Новости

ИСТОРИЯ, УКУТАННАЯ ЛЕГЕНДАМИ

ИСТОРИЯ, УКУТАННАЯ ЛЕГЕНДАМИ

В Малом театре с невероятным успехом идёт недавняя премьера — «Театр императрицы» Эдварда Радзинского.

Это историческая фантазия автора — «из жизни России» времен Екатерины, автора весьма популярного, «полётного» фантазера и пытливого историка. История государства Российского, кажется, особенно активно внедряется в современные театр и кинематограф, в том числе и сериальный. Ещё бы: какие захватывающие сюжеты, какие самобытные персоны, и какой простор для талантливого пера! Радзинский в пьесе успевает необычно (впрочем, для него как раз обычно) переосмыслить за два с лишним часа один из самых таинственных и сногсшибательных исторических сюжетов и судьбу одной из ярчайших персон — самозванку княжну Елизавету Тараканову. Что о ней может быть известно сегодняшней публике? Знаменитый портрет Константина Флавицкого, где перепуганная измученная красавица, окруженная крысами, забралась с ногами на постель, спасаясь от подступающей воды? Фильм «Царская охота» Виталия Мельникова по пьесе Леонида Зорина — с Анной Самохиной, Светланой Крючковой, Николаем Еременко? Одноименный спектакль в Театре Моссовета с Маргаритой Тереховой и Леонидом Марковым? В лучшем случае — да. Это все сегодня — уже абсолютная классика. Но Малому театру и драматургу удалось встряхнуть, освежить (а не «освежевать», как, увы, бывает нередко) и сюжет, и персонажей, в нем действующих.

У театра изначально была непростая задача, а невольная конкуренция с шедеврами недавнего прошлого, фильмом и спектаклем, сделала ее еще сложнее. Малый театр справился с вызовом достойно и талантливо, выпустив собственную сценическую версию в режиссуре Владимира Драгунова, известного представителя теперь уже среднего поколения режиссеров, в ком так чувствуется школа его учителей, Андрея Гончарова и Марка Захарова.

Вот о школе, культуре, традициях, интеллигентности постановки как раз и хочется и думать, и говорить в связи с этой уже очевидно успешной и радующей премьерой. То есть, о том, чего, на мой взгляд, так не хватает нашим театрам.

Сегодня можно не догадываться, что такое качественные, выразительные декорации (в этом спектакле за них отвечает художник-постановщик — Елена Качелаева), и для чего существует музыка (композитор спектакля Григорий Гоберник). И то, и другое — тонкие «оформители», надежные помощники и талантливые соучастники постановки. Между тем в Малом эти высокое качество и культура музыки, декораций, костюмов — традиция, поддерживаемая уже, можно сказать, не один век.

Теперь об актерском ансамбле, тоже со знаком качества, начиная с умения донести текст, даже с дикции, и заканчивая пушкинскими «истиной страстей, правдоподобием чувствований». Быть может, широкой публике имена исполнителей и не очень знакомы (хоть и заняты четыре «заслуженных»), в наше время популярны либо супер и мегазвезды, либо лица из телесериалов на первом плане. Высокая планка профессионализма, качество подлинного актерства как умного, точного, тонкого переживания и представления одновременно — это и есть школа. И ее демонстрируют благодарному зрителю (а у Малого — свой зритель) Татьяна Лебедева (Екатерина II), Лидия Милюзина (Елизавета), Алексей Фаддеев (граф Алексей Орлов), Антон Хомятов (граф Григорий Орлов) и весь актерский состав (писать «и др.» в отношении этого спектакля кажется невозможным — игра всех двенадцати его участников достойны упоминания).

И всем есть что играть в пространстве этой постановки. Образ Екатерины — жёсткой, умной, властной властительницы, этакой вполне современной бизнес-леди, руководительницы. Судьбу Елизаветы (кто она, самозванка или впрямь законная наследница, эта молодая красавица, разорявшая своих многих терявших голову любовников, точно неизвестно до сих пор).

Сюжет, лихо закрученный самой госпожой Историей, драматургом окутан легендами и загадками. И, в очередной версии, ярко воплощенный на сцене Малого в филиале театра на Большой Ордынке, спектакль воспринимается с неослабевающим вниманием переполненного зала. Разве может зритель не аплодировать, слыша, например, такие афоризмы: «У нас в России все секретно, но ничто не тайна», «Отчего у нас чиновники за дело не берутся, если не украдут половину?» Или же вот эти: «Мнение Европы просвещенной ныне завоевывается ценными подарками или, попросту, деньгами, а не благородными поступками», а «Свобода — призрак, ведущий к хаосу и бездне».

Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 16 декабря 2014 года

Дата публикации: 18.12.2014
ИСТОРИЯ, УКУТАННАЯ ЛЕГЕНДАМИ

В Малом театре с невероятным успехом идёт недавняя премьера — «Театр императрицы» Эдварда Радзинского.

Это историческая фантазия автора — «из жизни России» времен Екатерины, автора весьма популярного, «полётного» фантазера и пытливого историка. История государства Российского, кажется, особенно активно внедряется в современные театр и кинематограф, в том числе и сериальный. Ещё бы: какие захватывающие сюжеты, какие самобытные персоны, и какой простор для талантливого пера! Радзинский в пьесе успевает необычно (впрочем, для него как раз обычно) переосмыслить за два с лишним часа один из самых таинственных и сногсшибательных исторических сюжетов и судьбу одной из ярчайших персон — самозванку княжну Елизавету Тараканову. Что о ней может быть известно сегодняшней публике? Знаменитый портрет Константина Флавицкого, где перепуганная измученная красавица, окруженная крысами, забралась с ногами на постель, спасаясь от подступающей воды? Фильм «Царская охота» Виталия Мельникова по пьесе Леонида Зорина — с Анной Самохиной, Светланой Крючковой, Николаем Еременко? Одноименный спектакль в Театре Моссовета с Маргаритой Тереховой и Леонидом Марковым? В лучшем случае — да. Это все сегодня — уже абсолютная классика. Но Малому театру и драматургу удалось встряхнуть, освежить (а не «освежевать», как, увы, бывает нередко) и сюжет, и персонажей, в нем действующих.

У театра изначально была непростая задача, а невольная конкуренция с шедеврами недавнего прошлого, фильмом и спектаклем, сделала ее еще сложнее. Малый театр справился с вызовом достойно и талантливо, выпустив собственную сценическую версию в режиссуре Владимира Драгунова, известного представителя теперь уже среднего поколения режиссеров, в ком так чувствуется школа его учителей, Андрея Гончарова и Марка Захарова.

Вот о школе, культуре, традициях, интеллигентности постановки как раз и хочется и думать, и говорить в связи с этой уже очевидно успешной и радующей премьерой. То есть, о том, чего, на мой взгляд, так не хватает нашим театрам.

Сегодня можно не догадываться, что такое качественные, выразительные декорации (в этом спектакле за них отвечает художник-постановщик — Елена Качелаева), и для чего существует музыка (композитор спектакля Григорий Гоберник). И то, и другое — тонкие «оформители», надежные помощники и талантливые соучастники постановки. Между тем в Малом эти высокое качество и культура музыки, декораций, костюмов — традиция, поддерживаемая уже, можно сказать, не один век.

Теперь об актерском ансамбле, тоже со знаком качества, начиная с умения донести текст, даже с дикции, и заканчивая пушкинскими «истиной страстей, правдоподобием чувствований». Быть может, широкой публике имена исполнителей и не очень знакомы (хоть и заняты четыре «заслуженных»), в наше время популярны либо супер и мегазвезды, либо лица из телесериалов на первом плане. Высокая планка профессионализма, качество подлинного актерства как умного, точного, тонкого переживания и представления одновременно — это и есть школа. И ее демонстрируют благодарному зрителю (а у Малого — свой зритель) Татьяна Лебедева (Екатерина II), Лидия Милюзина (Елизавета), Алексей Фаддеев (граф Алексей Орлов), Антон Хомятов (граф Григорий Орлов) и весь актерский состав (писать «и др.» в отношении этого спектакля кажется невозможным — игра всех двенадцати его участников достойны упоминания).

И всем есть что играть в пространстве этой постановки. Образ Екатерины — жёсткой, умной, властной властительницы, этакой вполне современной бизнес-леди, руководительницы. Судьбу Елизаветы (кто она, самозванка или впрямь законная наследница, эта молодая красавица, разорявшая своих многих терявших голову любовников, точно неизвестно до сих пор).

Сюжет, лихо закрученный самой госпожой Историей, драматургом окутан легендами и загадками. И, в очередной версии, ярко воплощенный на сцене Малого в филиале театра на Большой Ордынке, спектакль воспринимается с неослабевающим вниманием переполненного зала. Разве может зритель не аплодировать, слыша, например, такие афоризмы: «У нас в России все секретно, но ничто не тайна», «Отчего у нас чиновники за дело не берутся, если не украдут половину?» Или же вот эти: «Мнение Европы просвещенной ныне завоевывается ценными подарками или, попросту, деньгами, а не благородными поступками», а «Свобода — призрак, ведущий к хаосу и бездне».

Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 16 декабря 2014 года

Дата публикации: 18.12.2014