Новости

НИКИТА ПАНФИЛОВ: «ТЕАТР – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»

Актер Никита Панфилов в 2006 году окончил Школу-студию МХАТ, проработал десять лет в Художественном театре, потом решил, что, по крайней мере, на ближайшее время хочет связать свою жизнь с кино. Прошло пять лет, за это время вышло пять сезонов сериала «Пес», где Никита играет главную роль и еще десяток фильмов с его участием.

В марте Никита дебютирует на сцене Малого театра в спектакле «Физики» Фридриха Дюрренматта. Газета Малого театра расспросила актера о его отношении к театру, учителях и причине возвращения на театральную сцену.


В какой момент ты понял, что хочешь быть артистом?
Всю жизнь эта профессия за мной шла. Но мне с детства говорили, что от настоящей работы устаешь, что всегда должно быть сложно. И поэтому я работу актером не воспринимал как серьезное дело и задумывался, чем я еще хочу заниматься в жизни? Но в конце концов понял, что единственное чего я хочу - это актерская профессия.

Сразу получилось поступить в театральный ВУЗ? Куда?
После армии. Документы подавал везде. Есть такое правило: надо поступать везде, чтобы «начитать» программу, а потом уже стараться поступить туда, куда хочешь. Я выбрал Школу-студию МХАТ, курс Золотовицкого и Земцова. Но меня не хотели брать, по студенческим меркам я был уже старый - 23 года. Долго решали. Когда начали объявлять поступивших, на «П» моей фамилии не было. Меня назвали в самом конце. И за то время, пока называли фамилии, я думал, что потеряю сознание.

Расскажи про своих мастеров?
Я учился в мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова. Это был их первый курс. Изначально его набирал Александр Александрович Калягин, но он попал в больницу на первом туре. Потом Олег Павлович Табаков, который на тот момент был заведующим кафедрой актерского мастерства, хотел нас брать, но тоже не сложилось. В итоге Табаков узнал, кто ведет подготовительные курсы, и предложил Сергею Ивановичу Земцову и Игорю Яковлевичу Золотовицкому набрать свой курс. На первом курсе в нас пытались впихнуть все, что возможно. У нас было 15 педагогов на отрывках. Спать приходилось очень мало. Зато у нас получился один из самых звёздных курсов со времен Олега Басилашвили (однокурсниками Басилашвили были Татьяна Доронина, Михаил Козаков и др.). Со мной учились Максим Матвеев, Антон Шагин, Марьяна Спивак, Кирилл Петров, Петр Кислов, Ася Дубровская, Катя Вилкова и многие другие. Было сложно, многих отчисляли. Я каждый год подходил к Золотовицкому и спрашивал: «Игорь Яковлевич, вы меня отчислите?» Он ругался, конечно, но не отчислил.

Откуда такой страх?
Мне казалось, что могут выгнать за что угодно. Видел, как летят головы, и боялся, переживал.

Кого из педагогов ты можешь назвать учителями?
Вот тут точно могу сказать, что каждого. Золотовицкий с Земцовым так нас опекали! Например, на четвертом курсе просили Константина Аркадьевича Райкина нас посмотреть. Он сказал, что только что сам выпустил курс и ему в театр не нужны молодые актеры. Наши мастера ответили, что брать никого не надо – нужно просто посмотреть, чтобы мы перестали бояться показов в театры. Райкин пришел и все равно взял Марьяну Спивак в свою труппу. Нас оберегали и с нами нянчились, как с детьми. И до сих пор с мастерами сохранились отношения, как с родными людьми. Потому что мы первые и самые любимые.

Что ты играл в дипломном спектакле?
С дипломным спектаклем отдельная история. У меня его не было, потому что на четвертом курсе или даже в конце третьего меня пригласили сниматься в сериал «Адъютанты любви» (вышел в 2005 году на «Первом канале»). И это был уникальный случай, когда к Олегу Павловичу, к Игорю Яковлевичу подошли и лично попросили за меня – этот фильм мне зачли как дипломный спектакль.

В этом сериале был очень хороший актерский состав.
Да. Там было много звезд: Абдулов, Джигарханян, Золотухин, Филиппенко, Я ходил, смотрел на них и думал, с кем я в одном кадре, боже мой! Для меня это было сказкой. Я не понимал, чем я заслужил находиться с этими мэтрами в одном кадре. Я очень много от них получил и энергии, и понимания профессии.

Куда ты пошел после окончания института?
Уже на втором курсе я начал играть в спектакле «Осада» Евгения Гришковца. Началось все с того, что мы делали отрывки на фантазию. Мы решили, что герои «Чиполлино» – семья цыган, раз у них так много детей и нет дома. Я был папа Чиполлоно. Отрывок понравился педагогам. Ко мне подошел Золотовицкий и сказал, что нужен актер на роль Икара в «Осаду». Меня показали режиссеру и автору спектакля Евгению Гришковцу. Тот сказал Золотовицкому: «Ты считаешь? Тогда пускай». И это был весь разговор. Мой первый выход на сцену был самый волнительный день. Я думал, что от страха у меня сейчас отвалятся ноги, тряслись колени, хотя я уже достаточно много выходил на сцену. Но не Художественного театра. Потом уже были и другие спектакли: «Изображая жертву», «Тартюф», «Последний день лета», «Ундина». Появились большие роли.

Сколько лет ты проработал в МХТ?
Ровно 10 лет. А потом я принял для себя решение, что пора уходить.

Уходить в никуда?
Нет, в кино. Я решил, что с начала нужно заработать себе имя, а потом уже вернуться работать в театр.

Ты не сожалел потом о своем решении?
Нет, ни дня не жалел. Я давно понял, что в моей жизни все происходит так, как должно быть. Я должен был уйти, еще и такая круглая дата – 10 лет. Конечно, не сразу решился, было тяжело, но потом сделал выбор в пользу кино.

А сейчас? Откуда возникла потребность вернуться в театр?
Я люблю театр. Это моя зависимость. Когда ушел их МХТ им. Чехова, мне три года снились спектакли: что я забываю выходы, текст... Не мог ходить в театр смотреть спектакли, потому что ощущал себя в зрительном зале не с той стороны. Все время думал, как бы я сыграл, начинал ностальгировать. Абсолютная зависимость. Отвыкал года три, а всего без театра жил пять, может, шесть лет. Антреприз предлагали очень много, но я не соглашался. Мне нравится театр-дом, когда ты понимаешь, куда ты приходишь, а не разъезжать с гастролями. Я вообще домашний человек. У меня есть дом, куда и я прихожу каждый день, есть семья, жена и ребенок. Доля меня это важно. И так же с театром. Я не хотел антрепризу, потому что это непостоянство. К примеру, мне предложили поехать в Америку и играть там 24 спектакля за 30 дней. Я подумал, зачем ехать? Зачем носиться по городам и штатам и, ничего не понимая, играть спектакли? А потом, так и не увидев ничего, улететь. Это просто зарабатывание денег. Но я в профессии не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Не все меряется деньгами. И я делаю то, что мне нравится. Потому что я хочу не только смотреть, как играют другие, а хочу сам играть – это моя профессия. Пришло время – мне нужен был театр. И по тем предложениям, которые мне сыпались одни за другими, я понимал, что сейчас что-то будет. И вдруг позвонил Леша (актер и режиссер Малого театра Алексей Дубровский) и спросил: «Не хочешь ли ты…?» Я сказал, что хочу. Как можно спрашивать! И согласился еще до того, как он мне прислал пьесу, раньше, чем мне сказали, что за роль и что за автор.

А когда сказали, какие были ощущения?
«Физиков» я читал давно, еще в институте, так как читают перед экзаменом – через строчку и по диагонали. Когда я прочел пьесу сейчас, я сначала ее даже не очень понял. Со страху позвонил Леше, спросил, есть ли у него какое-то видение, рассказал, что у меня внутри хаос и страх. Леша уверил меня, что все будет хорошо. Потом была встреча с Юрием Мефодьевичем. Он, конечно, человек такой энергии и энергетики!

Сериал «Пес», где ты играешь главную роль, способствовал вашему знакомству?
Да, он видел меня в этом сериале и запомнил. Так что я понял, что для чего-то в моей жизни сериал «Пес» нужен. Юрий Мефодьевич сразу располагает к себе. И когда он сказал: «Может быть, на ТЫ? Я ответил: «Да, конечно». – «Нет, в смысле я к тебе на ты, а ты ко мне на Вы». – Я сказал: «Да, конечно». И мы посмеялись. Это старая гвардия, человек-легенда. Что тут еще скажешь!

Постепенно с «Физиками» у тебя сложились отношения?
Да. И меня поражает, что Леша идет на контакт. Что он не властный режиссер, что он находится в диалоге с актерами. А я уверен, что только в диалоге рождается что-то хорошее, а иногда очень хорошее и талантливое, и даже гениальное. Но только в диалоге. Если актер или режиссер тянет на себя одеяло, если кто-то не слышит партнера, то ничего не получится - и это мое убеждение.

В этом спектакле у тебя замечательные партнеры.
Да. Важно, что мы все время в диалоге. Они периодически что-то подсказывают, то о чем я бы не догадался. И это здорово.

А твой герой? Какие он вызывает чувства?
Я с ним, конечно, не согласен, но любого персонажа нужно всегда оправдывать. Какая-то доля наивности в нем есть: он в сумасшедшем доме попытался пойти против мировой системы. Это так утопично и наивно, что вызывает жалость.

Сейчас репетиции идут очень активно. Как тебе удается в своем графике соединять кино и театр?
Я уже говорил, что все, что в моей жизни происходит, все к лучшему. Ровно на период выпуска спектакля у меня отпуск от съемок. Зимой их всегда меньше. У меня сейчас два или три отснятых фильма, и получился небольшой провис, в который идеально вписываются репетиции. Такие случайности не случайны. Давно уже было пора работать в театре, потому что театр – это моя жизнь, это основа, я считаю.

Ты хорошо себя чувствуешь в Малом театре?
Абсолютно. С начала у меня было странное ощущение от масштаба. Я никогда не был в закулисье Малого театра, меня оно очень впечатлило. Коридоры, залы, кабинет худрука. Я счастлив тем, что моя жизнь так повернулась, что в ней сейчас случился Малый театр.

Беседовала Дарья Антонова


Дата публикации: 05.03.2020

Актер Никита Панфилов в 2006 году окончил Школу-студию МХАТ, проработал десять лет в Художественном театре, потом решил, что, по крайней мере, на ближайшее время хочет связать свою жизнь с кино. Прошло пять лет, за это время вышло пять сезонов сериала «Пес», где Никита играет главную роль и еще десяток фильмов с его участием.

В марте Никита дебютирует на сцене Малого театра в спектакле «Физики» Фридриха Дюрренматта. Газета Малого театра расспросила актера о его отношении к театру, учителях и причине возвращения на театральную сцену.


В какой момент ты понял, что хочешь быть артистом?
Всю жизнь эта профессия за мной шла. Но мне с детства говорили, что от настоящей работы устаешь, что всегда должно быть сложно. И поэтому я работу актером не воспринимал как серьезное дело и задумывался, чем я еще хочу заниматься в жизни? Но в конце концов понял, что единственное чего я хочу - это актерская профессия.

Сразу получилось поступить в театральный ВУЗ? Куда?
После армии. Документы подавал везде. Есть такое правило: надо поступать везде, чтобы «начитать» программу, а потом уже стараться поступить туда, куда хочешь. Я выбрал Школу-студию МХАТ, курс Золотовицкого и Земцова. Но меня не хотели брать, по студенческим меркам я был уже старый - 23 года. Долго решали. Когда начали объявлять поступивших, на «П» моей фамилии не было. Меня назвали в самом конце. И за то время, пока называли фамилии, я думал, что потеряю сознание.

Расскажи про своих мастеров?
Я учился в мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова. Это был их первый курс. Изначально его набирал Александр Александрович Калягин, но он попал в больницу на первом туре. Потом Олег Павлович Табаков, который на тот момент был заведующим кафедрой актерского мастерства, хотел нас брать, но тоже не сложилось. В итоге Табаков узнал, кто ведет подготовительные курсы, и предложил Сергею Ивановичу Земцову и Игорю Яковлевичу Золотовицкому набрать свой курс. На первом курсе в нас пытались впихнуть все, что возможно. У нас было 15 педагогов на отрывках. Спать приходилось очень мало. Зато у нас получился один из самых звёздных курсов со времен Олега Басилашвили (однокурсниками Басилашвили были Татьяна Доронина, Михаил Козаков и др.). Со мной учились Максим Матвеев, Антон Шагин, Марьяна Спивак, Кирилл Петров, Петр Кислов, Ася Дубровская, Катя Вилкова и многие другие. Было сложно, многих отчисляли. Я каждый год подходил к Золотовицкому и спрашивал: «Игорь Яковлевич, вы меня отчислите?» Он ругался, конечно, но не отчислил.

Откуда такой страх?
Мне казалось, что могут выгнать за что угодно. Видел, как летят головы, и боялся, переживал.

Кого из педагогов ты можешь назвать учителями?
Вот тут точно могу сказать, что каждого. Золотовицкий с Земцовым так нас опекали! Например, на четвертом курсе просили Константина Аркадьевича Райкина нас посмотреть. Он сказал, что только что сам выпустил курс и ему в театр не нужны молодые актеры. Наши мастера ответили, что брать никого не надо – нужно просто посмотреть, чтобы мы перестали бояться показов в театры. Райкин пришел и все равно взял Марьяну Спивак в свою труппу. Нас оберегали и с нами нянчились, как с детьми. И до сих пор с мастерами сохранились отношения, как с родными людьми. Потому что мы первые и самые любимые.

Что ты играл в дипломном спектакле?
С дипломным спектаклем отдельная история. У меня его не было, потому что на четвертом курсе или даже в конце третьего меня пригласили сниматься в сериал «Адъютанты любви» (вышел в 2005 году на «Первом канале»). И это был уникальный случай, когда к Олегу Павловичу, к Игорю Яковлевичу подошли и лично попросили за меня – этот фильм мне зачли как дипломный спектакль.

В этом сериале был очень хороший актерский состав.
Да. Там было много звезд: Абдулов, Джигарханян, Золотухин, Филиппенко, Я ходил, смотрел на них и думал, с кем я в одном кадре, боже мой! Для меня это было сказкой. Я не понимал, чем я заслужил находиться с этими мэтрами в одном кадре. Я очень много от них получил и энергии, и понимания профессии.

Куда ты пошел после окончания института?
Уже на втором курсе я начал играть в спектакле «Осада» Евгения Гришковца. Началось все с того, что мы делали отрывки на фантазию. Мы решили, что герои «Чиполлино» – семья цыган, раз у них так много детей и нет дома. Я был папа Чиполлоно. Отрывок понравился педагогам. Ко мне подошел Золотовицкий и сказал, что нужен актер на роль Икара в «Осаду». Меня показали режиссеру и автору спектакля Евгению Гришковцу. Тот сказал Золотовицкому: «Ты считаешь? Тогда пускай». И это был весь разговор. Мой первый выход на сцену был самый волнительный день. Я думал, что от страха у меня сейчас отвалятся ноги, тряслись колени, хотя я уже достаточно много выходил на сцену. Но не Художественного театра. Потом уже были и другие спектакли: «Изображая жертву», «Тартюф», «Последний день лета», «Ундина». Появились большие роли.

Сколько лет ты проработал в МХТ?
Ровно 10 лет. А потом я принял для себя решение, что пора уходить.

Уходить в никуда?
Нет, в кино. Я решил, что с начала нужно заработать себе имя, а потом уже вернуться работать в театр.

Ты не сожалел потом о своем решении?
Нет, ни дня не жалел. Я давно понял, что в моей жизни все происходит так, как должно быть. Я должен был уйти, еще и такая круглая дата – 10 лет. Конечно, не сразу решился, было тяжело, но потом сделал выбор в пользу кино.

А сейчас? Откуда возникла потребность вернуться в театр?
Я люблю театр. Это моя зависимость. Когда ушел их МХТ им. Чехова, мне три года снились спектакли: что я забываю выходы, текст... Не мог ходить в театр смотреть спектакли, потому что ощущал себя в зрительном зале не с той стороны. Все время думал, как бы я сыграл, начинал ностальгировать. Абсолютная зависимость. Отвыкал года три, а всего без театра жил пять, может, шесть лет. Антреприз предлагали очень много, но я не соглашался. Мне нравится театр-дом, когда ты понимаешь, куда ты приходишь, а не разъезжать с гастролями. Я вообще домашний человек. У меня есть дом, куда и я прихожу каждый день, есть семья, жена и ребенок. Доля меня это важно. И так же с театром. Я не хотел антрепризу, потому что это непостоянство. К примеру, мне предложили поехать в Америку и играть там 24 спектакля за 30 дней. Я подумал, зачем ехать? Зачем носиться по городам и штатам и, ничего не понимая, играть спектакли? А потом, так и не увидев ничего, улететь. Это просто зарабатывание денег. Но я в профессии не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Не все меряется деньгами. И я делаю то, что мне нравится. Потому что я хочу не только смотреть, как играют другие, а хочу сам играть – это моя профессия. Пришло время – мне нужен был театр. И по тем предложениям, которые мне сыпались одни за другими, я понимал, что сейчас что-то будет. И вдруг позвонил Леша (актер и режиссер Малого театра Алексей Дубровский) и спросил: «Не хочешь ли ты…?» Я сказал, что хочу. Как можно спрашивать! И согласился еще до того, как он мне прислал пьесу, раньше, чем мне сказали, что за роль и что за автор.

А когда сказали, какие были ощущения?
«Физиков» я читал давно, еще в институте, так как читают перед экзаменом – через строчку и по диагонали. Когда я прочел пьесу сейчас, я сначала ее даже не очень понял. Со страху позвонил Леше, спросил, есть ли у него какое-то видение, рассказал, что у меня внутри хаос и страх. Леша уверил меня, что все будет хорошо. Потом была встреча с Юрием Мефодьевичем. Он, конечно, человек такой энергии и энергетики!

Сериал «Пес», где ты играешь главную роль, способствовал вашему знакомству?
Да, он видел меня в этом сериале и запомнил. Так что я понял, что для чего-то в моей жизни сериал «Пес» нужен. Юрий Мефодьевич сразу располагает к себе. И когда он сказал: «Может быть, на ТЫ? Я ответил: «Да, конечно». – «Нет, в смысле я к тебе на ты, а ты ко мне на Вы». – Я сказал: «Да, конечно». И мы посмеялись. Это старая гвардия, человек-легенда. Что тут еще скажешь!

Постепенно с «Физиками» у тебя сложились отношения?
Да. И меня поражает, что Леша идет на контакт. Что он не властный режиссер, что он находится в диалоге с актерами. А я уверен, что только в диалоге рождается что-то хорошее, а иногда очень хорошее и талантливое, и даже гениальное. Но только в диалоге. Если актер или режиссер тянет на себя одеяло, если кто-то не слышит партнера, то ничего не получится - и это мое убеждение.

В этом спектакле у тебя замечательные партнеры.
Да. Важно, что мы все время в диалоге. Они периодически что-то подсказывают, то о чем я бы не догадался. И это здорово.

А твой герой? Какие он вызывает чувства?
Я с ним, конечно, не согласен, но любого персонажа нужно всегда оправдывать. Какая-то доля наивности в нем есть: он в сумасшедшем доме попытался пойти против мировой системы. Это так утопично и наивно, что вызывает жалость.

Сейчас репетиции идут очень активно. Как тебе удается в своем графике соединять кино и театр?
Я уже говорил, что все, что в моей жизни происходит, все к лучшему. Ровно на период выпуска спектакля у меня отпуск от съемок. Зимой их всегда меньше. У меня сейчас два или три отснятых фильма, и получился небольшой провис, в который идеально вписываются репетиции. Такие случайности не случайны. Давно уже было пора работать в театре, потому что театр – это моя жизнь, это основа, я считаю.

Ты хорошо себя чувствуешь в Малом театре?
Абсолютно. С начала у меня было странное ощущение от масштаба. Я никогда не был в закулисье Малого театра, меня оно очень впечатлило. Коридоры, залы, кабинет худрука. Я счастлив тем, что моя жизнь так повернулась, что в ней сейчас случился Малый театр.

Беседовала Дарья Антонова


Дата публикации: 05.03.2020