", посвященный заслуженному артисту России Андрею Чубченко.
В 1898-1900 годах Д.С. Мережковский завершил труд «Л. Толстой и Достоевский», где изложил своё отношение к двум крупнейшим русским писателям, направлявшим умы его современников. Произведение было создано в период отлучения графа Льва Толстого от церкви и содержало позицию, близкую к пониманию еретической сущности отступника от христианства, за что Мережковский снискал немало критики.
В 1903-1904 годах писатель и философ создаёт трилогию «Христос и Антихрист», завершая её романом «Антихрист. Пётр и Алексей», где высвечивает роль родоначальника графов Толстых Петра Андреевича. Дмитрий Сергеевич как будто хотел исследовать корни Льва Толстого — писателя, который «опьянил» часть русской интеллигенции так же успешно, как его далёкий предок царя Петра Первого.
Пётр Андреевич возвысился и получил графский титул за то, что погубил царевича Алексея и разгромил стоящую за ним оппозицию петровским реформам. Его роль в этом трудно переоценить.
Графы Толстые направляли России по западническому пути, отдаляя её от корневой системы и христианства. Этим был славен и первый граф Толстой — Пётр Андреевич, и граф Лев Толстой, и сподвижник Сталина граф Алексей Толстой. Но среди графов Толстых были и Алексей Константинович, автор «Князя Серебряного», и художник Фёдор Толстой.
Сегодня представители рода по-прежнему являются частью политического истеблишмента (к нему относится, например, Пётр Олегович Толстой) — так силён в нём политический талант.
Малый театр 18 сентября 2021 года представил премьеру сценической версии произведения Д.С. Мережковского, назвав спектакль «Петр Первый». Создатель спектакля — Владимир Драгунов, сосредоточился на личности царя, исследуя его чудовищную расправу над сыном, но также акцентировал внимание на роли графа Толстого в совершенном преступлении.
Декорации в форме корпуса корабля напоминают нам о ключевой роли царя-создателя флота в истории. Аромат дерева, доносящий со сцены, создаёт чувственное восприятие государственного строительства, охватившего Русь. На фоне этого перед нами разворачивается семейная трагедия, которая приведёт к прекращению династии Романовых: и род прямых потомков Петра вскоре пресечётся, и последний представитель династии Николай Романов будет умерщвлён с детьми в страшных муках при безмолвии народа.
Царь Пётр в исполнении Андрея Чубченко — это богобоязненный отец семейства, создавший благосостояние своей семьи и радеющий за своё наследство. Любовь к блудному сыну от нелюбимой жены долго не даёт ему сделать то, к чему склоняется его разум — лишить наследника жизни. Если бы не Пётр Толстой, такой Пётр не поднял бы руки на сына.
Потрясающей душу сценой было прощание Петра с царевичем Алексеем в каземате. Каждый жест актёра, наполненный отеческой нежностью и мужской лаской, обещал примирение. Но примирение в христианском смысле, а не государственном — не дадут царю царица Екатерина и сподвижники царя простить нерадивое чадо, которое поставит их благосостояние под вопрос.
Пётр на сцене Малого театра — не Бог и не Антихрист, но человек… У его второго сына уже прорезывается зубик, и ничто не предвещает пресечения рода. Но и сам царь, и его народ заплатит за своего правителя, который мечтал лишь о военной славе страны, отказываясь слышать зов крови (помимо царевича Алексея, он расправлялся и с другими членами семьи) и глас народа.
Гениальной находкой Владимира Драгунова было приглашение на роль царевича актёра Станислава Сошникова. Сошников не столь похож на царевича с его утонченными чертами лица, добрыми умными глазами и обликом «как у монастырских служек» — он более напоминает Петра III и Павла I, жертв будущих кровавых заговоров против Романовых, которые предрекают Петру I за детоубийство.
Царевич Алексей разрывается между любовью к отцу и ненавистью к нему за то, что погубил его мать и ломает хребет народу. Чудесное озарение и свет, возникающий у царевича Мережковского при улыбке, Сошников «включает» при дворе, когда ему нужно обаять родителя ради спасения.
В целом, актёр трактует образ царевича как жертвенный и трагический, жизненная слабость которого постепенно преобразуется в силу пророческой смерти, достигая апогея в момент казни. Загнанный в угол, подвергнутый моральным и физическим пыткам, приговорённый окружением царя к смерти, царевич Алексей прощает отца, предвидя его грядущую трагедию. И откуда берётся в этом жалком очкарике такая духовная сила в момент кульминации?!
Потрясающе обаятельны актёры Малого театра, но самый обаятельный из них — Валерий Афанасьев, которому выпало сыграть графа Петра Толстого. Природный ум учёного и эстета, чутьё лукавого царедворца указывают ему путь сначала от стрельцов к царю, затем к обновлению России по западному пути, необходимой частью которого является расправа над царевичем. Когда требуется — он сочиняет и декламирует стихи, когда нужно — подкупает любовниц, когда выгодно — ползает на четвереньках, притворяясь пьяным.
Не сходит спокойная улыбка с уст графа — все теряются, но только не он. Едва Пётр начинает говорить о милостях — как тотчас Пётр Андреевич указывает ему на Ясную Поляну, которую приглядел. Так и стали графы Толстые «из Ясной поляны».
«Иуда Толстой», — говорит верный слуга Иван Афанасьевич Алексею в произведении Мережковского. «Толстой — умный человек; но когда с ним говоришь, следует держать камень за пазухой», — увещевал Пётр сына, и всё же пошёл на поводу у его холодного расчётливого ума. «Достойный ученик Николы Маккиавеля» спокойно подал царю воду, чтобы тот омыл облитые кровью сына руки.
«Пётр Первый» в Малом театре обращает наш взор к одному из наиболее значительных эпизодов русской истории и ставит вопросы о сегодняшнем дне, напоминая о необходимости морали во власти и обществе. Такова традиционная роль русского театра, и его флагман — Малый театр России, снова и снова исполняет её на сцене.
Сильная литературная основа, блестящая работа режиссёра и неизменно гениальная актёрская игра, способная выразить тончайшие оттенки драматургии — визитная карточка Малого. Но спектакль «Пётр Первый» — выстрел в массовое сознание современной России, мощный призыв к духовному осмыслению греха и возврату к семейным ценностям.
Источник: http://www.e-vesti.ru/ru/malyj-teatr-postavil-vopros-o-roli-grafov-tolstyh-v-istorii