Новости

АЛЕКСЕЙ ДУБРОВСКИЙ: «У ДЮРРЕНМАТТА ЧЕРЕЗ ПАРАДОКС ВСКРЫВАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ»

5 января исполнилось 100 лет со дня рождения Фридриха Дюрренматта. Накануне знаменательной даты мы побеседовали с режиссером спектакля «Физики» Алексеем Дубровским об актуальности текстов драматурга сегодня.

«Физики» стали вашей второй постановкой в Малом театре. Почему вы выбрали эту мрачную абсурдистскую комедию? Чем она оказалась созвучной для вас?

Эта пьеса интересовала меня давно. Еще подростком я посмотрел фильм с Борисом Плотниковым, Арменом Джигарханяном и Ольгой Волковой, он привлек мое внимание парадоксальным юмором и неожиданным течением событий. С тех пор эта пьеса незримо присутствовала в моих мыслях, не оставляла меня, и уже при выборе новой постановки в Малом театре возникло это произведение, и я с огромной охотой взялся за воплощение.

Для вас это больше комедия или трагедия?

У Дюрренматта в конце пьесы «Физики» есть специальные указания, «21 пункт к пьесе «Физики». Это советы, как работать над спектаклем. И там есть фраза: «в парадоксальном проявляется действительное». Мне кажется, это важно: он сам обозначает произведение как комедию, но во главу угла ставит именно парадокс, парадоксальное течение событий, парадоксальное восприятие. И через парадокс, который всегда несет в себе элемент юмора, вскрывается эта история.

Сейчас в Малом театре еще идет постановка по Дюрренматту «Визит старой дамы», что общего между этой постановкой и «Физиками»?

Можно сказать, что наш театр – ударник по Дюрренматту, редко где идут сразу 2 пьесы этого автора. Но мне кажется, что это симптоматично. Сейчас настало время Дюрренматта, потому что многие темы, которые он затрагивал в своих произведениях – они более чем актуальны.

В последние 10 лет Дюрренматт стал одним из востребованных драматургов. В чем актуальность его пьес сегодня?

Например, одна из главных тем «Физиков» – ответственность людей за свои дела. Ученые, физики должны отвечать за те открытия, которые они совершают. Наша премьера состоялась прямо накануне карантина, 14 марта. И через день театр был закрыт. Сейчас есть же такие версии, что коронавирус имеет лабораторное происхождение, они не подтверждаются, но и не опровергаются. Вот вам и пьеса «Физики». Где-то что-то разработали, потом утекло и, пожалуйста, весь мир уже почти год в очень странных условиях находится. Это такой буквальный пример, но иногда буквальное более действенно.

Когда Вы начали работать с текстом, не показался ли он вам архаичным? Многое ли пришлось изменить?

Мне кажется, я нашел очень удачный перевод Николая Оттена. Существует два перевода этой пьесы, и этот, на мой взгляд, более адекватный. Он сохраняет не только стилистику, но и самое главное – юмор, без которого эта пьеса погибла бы в театральном воплощении. Поэтому текст мне не был для меня архаичным.

На главную роль Вы пригласили Никиту Панфилова. Почему? Как проходила работа с новым для театра актером?

Поиск исполнителя на главную роль длился долго длился, потому что это очень важный момент. Мы с нашим художественным руководителем Юрием Мефодьевичем Соломиным многократно обсуждали этот вопрос. Самое забавное в том, что Никита появился у нас благодаря собакам. Юрий Мефодьевич очень любит собак, у него дома много собак, и он любит художественные фильмы про собак. На репетициях он часто говорит о том, что артистам было бы неплохо брать пример с собак, быть такими же органичными как собаки. Мы в очередной раз обсуждали распределение ролей, и он случайно вспомнил про сериал «Пес», который очень любит, и отметил, как главный герой, которого играет Никита Панфилов, точно взаимодействует с собакой. И вдруг у меня промелькнула мысль, а не пригласить ли Никиту. Я его давно знаю – он учился на одном курсе с моей сестрой Анастасией. Я озвучил своё предложение Юрию Мефодиевичу, и он сказал: «Попробуй!» Я сразу позвонил Никите, он мгновенно чудесным образом откликнулся. Сказал, что соскучился по театру. Потом я привел Никиту к Юрию Мефодьевичу, они сразу нашли общий язык, и Юрий Мефодьевич предложил Никите участвовать в этом спектакле. Никита очень хорошо влился в коллектив Малого театра, все к нему прекрасно относятся и сам он замечательный человек и очень хороший актер. Мне кажется, это такое взаимное обогащение.

А вы планируете дальше работать с Никитой Панфиловым в других спектаклях?

Такие мысли есть.

В вашем спектакле перемешаны времена, санитары напоминают немецких солдат, Ньютон наряжен в костюм 17-го века, Матильда Фон Цанд как будто потерялась во времени, и есть явные переклички с «Визитом старой дамы», и название клиники такое «чеховское». Как соединяются эти не очень сочетаемые элементы, к тому же приправленные детективной интригой?

Мне кажется, что это все как раз сочетается. Начнём с того, что действие происходит в сумасшедшем доме, но в этом сумасшедшем доме сидят совсем не сумасшедшие. Наша задача, моя, как режиссера, и всего коллектива актеров, была именно соединить вот это все с первого взгляда разношерстное и несоединимое. И я надеюсь, что нам удалось все это собрать в единую художественную целостность.

Первой премьерой в Малом была «Метель» Пушкина, потом вышли «Физики» Дюрренматта, сейчас вы работаете над «Мертвыми душами» Гоголя. Есть ли что-то, что объединяет этих авторов, на ваш взгляд?

Пушкина и Гоголя объединяет очень многое, начиная с того, что сюжет «Мертвых душ» Гоголю подарил Пушкин, и заканчивая тем, что это были два близких человека, можно сказать, друга. Поэтому здесь связь прямая между авторами. А Дюрренматт, он чем-то созвучен с Гоголем, сравнение это конечно достаточно храброе, но, тем не менее, и тот, и другой с помощью юмора и сатиры, а иногда и сарказма, выявляли пороки общества.

Вы можете рассказать, как проходит работа над спектаклем «Мертвые души»? Когда ждать премьеру?

Мы приступили к репетициям «Мертвых душ» в начале ноября, премьера намечена на начало апреля, как раз там будет день рождения Гоголя 1 апреля, в день смеха. Где-то рядом с этим днем и состоится премьера. Работа серьезная, масштабная, занято 28 человек, это достаточно много для драматического театра. Планируется сценография с использованием всей современной машинерии Малого театра, которую мы получили после реконструкции. Над этим работает художник Мария Утробина, с которой мы уже 3-й спектакль в Малом театре делаем вместе. Заняты прекрасные актеры, цвет нашей труппы, это и Борис Невзоров, и Ирина Муравьева, Василий Бочкарев, Александр Клюквин, Владимир Носик, Виктор Низовой. А в роли Чичикова будет Алексей Фаддеев. Работаем в достаточно сложных условиях коронавируса, но постараемся к сроку порадовать нашего зрителя этой премьерой.


Анастасия Павлова, Театрон, 5 января 2021 года


Дата публикации: 08.01.2021