Новости

АЛЕКСАНДРА СОЛОМИНА: "СОВРЕМЕННЫМ ДЕТЯМ ВООБЩЕ НЕ ЗНАКОМА РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА"

Начало нового 264 театрального сезона в Малом театре ознаменовалось важным событием. Впервые в истории театра открыла двери детская театральная школа, учениками которой стали 50 юных, талантливых и непоседливых театральных экспериментаторов. О новой детской школе Малого театра, о том, как театр раскрывает таланты у школьников, и как актерское мастерство поможет им во взрослой жизни, «Культуромании» рассказала директор детской театральной студии Александра Соломина.

- Кому пришла идея открыть в одном из старейших театров страны новый образовательный проект? Зачем Малому театру детская студия?
- Мы основали детскую школу в феврале 2019 года по инициативе нашего руководства. Идея зрела давно, поскольку мы в театре начали серьезно разрабатывать детские и молодежные мероприятия, проводить праздники, новогодние елки. Это огромная возможность для нашего театра и революционный момент, потому что у нас никогда ничего подобного не было.
Мы считаем, что детям будет полезно получить дополнительное эстетическое образование. В тоже время, это задача достаточно эгоистичная, потому что таким образом мы воспитываем нашего зрителя. Хотя на этапе создания студии мы об этом не задумывались, но в дальнейшем мы поняли, что это очень выгодно, ведь мы сами себе воспитываем и зрителей, и артистов. Бывают постановки, где заняты дети, и конечно, лучше, если дети-артисты обучены по тем же традициям и в той же школе.
- За два-три месяца удалось разглядеть среди учеников талантливых звездочек и привлечь к участию во взрослых постановках?
- Нашего ученика Сергея Калашникова взяли играть в спектакль «Метель». В этом спектакле играл мальчик, сын нашей актрисы, но он вырастает из этой роли. Встал вопрос о том, что нужно вводить нового актера. Режиссер пришел на наше занятие, посмотрел на детей и выбрал десятилетнего мальчишку. И с одной репетиции ввел его в свой спектакль. Причем родители ребенка никакого отношения к театру не имеют. Очень талантливый, серьезный, умный парень. Хочется, чтобы дети активно участвовали в театральной жизни и открывали себя для себя, получали эстетическое образование, участвовали в наших спектаклях. Придет время и, я думаю, мы сделаем какие-то отдельные постановки.
- Кто занимается с детьми? Как построен учебный процесс?
Зимой мы набрали две группы, в каждой по 15 человек в возрасте от 4 до 9 лет. В этом учебном году мы набираем еще и ребят постарше с 10 до 13 лет, всего около 50 человек. Главное, чтобы педагогов на всех хватило, потому что артисты все заняты на основных профессиональных проектах. Наставники – это наши молодые ведущие артисты театра, которые преподают в Щепкинском училище: Константин Юдаев, Наталья Калинина, Любовь Ещенко и Екатерина Базарова. К ним также присоединился Александр Наумов и с этого семестра преподавать танец будет Анастасия Соломина, дочка Виталия Мефодьевича Соломина, которая много лет танцевала в ансамбле Игоря Моисеева. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Среди основных предметов – пластическое воспитание и актерское мастерство. В старшей группе будет также развитие речи.
- Понятно, что не все ученики в будущем станут актерами и будут работать в театре, речь идет скорее о дополнительном образовании к школьному. Чему учит ребенка классическая театральная школа? Какие новые знания и навыки приобретают дети на занятиях в студии?
- В школьной образовательной системе дети часто зажаты. Наши занятия направлены на то, чтобы раскрепощать детей, развивать у них фантазию, чтобы они увлекались не только компьютерными играми. Наставники дают им творческие задачи, например, придумать этюд, показать животное. Дети дома с родителями должны продумать этот этюд, а потом показать в классе. Родители признаются, что у детей за время занятий даже игры дома поменялись. Они из компьютеров вышли в реальную жизнь.
Плюс, конечно, у детей активно развивается речь. Мы даем много речевых упражнений. Они учат стихи, скороговорки. Мы заметили, что дети, которые приходили к нам на прослушивание, страдают дефектами речи. Мы с ними работаем, но не как логопеды, а своими театральными методами. Пластическое воспитание тоже очень важно, потому что ребенок учится чувствовать свое тело, учится подавать себя. Этот навык пригодится во взрослой жизни, например, на собеседовании при трудоустройстве. Мы стараемся развивать их разносторонне.
На занятиях дети прикасаются к живой истории, ведь история нашего театра тесно связана с историей нашей страны. Они ходят на спектакли, окунаются в театральную атмосферу. И это дает свои плоды. Дети начинают осознавать, где они находятся, что они делают, что они являются частью театральной жизни. Мы им сразу так и сказали: ребята, вы дети Малого театра.
- Наверное, чтобы стать учеником школы Малого театра, нужно обладать какими-то уникальными способностями? Как проходит отбор кандидатов?
- Для нас главный критерий, чтобы ребенок хотел сам. Чтобы не просто родители привели его по своему желанию, а чтобы это было желание самого ребенка. Из этого все вытекает. На прослушивании мы знакомимся. Если ребенок может приготовить и показать какое-то выступление, то мы слушаем, если нет, то просто разговариваем, спрашиваем, чем интересуется.
Главное общаться с детьми не высокомерно. Ставить себя так, чтобы их не смущать, но и вызывать у них должное уважение, но при этом не зажимать их, чтобы они не стеснялись. Наша задача – именно в этом.
- Какие они, современные дети?
Дети нового поколения очень разные. Многие из них совершенно не имеют представления, что такое классический театр. Те, кто помладше, приходят потому, что из них ключом бьет энергия, а мы помогаем направить ее в «мирное» русло. Старшие, как правило, уже занимались в студиях, но к нам приходят именно за классическим образованием. Они уже немного «подпорчены» эстрадой, но при этом их отличает большое желание научиться чему-то новому. Они приходят с богатым опытом современного танца, а какие-то элементарные русские народные песни не знают. Могут спеть арию из современной рок-оперы, а попросишь спеть «Калинку-малинку», они говорят: не помню, не знаю. Русские народные песни и танцы – это обязательный элемент в нашем театре, ведь у нас классический русский театр.
Классическая театральная школа – это школа, которая выдержала проверку временем, это та же система Станиславского, или основы классического балета. Если ты этому не научился, ты не можешь двигаться дальше и создавать что-то новое, что-то свое.
Когда человек перепрыгивает классический этап, он что-то недополучает и это всегда видно. Какой бы ни был талантливый человек, если у него недостаток классического образования, когда он выходит на живую театральную сцену, у него проявляются разные ошибки, например, артиста может быть не слышно, потому что он привык говорить в микрофон, или привык, что его снимают крупным планом, и он также статично ведет себя на сцене. На живой сцене другие законы.
- Как понять, что у ребенка есть склонность к театральному искусству?
- Очень легко. Когда ребенок постоянно пытается выступать, любит петь, быть в центре внимания. Это невозможно не заметить. Такому ребенку нужны зрители, признание, нужно показывать себя. Если вы замечали такое поведение за своим чадом, значит пробуйте учиться в театральной студии. Эти качества можно и нужно развивать. В любом случае, эти навыки не будут лишними во взрослой жизни. У нашей школы нет такой задачи – показать готовый продукт, нет отчетных концертов. Потому что, когда начинается зацикливание на результате, когда ребенка наряжают, ставят на сцену и дают читать стихи, появляется эффект местечкового «ДК». У нас проходят регулярные занятия по методикам, а не репетиции. Но родителей мы приглашаем на открытые уроки.
- И в конце очень русский и театральный вопрос. В чем для вас вообще смысл жизни?
- Смысл жизни… Это очень сложный вопрос. Большой смысл в жизни – это моя вера в Бога, которая ведет меня по жизни. Еще один из главных моих смыслов – это моя семья, мой муж и двое детей. С их рождением в моей жизни очень многое начало меняться. Моя семья создает движущую силу всем моим творческим проектам. Старшему сыну 2,5 года, а младшему полтора. Хотелось бы, чтобы они как-то тоже связали свою жизнь с искусством. Но это им решать, не мне. Они живут в театральной семье, поэтому какая-нибудь артистическая участь их постигнет так или иначе. Но пока рано об этом говорить, посмотрим.

Татьяна Виноградова, Культуромания, 11 сентября 2019 года


Дата публикации: 11.09.2019

Начало нового 264 театрального сезона в Малом театре ознаменовалось важным событием. Впервые в истории театра открыла двери детская театральная школа, учениками которой стали 50 юных, талантливых и непоседливых театральных экспериментаторов. О новой детской школе Малого театра, о том, как театр раскрывает таланты у школьников, и как актерское мастерство поможет им во взрослой жизни, «Культуромании» рассказала директор детской театральной студии Александра Соломина.

- Кому пришла идея открыть в одном из старейших театров страны новый образовательный проект? Зачем Малому театру детская студия?
- Мы основали детскую школу в феврале 2019 года по инициативе нашего руководства. Идея зрела давно, поскольку мы в театре начали серьезно разрабатывать детские и молодежные мероприятия, проводить праздники, новогодние елки. Это огромная возможность для нашего театра и революционный момент, потому что у нас никогда ничего подобного не было.
Мы считаем, что детям будет полезно получить дополнительное эстетическое образование. В тоже время, это задача достаточно эгоистичная, потому что таким образом мы воспитываем нашего зрителя. Хотя на этапе создания студии мы об этом не задумывались, но в дальнейшем мы поняли, что это очень выгодно, ведь мы сами себе воспитываем и зрителей, и артистов. Бывают постановки, где заняты дети, и конечно, лучше, если дети-артисты обучены по тем же традициям и в той же школе.
- За два-три месяца удалось разглядеть среди учеников талантливых звездочек и привлечь к участию во взрослых постановках?
- Нашего ученика Сергея Калашникова взяли играть в спектакль «Метель». В этом спектакле играл мальчик, сын нашей актрисы, но он вырастает из этой роли. Встал вопрос о том, что нужно вводить нового актера. Режиссер пришел на наше занятие, посмотрел на детей и выбрал десятилетнего мальчишку. И с одной репетиции ввел его в свой спектакль. Причем родители ребенка никакого отношения к театру не имеют. Очень талантливый, серьезный, умный парень. Хочется, чтобы дети активно участвовали в театральной жизни и открывали себя для себя, получали эстетическое образование, участвовали в наших спектаклях. Придет время и, я думаю, мы сделаем какие-то отдельные постановки.
- Кто занимается с детьми? Как построен учебный процесс?
Зимой мы набрали две группы, в каждой по 15 человек в возрасте от 4 до 9 лет. В этом учебном году мы набираем еще и ребят постарше с 10 до 13 лет, всего около 50 человек. Главное, чтобы педагогов на всех хватило, потому что артисты все заняты на основных профессиональных проектах. Наставники – это наши молодые ведущие артисты театра, которые преподают в Щепкинском училище: Константин Юдаев, Наталья Калинина, Любовь Ещенко и Екатерина Базарова. К ним также присоединился Александр Наумов и с этого семестра преподавать танец будет Анастасия Соломина, дочка Виталия Мефодьевича Соломина, которая много лет танцевала в ансамбле Игоря Моисеева. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Среди основных предметов – пластическое воспитание и актерское мастерство. В старшей группе будет также развитие речи.
- Понятно, что не все ученики в будущем станут актерами и будут работать в театре, речь идет скорее о дополнительном образовании к школьному. Чему учит ребенка классическая театральная школа? Какие новые знания и навыки приобретают дети на занятиях в студии?
- В школьной образовательной системе дети часто зажаты. Наши занятия направлены на то, чтобы раскрепощать детей, развивать у них фантазию, чтобы они увлекались не только компьютерными играми. Наставники дают им творческие задачи, например, придумать этюд, показать животное. Дети дома с родителями должны продумать этот этюд, а потом показать в классе. Родители признаются, что у детей за время занятий даже игры дома поменялись. Они из компьютеров вышли в реальную жизнь.
Плюс, конечно, у детей активно развивается речь. Мы даем много речевых упражнений. Они учат стихи, скороговорки. Мы заметили, что дети, которые приходили к нам на прослушивание, страдают дефектами речи. Мы с ними работаем, но не как логопеды, а своими театральными методами. Пластическое воспитание тоже очень важно, потому что ребенок учится чувствовать свое тело, учится подавать себя. Этот навык пригодится во взрослой жизни, например, на собеседовании при трудоустройстве. Мы стараемся развивать их разносторонне.
На занятиях дети прикасаются к живой истории, ведь история нашего театра тесно связана с историей нашей страны. Они ходят на спектакли, окунаются в театральную атмосферу. И это дает свои плоды. Дети начинают осознавать, где они находятся, что они делают, что они являются частью театральной жизни. Мы им сразу так и сказали: ребята, вы дети Малого театра.
- Наверное, чтобы стать учеником школы Малого театра, нужно обладать какими-то уникальными способностями? Как проходит отбор кандидатов?
- Для нас главный критерий, чтобы ребенок хотел сам. Чтобы не просто родители привели его по своему желанию, а чтобы это было желание самого ребенка. Из этого все вытекает. На прослушивании мы знакомимся. Если ребенок может приготовить и показать какое-то выступление, то мы слушаем, если нет, то просто разговариваем, спрашиваем, чем интересуется.
Главное общаться с детьми не высокомерно. Ставить себя так, чтобы их не смущать, но и вызывать у них должное уважение, но при этом не зажимать их, чтобы они не стеснялись. Наша задача – именно в этом.
- Какие они, современные дети?
Дети нового поколения очень разные. Многие из них совершенно не имеют представления, что такое классический театр. Те, кто помладше, приходят потому, что из них ключом бьет энергия, а мы помогаем направить ее в «мирное» русло. Старшие, как правило, уже занимались в студиях, но к нам приходят именно за классическим образованием. Они уже немного «подпорчены» эстрадой, но при этом их отличает большое желание научиться чему-то новому. Они приходят с богатым опытом современного танца, а какие-то элементарные русские народные песни не знают. Могут спеть арию из современной рок-оперы, а попросишь спеть «Калинку-малинку», они говорят: не помню, не знаю. Русские народные песни и танцы – это обязательный элемент в нашем театре, ведь у нас классический русский театр.
Классическая театральная школа – это школа, которая выдержала проверку временем, это та же система Станиславского, или основы классического балета. Если ты этому не научился, ты не можешь двигаться дальше и создавать что-то новое, что-то свое.
Когда человек перепрыгивает классический этап, он что-то недополучает и это всегда видно. Какой бы ни был талантливый человек, если у него недостаток классического образования, когда он выходит на живую театральную сцену, у него проявляются разные ошибки, например, артиста может быть не слышно, потому что он привык говорить в микрофон, или привык, что его снимают крупным планом, и он также статично ведет себя на сцене. На живой сцене другие законы.
- Как понять, что у ребенка есть склонность к театральному искусству?
- Очень легко. Когда ребенок постоянно пытается выступать, любит петь, быть в центре внимания. Это невозможно не заметить. Такому ребенку нужны зрители, признание, нужно показывать себя. Если вы замечали такое поведение за своим чадом, значит пробуйте учиться в театральной студии. Эти качества можно и нужно развивать. В любом случае, эти навыки не будут лишними во взрослой жизни. У нашей школы нет такой задачи – показать готовый продукт, нет отчетных концертов. Потому что, когда начинается зацикливание на результате, когда ребенка наряжают, ставят на сцену и дают читать стихи, появляется эффект местечкового «ДК». У нас проходят регулярные занятия по методикам, а не репетиции. Но родителей мы приглашаем на открытые уроки.
- И в конце очень русский и театральный вопрос. В чем для вас вообще смысл жизни?
- Смысл жизни… Это очень сложный вопрос. Большой смысл в жизни – это моя вера в Бога, которая ведет меня по жизни. Еще один из главных моих смыслов – это моя семья, мой муж и двое детей. С их рождением в моей жизни очень многое начало меняться. Моя семья создает движущую силу всем моим творческим проектам. Старшему сыну 2,5 года, а младшему полтора. Хотелось бы, чтобы они как-то тоже связали свою жизнь с искусством. Но это им решать, не мне. Они живут в театральной семье, поэтому какая-нибудь артистическая участь их постигнет так или иначе. Но пока рано об этом говорить, посмотрим.

Татьяна Виноградова, Культуромания, 11 сентября 2019 года


Дата публикации: 11.09.2019