Новости

"МЫ ПРЫГНУЛИ БЕЗ ПАРАШЮТА..."

20 августа исполнилось 70 лет Валерию Алексеевичу Афанасьеву, народному артисту России, актеру Малого театра, знакомому зрителям с давних времен на сценах Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя, куда он пришел сразу после окончания Щукинского театрального училища и прослужил там два десятилетия. Следующие 20 лет были отданы Театру на Юго-Западе под руководством Валерия Беляковича. Затем был не очень длительный период в Театре им. К.С. Станиславского, а последние два года Валерий Афанасьев служит старейшим, прославленным подмосткам Малого театра. Можно смело сказать, что для многомиллионной армии зрителей артист не просто хорошо знаком, но любим по многочисленным ролям в кино и на телевидении.


Если начать перечислять роли Валерия Афанасьева на сценах театров, в которых он служил, добавить к этому списку работы в кино и сериалах, посвященный ему текст грозит обратиться в книгу, потому что даже о небольших ролях в кино найдется немало слов. И, наверное, главными среди них станут признания в том, что этот артист представляет редкий сегодня на сцене и экране образ настоящего мужчины - волевого, мужественного, сильного, умного, энергичного, не растрачивающего себя в словах, привыкшего действовать. Тот тип, к которому ни в какие времена не могли остаться равнодушными женщины и то втихомолку, то открыто завидовали не столь яркие мужчины...


Валерий Афанасьев наделен тем довольно редким обаянием, которое позволяет артисту проявить масштаб своего мастерства в ролях не только «положительных» героев (страшно подумать, скольких полковников и генералов воплощено им на экране с теми особыми статью и чувством собственного достоинства, что, вероятно, достались артисту от отца, кадрового военного!), но и «отрицательных», что называется, «со всячинкой»: достаточно назвать среди его театральных работ такие, как созданные на сцене Театра им.Н.В.Гоголя Стив («Рок-н-ролл на рассвете»), Михаил Пряслин («Дом»), Распутин («Заговор императрицы»), Макмэрфи и Вождь («А этот выпал из гнезда»)... Именно здесь произошла судьбоносная встреча Валерия Афанасьева с Валерием Беляковичем - артист сыграл в поставленных Беляковичем спектаклях «Аристофан» Советника и Утешительного в гоголевских «Игроках». После этого Афанасьев обрел новый Дом-Театр на Юго-Западе столицы.


И судьба наградила нашего героя, может быть, лучшими и во многом совершенно полярными ролями мирового репертуара: Петруччо в «Укрощении строптивой», Яичница в «Женитьбе», Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», Флоран в «Священных чудовищах», Городничий в «Ревизоре», брат Лоренцо в «Ромео и Джульетте», глухой маляр Миляга в «Сне в летнюю ночь», Керея в «Калигуле». И еще многими и многими...


Среди даров Судьбы, полученных Валерием Афанасьевым при рождении и обогащенных неустанным трудом и неуспокоенным характером, стоит отметить не только выразительную внешность, но и запоминающийся, сильный и красивый голос, умение не просто четко интонировать текст, но менять тембр в зависимости от воплощаемого образа. Вкрадчивые, порой льстивые интонации одних заменяются чеканной и властной речью других; тугодумие и растерянность кого-то уступают место тщательной обдуманности каждого слова. Если смотреть спектакли с его участием не по одному разу, зрителя, как правило, ждет сюрприз - при твердом следовании режиссерскому рисунку, Валерий Афанасьев всегда оставляет некое волшебное пространство для импровизации. И следить за этим невероятно увлекательно!


Разноплановые роли (не случайно, наверное, Валерий Белякович называл Валерия Афанасьева «артистом античного размаха») позволяют ему раскрыть свое дарование в полной мере, что проявилось и в образах, созданных на подмостках Малого театра за первые полтора сезона работы в этом прославленном коллективе: Борис в «Царе Борисе» А.К. Толстого, Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, воевода Смоленска Шеин в «Смуте. 1609-1611гг.» В. Мединского, Яичница в гоголевской «Женитьбе», Горас в «Всегда зовите Долли!» по Т. Уайлдеру.


Но внешность и голос - еще далеко не все дары Судьбы: музыкальность, вероятно, досталась Валерию Афанасьеву от матери, певшей в хоре М. Пятницкого, - он прекрасно исполняет под гитару песни собственного сочинения. Надо добавить к этому и несомненное литературное дарование - книга Валерия Афанасьева «Иди за прошлым», куда вошли не только стихи, но и эссе, и проза, вызывает не просто эмоции, но и серьезные размышления о судьбе, органично вписанной в эпоху, что этой судьбе досталась на долю.


Все эти и другие качества, позволяющие с полным правом называть Валерия Афанасьева Мастером, ярко проявились и в таких разных фильмах и сериалах, как «Михайло Ломоносов», «Любить по-русски», «Дневной поезд», «Ширли-мырли», «Досье детектива Дубровского», «Московская сага», «Дети Арбата», «Дело гастронома № 1», «Смерть шпионам», «Нити судьбы», «Маргоша», «Черкизона», «Москва. Три вокзала» и еще многих других.


И нельзя еще не упомянуть, что старший брат Валерия Афанасьева, Олег Алексеевич Афанасьев тоже был артистом - во многом уникальным по диапазону дарования. Мне довелось видеть его работы на сцене Томского театра юного зрителя, которым он руководил одно время. Каждая из его ролей стала для меня незабываемой. Олег Афанасьев ушел из жизни в 2002 году, оставив по себе в Томске глубокую благодарную память как великолепный мастер, как воспитатель молодого поколения артистов, начиная с любительского театра, а затем в студии при театре, как поэт, которого вспоминают по сию пору, ежегодно устраивая вечера в его честь, как автор поэтических сборников.


В этом году у Олега Алексеевича тоже юбилей - 80 лет со дня рождения, и дату эту будут отмечать в ставшем родным для артиста Томске. Пусть же и читатели нашего журнала в разных точках страны вспомнят это имя. Олег Афанасьев вступил на свой путь в Щепкинском театральном училище, в студенческие годы выходил не раз на сцену Малого театра и, думаю, память о старшем брате помогает Валерию Афанасьеву покорять великие подмостки, хранящие в себе и частичку истории собственной семьи.


Названием для этой заметки я выбрала строчку из стихотворения Олега Афанасьева, потому что не могу отделаться от ощущения, что она посвящена не только собратьям по томскому театру, но и младшему брату, успехами которого Олег Алексеевич вправе был гордиться. Они оба «прыгнули без парашюта» в неизведанное пространство Театра и «приземлились» с высокой целью дарить людям счастье прикосновения к Настоящему. А значит - делать мир лучше..


Наталья Старосельская, "Страстной бульвар, 10", №1-221|2019


Дата публикации: 08.10.2019