Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

Второй университет О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, рассказывает художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин.

Второй университет

Государственный академический Малый театр ввиду его исключительного влияния на духовную и культурную жизнь общества вскоре после открытия получил в народе название «Второй университет».

О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, рассказывает художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин.

– Для юношей и девушек прежних эпох классический театр значил очень много, – говорит Юрий Мефодьевич. – Он воспитывал, занимался духовным строительством, побуждал к поиску нравственных ориентиров.
Сегодня души молодых дезориентированы. Изобретены орудия влияния на сознание, многократно превышающие потенциал драматической сцены. Происходит выхолащивание нашей культуры.
В последние годы кричат: «Давайте поднимем экономику!» Я же считаю, что ее можно поднять, если прежде развить науку, образование, медицину и культуру. В этом, на мой взгляд, – национальная идея! Необразованный, больной, малокультурный человек не может создать экономику высокого класса.
Для того чтобы воспитать поколение, нужно хотя бы десять лет. В семье привить любовь к ценностям отечественной культуры, нравственной в самом широком смысле слова, ныне очень трудно, потому что в каждом доме есть... телевизор.
Молодежь мало или вовсе не читает, плохо знает нашу историю. Однажды 9 Мая на одном из телеканалов «поколение, выбравшее «Пепси», отвечало на вопросы: «Что сегодня отмечают?» – «Победу!» – «А кто победил?» – «Не знаем...» Такое больно слышать: нельзя быть иванами, не помнящими родства...
А что происходит в некоторых театрах? Кто давал право ставить спектакли «на тему» Гоголя, Чехова? Меняют названия произведений великих драматургов, переводят их в иной жанр, продолжают, изобретают «новые финалы»...
Зачем? У классиков можно найти все созвучное сегодняшнему дню. Они отвечают на все вопросы – я вам гарантирую! Даже на вопрос о прибавке зарплаты учителям. В чеховской «Чайке» учитель Медведенко говорит Тригорину: «Вы бы написали пьесу об учителях. Ведь они получают 23 рубля – и то не вовремя. И для них все равно: круглая Земля или квадратная...»
Зал моментально реагирует на это. Меня потом спрашивают: «Это что – вы сами придумали? Это Чехов?» – «Это – Чехов!» Или в спектакле «Царь Федор Иоаннович» по драме Алексея Толстого Шуйский, отвечая царю Федору, говорит: «Мне в Думе делать нечего, когда дела вершит не Дума, а шурин твой...» И зритель тут же на это откликается. Мы не намекаем на сегодняшнюю Думу – избави Бог!
Не нужно делать из произведений классиков шоу «на тему сегодняшней жизни» – они намного лучше всех предчувствовали, предвидели будущее.
Таких, как мы, артистов Малого театра, которые отстаивают экологию культуры, некоторые критики называют «вчерашним днем»: мол, это традиционное... И в слово «традиционное» вкладывают нехорошую интонацию.
Но это же традиции, созданные предками! Они же не придуманы вчера, а складывались столетиями...
У Малого театра свой зритель и своя ниша в искусстве – ниша русского национального театра. Мы традиционалисты, сохраняющие традиционную русскую культуру. И наше место в театральной палитре никто никогда не займет.
Я счастлив, что «Вторым университетом» является именно наш театр. Мы – первый репертуарный театр нашей страны, созданный по известному указу императрицы Елизаветы Петровны.
Своим искусством мы продолжаем воспитывать у общества патриотизм, пытаемся защитить русского человека.

– Еще при жизни великого драматурга за театром, где впервые увидели свет рампы едва ли не все его 47 пьес, закрепилось и другое почетное название – «Дом Островского».
– Островский – живой и вечный. Он уже сто лет «репертуарный» и в провинции, и в Москве. Тут одна причина – его гений. Как удивительно точно в его пьесах выписаны психологические взаимоотношения!
Но выбор пьес для постановки в зависимости от времени меняется. Сегодня более всего востребованы «экономические пьесы» Островского: «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб»...
В советское время они воспринимались по-другому. Замечательные, но... как бы «не про нас». Частных банков тогда не существовало, кредитов под проценты никто не брал, долговых бумаг не подписывал. Землей тоже не торговали. Да и денег больших у людей не было.
Сегодня, когда появились и банки, и грандиозные аферы, и долговые ямы – тюрьмы для олигархов, не уплативших налоги, все стало понятно. Зрители спрашивают в антрактах: «Неужели это Островский написал: так давно, но так точно сказано про нашу жизнь?!»
У Островского что ни пьеса – то кладезь поговорок, оборотов, метафор. Послушайте, какая музыка в любой фразе драматурга, ее произнести-то сейчас одно удовольствие...
Играя Островского, мы не собираемся угождать десятку театральных умников – «образованцев», по выражению Солженицына, а обращаемся к тысячам людей, которые идут в театр, чтобы получить наслаждение, нравственное очищение, сделаться душевно лучше.
Проводим мы и фестиваль, посвященный Островскому. Седьмой по счету состоится в апреле нынешнего года: 12 апреля – день рождения великого драматурга.

– Малый театр по праву называют и хранителем эталонного русского языка...
– Наши актеры, слава Богу, по-прежнему говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый, чтобы научиться правильно говорить по-русски. Наш театр этим гордится.

– Нужны или нет кардинальные меры по сохранению русского языка?
– Нужны, и еще как! Я бы поддержал закон о защите языка, который никак не могут принять наши депутаты.
Ведь буквально через несколько лет мы, возможно, будем говорить совершенно на другом языке. Поэтому, думаю, нужно ввести специальный контроль, особенно в средствах массовой информации.
Бороться надо не с толпой, а с теми, кому дана возможность – на телевидении или радио – говорить неправильно. Сегодня они, увы, законодатели мод. Как научат молодежь, так она и будет говорить.

– Не кажется ли вам, что современный русский язык изменился и по звучанию?
– Безусловно! Речь стала короткая, очень быстрая. Порой невозможно понять, о чем люди говорят...

– Может быть, любой язык идет в сторону упрощения?
– А для чего нужно это упрощение и нужно ли оно вообще? Считаю, что мы должны препятствовать этому.

– Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг...
– Мы взяли на себя сей труд, чтобы дать возможность научиться правильно говорить по-русски всем, кто начинает изучать русский язык и литературу. Когда задумывали этот проект, нам хотелось, чтобы аудиокниги слушали, например, дети-инвалиды, которые не имеют возможности ходить в школу. Но оказалось, что это нужно и здоровым.
На выпуск аудиокассет еще подтолкнуло и то, что многие наши регионы, особенно русскоговорящие, страдают от нехватки обычных книг и учебников. Вот мы и отправляем туда кассеты, а дальнейшим распространением их по учебным заведениям местные органы занимаются сами. Теперь собираемся записывать классику уже не на кассеты, а на компакт-диски.

– В 2006 году – 250-летие указа императрицы Елизаветы Петровны о создании государственного русского театра. Как собираетесь отмечать это событие?
– Знаменательную дату отметят сразу два театра – Малый в Москве и Александринка в Петербурге. В наших коллективах есть уже и совместный проект: проехать с лучшими спектаклями по России друг другу навстречу и встретиться где-нибудь в середине пути. Будем благодарны, если ОАО «Российские железные дороги» окажет нам со своей стороны необходимую поддержку, а старейшая и одна из самых уважаемых газет страны «Гудок» будет освещать эту акцию, которая нужна не столько театрам-юбилярам, сколько России.

Николай ГОЛОВКИН
газета «Гудок», 15.03.2005

Дата публикации: 18.03.2005
Второй университет

Государственный академический Малый театр ввиду его исключительного влияния на духовную и культурную жизнь общества вскоре после открытия получил в народе название «Второй университет».

О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, рассказывает художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин.

– Для юношей и девушек прежних эпох классический театр значил очень много, – говорит Юрий Мефодьевич. – Он воспитывал, занимался духовным строительством, побуждал к поиску нравственных ориентиров.
Сегодня души молодых дезориентированы. Изобретены орудия влияния на сознание, многократно превышающие потенциал драматической сцены. Происходит выхолащивание нашей культуры.
В последние годы кричат: «Давайте поднимем экономику!» Я же считаю, что ее можно поднять, если прежде развить науку, образование, медицину и культуру. В этом, на мой взгляд, – национальная идея! Необразованный, больной, малокультурный человек не может создать экономику высокого класса.
Для того чтобы воспитать поколение, нужно хотя бы десять лет. В семье привить любовь к ценностям отечественной культуры, нравственной в самом широком смысле слова, ныне очень трудно, потому что в каждом доме есть... телевизор.
Молодежь мало или вовсе не читает, плохо знает нашу историю. Однажды 9 Мая на одном из телеканалов «поколение, выбравшее «Пепси», отвечало на вопросы: «Что сегодня отмечают?» – «Победу!» – «А кто победил?» – «Не знаем...» Такое больно слышать: нельзя быть иванами, не помнящими родства...
А что происходит в некоторых театрах? Кто давал право ставить спектакли «на тему» Гоголя, Чехова? Меняют названия произведений великих драматургов, переводят их в иной жанр, продолжают, изобретают «новые финалы»...
Зачем? У классиков можно найти все созвучное сегодняшнему дню. Они отвечают на все вопросы – я вам гарантирую! Даже на вопрос о прибавке зарплаты учителям. В чеховской «Чайке» учитель Медведенко говорит Тригорину: «Вы бы написали пьесу об учителях. Ведь они получают 23 рубля – и то не вовремя. И для них все равно: круглая Земля или квадратная...»
Зал моментально реагирует на это. Меня потом спрашивают: «Это что – вы сами придумали? Это Чехов?» – «Это – Чехов!» Или в спектакле «Царь Федор Иоаннович» по драме Алексея Толстого Шуйский, отвечая царю Федору, говорит: «Мне в Думе делать нечего, когда дела вершит не Дума, а шурин твой...» И зритель тут же на это откликается. Мы не намекаем на сегодняшнюю Думу – избави Бог!
Не нужно делать из произведений классиков шоу «на тему сегодняшней жизни» – они намного лучше всех предчувствовали, предвидели будущее.
Таких, как мы, артистов Малого театра, которые отстаивают экологию культуры, некоторые критики называют «вчерашним днем»: мол, это традиционное... И в слово «традиционное» вкладывают нехорошую интонацию.
Но это же традиции, созданные предками! Они же не придуманы вчера, а складывались столетиями...
У Малого театра свой зритель и своя ниша в искусстве – ниша русского национального театра. Мы традиционалисты, сохраняющие традиционную русскую культуру. И наше место в театральной палитре никто никогда не займет.
Я счастлив, что «Вторым университетом» является именно наш театр. Мы – первый репертуарный театр нашей страны, созданный по известному указу императрицы Елизаветы Петровны.
Своим искусством мы продолжаем воспитывать у общества патриотизм, пытаемся защитить русского человека.

– Еще при жизни великого драматурга за театром, где впервые увидели свет рампы едва ли не все его 47 пьес, закрепилось и другое почетное название – «Дом Островского».
– Островский – живой и вечный. Он уже сто лет «репертуарный» и в провинции, и в Москве. Тут одна причина – его гений. Как удивительно точно в его пьесах выписаны психологические взаимоотношения!
Но выбор пьес для постановки в зависимости от времени меняется. Сегодня более всего востребованы «экономические пьесы» Островского: «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб»...
В советское время они воспринимались по-другому. Замечательные, но... как бы «не про нас». Частных банков тогда не существовало, кредитов под проценты никто не брал, долговых бумаг не подписывал. Землей тоже не торговали. Да и денег больших у людей не было.
Сегодня, когда появились и банки, и грандиозные аферы, и долговые ямы – тюрьмы для олигархов, не уплативших налоги, все стало понятно. Зрители спрашивают в антрактах: «Неужели это Островский написал: так давно, но так точно сказано про нашу жизнь?!»
У Островского что ни пьеса – то кладезь поговорок, оборотов, метафор. Послушайте, какая музыка в любой фразе драматурга, ее произнести-то сейчас одно удовольствие...
Играя Островского, мы не собираемся угождать десятку театральных умников – «образованцев», по выражению Солженицына, а обращаемся к тысячам людей, которые идут в театр, чтобы получить наслаждение, нравственное очищение, сделаться душевно лучше.
Проводим мы и фестиваль, посвященный Островскому. Седьмой по счету состоится в апреле нынешнего года: 12 апреля – день рождения великого драматурга.

– Малый театр по праву называют и хранителем эталонного русского языка...
– Наши актеры, слава Богу, по-прежнему говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый, чтобы научиться правильно говорить по-русски. Наш театр этим гордится.

– Нужны или нет кардинальные меры по сохранению русского языка?
– Нужны, и еще как! Я бы поддержал закон о защите языка, который никак не могут принять наши депутаты.
Ведь буквально через несколько лет мы, возможно, будем говорить совершенно на другом языке. Поэтому, думаю, нужно ввести специальный контроль, особенно в средствах массовой информации.
Бороться надо не с толпой, а с теми, кому дана возможность – на телевидении или радио – говорить неправильно. Сегодня они, увы, законодатели мод. Как научат молодежь, так она и будет говорить.

– Не кажется ли вам, что современный русский язык изменился и по звучанию?
– Безусловно! Речь стала короткая, очень быстрая. Порой невозможно понять, о чем люди говорят...

– Может быть, любой язык идет в сторону упрощения?
– А для чего нужно это упрощение и нужно ли оно вообще? Считаю, что мы должны препятствовать этому.

– Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг...
– Мы взяли на себя сей труд, чтобы дать возможность научиться правильно говорить по-русски всем, кто начинает изучать русский язык и литературу. Когда задумывали этот проект, нам хотелось, чтобы аудиокниги слушали, например, дети-инвалиды, которые не имеют возможности ходить в школу. Но оказалось, что это нужно и здоровым.
На выпуск аудиокассет еще подтолкнуло и то, что многие наши регионы, особенно русскоговорящие, страдают от нехватки обычных книг и учебников. Вот мы и отправляем туда кассеты, а дальнейшим распространением их по учебным заведениям местные органы занимаются сами. Теперь собираемся записывать классику уже не на кассеты, а на компакт-диски.

– В 2006 году – 250-летие указа императрицы Елизаветы Петровны о создании государственного русского театра. Как собираетесь отмечать это событие?
– Знаменательную дату отметят сразу два театра – Малый в Москве и Александринка в Петербурге. В наших коллективах есть уже и совместный проект: проехать с лучшими спектаклями по России друг другу навстречу и встретиться где-нибудь в середине пути. Будем благодарны, если ОАО «Российские железные дороги» окажет нам со своей стороны необходимую поддержку, а старейшая и одна из самых уважаемых газет страны «Гудок» будет освещать эту акцию, которая нужна не столько театрам-юбилярам, сколько России.

Николай ГОЛОВКИН
газета «Гудок», 15.03.2005

Дата публикации: 18.03.2005