Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ДОКТОР ВАТСОН ИЗ МАЛОГО ТЕАТРА

ДОКТОР ВАТСОН ИЗ МАЛОГО ТЕАТРА

Актер Малого театра Виталий Соломин, являясь старожилом отечественного кинематографа, обладает, помимо прочих, одним несомненным качеством: его герои передают атмосферу времени, в котором жили. Все они, от трогательно-романтичного мальчика Жени из художественного фильма «Женщины» до обаятельного негодяя Вадима из «Зимней вишни», вобрали в себя неповторимые черты людей тех поколений, к которым принадлежат. Трудно судить о непостижимых для нас временах, но кажется, что созданный Соломиным хрестоматийный образ доктора Ватсона несет на себе печать эпохи Шерлока Холмса и Артура Конан-Дойля.
А в жизни Виталий Мефодиевич по-сибирски основателен, рассудителен и не любит пустых разговоров.
· Виталий Мефодиевич, вы всю жизнь работаете в Малом театре. В чем секрет его долголетия?
· Во-первых, Малый театр изначально стал императорским, да и сейчас он единственный в России национальный театр. Официальный статус дает поддержку, признание, большие возможности. К тому же наш театр —столичный.
· Но бывает, что все это у театра есть, а он мертвый.
· Для того, чтобы театр был живым, он должен жить в каждом поколении. В Малом театре старики воспитывают себе даже не смену, а продолжение. Тогда и среднее поколение, и молодежь — поколения идут одно за другим, а значит, есть преемственность, есть развитие, накапливается опыт. Вообще же люди театральные очень эгоистичны, уходит очередное поколение — и театр остается голым. Особенно сложно в таком случае — молодежь некому ввести в чудо, называемое театром.
· У театра есть множество определений: храм, кафедра, трибуна, отражающее зеркало и увеличивающее стекло. На ваш взгляд, что это такое?
· У Макса Фриша, пьесу которого я сейчас ставлю, прочел очень точное определение. «Я слишком тщеславен — пишет он, — для того, чтобы писать для зрительских аплодисментов. Я пишу для того, чтобы разобраться в самом себе, и надеюсь, что зрителю это тоже будет интересно». Это один момент. А второй... Вы не обращали внимания, что все дети связаны с Богом или иной высшей силой? Их что-то ведет — в играх, в быстром развитии. Они познают жизнь и взрослеют, как в сказке — на глазах. Лет до пяти это тянется. У некоторых, а их немного, этот феноменальный дар сохраняется. И они кажутся наивными, возможно, странными, но какая-то сила ведет их по жизни. Человек приходит в театр, садится в кресло и вдруг начинает плакать или смеяться. Причем никто ни с кем не общается, все сидят рядом, но со сценой — один на один. Ненормальное будто бы состояние. Театр — это возвращение человека к настоящему смыслу. Когда говорят: «Я могу и без театра прожить, я и не был там никогда», хочется ответить: «Только пожалеть тебя можно в таком случае».
· Стало быть, актер не лицедей, а проводник Божественного начала?
· Актер — лицедей, он доводит Божественное начало до зрителя именно таким способом.
· Должен ли актер пропускать через себя все, что преподносит ему жизнь?
· Это свойство не актерское, а человеческое. Одни все проживают и переживают, другие нет. Актерство — профессия. Для создания образа свои ассоциации, свой опыт надо соединить, чтобы получилось. Нечто, что имеет свои мускулы, хребет. Роль — поделка, которая ничего не дает ни уму, ни сердцу.
· Что сложнее — заставить зрителя смеяться или плакать?
· Это вопрос глубины. И смеяться могут из-за ерунды, и плакать из-за сентиментальных приемов. Когда зрители уходят домой, образ спектакля сохраняется в их душе один вечер или несколько дней, либо все забывается, либо существует потребность постоянно возвращаться к своему впечатлению. Тогда человек снова придет в театр.
· Главное место в театре — сцена, и считается, что она обладает мощной энергетикой.
· Я в этом абсолютно уверен. Вне театра, в так называемой антрепризе, мы репетировали спектакль «Клетка». Проходили репетиции в новом, хорошем Дворце культуры. Какая же у меня внутренняя борьба была с этим зданием! Потому что я чувствовал: там совершенно разреженная атмосфера. А в старых театральных зданиях она плотная, насыщенная. Когда построили филиал Малого театра , мы первые стали репетировать там «Свадьбу Кречинского» и в течение нескольких сезонов наполняли новое здание своим потом и своей энергией. Сейчас филиал стал настоящим театром. Не знаю, что это за энергия, откуда она берется и чем все это объяснить. Знаю только, что это есть. Возможно, это оттого, что каждый день в театре что-то необычное происходит.
· Актер отдает персонажу свою внешность. А как быть с мыслями?
· На мой взгляд, внешность не имеет значения. Вообще. Когда актер начинает заниматься внешностью, любоваться собой, на роли можно ставить крест. У меня к этому отношение принципиальное. Мне нравится театр, где все строится только на мастерстве актера, и все свои роли играю без грима. Если роль удачная, зрители перестают обращать внимание на внешность, им интересно, что у тебя за душой, проследить за твоим существом.
· Мужчины-актеры жалуются на подневольность своей профессии: дескать, приходится подчиняться режиссеру.
· Не хочешь — не подчиняйся. Я и не подчинялся никогда. Не потому, что бунтарь по натуре — просто не хотел и все! А подневольные отношения актер — режиссер остались у нас с советских времен, когда режиссер был главным, поскольку отвечал за идеологию, а актеры становились подчиненными и исполнителями. И такое положение вещей закоренело. А за границей (я работал в Америке) никто не смеет сделать актеру указание или, не дай Бог, замечание, даже советов никто не дает — этого просто не может быть.
· А что в жизни главное?
· Главное... Мне приходилось встречаться с людьми умирающими, когда день-два — и человека уже не было. К этому моменту — я видел это, слышал —человек ищет какое-то оправдание своему существованию. Спрашивает, зачем же он вообще жил. И находит ответ. Кто-то говорит, что хорошего ребенка родил и воспитал, кто-то рад, что был кому-то нужен. Главное в жизни —твое предназначение, ты должен его почувствовать, найти и осуществить. И тогда, наверное, к концу жизни приходит умиротворение от сознания, что ты состоялся.

Людмила ГРАБЕНКО

Дата публикации: 01.12.2001
ДОКТОР ВАТСОН ИЗ МАЛОГО ТЕАТРА

Актер Малого театра Виталий Соломин, являясь старожилом отечественного кинематографа, обладает, помимо прочих, одним несомненным качеством: его герои передают атмосферу времени, в котором жили. Все они, от трогательно-романтичного мальчика Жени из художественного фильма «Женщины» до обаятельного негодяя Вадима из «Зимней вишни», вобрали в себя неповторимые черты людей тех поколений, к которым принадлежат. Трудно судить о непостижимых для нас временах, но кажется, что созданный Соломиным хрестоматийный образ доктора Ватсона несет на себе печать эпохи Шерлока Холмса и Артура Конан-Дойля.
А в жизни Виталий Мефодиевич по-сибирски основателен, рассудителен и не любит пустых разговоров.
· Виталий Мефодиевич, вы всю жизнь работаете в Малом театре. В чем секрет его долголетия?
· Во-первых, Малый театр изначально стал императорским, да и сейчас он единственный в России национальный театр. Официальный статус дает поддержку, признание, большие возможности. К тому же наш театр —столичный.
· Но бывает, что все это у театра есть, а он мертвый.
· Для того, чтобы театр был живым, он должен жить в каждом поколении. В Малом театре старики воспитывают себе даже не смену, а продолжение. Тогда и среднее поколение, и молодежь — поколения идут одно за другим, а значит, есть преемственность, есть развитие, накапливается опыт. Вообще же люди театральные очень эгоистичны, уходит очередное поколение — и театр остается голым. Особенно сложно в таком случае — молодежь некому ввести в чудо, называемое театром.
· У театра есть множество определений: храм, кафедра, трибуна, отражающее зеркало и увеличивающее стекло. На ваш взгляд, что это такое?
· У Макса Фриша, пьесу которого я сейчас ставлю, прочел очень точное определение. «Я слишком тщеславен — пишет он, — для того, чтобы писать для зрительских аплодисментов. Я пишу для того, чтобы разобраться в самом себе, и надеюсь, что зрителю это тоже будет интересно». Это один момент. А второй... Вы не обращали внимания, что все дети связаны с Богом или иной высшей силой? Их что-то ведет — в играх, в быстром развитии. Они познают жизнь и взрослеют, как в сказке — на глазах. Лет до пяти это тянется. У некоторых, а их немного, этот феноменальный дар сохраняется. И они кажутся наивными, возможно, странными, но какая-то сила ведет их по жизни. Человек приходит в театр, садится в кресло и вдруг начинает плакать или смеяться. Причем никто ни с кем не общается, все сидят рядом, но со сценой — один на один. Ненормальное будто бы состояние. Театр — это возвращение человека к настоящему смыслу. Когда говорят: «Я могу и без театра прожить, я и не был там никогда», хочется ответить: «Только пожалеть тебя можно в таком случае».
· Стало быть, актер не лицедей, а проводник Божественного начала?
· Актер — лицедей, он доводит Божественное начало до зрителя именно таким способом.
· Должен ли актер пропускать через себя все, что преподносит ему жизнь?
· Это свойство не актерское, а человеческое. Одни все проживают и переживают, другие нет. Актерство — профессия. Для создания образа свои ассоциации, свой опыт надо соединить, чтобы получилось. Нечто, что имеет свои мускулы, хребет. Роль — поделка, которая ничего не дает ни уму, ни сердцу.
· Что сложнее — заставить зрителя смеяться или плакать?
· Это вопрос глубины. И смеяться могут из-за ерунды, и плакать из-за сентиментальных приемов. Когда зрители уходят домой, образ спектакля сохраняется в их душе один вечер или несколько дней, либо все забывается, либо существует потребность постоянно возвращаться к своему впечатлению. Тогда человек снова придет в театр.
· Главное место в театре — сцена, и считается, что она обладает мощной энергетикой.
· Я в этом абсолютно уверен. Вне театра, в так называемой антрепризе, мы репетировали спектакль «Клетка». Проходили репетиции в новом, хорошем Дворце культуры. Какая же у меня внутренняя борьба была с этим зданием! Потому что я чувствовал: там совершенно разреженная атмосфера. А в старых театральных зданиях она плотная, насыщенная. Когда построили филиал Малого театра , мы первые стали репетировать там «Свадьбу Кречинского» и в течение нескольких сезонов наполняли новое здание своим потом и своей энергией. Сейчас филиал стал настоящим театром. Не знаю, что это за энергия, откуда она берется и чем все это объяснить. Знаю только, что это есть. Возможно, это оттого, что каждый день в театре что-то необычное происходит.
· Актер отдает персонажу свою внешность. А как быть с мыслями?
· На мой взгляд, внешность не имеет значения. Вообще. Когда актер начинает заниматься внешностью, любоваться собой, на роли можно ставить крест. У меня к этому отношение принципиальное. Мне нравится театр, где все строится только на мастерстве актера, и все свои роли играю без грима. Если роль удачная, зрители перестают обращать внимание на внешность, им интересно, что у тебя за душой, проследить за твоим существом.
· Мужчины-актеры жалуются на подневольность своей профессии: дескать, приходится подчиняться режиссеру.
· Не хочешь — не подчиняйся. Я и не подчинялся никогда. Не потому, что бунтарь по натуре — просто не хотел и все! А подневольные отношения актер — режиссер остались у нас с советских времен, когда режиссер был главным, поскольку отвечал за идеологию, а актеры становились подчиненными и исполнителями. И такое положение вещей закоренело. А за границей (я работал в Америке) никто не смеет сделать актеру указание или, не дай Бог, замечание, даже советов никто не дает — этого просто не может быть.
· А что в жизни главное?
· Главное... Мне приходилось встречаться с людьми умирающими, когда день-два — и человека уже не было. К этому моменту — я видел это, слышал —человек ищет какое-то оправдание своему существованию. Спрашивает, зачем же он вообще жил. И находит ответ. Кто-то говорит, что хорошего ребенка родил и воспитал, кто-то рад, что был кому-то нужен. Главное в жизни —твое предназначение, ты должен его почувствовать, найти и осуществить. И тогда, наверное, к концу жизни приходит умиротворение от сознания, что ты состоялся.

Людмила ГРАБЕНКО

Дата публикации: 01.12.2001