Новости

СОЛНЫШКО!

Так называли замечательного, незабываемого артиста Валерия Носика в Малом театре, в труппу которого он вступил в 1972 году, покинув Московский драматический театр имени А.С. Пушкина вслед за Борисом Ивановичем Равенских, высоко ценившим этого мастера и пригласившего его вместе с несколькими другими артистами в Дом Островского.

Мне довелось видеть и запомнить работы Валерия Носика еще на сцене Московского ТЮЗа, куда его пригласили после нескольких киноролей еще до окончания ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Прослужил там Валерий Бенедиктович всего несколько лет, но вошел в зрительские души разных поколений и своей, казалось, совсем «неактерской» внешностью, и переполнявшим его чувством юмора, и той особой заразительностью, которой невозможно было не поддаться.

Его любили везде и всегда - за доброжелательность, отзывчивость, полное отсутствие какой бы то ни было звездности в поведении, за расположенность к людям не только знакомым, но и случайно встреченным. Глаза Валерия Носика неизменно лучились тем теплом и светом, которые так необходимы всем! Коллеги говорили о нем: «У Носика есть одна положительная черта - он добрый. И одна отрицательная - он слишком добрый!» Но разве бывает доброта, исходящая из глубин души, отрицательной чертой?..

В Театре им. А.С.Пушкина, куда он пришел из ТЮЗа, Валерий Носик играл много, увлеченно, запоминаясь и в самой небольшой роли. До сей поры не могу забыть его гротескового Контролера в «Парусиновом портфеле» М. Зощенко, поставленном Оскаром Ремезом, Григория Миронова в «Днях нашей жизни» Л. Андреева, майора Петкова в «Шоколадном солдатике» Б. Шоу, Мадали в «Метели» Л. Леонова (все названные постановки осуществлены Борисом Равенских), Швейка в «Похождениях бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку (режиссер Оскар Ремез).

Но ярче других помнится роль Ренато Туцци в спектакле Равенских «Воскресенье в Риме» Горни Кремера - это был какой-то нескончаемый пир импровизаций артиста (он любил перечислять фамилии знакомых, пришедших в этот вечер в театр, переделывая их «на итальянский манер»), в бешеном ритме носился по сцене, буквально упиваясь характером своего персонажа, заряжая всех неистовым весельем и лучезарностью своих распахнутых глаз...

На протяжении 70-80-х годов Валерий Носик по праву считался одним из самых любимых и востребованных кинематографом «эпизодников»: поистине, несть числа фильмам, в которых он мог появиться на несколько минут, а запоминался на годы и десятилетия. Очень верно говорил об этом артисте режиссер Геннадий Полока: «Я считаю, что Валерий Носик - это чудо природы. Надо было обладать такими природными данными внутренними, чтобы переиграть ту маловыразительную внешность, которую ему дал Бог». И он переигрывал ее многократно и разнообразно. Мечтая о драматических ролях Валерий Носик ярко раскрывался и в них, сыграв на сцене Дома Островского свыше 50 ролей самого разного плана. И в кинематографе случилось такое - в киноэпопее «Освобождение» Юрий Озеров, ощутив человеческую, личностную глубину этого мастера, доверил артисту роль танкиста Дорожкина с его запомнившейся всем, кто видел фильм, фразой: «А мы, танкисты, горючее всегда на язык пробуем!» Он и в этой небольшой, но по сути трагической роли, умудрился покорить нотками озорства, легкости, юмора...

И в других лентах со всей очевидностью просвечивал драматический дар Валерия Носика. Стоит вспомнить здесь такие из них, как «Шура и Просвирняк», «Горизонт», «Сапоги всмятку», «Преступление и наказание», где из малозначительной роли Заметова артист создал не просто определенный характер, но тип. Ну, а перечислять здесь всех его ярко комедийных персонажей - дело хлопотливое и излишнее: они и без того помнятся всем...

К счастью, и в театре Валерий Носик реализовал свой дар не только в комедиях. Достаточно назвать лишь несколько ролей: Красавин в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Вернер в «Русских людях» К. Симонова, Непряхин в «Ивушке неплакучей» М. Алексеева, полубезумный и жалкий, с отчетливыми интонациями неподдельного драматизма Курослепов в «Горячем сердце» А.Н. Островского.

Он был поразительным Епиходовым в чеховском «Вишневом саде», человеком нелепым, смешным, но наделенным чувством собственного достоинства, которое постоянно пытались высмеять. Никем не понятый, никем не любимый... Маленький человек, осознающий себя значительным...

И еще он ярко помнится мне в одной из серий популярного не только в давние времена, но и сегодня телевизионного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» (новелла «Ответный удар»), в которой Валерий Носик создал поистине страшный, трагикомический образ Феди Ферапонтикова, услужливого, годного для любого дела, пусть и самого грязного, терпящего любые унижения, но в душе ненавидящего своего хозяина до сердечной боли. Достаточно всмотреться в его взгляды, бросаемые исподтишка на хозяина и его окружение, в вырывающиеся порой иронические комментарии...

Валерий Бенедиктович Носик ушел из жизни слишком рано. В октябре нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет, а не стало его в 54 года. Сколько еще мог бы он сыграть, одаривая своих влюбленных зрителей блестками юмора, ненавязчивой иронией, искусством высокого гротеска и - драматическими ролями.

Сын артиста, Александр Носик, ставший за эти десятилетия известным и любимым многими мастером театра и кино, с горечью и болью сказал: «Мне действительно обидно за великого актера Валерия Носика. Он работал как каторжный, на износ. Умер во сне от разрыва сосудов, а текст новой роли лежал рядом, потому что на следующий день должна была быть репетиция».

Но он остается и долгое время спустя для нас тем Солнышком, которое согревает при одном воспоминании, вызывая улыбку и нежность...


Кира Алексеева, "Страстной бульвар, 10", №2-232/2020


Дата публикации: 03.11.2020

Так называли замечательного, незабываемого артиста Валерия Носика в Малом театре, в труппу которого он вступил в 1972 году, покинув Московский драматический театр имени А.С. Пушкина вслед за Борисом Ивановичем Равенских, высоко ценившим этого мастера и пригласившего его вместе с несколькими другими артистами в Дом Островского.

Мне довелось видеть и запомнить работы Валерия Носика еще на сцене Московского ТЮЗа, куда его пригласили после нескольких киноролей еще до окончания ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Прослужил там Валерий Бенедиктович всего несколько лет, но вошел в зрительские души разных поколений и своей, казалось, совсем «неактерской» внешностью, и переполнявшим его чувством юмора, и той особой заразительностью, которой невозможно было не поддаться.

Его любили везде и всегда - за доброжелательность, отзывчивость, полное отсутствие какой бы то ни было звездности в поведении, за расположенность к людям не только знакомым, но и случайно встреченным. Глаза Валерия Носика неизменно лучились тем теплом и светом, которые так необходимы всем! Коллеги говорили о нем: «У Носика есть одна положительная черта - он добрый. И одна отрицательная - он слишком добрый!» Но разве бывает доброта, исходящая из глубин души, отрицательной чертой?..

В Театре им. А.С.Пушкина, куда он пришел из ТЮЗа, Валерий Носик играл много, увлеченно, запоминаясь и в самой небольшой роли. До сей поры не могу забыть его гротескового Контролера в «Парусиновом портфеле» М. Зощенко, поставленном Оскаром Ремезом, Григория Миронова в «Днях нашей жизни» Л. Андреева, майора Петкова в «Шоколадном солдатике» Б. Шоу, Мадали в «Метели» Л. Леонова (все названные постановки осуществлены Борисом Равенских), Швейка в «Похождениях бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку (режиссер Оскар Ремез).

Но ярче других помнится роль Ренато Туцци в спектакле Равенских «Воскресенье в Риме» Горни Кремера - это был какой-то нескончаемый пир импровизаций артиста (он любил перечислять фамилии знакомых, пришедших в этот вечер в театр, переделывая их «на итальянский манер»), в бешеном ритме носился по сцене, буквально упиваясь характером своего персонажа, заряжая всех неистовым весельем и лучезарностью своих распахнутых глаз...

На протяжении 70-80-х годов Валерий Носик по праву считался одним из самых любимых и востребованных кинематографом «эпизодников»: поистине, несть числа фильмам, в которых он мог появиться на несколько минут, а запоминался на годы и десятилетия. Очень верно говорил об этом артисте режиссер Геннадий Полока: «Я считаю, что Валерий Носик - это чудо природы. Надо было обладать такими природными данными внутренними, чтобы переиграть ту маловыразительную внешность, которую ему дал Бог». И он переигрывал ее многократно и разнообразно. Мечтая о драматических ролях Валерий Носик ярко раскрывался и в них, сыграв на сцене Дома Островского свыше 50 ролей самого разного плана. И в кинематографе случилось такое - в киноэпопее «Освобождение» Юрий Озеров, ощутив человеческую, личностную глубину этого мастера, доверил артисту роль танкиста Дорожкина с его запомнившейся всем, кто видел фильм, фразой: «А мы, танкисты, горючее всегда на язык пробуем!» Он и в этой небольшой, но по сути трагической роли, умудрился покорить нотками озорства, легкости, юмора...

И в других лентах со всей очевидностью просвечивал драматический дар Валерия Носика. Стоит вспомнить здесь такие из них, как «Шура и Просвирняк», «Горизонт», «Сапоги всмятку», «Преступление и наказание», где из малозначительной роли Заметова артист создал не просто определенный характер, но тип. Ну, а перечислять здесь всех его ярко комедийных персонажей - дело хлопотливое и излишнее: они и без того помнятся всем...

К счастью, и в театре Валерий Носик реализовал свой дар не только в комедиях. Достаточно назвать лишь несколько ролей: Красавин в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Вернер в «Русских людях» К. Симонова, Непряхин в «Ивушке неплакучей» М. Алексеева, полубезумный и жалкий, с отчетливыми интонациями неподдельного драматизма Курослепов в «Горячем сердце» А.Н. Островского.

Он был поразительным Епиходовым в чеховском «Вишневом саде», человеком нелепым, смешным, но наделенным чувством собственного достоинства, которое постоянно пытались высмеять. Никем не понятый, никем не любимый... Маленький человек, осознающий себя значительным...

И еще он ярко помнится мне в одной из серий популярного не только в давние времена, но и сегодня телевизионного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» (новелла «Ответный удар»), в которой Валерий Носик создал поистине страшный, трагикомический образ Феди Ферапонтикова, услужливого, годного для любого дела, пусть и самого грязного, терпящего любые унижения, но в душе ненавидящего своего хозяина до сердечной боли. Достаточно всмотреться в его взгляды, бросаемые исподтишка на хозяина и его окружение, в вырывающиеся порой иронические комментарии...

Валерий Бенедиктович Носик ушел из жизни слишком рано. В октябре нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет, а не стало его в 54 года. Сколько еще мог бы он сыграть, одаривая своих влюбленных зрителей блестками юмора, ненавязчивой иронией, искусством высокого гротеска и - драматическими ролями.

Сын артиста, Александр Носик, ставший за эти десятилетия известным и любимым многими мастером театра и кино, с горечью и болью сказал: «Мне действительно обидно за великого актера Валерия Носика. Он работал как каторжный, на износ. Умер во сне от разрыва сосудов, а текст новой роли лежал рядом, потому что на следующий день должна была быть репетиция».

Но он остается и долгое время спустя для нас тем Солнышком, которое согревает при одном воспоминании, вызывая улыбку и нежность...


Кира Алексеева, "Страстной бульвар, 10", №2-232/2020


Дата публикации: 03.11.2020