«К 250-летию русского театра»
Т.Л. Щепкина-Куперник
«Из воспоминаний об актерах Малого театра»
Имя Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952) связано со многими страницами истории русского театра. Правнучка великого актера Михаила Щепкина, Тать
«К 250-летию русского театра»
Т.Л. Щепкина-Куперник
«Из воспоминаний об актерах Малого театра»
Имя Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952) связано со многими страницами истории русского театра. Правнучка великого актера Михаила Щепкина, Татьяна Львовна с детства была вовлечена в театральную жизнь. Творческая работа Татьяны Львовны, начатая игрой на сцене, продолженная писанием пьес и переводом на русский язык произведений западноевропейской драматургии, получила особенно широкий размах в советские годы. Благодаря ее переводам на сцене. Так, перу Щепкиной-Куперник принадлежит текст тринадцати произведений Шекспира («Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Буря», «Виндзорские кумушки», «Мера за меру» и другие). Однако пьесы Шекспира составляют едва лишь четверть общего количества пьес, переведенных ею на русский язык. Лучшими своими произведениями представлены среди них также Мольер, Гюго, Кальдерон, Гольдони, Бомарше, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Шеридан, Лабиш и другие.
Дебютировала Татьяна Львовна в московских газетах после окончания гимназии в 1891 года. Два ее рассказа – «Страничка жизни» и «Свои лошади» – появились в газете «Новости дня». Затем она стала сотрудничать в «Русской мысли», «Русских ведомостях», «Северном курьере». В эти годы она встречалась с Чеховым, познакомилась с Горьким, вошла в круг московских писателей. В 1898 г. был издан первый сборник ее рассказов — «Странички жизни». О рассказе «Одиночество» А.П. Чехов писал автору 24 декабря 1894 г.: «Рассказ положительно хорош… Меня больше всего тронула художественность рассказа».
Сценическая деятельность Щепкиной-Куперник была очень кратковременна. Если не считать участия в любительском спектакле в 1889 г. (водевиль «Разлука та же наука»), Щепкина-Куперник была занята на сцене всего лишь один сезон (1892/93 г.): она играла маленьких героев и героинь в водевилях и пьесах, шедших в театре Ф.А.Корша.
Первая пьеса Татьяны Львовны, «Летняя картинка», была поставлена Малым театром в тот самый сезон, когда юный автор этой пьесы играл свои забавные роли в театре Корша. Одноактная сценка, написанная по совету артистки А.П.Щепкиной (в шутку «заказавшей» племяннице пьесу с ролью для себя), прошла с успехом и вызвала одобрительные отзывы прессы. Затем две небольшие пьесы – «Ирэн» и «Вечность в мгновении» – были играны в том же театре в 1893 г., а далее последовали пьесы: «На станции» (театр Корша, 1894), «В детской» (Малый театр, 1894), «Месть амура» (Малый, Александринский и другие театры, 1895). На пьесу «Вечность в мгновении» обратил внимание А.П.Чехов. В своих письмах он дважды просил автора прислать эту пьесу в Ялту для любительского спектакля.
Многочисленные воспоминания Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник давно уже стали библиографической редкостью. Посетителям сайта предлагаются заметки Татьяны Львовны об актерах Малого театра М.Н.Медведевой, Ф.П.Гореве, А.И.Южине, А.А.Остужеве, Е.К.Лешковской, Е.Д.Турчаниновой и, конечно, М.Н.Ермоловой, знакомство с которой во многом определило все творчество Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник.
М.Редин (март 2004 г.)
Дата публикации: 04.03.2004