Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой» Е.Д.Турчанинова ОСИП АНДРЕЕВИЧ ПРАВДИН

«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой»

Е.Д.Турчанинова

ОСИП АНДРЕЕВИЧ ПРАВДИН


Когда вспоминаешь своих ушедших товарищей по Малому театру, то понимаешь, насколько мы небрежны и как мало ценим общение с талантливыми людьми. Видимо, это общение было настолько привычным, естественным, нормальным, и, главное, — казалось все долговечным, непрерываемым... Но люди уходят, и только наша память восстанавливает их живые образы.
Осип Андреевич Правдин был одним из крупнейших актеров Малого театра. Это был актер большого плана, широкого артистического диапазона и предельного чувства реализма. На сцене Малого театра Осип Андреевич проработал сорок три года из пятидесяти лет своей артистической деятельности. За эти годы перед Правдиным прошли разные театральные направления. Но артист сумел пронести неизменными свои симпатии к здоровому и светлому реализму. «Реализм — это единое на потребу русскому театру», — говорил обычно Осип Андреевич, отдавая вдохновение и мастерство реалистическому русскому театру.
Отличительным свойством характера Осипа Андреевича Правдина были живое восприятие окружающей среды и заразительная веселость.
Он полнокровно жил каждую секунду, с интересом погружаясь в гущу жизненных явлений, событий, серьезно и вдумчиво относясь к причинам и следствиям этих явлений. Он все анализировал, сопоставлял и артистическим чутьем отбирал из жизни самое характерное и нужное для творчества. Вот почему сценические образы Правдина были всегда верны и овеяны дыханием жизни.
Осип Андреевич лично знал Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. Ф. Писемского, А. П. Чехова. Был Членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Сам выступал на литературном поприще, опубликовав ряд статей на театральные темы и переведя на русский язык несколько пьес (среди них «Вечерняя заря» А. Бейфейна, шедшая на сцене Малого театра).
Для Правдина слово жить — значило узнавать и познавать, все видеть самому, быть в движении, в путешествиях, поездках. И каждый свой отпуск он уезжал или в гастрольные поездки по России с группой товарищей, или же за границу — в Италию и во Францию, где изучал западное театральное искусство и, погружаясь в «глубины прошлого», бродил по музеям и картинным галереям. Его непоседливый характер в один из отпусков занес его даже в Египет.
Осип Андреевич придавал огромное значение разностороннему развитию актера и утверждал, что для овладения актерским искусством кроме таланта нужна школа. Сам Правдин был актером без школы, человеком практики в сценической работе как почти все актеры его поколения. Вся его жизнь, работа были для него многолетней школой — он учился не переставая и неустанно отшлифовывал свой талант.
Правдин родился 29 июня 1848 года в обеспеченной семье. По желанию своего отца, купца Трейлебена (фамилия Правдин — псевдоним артиста), он должен был поступить в Морской корпус и начать жизнь, далекую от театра. Но случилось так, что Осип Андреевич в юности однажды участвовал в любительском спектакле в дачном месте под Петербургом. Это решило его судьбу. Театр и актерская работа сделались для него единственным смыслом жизни. Его желание и воля оказались сильнее родительской власти.
Участие в любительских спектаклях привело его на казенную сцену в Гельсингфорсе. (Это было еще тогда, когда актеры играли при свете масляных ламп.) Позже он играл в Киеве, Новочеркасске, Тифлисе, Петербурге, выступая в водевилях, легких комедиях и даже в оперетках. Но все это были искания и пробы. Только на тридцатом году жизни Осип Андреевич нашел свое призвание, а осознал себя как актер высокой комедии лишь с вступлением в труппу Малого театра.
В Малом театре каждому дебютанту нужно было показать себя в трех вещах.
Первый дебют Правдина состоялся 5 марта 1878 года в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели». Он играл Ивана Ивановича Шмерца — обрусевшего немца и был, по рассказам старших товарищей, неподражаем.
Во второй дебют Осип Андреевич читал «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, специально обработанные другом Правдина, талантливым писателем В. А. Слепцовым. (Позднее Правдина «Записки сумасшедшего» читал постоянно и с неизменным успехом по всей провинции знаменитый Андреев-Бурлак.)
В третий дебют Правдин был Аркашкой в «Лесе» А. Н. Островского.
Дебюты прошли превосходно. Правдин был приглашен в труппу Малого театра с окладом 900 рублей в год, 15 рублей разовых и полубенефисом. С этого момента началась его настоящая творческая жизнь.
Вступив в труппу Малого театра, Правдин очень быстро завоевал симпатии зрителей и занял прочное место, как талантливый актер реалистического направления. Он преданно и нежно любил Малый театр, глубоко уважал «Дом Щепкина» и гордился званием артиста Малого театра.
За долгие годы работы на сцене Малого театра Правдин переиграл множество ролей классического и современного репертуара. Причем он никогда не делал разницы между центральными и эпизодическими ролями. Он работал над ними с одинаковым увлечением, отделывал детали и со всей глубиной старался проникнуть в сущность воплощаемого образа. Благодаря присущей Осипу Андреевичу наблюдательности он создал галерею разнохарактерных, типических, жизненных фигур.
Талант Правдина был ярким и разнообразным. Осип Андреевич увлекал своей игрой зрителей, покорял своим темпераментом и правдой, чувством стиля, точным знанием эпохи. Он понимал силу сценической речи. И в самом деле, его речь была великолепной благодаря выразительной и безукоризненной дикции. Его сценические образы всегда поражали тонкостью грима и всего внешнего облика, верного и созвучного до мелочей внутренней правде воплощаемого лица.
Центральное место занимали у Правдина роли классического репертуара: Чугунов («Волки и овцы»), Оброшенов («Шутники»), Корпелов («Трудовой хлеб»). Мирон («Невольницы»), Кучумов («Бешеные деньги»), Василий Шуйский (в «Борисе Годунове» Пушкина и «Дмитрии Самозванце» Островского), городничий («Ревизор»), камердинер Федор Иванович («Плоды просвещения»). Поэтическая душа, склонный к частым переездам, бродяга по натуре учитель Корпелов и страдающий, благородный отец Оброшенов — два чудесных создания Правдина.
Правдин был горячим и постоянным поклонником Мольера. Его Гарпагон («Скупой») и Арган («Мнимый больной») могут быть смело причислены к лучшим образцам исполнения Мольера на русской сцене. Ни одна постановка мольеровских пьес в Малом театре не прошла без участия Осипа Андреевича Правдина.
Роли немцев были его «специальностью», как острили за спиной Правдина его товарищи. В самом деле, он переиграл много немцев: Шааф — («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен, Брист («Джентльмен», «Старый закал» Сумбатова-Южина), Ютнер («Старый Гейдельберг»), фон Шлетов («Молодежь»), Зихель («Друг Фриц» Э. Шатриана). Последняя роль — одна из признанных жемчужин в репертуаре знаменитого Поссарта. Правдин играл ее замечательно и был очень трогателен.
«Немцы» в исполнении Правдина были разнообразны и колоритны — это были живые, настоящие люди, наполненные кровью и нервами, иногда смешные, немного жалкие, иногда дельцы, но всегда отличные от других в своих национальных особенностях и социальной сущности. Умение Правдина передавать национальный характер сценического образа и его социальная зоркость делали эти сценические образы непохожими один на другой. Мастерство Правдина, яркого художника, всегда поражало и восхищало.
Осип Андреевич хорошо владел несколькими иностранными языками, много читал и был всесторонне развит. Мысль поставить «Венецианского купца» Шекспира на сцене Малого театра в 1916 году принадлежала Правдину. Он считал Шекспира — высшим выражением реализма и был его большим почитателем. Он ратовал за Шекспира на русской сцене, хотя в то время (1900—1916) многие считали великого драматурга устаревшим, предпочитая ему сумеречные пьесы декаданса. А Правдина всегда влекла глубина и полновесность Шекспира, густота и сочность его красок.
В шекспировском репертуаре Правдин исполнял роли Полония в «Гамлете», ткача Основу в «Сне в летнюю ночь», Клотена в «Цимбелине». Шейлока в «Венецианском купце» Осип Андреевич играл в очередь с Южиным. Каждый из них в этой роли был по-своему хорош, и если Южин поражал трагической мощью своего Шейлока и темпераментом, то Правдин, не будучи трагическим актером, поражал глубиной и более верным национальным колоритом.
Осип Андреевич на протяжении всех сорока трех лет работы в Малом театре играл Аркашку Счастливцева в «Лесе» Островского. Этот образ ,все время отделывался им во всех деталях внешнего и внутреннего рисунка, пока не создался замечательный правдинский Аркашка Счастливцев, глубоко человечный в своем «падении», — укор тому социальному строю, тем невыносимым условиям быта, в которых жили и по-своему творили провинциальные актеры.
Преемником Правдина в роли Аркашки Счастливцева был его ученик и прекрасный талантливый актер Николай Капитонович Яковлев, чей талант он всегда особо отмечал. Осип Андреевич был всегда дружески расположен к Яковлеву, много работал с ним, помогая ему расширить свой кругозор, и часто совершал свои путешествия за границу в компании с Яковлевым.
Правдин преподавал на драматическом отделении филармонии и в школе Малого театра. В числе его прославленных учеников, кроме Яковлева, были Е. К. Лешковская, М. А. Потоцкая, Ф. А. Парамонов, А. А. Левшина, И. А. Рыжов, А. Т. Полякова и другие.
Осип Андреевич был блестящим педагогом и чудесным Другом своих учеников. Он верил в молодые силы театра и, зная, как трудно бывает молодым актерам получить большие роли на основной сцене, привлекал к ним способных молодых актеров, когда организовывал летние поездки и давал им в этих ролях творческий простор.
К числу такой молодежи принадлежала и я. Вспоминаю я эти поездки, и возможность свободно творить, и Осипа Андреевича Правдина с глубокой благодарностью.
После революции Правдин не прекращал педагогической работы. Кроме того, он принимал участие во всех делах театра, состоял членом дирекции. Свободные дни он посвящал просмотру спектаклей. И вот на семьдесят третьем году своей жизни, 30 октября 1921 года, Осип Андреевич Правдин в свой свободный вечер смотрел «Посадника» А. К. Толстого. Он заходил во время антракта за кулисы и в этот вечер был живым, веселым подвижным, несмотря на свой возраст. И никто — ни он, ни товарищи — не предполагал, что видятся последний раз. По возвращении домой Правдина постиг удар.
Его смерть потрясла всех своей неожиданностью. Просто не верилось, что Осипа Андреевича вдруг не стало, и почти каждый из нас говорил: «Как? Осип Андреевич? Да ведь я только что виделся, разговаривал с ним?! Не может быть!» Но весть о его смерти была правдой. Со смертью Осипа Андреевича семья Малого театра лишилась большого актера, для которого «Дом Щепкина» был настоящей школой и настоящей alma mater. Заветы Щепкина о реалистическом воплощении образа на сцене были единственным законом, которому Правдин следовал в своем творчестве.

Дата публикации: 09.02.2005
«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой»

Е.Д.Турчанинова

ОСИП АНДРЕЕВИЧ ПРАВДИН


Когда вспоминаешь своих ушедших товарищей по Малому театру, то понимаешь, насколько мы небрежны и как мало ценим общение с талантливыми людьми. Видимо, это общение было настолько привычным, естественным, нормальным, и, главное, — казалось все долговечным, непрерываемым... Но люди уходят, и только наша память восстанавливает их живые образы.
Осип Андреевич Правдин был одним из крупнейших актеров Малого театра. Это был актер большого плана, широкого артистического диапазона и предельного чувства реализма. На сцене Малого театра Осип Андреевич проработал сорок три года из пятидесяти лет своей артистической деятельности. За эти годы перед Правдиным прошли разные театральные направления. Но артист сумел пронести неизменными свои симпатии к здоровому и светлому реализму. «Реализм — это единое на потребу русскому театру», — говорил обычно Осип Андреевич, отдавая вдохновение и мастерство реалистическому русскому театру.
Отличительным свойством характера Осипа Андреевича Правдина были живое восприятие окружающей среды и заразительная веселость.
Он полнокровно жил каждую секунду, с интересом погружаясь в гущу жизненных явлений, событий, серьезно и вдумчиво относясь к причинам и следствиям этих явлений. Он все анализировал, сопоставлял и артистическим чутьем отбирал из жизни самое характерное и нужное для творчества. Вот почему сценические образы Правдина были всегда верны и овеяны дыханием жизни.
Осип Андреевич лично знал Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. Ф. Писемского, А. П. Чехова. Был Членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Сам выступал на литературном поприще, опубликовав ряд статей на театральные темы и переведя на русский язык несколько пьес (среди них «Вечерняя заря» А. Бейфейна, шедшая на сцене Малого театра).
Для Правдина слово жить — значило узнавать и познавать, все видеть самому, быть в движении, в путешествиях, поездках. И каждый свой отпуск он уезжал или в гастрольные поездки по России с группой товарищей, или же за границу — в Италию и во Францию, где изучал западное театральное искусство и, погружаясь в «глубины прошлого», бродил по музеям и картинным галереям. Его непоседливый характер в один из отпусков занес его даже в Египет.
Осип Андреевич придавал огромное значение разностороннему развитию актера и утверждал, что для овладения актерским искусством кроме таланта нужна школа. Сам Правдин был актером без школы, человеком практики в сценической работе как почти все актеры его поколения. Вся его жизнь, работа были для него многолетней школой — он учился не переставая и неустанно отшлифовывал свой талант.
Правдин родился 29 июня 1848 года в обеспеченной семье. По желанию своего отца, купца Трейлебена (фамилия Правдин — псевдоним артиста), он должен был поступить в Морской корпус и начать жизнь, далекую от театра. Но случилось так, что Осип Андреевич в юности однажды участвовал в любительском спектакле в дачном месте под Петербургом. Это решило его судьбу. Театр и актерская работа сделались для него единственным смыслом жизни. Его желание и воля оказались сильнее родительской власти.
Участие в любительских спектаклях привело его на казенную сцену в Гельсингфорсе. (Это было еще тогда, когда актеры играли при свете масляных ламп.) Позже он играл в Киеве, Новочеркасске, Тифлисе, Петербурге, выступая в водевилях, легких комедиях и даже в оперетках. Но все это были искания и пробы. Только на тридцатом году жизни Осип Андреевич нашел свое призвание, а осознал себя как актер высокой комедии лишь с вступлением в труппу Малого театра.
В Малом театре каждому дебютанту нужно было показать себя в трех вещах.
Первый дебют Правдина состоялся 5 марта 1878 года в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели». Он играл Ивана Ивановича Шмерца — обрусевшего немца и был, по рассказам старших товарищей, неподражаем.
Во второй дебют Осип Андреевич читал «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, специально обработанные другом Правдина, талантливым писателем В. А. Слепцовым. (Позднее Правдина «Записки сумасшедшего» читал постоянно и с неизменным успехом по всей провинции знаменитый Андреев-Бурлак.)
В третий дебют Правдин был Аркашкой в «Лесе» А. Н. Островского.
Дебюты прошли превосходно. Правдин был приглашен в труппу Малого театра с окладом 900 рублей в год, 15 рублей разовых и полубенефисом. С этого момента началась его настоящая творческая жизнь.
Вступив в труппу Малого театра, Правдин очень быстро завоевал симпатии зрителей и занял прочное место, как талантливый актер реалистического направления. Он преданно и нежно любил Малый театр, глубоко уважал «Дом Щепкина» и гордился званием артиста Малого театра.
За долгие годы работы на сцене Малого театра Правдин переиграл множество ролей классического и современного репертуара. Причем он никогда не делал разницы между центральными и эпизодическими ролями. Он работал над ними с одинаковым увлечением, отделывал детали и со всей глубиной старался проникнуть в сущность воплощаемого образа. Благодаря присущей Осипу Андреевичу наблюдательности он создал галерею разнохарактерных, типических, жизненных фигур.
Талант Правдина был ярким и разнообразным. Осип Андреевич увлекал своей игрой зрителей, покорял своим темпераментом и правдой, чувством стиля, точным знанием эпохи. Он понимал силу сценической речи. И в самом деле, его речь была великолепной благодаря выразительной и безукоризненной дикции. Его сценические образы всегда поражали тонкостью грима и всего внешнего облика, верного и созвучного до мелочей внутренней правде воплощаемого лица.
Центральное место занимали у Правдина роли классического репертуара: Чугунов («Волки и овцы»), Оброшенов («Шутники»), Корпелов («Трудовой хлеб»). Мирон («Невольницы»), Кучумов («Бешеные деньги»), Василий Шуйский (в «Борисе Годунове» Пушкина и «Дмитрии Самозванце» Островского), городничий («Ревизор»), камердинер Федор Иванович («Плоды просвещения»). Поэтическая душа, склонный к частым переездам, бродяга по натуре учитель Корпелов и страдающий, благородный отец Оброшенов — два чудесных создания Правдина.
Правдин был горячим и постоянным поклонником Мольера. Его Гарпагон («Скупой») и Арган («Мнимый больной») могут быть смело причислены к лучшим образцам исполнения Мольера на русской сцене. Ни одна постановка мольеровских пьес в Малом театре не прошла без участия Осипа Андреевича Правдина.
Роли немцев были его «специальностью», как острили за спиной Правдина его товарищи. В самом деле, он переиграл много немцев: Шааф — («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен, Брист («Джентльмен», «Старый закал» Сумбатова-Южина), Ютнер («Старый Гейдельберг»), фон Шлетов («Молодежь»), Зихель («Друг Фриц» Э. Шатриана). Последняя роль — одна из признанных жемчужин в репертуаре знаменитого Поссарта. Правдин играл ее замечательно и был очень трогателен.
«Немцы» в исполнении Правдина были разнообразны и колоритны — это были живые, настоящие люди, наполненные кровью и нервами, иногда смешные, немного жалкие, иногда дельцы, но всегда отличные от других в своих национальных особенностях и социальной сущности. Умение Правдина передавать национальный характер сценического образа и его социальная зоркость делали эти сценические образы непохожими один на другой. Мастерство Правдина, яркого художника, всегда поражало и восхищало.
Осип Андреевич хорошо владел несколькими иностранными языками, много читал и был всесторонне развит. Мысль поставить «Венецианского купца» Шекспира на сцене Малого театра в 1916 году принадлежала Правдину. Он считал Шекспира — высшим выражением реализма и был его большим почитателем. Он ратовал за Шекспира на русской сцене, хотя в то время (1900—1916) многие считали великого драматурга устаревшим, предпочитая ему сумеречные пьесы декаданса. А Правдина всегда влекла глубина и полновесность Шекспира, густота и сочность его красок.
В шекспировском репертуаре Правдин исполнял роли Полония в «Гамлете», ткача Основу в «Сне в летнюю ночь», Клотена в «Цимбелине». Шейлока в «Венецианском купце» Осип Андреевич играл в очередь с Южиным. Каждый из них в этой роли был по-своему хорош, и если Южин поражал трагической мощью своего Шейлока и темпераментом, то Правдин, не будучи трагическим актером, поражал глубиной и более верным национальным колоритом.
Осип Андреевич на протяжении всех сорока трех лет работы в Малом театре играл Аркашку Счастливцева в «Лесе» Островского. Этот образ ,все время отделывался им во всех деталях внешнего и внутреннего рисунка, пока не создался замечательный правдинский Аркашка Счастливцев, глубоко человечный в своем «падении», — укор тому социальному строю, тем невыносимым условиям быта, в которых жили и по-своему творили провинциальные актеры.
Преемником Правдина в роли Аркашки Счастливцева был его ученик и прекрасный талантливый актер Николай Капитонович Яковлев, чей талант он всегда особо отмечал. Осип Андреевич был всегда дружески расположен к Яковлеву, много работал с ним, помогая ему расширить свой кругозор, и часто совершал свои путешествия за границу в компании с Яковлевым.
Правдин преподавал на драматическом отделении филармонии и в школе Малого театра. В числе его прославленных учеников, кроме Яковлева, были Е. К. Лешковская, М. А. Потоцкая, Ф. А. Парамонов, А. А. Левшина, И. А. Рыжов, А. Т. Полякова и другие.
Осип Андреевич был блестящим педагогом и чудесным Другом своих учеников. Он верил в молодые силы театра и, зная, как трудно бывает молодым актерам получить большие роли на основной сцене, привлекал к ним способных молодых актеров, когда организовывал летние поездки и давал им в этих ролях творческий простор.
К числу такой молодежи принадлежала и я. Вспоминаю я эти поездки, и возможность свободно творить, и Осипа Андреевича Правдина с глубокой благодарностью.
После революции Правдин не прекращал педагогической работы. Кроме того, он принимал участие во всех делах театра, состоял членом дирекции. Свободные дни он посвящал просмотру спектаклей. И вот на семьдесят третьем году своей жизни, 30 октября 1921 года, Осип Андреевич Правдин в свой свободный вечер смотрел «Посадника» А. К. Толстого. Он заходил во время антракта за кулисы и в этот вечер был живым, веселым подвижным, несмотря на свой возраст. И никто — ни он, ни товарищи — не предполагал, что видятся последний раз. По возвращении домой Правдина постиг удар.
Его смерть потрясла всех своей неожиданностью. Просто не верилось, что Осипа Андреевича вдруг не стало, и почти каждый из нас говорил: «Как? Осип Андреевич? Да ведь я только что виделся, разговаривал с ним?! Не может быть!» Но весть о его смерти была правдой. Со смертью Осипа Андреевича семья Малого театра лишилась большого актера, для которого «Дом Щепкина» был настоящей школой и настоящей alma mater. Заветы Щепкина о реалистическом воплощении образа на сцене были единственным законом, которому Правдин следовал в своем творчестве.

Дата публикации: 09.02.2005