«К 135-летию со дня рождения Евдокии Дмитриевны Турчаниновой»
Б.И.НИКОЛЬСКИЙ
Е.Д.ТУРЧАНИНОВА В ПЬЕСАХ РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
«К 135-летию со дня рождения Евдокии Дмитриевны Турчаниновой»
Б.И.НИКОЛЬСКИЙ
Е.Д.ТУРЧАНИНОВА В ПЬЕСАХ РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
1.
Высокое реалистическое искусство старых мастеров Малого театра XIX столетия основывалось на принципах, завещанных великим основоположником реализма М. С. Щепкиным.
В своих записках и письмах М. С. Щепкин писал: «Искусство тем выше, чем ближе к природе»; «Играя на сцене, старайся влезть в шкуру действующего лица»; «Учись у жизни, наблюдай жизнь, бери из нее все наиболее яркое и типичное, наполняй живой кровью и неси зрителю».
Творчество великих русских драматургов-реалистов Грибоедова, Гоголя и Островского и драматургов западной классики Шекспира, Шиллера, Мольера и других дало необычайный простор для создания актерской школы Малого театра, выдвинувшей таких могучих представителей, как Самарин, Шумский, Медведева, Садовские, Федотова, Ермолова. Ленский. Они-то и явились первыми педагогами-воспитателями целого поколения крупнейших актеров Малого театра, донесших свое искусство до нашей советской эпохи,— Ермоловой, О. О. Садовской, Лешковской, Южина, Прова Садовского, Правдина, Остужева, Яблочкиной, Рыжовой, Пашенной и Турчаниновой
Создание спектакля и творческое воспитание актера в старом Малом театре имели своеобразный характер — отсутствовала единая режиссерская воля, организующая актеров к выявлению основной идеи пьесы. Подлинными создателями спектакля являлись либо один из ведущих актеров — исполнитель центральной роли, либо группа основных исполнителей. Режиссер был лишь администратором постановки и организатором отдельных компонентов спектакля.
Репетиционная работа также имела свои особенности. «Застольного» периода работы коллектива над текстом пьесы почти не существовало; ограничивались двумя-тремя так называемыми «считками» для проверки переписанных ролей.
Во время репетиций на полутемной сцене было тихо... Режиссер и суфлер сидели в особой будке-павильоне перед сценой. Исполнители, вполголоса произнося текст, часто останавливались, тихо договариваясь о решении той или другой сцены;
решающее слово принадлежало ведущим актерам. После нескольких таких «согласительных» репетиций участники пробовали играть в «полный тон», и это были яркие моменты, определявшие характер будущего спектакля.
В работе над пьесами Шекспира, Шиллера, Мольера, Грибоедова, Гоголя старшие актеры вспоминали наиболее ярких исполнителей тех или иных образов.
Правда, в отдельных случаях механическое восприятие этого опыта приводило к подражанию и штампу, но яркие актерские индивидуальности творчески осваивали примеры старших.
Таким образом, ведущие актеры становились педагогами, воспитывающими молодое поколение в духе традиций Малого театра.
Наиболее активными воспитателями смены были Самарин, Медведева, Федотова, Правдин и Ленский. Среди них Ленский являлся не только замечательным педагогом, но и первым режиссером, взявшим на себя широкое право постановки пьесы, глубоко проникая в идейное содержание будущего спектакля.
Работая с молодежью. Ленский не фиксировал раз и навсегда амплуа своих учеников, а заставлял их пробовать свои силы в образах, часто совершенно противоположных их актерской индивидуальности. Это обстоятельство имело большое значение в творческой жизни Турчаниновой, так как дало ей возможность играть роли самых разнообразных жанров, характеров и возрастов. Ленский давал ученикам широкую возможность для самостоятельного творчества, изредка в собственном исполнении показывая решение ключевого момента сцены или акта. Сам Ленский — замечательный актер-реалист, художник высокой сценической правды — умел и ученикам своим передать эти качества.
2.
Современный репертуар в период творческого формирования Турчаниновой был очень низким по своим идейным и художественным качествам. Это были главным образом произведения таких драматургов, как Рышков, В. Крылов и им подобные, выполнявшие заказ чиновников императорских театров. Поэтому, чтобы понять формирование Турчаниновой как актрисы, необходимо проследить ее работу над ролями в классическом репертуаре.
Выросшая в простой семье служащего императорского Малого театра, Турчанинова, обладавшая живым характером, отличным голосом и слухом, способностью наблюдать жизнь, подмечать характерные и типические черты окружавших ее людей, с юных лет нашла правильный путь применения своих способностей, поступив в театральное училище. Ее педагогом и впоследствии режиссером был А. П. Ленский.
Первые годы пребывания на сцене Малого театра были не легкими для Евдокии Дмитриевны: в ту эпоху начинающей актрисе, не имеющей друзей, покровителей, пробиться на широкую творческую дорогу было очень трудно. Поэтому молодой актрисе приходилось играть самые различные по возрасту и характеру роли: от девочек до пожилых женщин различных классов и национальностей.
В начале своего творческого пути Евдокия Дмитриевна, только-только вступив на сцену, с большим успехом сыграла роль горничной Тани в спектакле «Плоды просвещения». На спектакле присутствовал Л. Н. Толстой. Эта роль создавалась под руководством учителя Турчаниновой А. П. Ленского. Евдокия Дмитриевна вспоминает: на спектакле среди грома аплодисментов слышалась ее фамилия. А. П. Ленский, выведя ее на сцену и поставив одну впереди, отошел, как бы представляя публике свою воспитанницу. «Это,— говорит Евдокия Дмитриевна,— был один из счастливейших дней моей жизни».
В возрасте двадцати семи лет Турчанинова сыграла такие разнохарактерные роли, как Акулька (дворовая девка лет пятнадцати-шестнадцати, отчаянная, любопытная, по-своему умная и острая) в пьесе Шпажинского «В старые годы»; светская дама (лет за сорок, с салонными манерами буржуазного общества Франции) в пьесе Мирбо «Очаг» и Хорькова (московская мещанка, лет за пятьдесят) в комедии А. Н. Островского «Бедная невеста». Только одно перечисление этих образов показывает диапазон молодой актрисы.
Наличие музыкальности, отличного голоса, стройной фигуры дало Турчаниновой возможность стать одной из лучших исполнительниц роли Леля в «Снегурочке» А. Н. Островского.
Драматургия Островского — его образы, язык, романтика, поэзия русской жизни — была особенно близка творческой индивидуальности Турчаниновой. С первых шагов на сцене и по сей день биография артистки связана с образами великого драматурга. Турчанинова приняла участие почти во всех пьесах Островского, шедших на сцене Малого театра, а в некоторых из них играла по нескольку ролей по мере возрастных возможностей.
Большое влияние при создании спектакля в Малом театре оказывал автор, если он имел возможность включиться в работу над своей пьесой. Так было с А. Н. Островским, который еще во время создания пьесы намечал основных исполнителей, встречаясь с ними, делился замыслами и принимал непосредственное участие в репетиционной работе — читал вслух пьесу, а в дальнейшем работал над отдельными сценами. Его указания по пьесе, по отдельным сценам и действующим лицам, их характеристика вместе с бытовыми подробностями передавались участникам из одного актерского поколения в другое, что и сделало Малый театр подлинным «Домом Островского».
В дореволюционный период пьесы Островского шли на сцене театра по установившимся традициям, оставленным со времени участия в работе самого автора.
Наиболее сильные и яркие актерские индивидуальности воспринимали эти традиции критически: они выбирали из них необходимые бытовые подробности, манеру носить костюмы, широкую московскую напевность языка, но внутреннюю жизнь образа штампу не подчиняли, и потому сценические образы, ими созданные, были исторически и бытово верными. Это положение целиком нужно отнести к творчеству Турчаниновой.
Полная поэзии историческая сказка Островского «Воевода, или Сон на Волге» — одна из любимых пьес Турчаниновой. За свою творческую жизнь Евдокия Дмитриевна играла в этой пьесе четыре роли; в молодые годы—Марью Власьевну, затем Ульяну, а в последней постановке этой пьесы в Малом театре, шедшей после Октябрьской революции, она играла Недвигу и Старуху с зыбкой.
Когда старая нянька в сумерках терема, на лежанке, рассказывает девушкам свои сказки, когда сквозь сон чувствует она близкое присутствие домового,— какой Русью веет от этого образа и от этой плавной певучей речи! Ведь эту речь, как и колыбельную песню «Ты спи-усни, мил внучоночек...», Евдокия Дмитриевна приняла как эстафету от великой Садовской. Бережно, с трогательной теплотой донесла она этот образ до нашей эпохи. Создание образов, отражающих поэтичность души русского народа, умение передать зрителю красоту и глубину словесных образов народной речи — все это говорило о подлинной народности таланта Евдокии Дмитриевны. И понятным становится, что лучшей исполнительницей русских сказок среди наших актрис считается Е. Д. Турчанинова.
В «Грозе» Островского Турчанинова исполняла роль Варвары, молодой представительницы семьи Кабановых. По силе характера, упорству и смелости она подлинная дочь Кабанихи. Но Варвара молода и потому не может удовлетворяться той тюремной обстановкой, которая царит в доме Кабанихи, и она со всей силой своей молодой души рвется на волю. Русская душа любит широко и глубоко. Полюбилась ей Катерина, и Варвара вкладывает в эту дружбу всю теплоту своего большого сердца. Люб ей веселый Кудряш, и она готова, забыв о строгости матери, уйти с ним на край света. Кудряш—Яковлев, Варвара—Турчанинова. Какая необыкновенная пара! Это два подлинных русских характера: их песни и пляски дышат вольным волжским простором.
Такой осталась Турчанинова — Варвара в воспоминаниях людей, видевших ее в этой роли.
В дореволюционный период своей творческой жизни на сцене Малого театра Е. Д. Турчанинова участвовала почти во всех спектаклях русской классической драматургии и во многих — западной драматургии. Участие в этих спектаклях корифеев труппы Малого театра — Ермоловой, Садовской, Федотовой, Никулиной, Южина, Правдина, Ленского — явилось для нее высшей школой сценического мастерства.
Размеры статьи не позволяют нам остановиться на всех сыгранных Е. Д. Турчаниновой ролях. Поэтому мы ограничимся рассказом о наиболее значительных спектаклях, имевших этапное значение в творческом росте артистки.
На открытии Нового театра ставилась комедия «Ревизор». Евдокия Дмитриевна в первом же спектакле играла роль Марии Антоновны. В последующие годы Е. Д. Турчанинова выступала в роли Анны Андреевны. Роль городничихи исполнялась Евдокией Дмитриевной на протяжении многих лет.
Городничиха — Турчанинова — самовлюбленная провинциальная дама, использующая служебное положение мужа в личных интересах. Завистливая, жадная, молодящаяся, она даже в отношении к своей собственной дочери не проявляет особенной заботы и желания устроить ее судьбу. Она больше всего думает и действует так, чтобы добиться удовлетворения собственных капризов. Образ, созданный артисткой, острый, вполне отвечающий гоголевской сатирической направленности.
В комедии Гоголя «Женитьба» Турчанинова — Фекла Ивановна, сваха, пытающаяся устроить по-новому жизнь Подколесина. Широкими мазками рисует артистка необыкновенно сочный и яркий гоголевский образ. Ее речь, почти скороговорка, полна пословиц и прибауток, она так стремительна в своих действиях, что Кочкареву, который пытается взяться не за свое дело — сватовство,— чрезвычайно трудно с ней конкурировать.
В этом спектакле наряду с такими мастерами, как В. Н. Давыдов, О. А. Правдин, Н. К. Яковлев, Евдокия Дмитриевна заняла одно из ведущих мест.
В «Горе от ума» Грибоедова Евдокия Дмитриевна играла две роли. В первый период своей творческой жизни — Лизу, позднее и до наших дней она является одной из лучших создательниц роли княгини Тугоуховской.
Постоянные заботы о необходимости пристроить своих дочерей, поддержать честь своей высокой фамилии, добыть средства к существованию — вот чем живет Тугоуховская — Турчанинова. Беспокойным взглядом она одновременно наблюдает и за дочками и за мужем, и в то же время неустанно ищет среди гостей человека, могущего быть женихом, того, кто мог бы материально поддержать семейство. Даже костюм Тугоуховской — Турчаниновой сделан необыкновенно продуманно: старое, вышедшее из моды платье прикрыто шалью-бедуином, которая как будто придает солидность, а в то же время скрывает недостатки туалета, головной убор необыкновенной формы, по-видимому, состряпанный не без участия самой владелицы.
Из пьес западной классической драматургии Евдокия Дмитриевна в молодые годы выступала в комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», являясь одной из лучших исполнительниц роли пажа Керубино. Великолепные внешние данные артистки, ее музыкальность, отличный голос и умение решать образ пластически способствовали созданию запоминающегося образа.
Особый интерес в Малом театре представляли постановки комедий Мольера. Старые мастера играли Мольера в манере старинного русского водевиля; действие развертывалось не спеша; в обрисовке образов исполнители искали нарочито смешного решения. Это делало комедии не живым отражением жизни, а чисто театральным комедийным зрелищем.
Душой создания подлинных мольеровских спектаклей был замечательный педагог и актер Осип Андреевич Правдин.
В начале 900-х годов на сцене Малого театра появляется ряд постановок комедий Мольера. При участии О. А. Правдина и окружающих его талантливых актеров, главным образом учеников А. П. Ленского, создаются реалистические, правдивые, искрящиеся тонким смехом спектакли.
Е. Д. Турчанинова была участницей большинства мольеровских спектаклей. Они как нельзя больше подходили к ее озорному, искрящемуся смехом сценическому дарованию, а свойственная ей почти во всех ролях действенность давала возможность необыкновенно оживить бывшие доселе статичными отдельные куски и сцены комедий Мольера.
Лучшие роли Турчаниновой в комедиях Мольера были: Туанетта («Мнимый больной»), Фрозина («Скупой»), Като и Мадлон («Смешные жеманницы»), кормилица («Лекарь поневоле»).
В трагедии Шекспира «Макбет» (постановка 1914 г.) Евдокия Дмитриевна выступила в эпизодической роли Ведьмы.
Материал подготовил Максим Редин
Дата публикации: 19.03.2005