Новости

СУФЛЕРЫ ВСЕ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ. ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ РАССКАЗЫВАЕТ ЗАЧЕМ

Закулисный шептун не только подсказывает актеру, что говорить и куда идти, но и работает психологом.

Кто-то всегда держит «руку на пульсе», а Лариса Андреева буквально держит руку на тексте: длинные пальцы с маникюром скользят по страницам, не отрываясь ни на секунду. Лариса – обладатель редкой профессии суфлера в Малом Театре.


От суфлеров отказываются сегодня большинство театров, но здесь не просто чтят традиции, а считают этих работников незаменимыми.

Закулисный шептун

Каким представляется суфлер? Скрученным, склонившимся над тетрадкой человеком в будке под сценой. Только голова торчит, закрытая от зрителей «раковиной».

«В эту танковую щель, как я ее называю, летит вся пыль, а у меня дикая аллергия, я не выношу там и пяти минут – начинаю кашлять и чихать. Как-то раз мне из первого ряда сказали “будьте здоровы” – я чуть с ума не сошла», – рассказывает Лариса.

Именно поэтому она покинула суфлерскую будку давно и работает из-за кулис – сидит то за правой, то за левой, в зависимости от декораций. К ее приходу всегда готов маленький столик и лампа. Она ставит около себя чашку чая – в горле постоянно пересыхает.

Фото Марка Боярского

Сегодня она появилась в театре всего за полтора часа до спектакля. Показывают «Вишневый сад», который играют уже много лет, и отдельной репетиции не требуется. С этой постановкой Андреева работает с самой премьеры и знает всё про всех – когда, кто и что сказал, или почему вдруг замолкает. «Они могут хоть пять минут молчать, и я тоже буду молчать, потому что я понимаю, что это актерская пауза».


Со сцены за кулисы
В суфлеры Лариса пришла случайно – в юности была актрисой в театре Кургана. Как-то оба местных суфлера заболели, и актерам нужна была помощь. Тогда один из них и предложил ей попробовать себя в этой роли: «В жизни пригодится». И молодая артистка стала подсказчицей на полставки.

За годы работы в Кургане Лариса сыграла множество ролей и стала Заслуженной артисткой России. Но в 2003-м она переехала в Москву, искала работу, и случай привел ее в Малый театр, где как раз требовался суфлер.


Первое время оставить актерскую профессию было психологически тяжело, Лариса с неохотой вспоминает это время. «Но время лечит, и если мне сейчас предложат перейти в труппу, я ни за что не соглашусь», – говорит Лариса.

Умирающая профессия
«Профессия моя не просто умирающая – она уже мертва», – говорит Андреева.
Малый театр – один из двух московских драмтеатров, где еще пользуются услугами суфлеров. Лариса говорит, что на последних стадиях подготовки спектакля в других театрах с актерами могут репетировать помощники режиссера, а в остальных – актеры должны выкручиваться, как хотят. В оперных театрах при этом, в том числе в Большом, суфлер – это востребованная профессия.

Russia Beyond

Читать материал на английском языке

Читать материал на итальянском языке


Дата публикации: 05.06.2019

Закулисный шептун не только подсказывает актеру, что говорить и куда идти, но и работает психологом.

Кто-то всегда держит «руку на пульсе», а Лариса Андреева буквально держит руку на тексте: длинные пальцы с маникюром скользят по страницам, не отрываясь ни на секунду. Лариса – обладатель редкой профессии суфлера в Малом Театре.


От суфлеров отказываются сегодня большинство театров, но здесь не просто чтят традиции, а считают этих работников незаменимыми.

Закулисный шептун

Каким представляется суфлер? Скрученным, склонившимся над тетрадкой человеком в будке под сценой. Только голова торчит, закрытая от зрителей «раковиной».

«В эту танковую щель, как я ее называю, летит вся пыль, а у меня дикая аллергия, я не выношу там и пяти минут – начинаю кашлять и чихать. Как-то раз мне из первого ряда сказали “будьте здоровы” – я чуть с ума не сошла», – рассказывает Лариса.

Именно поэтому она покинула суфлерскую будку давно и работает из-за кулис – сидит то за правой, то за левой, в зависимости от декораций. К ее приходу всегда готов маленький столик и лампа. Она ставит около себя чашку чая – в горле постоянно пересыхает.

Фото Марка Боярского

Сегодня она появилась в театре всего за полтора часа до спектакля. Показывают «Вишневый сад», который играют уже много лет, и отдельной репетиции не требуется. С этой постановкой Андреева работает с самой премьеры и знает всё про всех – когда, кто и что сказал, или почему вдруг замолкает. «Они могут хоть пять минут молчать, и я тоже буду молчать, потому что я понимаю, что это актерская пауза».


Со сцены за кулисы
В суфлеры Лариса пришла случайно – в юности была актрисой в театре Кургана. Как-то оба местных суфлера заболели, и актерам нужна была помощь. Тогда один из них и предложил ей попробовать себя в этой роли: «В жизни пригодится». И молодая артистка стала подсказчицей на полставки.

За годы работы в Кургане Лариса сыграла множество ролей и стала Заслуженной артисткой России. Но в 2003-м она переехала в Москву, искала работу, и случай привел ее в Малый театр, где как раз требовался суфлер.


Первое время оставить актерскую профессию было психологически тяжело, Лариса с неохотой вспоминает это время. «Но время лечит, и если мне сейчас предложат перейти в труппу, я ни за что не соглашусь», – говорит Лариса.

Умирающая профессия
«Профессия моя не просто умирающая – она уже мертва», – говорит Андреева.
Малый театр – один из двух московских драмтеатров, где еще пользуются услугами суфлеров. Лариса говорит, что на последних стадиях подготовки спектакля в других театрах с актерами могут репетировать помощники режиссера, а в остальных – актеры должны выкручиваться, как хотят. В оперных театрах при этом, в том числе в Большом, суфлер – это востребованная профессия.

Russia Beyond

Читать материал на английском языке

Читать материал на итальянском языке


Дата публикации: 05.06.2019