«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»
П.Новицкий
КЛИМОВ
Часть 1
Часть 2
Части 3, 4, 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
11
В эпоху пролетарской революции насильники, рабовладельцы и жуиры превратились в приспособленцев, вредителей и диверсантов.
Климов изобразил немало притаившихся врагов, ненавидящих и непримиримых, и обывателей, становящихся врагами. Высшее выражение этого типа он дал в Петрыгине («Скутаревский», 1934).
Перед нами замечательный образ матерого, остро ненавидящего, умного врага. Одутловатая физиономия, маленький лоб, седеющие волосы ежиком. Оплывшие глаза мародера и хищника, блудливое потирание рук, хихиканье, подагрическая походка. Весь собранный, готовый к прыжку, удару и мертвой хватке, словно кабан, оскаливший клыки.
В этой собранности и готовности к нападению — страшная сила классовой ненависти. Мстительный, беспощадный, остро ненавидящий враг показан во всем объеме своих чувств и стремлений. Он не останавливается ни перед какими средствами. Единственная его программа — ненависть. Никаких перспектив, никаких идеалов у него нет. Он утратил человеческое достоинство, осталась только смертельная животная злоба. Причем это враг скрывающийся \'в подполье, вредящий исподтишка, нападающий сзади, из-за угла, пресмыкающаяся гадина.
Климов, как всегда, дал обобщенный, сконцентрированный образ социально опасного, вредящего и наглого врага. Мелкая суматошливость движений, неожиданный куплетец в сцене первого акта. А потом прорвавшаяся дикая ненависть, страшное накопление злобы и отчаяния. Старый инженер, человек касты, смертельно ненавидящий новый мир, ханжа, трус и предатель, лицемер и клеветник — вот до чего выродились самоуверенные циники и нахалы, блестящие насильники и жуиры прежней барской, бюрократической формации! Климов с исключительной остротой, с блестящим талантом показывает эту взбесившуюся, вредящую, пресмыкающуюся, ядовитую гадину. Это один из сильных образов классового врага на нашей сцене. И тоже — никакого! шаржа. Характеристика более резкая и гневная, чем характеристика Городулина и Земляники. Масштаб другой! И современность звучания еще более страшная.
Продолжение следует…