В Малом театре невиданное событие: самый академический и классический театр Москвы решился на комедию-фарс с борделем!
Причем материал — современный (повесть Славы Сэ, пьеса Елены Исаевой). Спектакль — про Вторую мировую (но практически без упоминания одной шестой части суши). И все это — про силу искусства и внутренний стержень маленького человека и любовь к театру! А посему, на мой взгляд, совершенно неважно, готовы ли вы к жанровым и модернистским экспериментам, — «Маленькую оперу» Владимира Драгунова (заслуженный артист России) увидеть совершенно необходимо.
Только нужно выключить внутреннего скептика, забыть, что вы находитесь на Большой Ордынке, и помнить о жанровой принадлежности спектакля. Впрочем, скорее всего, «отвлекаться» вы начнете с первой же минуты в зрительном зале: художник-постановщик Мария Шуплецова об этом позаботилась — как только вы привыкнете к стульям на потолке, вас «настигнут» дверные проемы (и мысли о важности выбора нужной двери).
Практически без смены декораций (с добавлением необходимых предметов мебели) действие клипового характера будет перетекать из филармонии в квартиру дирижера, из клуба «Устрицы Берты» в комендатуру Дорхольма (и далее везде) — но связующими компонентами будут «от страшного до смешного один шаг», «война закончится, а искусство будет вечно», а также — всепоглощающая любовь (ибо только она может стать преградой для тоталитаризма).
Композитор Александр Муравьёв сделал идеальный микс из Верди, Вагнера, Оффенбаха и Гершвина. Хореограф Андрей Глущенко-Молчанов может гордиться девочками и не только.
И пусть здесь все началось не для фронта и для победы, не для поддержания чьего-то боевого духа, но… Человека равнодушного можно подчинить своей воле, однако правда у каждого своя, и маленький человек (главного героя, дирижёра оперы Бенедикта Фарнезе — с потрясающим ростом персонажа — гениально исполнил Глеб Подгородинский) дает настоящий отпор своему врагу из стана нацистов — и эта его победа, пусть и стоит ему жизни, но очень и очень дорога всем, даже случайным, деятелям по ту сторону сцены. Так, фарс — через смех во имя Талии — становится драмой со слезами в честь Мельпомены, но с четким ощущением правильности курса и целеполагания.
Сверхзадачей для всего каста (включая вышеупомянутого народного артиста РФ, заслуженных артистов РФ Василия Дахненко, Сергея Кагакова, Александра Титоренко, а также артистов Станислава Сошникова (роль дирижера Бено), Полины Лоран, Максима Хрусталёва, Наталии Афанасьевой, Александры Ивановой (восторг!), Лидии Милюзиной, Алины Колесниковой, Александра Наумова и Константина Юдаева (роль Клауса), Дмитрия Сафонова и Игнатия Кузнецова (роль Адъютанта), Евгения Арановского, Натальи Вершининой, Ксении Меренковой, Екатерины Бикс, Анны Мадоновой, Алёны Ревнёвой и студентов ВТУ им. М.С. Щепкина Дениса Казанина, Арины Осиповой и Александра Годованца) стало брехтовское существование в современных условиях, но в силу академических стен это, конечно, не яркие и широкие мазки, но аккуратные подрисовки как дань театральному реформатору.
Ольга Владимирская, MuseCube, 22.04.2025
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/malenka...
Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной: https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/malen...
В Малом театре на сцене на Большой Ордынке состоялась премьера «Маленькой оперы».
По жанру новый спектакль – комедия-фарс. Инсценировку по мотивам прозы Славы Сэ написала драматург Елена Исаева, известная по спектаклю «Женщины Есенина» во МХАТе. Что же касается автора произведения Славы Сэ, то под этим псевдонимом скрывается Вячеслав Солдатенко, популярный русскоязычный латвийский писатель, ушедший из жизни в результате ковида.
Режиссер спектакля, заслуженный артист России Владимир Драгунов ощутил в материале пьесы «дух вольности, импровизации, экспромта» и поставил комедию-фарс, глубинно погружающую зрителя в темы тоталитаризма и власти, всегда использующей художника в своих интересах.
Действие спектакля разворачивается в 1944 году в двух точках земного шара параллельно: в борделе «Устрицы Берты» маленького оккупированного немцами голландского городка Дорхольма и в «столице огромной империи, где полно штабов любых размеров и уровней секретности, и в самом секретном есть потайная комната».
В этой самой потайной комнате усилиями молодого испуганного телеграфиста, смертельно боящегося своего вечно раздраженного начальника, была по недоразумению состряпана телеграмма о якобы грозящем приезде в голландский Дорхольм фюрера на оперу Вагнера в местную филармонию. Телеграмма улетела в комендатуру Дорхольма. Собственно, с этого нелепо-комичного события и запускается цепь событий, составляющих фарсовый сюжет «Маленькой оперы».
Чтобы избежать концлагеря и смерти, дирижер разбомбленной филармонии Бенедикт Фарнезе вынужден теперь ставить спектакль в борделе «Устрицы Берты», а актрисами нанять женщин легкого поведения. Других артистов в городе нет: те, кто не погиб при бомбежке филармонии, сидят по концлагерям. Репетиции в борделе проходят под звук английских бомбардировок, которым ежедневно подвергается Дорхольм.
Перед нами протекают страшные и комические будни дирижера, которому приходится отстаивать не только свою жизнь и честь, но и честь работниц борделя, которые взялись ему помогать в сложившихся курьезных обстоятельствах.
В спектакле «Маленькая опера» очень много иронии, скрытого и очевидного юмора. Артисты часто «хулиганят» на сцене, зримо получая удовольствие от игры в эту нелепую историю. В подобной подаче материала, с точки зрения режиссера, проявляется брехтовское начало. Но в спектакле о Второй мировой войне, разумеется, есть вкрапления, которые играются пронзительно серьезно. Центральный акцент постановки сделан на темах первостепенности любви мужчины к женщине, к своему делу и к своей стране.
– Только с равнодушным человеком можно делать все что угодно, – считает режиссер Владимир Драгунов. – наш спектакль, построенный на иронии, адресован не только тем, кто хочет посмеяться. Он вызовет интерес у размышляющего зрителя, задумывающегося над социальными вопросами и тем, что происходит вокруг».
В постановке принимает участие народный артист России, лауреат Государственной премии России Глеб Подгородинский, играющий дирижера Фарнезе.
Его капризную жену, оперную приму Паолу, обожающую распевать арии, стоя на подоконнике открытого окна, играет Полина Лоран. Роль ее старшего братца и по совместительству главы итальянской мафии Джузеппе исполняет Максим Хрусталёв.
В спектакле заняты три перспективных студента театрального института имени Щепкина – Д. Казанин, А. Осипова и А. Годованец.
Женские партии девушек из борделя для военных летчиков, который в Дорхольме дипломатично называют «клубом», великолепно отыгрывают артистки Александра Иванова (Берта, хозяйка), Наталия Афанасьева (Вера, кухарка с востока), Лидия Милюзина (бывшая учительница Герда), Алина Колесникова (красавица Матильда), Арина Осипова (Моника, бывшая балерина).
Образ двинутого на всю голову, деспотичного нового коменданта Дорхольма Бирке замечательно создает заслуженный артист России Василий Дахненко.
Роль Клауса, штабного офицера и адъютанта Бирке, готовящего заговор, исполняет Александр Наумов.
Старого комендант Дорхольма, застреленного одной из «устриц Берты» за навязчивую попытку установить с ней незапланированные «культурные» связи, играет заслуженный артист России Сергей Кагаков.
– Мы работали, – рассказывает режиссер Владимир Другунов, – с драматургическим текстом, который не сдерживал наше творчество никакими канонами и давал возможность сочинять в процессе репетиций».
В итоге в Малом театре появился яркий, смешной и одновременно глубокий спектакль, действие которого опирается на вечную борьбу четырех стихий: тотальной войны, продажных утех, высокого искусства и настоящей любви.
Елена Булова, «Московская правда», 09.04.2025
Вчера посчастливилось быть на премьере спектакля «Маленькая опера» в Государственном Академическом Малом театре, и это действительно прекрасно!
Надо сказать, что со Славой Сэ мы дружили в ЖЖ, я с удовольствием читала его посты и книги про весёлого сантехника, высоко ценила его чувство юмора, но не знала, что он написал такую удивительную, я бы сказала, пронзительную повесть – «Маленькую оперу». И вот я увидела её на сцене.
Комедия-фарс в 2-х действиях
Инценировка Е. Исаевой
Режиссёр-постановщик В.Н. Драгунов
О чём?
1945 год. Последние месяцы Второй мировой. Голландский Дорхольм – маленький провинциальный город, оккупированный немцами – подвергается английским бомбардировкам. На главной площади городка, как и положено, центральное место занимает церковь, в пристройке которой иронично расположился бордель, а напротив стоит филармония, где и должна прозвучать опера Вагнера "Валькирия" к приезду самого фюрера. Но филармонию разбомбили вместе со всем оркестром.
Здесь мы столкнёмся со страшными и комическими буднями дирижёра оперы Бенедикта Фарнезе – ему придётся отстаивать не только свою жизнь и честь, на нём окажется завязано благополучие работниц борделя, которые возьмутся ему помогать в силу сложившихся обстоятельств.
Что хорошо?
В последнее время я часто размышляю на тему искусства во время войны – имеет ли оно право на существование в то время, когда погибают люди, рушатся города, прерывается привычная жизнь. И тогда вспоминаю, что и во время Великой Отечественной Симонов писал стихи, Эйзенштейн снимал "Ивана Грозного", на фронт выезжали артисты, а балет в Блокадном Ленинграде продолжал существовать.
Ars longa, vita brevis. В постановке звучат похожие слова: война закончится, а музыка будет всегда. И показано это в спектакле через образы нескольких "маленьких" героев. Особенно пронзительно сыграл дирижёра Г.В. Подгородинский. На сцене в первом акте рядом с другими актёрами он выглядит действительно маленьким, щупленьким и пугливым.
Он не смеет отказать немецкому коменданту, своей жене-примадонне и её мафиозному брату. Он вроде бы всё время пытается спрятаться и отгородиться, уберечь себя от любых испытаний. Ведь дожил же он как-то до 45 года, а война в Европе началась в 39. Но во втором акте этот тщедушный человечек оказывается способен на сопротивление и даже подвиг.
Но и остальные персонажи ведут себя героически. Иногда мы совершенно не ожидаем от них доблести, но примадонна Паола (П.В.Лоран), хозяйка борделя Берта (А.Е. Иванова), простые девушки Моника (А.А.Осипова) и Матильда (А.В.Колесникова), недалёкий с виду адъютант Клаус (А.М.Наумов) и кухарка Вера (Н.С.Афанасьева) неожиданно поворачиваются к нам совсем другой стороной, и мы видим, сколько в них любви, смелости и правды.
Прекрасно сыграл злодея Бирке В.В.Дахненко – в его интерпретации это психопатическая личность, жестокий убийца, нацеленный на маниакальное истребление всех несогласных – олицетворение фашизма.
Приятно, что в спектакле были задействованы юные студенты ВТУ им. Щепкина: Д.М. Казанин (Тони), А.А.Осипова (Моника), А.В.Годованец (Макс). Ребята сыграли свои роли прекрасно.
Режиссёр-постановщик Владимир Драгунов сказал о спектакле, что это эксперимент: легче играть Островского, чем нашего современника. А главной темой постановки назвал противостояние человека-творца тоталитаризму:
«Чтобы противодействовать тоталитарному режиму, нельзя быть равнодушными, потому что равнодушными манипулируют, а если есть любовь у человека к своей стране, женщине, к своему делу, то с ним уже сложнее».
В этом смысле спектакль напомнил мне "Мартовские иды" Торнтона Уайлдера, где центральной антагонистической парой является диктатор Цезарь и поэт Катулл. Искусство и любовь там и тут ставятся выше политики. Поэтому так гармонично звучит финальная песня спектакля о любви.
Елена Исаева, автор инсценировки:
"«Маленькая опера» - в этом названии скрыта большая метафора. Маленькая - это, вроде, что-то незаметное, незначительное. Опера - это произведение искусства, доступное восприятию тонко чувствующих, слышащих музыку людей. А что же вместе? А вместе - это история о маленьком, локальном культурном сопротивлении фашизму".
И не могу не сказать о том, что атмосфера в театре начинается даже не с вешалки, а буквально на входе, когда служительницы доброжелательно и с улыбкой принимают ваши билеты и одежду, подсказывают, где находится буфет и как пройти к вашим местам в зале.
Если вы ещё не были в Малом театре, очень советую вам посетить эту премьеру – действительно, зрелище потрясающее. Когда от страшного до смешного один шаг. Или наоборот.
Канал на Яндекс Дзен БиблиоЮлия, 23.03.2025
18 мая в спектакле "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана роль Отиллии первый раз сыграла актриса Наталия Афанасьева. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!