Новости

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «СУДЬБА АКТРИСЫ – НЕ ЦВЕТЫ И АПЛОДИСМЕНТЫ»

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «СУДЬБА АКТРИСЫ – НЕ ЦВЕТЫ И АПЛОДИСМЕНТЫ»

Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 4 апреля 2015

4 апреля 1928 года в Киеве родилась народная артистка СССР, лучшая в мире Аксинья – в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Элина Быстрицкая.
«Вечерка» накануне позвонила Элине Авраамовне с поздравлениями и с просьбой об интервью. Актриса глубоким голосом сказала, что 60 лет давала интервью, а теперь не дает. «Я люблю всего два праздника – 23 февраля и 9 мая, а 4 апреля – не праздник, а факт моей биографии», — объяснила актриса. В начале осени 2014 года, на сборе труппы Малого театра, Быстрицкая в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказала о самом важной, что было и есть в ее жизни.

Ландыши для доктора Муромцевой

Элина Быстрицкая – дочь военного врача. После окончания школы училась в Медицинском техникуме. Отец серьезно обиделся на свою дочь, когда она пошла в артистки. Простил и признал ее в этом качестве только после фильма «Неоконченная повесть», где она играет участкового врача Елизавету Максимовну Муромцеву. Актрисе пришлось выбирать между виртуозной комедией Шекспира «Двенадцатая ночь» (ее роль Виолы в результате сыграла Клара Лучко) и современной историей про любовь женщины-врача и ее пациента – серьезно травмированного кораблестроителя. Быстрицкая в своей книге «Встречи под звездой Надежды» объяснила – почему она предпочла скромного врача – решительной и смекалистой аристократке Виоле: «С военных лет боготворю врачей и считаю, что жертвеннее и благороднее этой профессии на земле нет».

Вряд ли найдется человек, который упрекнет актрису в неблаговидных поступках и отсутствию породы. А ведь жизнь не баловала ее ни в одной сфере. Даже на съемках первой звездной роли – в фильме «Неоконченная повесть» за ее спиной были заговоры, козни и конфликтные отношения с исполнителем главной мужской роли – Сергеем Бондарчуком. В той же книге Элина Авраамовна намекнула, что однажды Бондарчук – на тот момент звезда — грубо ее оскорбил, из-за чего она даже не хотела сниматься. Но благодаря участию других мудрых партнеров, осталась и выдержала. Один из самых гениальных артистов, мастер перевоплощения, Эраст Гарин пришел к ней весенней ночью с букетиком ландышей и поддержал своей беседой.
На мой вопрос – в прошлом сентябре: «Как вам удается всю жизнь держать высоко голову, и не идти на компромиссы?», Элина Авраамовна ответила:
- Живу согласно принципам белого офицерства. Эти принципы таковы: «Душу – Богу, сердце — даме, жизнь – государю, честь – никому». Поскольку я – женщина, то второе правило ко мне не относится.

«Умом никогда не любила»

Аксинью в фильме Сергея Герасимова Быстрицкая сыграла в 30 лет. Решающее слово сказал Михаил Шолохов. Элина Авраамовна была уверена в том, что жила реальная Аксинья, и у нее с Шолоховым была жгучая любовь! Роман «Тихий Дон» Быстрицкая прочитала в 20 лет, и образ Аксиньи запал ей в душу. Уже в Киевском театральном институте она играла Аксинью – сцену в подсолнухах, но мастер курса ее забраковал, сказав, что ей лучше играть избалованных смазливых дамочек. Характер Аксиньи, ее любовь к Григорию Мелехову стала актрисе понятна после того, как она сама полюбила. Ее избранником, а впоследствии единственным мужем оказался красивый высокий мужчина – переводчик и чиновник Николай Иванович.

Акриса отдала свое сердце и руку этому образованному человеку по большой любви – великой любви. Правда, как потом оказалась, великой – только с ее стороны. Через 27 лет брака Элина Авраамовна узнала об измене своего мужа и подала на развод. Когда журналисты, особенно иностранные, спрашивали у актрисы причину разрыва, она отвечала правду. Лукавить и хитрить – не в духе Быстрицкой. Актриса всегда говорит только правду. О многом, в частности, своих обидчиках и тех, кто недостоин даже упоминания или мысли, — она молчала. В своей книге, рассказывая о своем отношении к любви, Быстрицкая обратилась к Аксиньи:

- Вспомните Аксинью: к ней, полюбившей Григория Мелехова, не могла пристать никакая грязь. Любовь вела ее к трагической гибели, она предчувствовала это, но не смогла отказаться от нее, изменить себе. Все женщины, если они не ущербны, мечтают о великой любви. Но лишь немногим она дается как бесценный дар.

О себе как любящей женщине актриса сказала только одну фразу: «Умом никогда не любила»

На мой вопрос: «На ваш взгляд, удастся ли режиссеру Сергею Урсуляку снять фильм «Тихий Дон» на уровне картины Сергея Герасимова?», Элина Авраамовна ответила: «Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень трудное дело, остается и режиссеру, и артистам пожелать удачи. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни». При этом Быстрицкая добавила, что с недавнего времени она не любит жить прошлым, и отпустила все роли, даже Аксинью, которой жила 56 лет.

«Нельзя даже согнуться, опуститься на колени»

Элина Авраамовна сегодня не играет на сцене Малого театра, хотя и поддерживает его всеми силами. Последняя роль – старухи Хлестовой в спектакле «Горе от ума». Эпизодическая, но яркая. Она сыграла 30 главных ролей в театре и готова играть даже крохотные, но только на сцене родного Малого театра. Ее не смущает статус роли, смущает только качество драматургии. Когда Быстрицкая только пришла в Малый театр, великосветским манерам ее обучала старая актриса, воспитанница Института благородных девиц, которая выходила на сцену исключительно в эпизодах, и только из любви к Императорскому театру.

Элина Авраамовна призналась, что очень скучает по сцене, и давно скучает, но держит свои печали при себе:

- Судьба актрисы – не цветы и аплодисменты, не кратковременный успех, который может раствориться в быстро меняющемся времени. Это тяжелый труд, нравственные испытания, сомнения, колебания, преодоления таких препятствий, которых я и не ждала. И нельзя не то что упасть, но даже согнуться, опуститься на колени. А уж если это случилось – встань и иди!, — объяснила Элина Быстрицкая.

«Холодным, расчетливым людям нечего делать на сцене», «актер – профессия повышенного риска», — определения Элины Авраамовны.

Врачи, которым она верила и верит, настоятельно советовали ей поменять профессию. С нервными истощениями актриса попадала в больницу, и обожающие ее доктора умоляли уйти со сцены. Но на каждый такой совет Быстрицкая твердо отвечала: «Я сделала свой выбор». На мой вопрос: «Что вас заставляет оставаться верной Малому театру?», актриса ответила: «Не мне судить – верная я или нет, а другим. Но я всегда была в ответе за то, что выбирала».

Быстрицкая продолжает утверждать, что «Малый театр – лучший в мире, и что если художественный руководитель даст ей задание или роль, она скажет «Да».

Для зрителей, которые ждут встречи с любимой актрисой, дает сольные концерты в Кремлевском дворце съездов. Первый концерт состоялся в 1998 году и назывался «Виват, императрица». Быстрицкая уточняет: «Императрица – Екатерина Великая, моя героиня, а не я. Я – актриса, и больше никаких титулов не признаю».

«Добровольцы в плен не сдаются»

Элина Быстрицкая сыграла не так много ролей, как могла бы. Часто отказывалась. Имела место и судьба-злодейка, как с несыгранной ролью в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» (ее утвердили, но она заболела инфекционной желтухой). Но каждая картина с участием актрисы – любима зрителем многих поколений. Как бы сегодня не относились к комсомолу, но увидевший однажды фильм «Добровольцы», не посмеет сказать, что поколение – 30-х годов прошлого века – не было героическим. В детстве Элина мечтала быть комсомолкой, потому что ее родители были комсомольцами – на самой передовой. Об этом она рассказала в своей книге:

- На съемках фильма «Добровольцы» я часто думала о своих родителях, об их, не побоюсь этого слова, жертвенности во имя общего блага, страны. Мама в тридцатые годы добровольно шла на самые тяжелые работы. А отец… Другой такой судьбы я просто не знаю. Добровольцем ушел на Гражданскую, потом попросился на Польскую войну. Он — опять-таки добровольно — был в действующей армии на Халхин-Голе, в первые дни Отечественной войны, не дожидаясь повестки, ушел защищать Родину. Когда наш санитарный эшелон разбомбили и наступило относительное затишье, отец добровольцем отправился под Сталинград, где шли тяжелейшие бои и погибали девять из десяти наших солдат. Когда от него долго не было писем, я находила утешение в разговорах с ранеными, которые говорили: «Может, пропал без вести, или его взяли немцы в плен…» Один из фронтовиков хмуро сказал мне: «Добровольцы в плен не сдаются». Как ни странно, эти слова его я восприняла как утешение: раз не в плену, значит, воюет, жив».

Элина Авраамовна по праву может себя причислить к славной армии «добровольцев». Сегодня на ней большая общественная нагрузка, включая участие в составе Общественного Совета, но делает она это по зову сердца.

«Вечерняя Москва» поздравляет Элину Быстрицкую с днем рождения, с наступлением весны и желает любви, добра и здоровья.




Дата публикации: 06.04.2015
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «СУДЬБА АКТРИСЫ – НЕ ЦВЕТЫ И АПЛОДИСМЕНТЫ»

Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 4 апреля 2015

4 апреля 1928 года в Киеве родилась народная артистка СССР, лучшая в мире Аксинья – в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Элина Быстрицкая.
«Вечерка» накануне позвонила Элине Авраамовне с поздравлениями и с просьбой об интервью. Актриса глубоким голосом сказала, что 60 лет давала интервью, а теперь не дает. «Я люблю всего два праздника – 23 февраля и 9 мая, а 4 апреля – не праздник, а факт моей биографии», — объяснила актриса. В начале осени 2014 года, на сборе труппы Малого театра, Быстрицкая в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказала о самом важной, что было и есть в ее жизни.

Ландыши для доктора Муромцевой

Элина Быстрицкая – дочь военного врача. После окончания школы училась в Медицинском техникуме. Отец серьезно обиделся на свою дочь, когда она пошла в артистки. Простил и признал ее в этом качестве только после фильма «Неоконченная повесть», где она играет участкового врача Елизавету Максимовну Муромцеву. Актрисе пришлось выбирать между виртуозной комедией Шекспира «Двенадцатая ночь» (ее роль Виолы в результате сыграла Клара Лучко) и современной историей про любовь женщины-врача и ее пациента – серьезно травмированного кораблестроителя. Быстрицкая в своей книге «Встречи под звездой Надежды» объяснила – почему она предпочла скромного врача – решительной и смекалистой аристократке Виоле: «С военных лет боготворю врачей и считаю, что жертвеннее и благороднее этой профессии на земле нет».

Вряд ли найдется человек, который упрекнет актрису в неблаговидных поступках и отсутствию породы. А ведь жизнь не баловала ее ни в одной сфере. Даже на съемках первой звездной роли – в фильме «Неоконченная повесть» за ее спиной были заговоры, козни и конфликтные отношения с исполнителем главной мужской роли – Сергеем Бондарчуком. В той же книге Элина Авраамовна намекнула, что однажды Бондарчук – на тот момент звезда — грубо ее оскорбил, из-за чего она даже не хотела сниматься. Но благодаря участию других мудрых партнеров, осталась и выдержала. Один из самых гениальных артистов, мастер перевоплощения, Эраст Гарин пришел к ней весенней ночью с букетиком ландышей и поддержал своей беседой.
На мой вопрос – в прошлом сентябре: «Как вам удается всю жизнь держать высоко голову, и не идти на компромиссы?», Элина Авраамовна ответила:
- Живу согласно принципам белого офицерства. Эти принципы таковы: «Душу – Богу, сердце — даме, жизнь – государю, честь – никому». Поскольку я – женщина, то второе правило ко мне не относится.

«Умом никогда не любила»

Аксинью в фильме Сергея Герасимова Быстрицкая сыграла в 30 лет. Решающее слово сказал Михаил Шолохов. Элина Авраамовна была уверена в том, что жила реальная Аксинья, и у нее с Шолоховым была жгучая любовь! Роман «Тихий Дон» Быстрицкая прочитала в 20 лет, и образ Аксиньи запал ей в душу. Уже в Киевском театральном институте она играла Аксинью – сцену в подсолнухах, но мастер курса ее забраковал, сказав, что ей лучше играть избалованных смазливых дамочек. Характер Аксиньи, ее любовь к Григорию Мелехову стала актрисе понятна после того, как она сама полюбила. Ее избранником, а впоследствии единственным мужем оказался красивый высокий мужчина – переводчик и чиновник Николай Иванович.

Акриса отдала свое сердце и руку этому образованному человеку по большой любви – великой любви. Правда, как потом оказалась, великой – только с ее стороны. Через 27 лет брака Элина Авраамовна узнала об измене своего мужа и подала на развод. Когда журналисты, особенно иностранные, спрашивали у актрисы причину разрыва, она отвечала правду. Лукавить и хитрить – не в духе Быстрицкой. Актриса всегда говорит только правду. О многом, в частности, своих обидчиках и тех, кто недостоин даже упоминания или мысли, — она молчала. В своей книге, рассказывая о своем отношении к любви, Быстрицкая обратилась к Аксиньи:

- Вспомните Аксинью: к ней, полюбившей Григория Мелехова, не могла пристать никакая грязь. Любовь вела ее к трагической гибели, она предчувствовала это, но не смогла отказаться от нее, изменить себе. Все женщины, если они не ущербны, мечтают о великой любви. Но лишь немногим она дается как бесценный дар.

О себе как любящей женщине актриса сказала только одну фразу: «Умом никогда не любила»

На мой вопрос: «На ваш взгляд, удастся ли режиссеру Сергею Урсуляку снять фильм «Тихий Дон» на уровне картины Сергея Герасимова?», Элина Авраамовна ответила: «Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень трудное дело, остается и режиссеру, и артистам пожелать удачи. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни». При этом Быстрицкая добавила, что с недавнего времени она не любит жить прошлым, и отпустила все роли, даже Аксинью, которой жила 56 лет.

«Нельзя даже согнуться, опуститься на колени»

Элина Авраамовна сегодня не играет на сцене Малого театра, хотя и поддерживает его всеми силами. Последняя роль – старухи Хлестовой в спектакле «Горе от ума». Эпизодическая, но яркая. Она сыграла 30 главных ролей в театре и готова играть даже крохотные, но только на сцене родного Малого театра. Ее не смущает статус роли, смущает только качество драматургии. Когда Быстрицкая только пришла в Малый театр, великосветским манерам ее обучала старая актриса, воспитанница Института благородных девиц, которая выходила на сцену исключительно в эпизодах, и только из любви к Императорскому театру.

Элина Авраамовна призналась, что очень скучает по сцене, и давно скучает, но держит свои печали при себе:

- Судьба актрисы – не цветы и аплодисменты, не кратковременный успех, который может раствориться в быстро меняющемся времени. Это тяжелый труд, нравственные испытания, сомнения, колебания, преодоления таких препятствий, которых я и не ждала. И нельзя не то что упасть, но даже согнуться, опуститься на колени. А уж если это случилось – встань и иди!, — объяснила Элина Быстрицкая.

«Холодным, расчетливым людям нечего делать на сцене», «актер – профессия повышенного риска», — определения Элины Авраамовны.

Врачи, которым она верила и верит, настоятельно советовали ей поменять профессию. С нервными истощениями актриса попадала в больницу, и обожающие ее доктора умоляли уйти со сцены. Но на каждый такой совет Быстрицкая твердо отвечала: «Я сделала свой выбор». На мой вопрос: «Что вас заставляет оставаться верной Малому театру?», актриса ответила: «Не мне судить – верная я или нет, а другим. Но я всегда была в ответе за то, что выбирала».

Быстрицкая продолжает утверждать, что «Малый театр – лучший в мире, и что если художественный руководитель даст ей задание или роль, она скажет «Да».

Для зрителей, которые ждут встречи с любимой актрисой, дает сольные концерты в Кремлевском дворце съездов. Первый концерт состоялся в 1998 году и назывался «Виват, императрица». Быстрицкая уточняет: «Императрица – Екатерина Великая, моя героиня, а не я. Я – актриса, и больше никаких титулов не признаю».

«Добровольцы в плен не сдаются»

Элина Быстрицкая сыграла не так много ролей, как могла бы. Часто отказывалась. Имела место и судьба-злодейка, как с несыгранной ролью в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» (ее утвердили, но она заболела инфекционной желтухой). Но каждая картина с участием актрисы – любима зрителем многих поколений. Как бы сегодня не относились к комсомолу, но увидевший однажды фильм «Добровольцы», не посмеет сказать, что поколение – 30-х годов прошлого века – не было героическим. В детстве Элина мечтала быть комсомолкой, потому что ее родители были комсомольцами – на самой передовой. Об этом она рассказала в своей книге:

- На съемках фильма «Добровольцы» я часто думала о своих родителях, об их, не побоюсь этого слова, жертвенности во имя общего блага, страны. Мама в тридцатые годы добровольно шла на самые тяжелые работы. А отец… Другой такой судьбы я просто не знаю. Добровольцем ушел на Гражданскую, потом попросился на Польскую войну. Он — опять-таки добровольно — был в действующей армии на Халхин-Голе, в первые дни Отечественной войны, не дожидаясь повестки, ушел защищать Родину. Когда наш санитарный эшелон разбомбили и наступило относительное затишье, отец добровольцем отправился под Сталинград, где шли тяжелейшие бои и погибали девять из десяти наших солдат. Когда от него долго не было писем, я находила утешение в разговорах с ранеными, которые говорили: «Может, пропал без вести, или его взяли немцы в плен…» Один из фронтовиков хмуро сказал мне: «Добровольцы в плен не сдаются». Как ни странно, эти слова его я восприняла как утешение: раз не в плену, значит, воюет, жив».

Элина Авраамовна по праву может себя причислить к славной армии «добровольцев». Сегодня на ней большая общественная нагрузка, включая участие в составе Общественного Совета, но делает она это по зову сердца.

«Вечерняя Москва» поздравляет Элину Быстрицкую с днем рождения, с наступлением весны и желает любви, добра и здоровья.




Дата публикации: 06.04.2015