Новости

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПРОШЁЛ ВЕЧЕР ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ ЭДУАРДА МАРЦЕВИЧА

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПРОШЁЛ ВЕЧЕР ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ ЭДУАРДА МАРЦЕВИЧА

Фоторепортаж Дмитрия Дубинского на сайте «Окно в Москву»

В Малом Театре состоялся вечер памяти известного актёра театра и кино, Народного артиста России Эдуарда Марцевича, которого не стало осенью 2013 года.

«...Таких корифеев не густо,
Что след оставляют – не следик.
Марцевич вписан в Искусство.
Марцевич… Великий наш Эдик...»

(Из стихотворения Александра Клюквина, Народного артиста России)

Эдуард Марцевич дебютировал в кино в 1958 году, сыграв Аркадия Кирсанова в фильме Адольфа Бергункера и Натальи Рашевской «Отцы и дети».

После этого были Борис Друбецкой в “Войне и мире” Сергея Бондарчука, метеоролог Мальмгрен в “Красной палатке” Михаила Калатозова, где партнёршей Марцевича стала несравненная Клаудия Кардинале, и множество других замечательных работ.

Он снялся в более 60 кинолентах. Плодотворным был период с 1974 по 1985 год: «Гончарный круг», «Обелиск», «Идеальный муж», «Женщина в белом», «Государственная граница», «ТАСС уполномочен заявить…».

Зрители запомнили и полюбили актёра по ролям в драме «Ищу мою судьбу» (священник Александр), историческом сериале «Карл Маркс. Молодые годы» (немецкий поэт Генрих Гейне), комедии «Идеальный муж» (лорд Горинг), исторической картине «Россия молодая» (Лефорт), Анна Каренина и других фильмах.

Эдуард Евгеньевич любил кино и с удовольствием снимался, но его сердце было отдано театру. Сначала – Маяковского, а затем и Малому, где актёр прослужил более сорока лет, был одним из ведущих артистов труппы.

Зрители, собираясь в Малом театре на памятный вечер, переговаривались между собой: «Так, как Он играл царя Фёдора – никто уже не сыграет!» (речь о спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого).

Помимо поклонников таланта Эдуарда Марцевича, пришли коллеги по театру, другие актёры, знавшие и любившие этого замечательного артиста.

Декорациями на сцене стали снимки из работ с участием Эдуарда Марцевича, а также костюмы, в которых он играл.

Записи отрывков из фильмов и спектаклей доносили до гостей вечера знакомый голос.

Вела встречу известная искусствовед и театральный критик Вера Максимова.

Вместе с публикой и коллегами Марцевича она вспоминала его роли, рассказывала о его отношении к профессии.

Говорили о человеке, об Артисте с большой буквы, для которого театр был не только работой, средой обитания, но и единственно возможной формой существования.

«Театрик маленький построю, В своих мечтах, в своих мечтах…» – с задумчивой улыбкой, очень особенной, неповторимой, поёт Эдуард Марцевич.

Вернее, так поёт его герой из водевиля «Таинственный ящик» – старый актёр Сен-Феликс.

Он сидит на краю авансцены в клетчатой жилетке и соломенной шляпе-канотье, опустив ноги на ступени, ведущие в зал, точно вот-вот встанет и, действительно, пойдёт свой театрик строить...

Артист Марцевич, несомненно, мысленно улыбался в ответ на это устремление своего персонажа. Ведь лет 25 назад он уже построил собственный театрик. Всего на одиннадцать мест; ни много ни мало.

Отгородил место в своей квартире, аккуратно расставил стулья. Жена с пониманием отнеслась к этой причуде мужа и за метаморфозами жилплощади наблюдала спокойно. А что ей оставалась делать?

Даже у маленьких сыновей, Филиппа и Кирилла, в соседней комнате уже был свой театр – только кукольный. А у их отца-артиста ролей в тот момент почти не было. И спектакли Марцевичу-режиссёру ставить тоже не давали. Играть же и ставить очень хотелось.

В гости приходили друзья и знакомые, и тогда актёры выходили на эту домашнюю «сцену» и со всей серьёзностью играли – пьесы Генрика Ибсена, Михаила Варфоломеева…

А мечта водевильного Сен–Феликса сбылась в полной мере: построить театр ему помогло полученное наследство. Маленький квартирный театрик Марцевича, напротив, закрылся уже через три года. Зато появились такие долгожданные роли в Малом.

Народная артистка России Светлана Аманова впервые познакомилась с Эдуардом Марцевичем на съёмках замечательного фильма «С вечера до полудня» (1981).

В этой картине Худякова главную мужскую роль сыграл легендарный Леонид Филатов, придумавший – уже много позже – телепередачу »Чтобы помнили».

Сегодня Малый Театр, если можно провести такую параллель, подхватил эту «эстафету памяти».

Многие выступавшие сетовали на то, что зал не мог вместить всех желающих, а ведь и молодым актёрам было бы весьма полезно посетить этот вечер и вдохновиться примером беззаветного и искреннего служения Театру.

Искренне хочется, чтобы подобные вечера стали регулярными и помогали и впредь строить хрупкие мостики между ушедшими мастерами сцены и артистами других поколений.

Замечательное стихотворение собственного сочинения, посвящённое другу и коллеге, прочёл актёр Александр Клюквин.

«На свете много актеров
Их тысячи, миллионы
Одни забываются скоро
В других… Живешь долго влюбленный.

Есть быстро сгоревшие звезд,
Есть звезды тускло светящие.
Одних вспоминать уже поздно,
Другие – ненастоящие.

Но есть среди них когорта,
Что творчеством удивляют.
Творят на разрыв аорты,
Творят – и тебя меняют.

Таких корифеев не густо,
Что след оставляют – не следик.
Марцевич вписан в Искусство.
Марцевич… Великий наш Эдик».

Заслуженная артистка Ольга Чуваева и актёры Малого Ирина Жерякова и Дмитрий Солодовник сыграли сцену из спектакля по Островскому в постановке Эдуарда Марцевича «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Дмитрий Дубинский, «Окно в Москву», 13 марта 2015 года

Дата публикации: 13.03.2015