Новости

​ДОМАШНИЙ ЗВЕРИНЕЦ ЖЕЛЕЗНОВЫХ

Любить можно приятное или полезное, а человек бесполезен и неприятен... Герои Горького беспощадны в своём здравомыслии! Закон природы - выживает сильнейший.

"Васса Железнова" 1910 года - пьеса о противоборстве в человеке, в людском сообществе двух начал. Здоровое (природное, животное) против больного. Животные не умеют страдать - привыкать к боли, находя утешение в мыслях. Человеку же эта способность придаёт и уязвимость, и особую выносливость. За неё сильные ненавидят слабых.

Как мучительна должна быть эта внутренняя борьба для Вассы, главной героини! Здоровая природа требует отторгнуть слабое - лишнее, нежизнеспособное. Но для этого нужно подавить не менее сильный инстинкт, материнский. После долгих раздумий Васса находит выход: "Не удались сыновья... внуками жить буду". В конечной редакции пьесы эта мысль выражена ярче: "Дети - руки мои, внуки - пальцы". Не отсекает родную плоть, а прививает лучшие побеги. Как в любимом саду.

Его легко любить - радует взгляд, благоухает, благодарно отзывается на заботу. Рассказывая о нём, Людмила произносит одну из самых длинных в пьесе реплик, почти монолог. А калечному мужу отрывисто, с отвращением бросает: "Урод!.. Обезьяна!.." Потребность в зримом, ощутимом созидании роднит их с Вассой до такой степени, что та жертвует сыном ради невестки. Прощает ей и дочери Анне грязные "шалости" - зов природы, что поделаешь! Лишь бы дали ей здоровых внуков: "Сад-то и не пропадёт..."

Как не пропадёт главное - дело, которому отдана жизнь. Вот её самое удачное детище, предмет гордости, а не стыда. Здесь чувства едины с разумом. Сильное дитя - самое любимое. По-настоящему, нутром, не на словах. А речи о любви - Людмилы, Павла, Вассы - просто стон одиноких душ. Звери так в тоске на луну воют.

Тема добровольного подчинения человека своей звериной сущности, наверное, громче всего звучит в спектакле Малого театра "Васса Железнова - Первый вариант". Для её развития найден ряд удачных приёмов. Детская считалочка-стишок о зверьках - её нет в тексте пьесы, но как органично она его дополняет! Отметка на шкале времени, с которой помнят себя герои. Беззаботный смех - с ним они познавали жизнь через мироощущение зверят. Мирный сон Людмилы, свернувшейся клубком на коврике у камина. В детстве спали, как котята, а выросли - стали кошками травить голубей. Потом перегрызлись, но родного дядю, оправдываясь заботой о собственном потомстве, сожрали всей стаей.

Вроде бы, противоречие закону природы - увечные, дурковатые да несчастные извели здорового, умного, весёлого. Нет, всё логично. Любая среда стремится к однородности. А он - "песок в машине", "вредоносный человек". Чужеродный элемент - слишком живой в доме, где пахнет смертью.

Дом этот похож на корабль. Точнейшая визуальная метафора, находка художника и режиссёра. Зрителю видны двери комнат-кают по обе стороны столовой. Голые стропила - мачты. Голуби на них - те же чайки, "души моряков". Разве мало их здесь загублено? Хозяин, горничная Липа, а прежде её дитя, а после дядя Прохор... И скрипит он, может, не от сухости, а от ветра, давно сорвавшего паруса. Корабль тонет, бегут с него... да, крысы - очень чуткие звери. Единственное спасение - сбросить лишний груз. За борт летит Павел. Капитан Васса остаётся у руля, бунт команды подавлен железной рукой Железновой.

Упрекать её в жестокости бесполезно. С ней самой всю жизнь обращались так же. Во второй редакции пьесы Васса открыто отстаивает право человека быть зверем. А особые права матери утверждает даже в первой: "...для детей - ничего не стыдно... И - не грешно!" Говорящая ремарка довершает портрет: "Васса смотрит вслед, странно наклоняясь, точно хочет прыгнуть на него". Тут вспомнишь Басова в "Дачниках": "Женщины ближе нас к зверю".

При всей жёсткости, резкости спектакль не пугает, не отталкивает. Сегодняшнего зрителя, закалённого телевидением, вообще трудно испугать. Время от времени даже смех звучит в зале. Тяжёлым зрелище тоже назвать нельзя - уж очень оно подвижное, живое. Не развлекает, но, безусловно, увлекает.


Блестящий актёрский состав, часть которого играла в замечательной постановке горьковской пьесы "Дети солнца" на сцене Малого.


В роли Вассы Людмила Титова. Хрупкая женщина зябко кутает в платок усталые плечи. Лицо хмуро, сосредоточенно, губы сжаты. Глухой голос, отрывистая речь. Потухший взгляд. Обманчивый лёд, под которым холодная мутная глубина, способная мгновенно поглотить, откуда не вынырнуть. Глаза вдруг сверкнут стальным блеском, в голосе зазвенит металл. Не буди лиха!.. Жаль, не проснётся уже та Васса, что видна только зрителям, которой слышится детский смех, чьё лицо светится радостью и покоем.


Анну (Полина Долинская) считают похожей на мать. Врождённые цепкость, сметливость в ней, пожалуй, те же. Но нет готовности к жертвам ради высшей цели. Да и цели нет. Анна хочет просто жить в своё удовольствие. Не нужны ей ни дом, ни сад, ни изразцы с торфом. Её приезд сначала кажется добрым знаком, а сама она - положительным персонажем. Что всё не так, становится ясно не сразу. Актриса достоверно создаёт сложный, изменчивый образ.


Людмила проще, зато ярче. Не скована условностями. Действительно "ближе к зверю". Именно так и называет её дядя Прохор, невольно угадывая суть. Лучше ли она Анны, трудно сказать. Явно честнее. На это делает акцент Ольга Абрамова, внушая к своей героине искреннее сочувствие.


Наталья в спектакле - персонаж комический. В отличие от пьесы. Недалёкая "блаженненькая" сыграна Ольгой Жевакиной откровенно смешно. Мимика, интонации, накладные округлости заставляют на время забыть о жанре произведения.


Горничная Липа - фигура, вроде бы, незначительная, но очень заметная. Небольшой по объёму роли Ирина Жерякова придала ярчайшую эмоциональную окраску. В диалогах с Вассой и управляющим раскрывается не характер, а целая судьба.


Сильное впечатление производит работа Михаила Фоменко. Его управляющий так же по-родительски, как Васса предан делу. Хозяйка интуитивно чувствует в нём надёжного человека, родственную звериную натуру. И подложное завещание, и убийство дяди - его рук дела. Пусть награда за труды - неуклюжие объятья украдкой с очерствевшей женщиной да её скупые слова о доверии. Ему довольно. Процесс для него, похоже, не менее важен, чем результат.


Смешливый Семён Алексея Коновалова жалок. Вялый, безвольный, глупый человек способен на подлость шутки ради. Ему с ещё более несчастным и обозлённым братом Павлом (Станислав Сошников) даже не хватило ума вместе защитить общие интересы. Оба покоряются судьбе без сочувствия друг к другу. А зрителю видеть сломленных людей больно. Вот это игра!


Прохор Железнов - невероятно колоритный образ. Не оставляет ощущение, что он противопоставлен Вассе вопреки жизненной логике. От него избавляются, чтобы сберечь наследство для сыновей, и сразу же лишают их этого наследства за непригодностью для дела. А ведь Прохор для дела годен. Как говорил Достигаев, "медведи - плохие соседи". Но этот довод, наверное, слаб - во второй редакции пьесы ситуация исправлена. Там Прохор - родной брат Вассы, и мелкие междоусобные дрязги не мешают им крепко держаться друг за друга. Жаль этого героя - уж очень обаятелен в исполнении Александра Вершинина. Кипучая энергия бьёт через край. Поёт, балагурит, шутит. Не безвредно, но для Людмилы он всего лишь "весёлый купец". Будь Павел умнее, понял бы, что не он, так другой, дело не в дяде. Прохор любит голубей, а они самые мирные птицы.


Горького считают "тяжёлым автором". Всё не пустое имеет вес. Зато содержательные пьесы не бывают скучными. Новая "Васса Железнова" в Малом театре - наглядное тому подтверждение.


Елена Романова, proza.ru

Рецензия на спектакль "Васса Железнова - Первый вариант" - Малый театр, 17 июня 2016


Дата публикации: 06.09.2016

Любить можно приятное или полезное, а человек бесполезен и неприятен... Герои Горького беспощадны в своём здравомыслии! Закон природы - выживает сильнейший.

"Васса Железнова" 1910 года - пьеса о противоборстве в человеке, в людском сообществе двух начал. Здоровое (природное, животное) против больного. Животные не умеют страдать - привыкать к боли, находя утешение в мыслях. Человеку же эта способность придаёт и уязвимость, и особую выносливость. За неё сильные ненавидят слабых.

Как мучительна должна быть эта внутренняя борьба для Вассы, главной героини! Здоровая природа требует отторгнуть слабое - лишнее, нежизнеспособное. Но для этого нужно подавить не менее сильный инстинкт, материнский. После долгих раздумий Васса находит выход: "Не удались сыновья... внуками жить буду". В конечной редакции пьесы эта мысль выражена ярче: "Дети - руки мои, внуки - пальцы". Не отсекает родную плоть, а прививает лучшие побеги. Как в любимом саду.

Его легко любить - радует взгляд, благоухает, благодарно отзывается на заботу. Рассказывая о нём, Людмила произносит одну из самых длинных в пьесе реплик, почти монолог. А калечному мужу отрывисто, с отвращением бросает: "Урод!.. Обезьяна!.." Потребность в зримом, ощутимом созидании роднит их с Вассой до такой степени, что та жертвует сыном ради невестки. Прощает ей и дочери Анне грязные "шалости" - зов природы, что поделаешь! Лишь бы дали ей здоровых внуков: "Сад-то и не пропадёт..."

Как не пропадёт главное - дело, которому отдана жизнь. Вот её самое удачное детище, предмет гордости, а не стыда. Здесь чувства едины с разумом. Сильное дитя - самое любимое. По-настоящему, нутром, не на словах. А речи о любви - Людмилы, Павла, Вассы - просто стон одиноких душ. Звери так в тоске на луну воют.

Тема добровольного подчинения человека своей звериной сущности, наверное, громче всего звучит в спектакле Малого театра "Васса Железнова - Первый вариант". Для её развития найден ряд удачных приёмов. Детская считалочка-стишок о зверьках - её нет в тексте пьесы, но как органично она его дополняет! Отметка на шкале времени, с которой помнят себя герои. Беззаботный смех - с ним они познавали жизнь через мироощущение зверят. Мирный сон Людмилы, свернувшейся клубком на коврике у камина. В детстве спали, как котята, а выросли - стали кошками травить голубей. Потом перегрызлись, но родного дядю, оправдываясь заботой о собственном потомстве, сожрали всей стаей.

Вроде бы, противоречие закону природы - увечные, дурковатые да несчастные извели здорового, умного, весёлого. Нет, всё логично. Любая среда стремится к однородности. А он - "песок в машине", "вредоносный человек". Чужеродный элемент - слишком живой в доме, где пахнет смертью.

Дом этот похож на корабль. Точнейшая визуальная метафора, находка художника и режиссёра. Зрителю видны двери комнат-кают по обе стороны столовой. Голые стропила - мачты. Голуби на них - те же чайки, "души моряков". Разве мало их здесь загублено? Хозяин, горничная Липа, а прежде её дитя, а после дядя Прохор... И скрипит он, может, не от сухости, а от ветра, давно сорвавшего паруса. Корабль тонет, бегут с него... да, крысы - очень чуткие звери. Единственное спасение - сбросить лишний груз. За борт летит Павел. Капитан Васса остаётся у руля, бунт команды подавлен железной рукой Железновой.

Упрекать её в жестокости бесполезно. С ней самой всю жизнь обращались так же. Во второй редакции пьесы Васса открыто отстаивает право человека быть зверем. А особые права матери утверждает даже в первой: "...для детей - ничего не стыдно... И - не грешно!" Говорящая ремарка довершает портрет: "Васса смотрит вслед, странно наклоняясь, точно хочет прыгнуть на него". Тут вспомнишь Басова в "Дачниках": "Женщины ближе нас к зверю".

При всей жёсткости, резкости спектакль не пугает, не отталкивает. Сегодняшнего зрителя, закалённого телевидением, вообще трудно испугать. Время от времени даже смех звучит в зале. Тяжёлым зрелище тоже назвать нельзя - уж очень оно подвижное, живое. Не развлекает, но, безусловно, увлекает.


Блестящий актёрский состав, часть которого играла в замечательной постановке горьковской пьесы "Дети солнца" на сцене Малого.


В роли Вассы Людмила Титова. Хрупкая женщина зябко кутает в платок усталые плечи. Лицо хмуро, сосредоточенно, губы сжаты. Глухой голос, отрывистая речь. Потухший взгляд. Обманчивый лёд, под которым холодная мутная глубина, способная мгновенно поглотить, откуда не вынырнуть. Глаза вдруг сверкнут стальным блеском, в голосе зазвенит металл. Не буди лиха!.. Жаль, не проснётся уже та Васса, что видна только зрителям, которой слышится детский смех, чьё лицо светится радостью и покоем.


Анну (Полина Долинская) считают похожей на мать. Врождённые цепкость, сметливость в ней, пожалуй, те же. Но нет готовности к жертвам ради высшей цели. Да и цели нет. Анна хочет просто жить в своё удовольствие. Не нужны ей ни дом, ни сад, ни изразцы с торфом. Её приезд сначала кажется добрым знаком, а сама она - положительным персонажем. Что всё не так, становится ясно не сразу. Актриса достоверно создаёт сложный, изменчивый образ.


Людмила проще, зато ярче. Не скована условностями. Действительно "ближе к зверю". Именно так и называет её дядя Прохор, невольно угадывая суть. Лучше ли она Анны, трудно сказать. Явно честнее. На это делает акцент Ольга Абрамова, внушая к своей героине искреннее сочувствие.


Наталья в спектакле - персонаж комический. В отличие от пьесы. Недалёкая "блаженненькая" сыграна Ольгой Жевакиной откровенно смешно. Мимика, интонации, накладные округлости заставляют на время забыть о жанре произведения.


Горничная Липа - фигура, вроде бы, незначительная, но очень заметная. Небольшой по объёму роли Ирина Жерякова придала ярчайшую эмоциональную окраску. В диалогах с Вассой и управляющим раскрывается не характер, а целая судьба.


Сильное впечатление производит работа Михаила Фоменко. Его управляющий так же по-родительски, как Васса предан делу. Хозяйка интуитивно чувствует в нём надёжного человека, родственную звериную натуру. И подложное завещание, и убийство дяди - его рук дела. Пусть награда за труды - неуклюжие объятья украдкой с очерствевшей женщиной да её скупые слова о доверии. Ему довольно. Процесс для него, похоже, не менее важен, чем результат.


Смешливый Семён Алексея Коновалова жалок. Вялый, безвольный, глупый человек способен на подлость шутки ради. Ему с ещё более несчастным и обозлённым братом Павлом (Станислав Сошников) даже не хватило ума вместе защитить общие интересы. Оба покоряются судьбе без сочувствия друг к другу. А зрителю видеть сломленных людей больно. Вот это игра!


Прохор Железнов - невероятно колоритный образ. Не оставляет ощущение, что он противопоставлен Вассе вопреки жизненной логике. От него избавляются, чтобы сберечь наследство для сыновей, и сразу же лишают их этого наследства за непригодностью для дела. А ведь Прохор для дела годен. Как говорил Достигаев, "медведи - плохие соседи". Но этот довод, наверное, слаб - во второй редакции пьесы ситуация исправлена. Там Прохор - родной брат Вассы, и мелкие междоусобные дрязги не мешают им крепко держаться друг за друга. Жаль этого героя - уж очень обаятелен в исполнении Александра Вершинина. Кипучая энергия бьёт через край. Поёт, балагурит, шутит. Не безвредно, но для Людмилы он всего лишь "весёлый купец". Будь Павел умнее, понял бы, что не он, так другой, дело не в дяде. Прохор любит голубей, а они самые мирные птицы.


Горького считают "тяжёлым автором". Всё не пустое имеет вес. Зато содержательные пьесы не бывают скучными. Новая "Васса Железнова" в Малом театре - наглядное тому подтверждение.


Елена Романова, proza.ru

Рецензия на спектакль "Васса Железнова - Первый вариант" - Малый театр, 17 июня 2016


Дата публикации: 06.09.2016