Новости

ГАСТРОЛИ МАЛОГО ТЕАТРА, ПРОШЕДШИЕ В ЧЕЛЯБИНСКЕ, ПРОИЗВЕЛИ ФУРОР

ГАСТРОЛИ МАЛОГО ТЕАТРА, ПРОШЕДШИЕ В ЧЕЛЯБИНСКЕ, ПРОИЗВЕЛИ ФУРОР

В следующем году Малому театру России исполнится 260 лет. Этот храм искусства повидал на свой сцене немало гениальных актеров, а на премьерах в его зрительном зале побывали все классики русской литературы 19 - 20 века. Сами актеры любят свой театр за уважение к Артисту. Традиция эта сложилась благодаря старым мастерам. Последние полтора года в театре идет капитальный ремонт, и труппа охотно гастролирует по городам России.

В Челябинск Малый театр привез сразу две премьеры – «Филумену Мартурано» итальянского режиссера Стефано де Лука и версию «Пиковой дамы» Андрея Житинкина.

Главные роли в спектакле итальянца исполняют Юрий Соломин и Ирина Муравьева. В пушкинской «Пиковой даме» главную роль играет блистательная Вера Васильева, которую Малый театр специально ангажировал из Театра сатиры. Челябинск, пожалуй, особенный город в гастрольном графике Малого театра. О том, почему так сложилось, «МК-Урал» удалось узнать лично у народного артиста СССР, художественного руководителя Малого театра России Юрия Мефодьевича СОЛОМИНА.

Классика вечна

В будущем году он отметит 80-летний юбилей. Все те же мягкие карие глаза, которые свели с ума большую половину женского населения СССР, та же интеллигентная, чуть застенчивая улыбка и стройная осанка. Только некогда каштановые волосы припорошило сединой…

- Мы привезли в Челябинск премьеры прошлого сезона, – начал разговор Юрий Соломин. – Потому что это новые спектакли. Это еще одно подтверждение, что Малый театр и сегодня верен своим традициям. Иногда критики нас называют музеем за приверженность к классической пьесе и постановке. И что? Разве Эрмитаж – это плохо? Разве он не интересен современному человеку?! Тем более все наши спектакли всегда проходят с аншлагом. Билет не купить.

- Юрий Мефодьевич, итальянская школа гармонично вписалась в традиции Малого театра?

- Работать со Стефано было интересно. Он делает для нас уже вторую работу. Первым спектаклем был «Влюбленные» с участием наших молодых актеров. Автор пьесы Эдуардо де Филиппо - замечательный драматург сам по себе, но здесь важна именно актерская работа.

Что касается того, что он итальянец, то это не имело для нас особого значения. Ведь Чехова играют на всех континентах. Его знают повсюду и особенно любят в Японии. Я спросил японских зрителей, для которых мы отыграли почти всего Чехова, почему вы его любите? На что они ответили, что в его пьесах вечная тема - треугольник человеческих взаимоотношений. Есть еще один нюанс. Чехова в Японии играют по-японски, в США - по-американски. Поэтому и наша «Филумена Мартурано» – это игра по-русски. Один критик заметил: «Они играют правильно, но играют по-русски». Правильно! И это самая большая похвала для нас.

- Вы чувствуете зрителя?

- Да я чувствую, кто в зрительном зале. Это настраивает меня на выход. Шум бывает разный. Общий гул означает большую наполняемость. Детский – понятно, что в зале дети. Кстати, мы запрещаем коллективные заявки от детских учреждений на взрослые спектакли, такие как «Ревизор», «Горе от ума»… Понятно же, что ребятам не хочется читать произведение, рассчитывают посмотреть спектакль и этим отделаться. Мы за то, чтобы дети все-таки читали произведение. Если родители раскошелятся для одного ребенка - это одно, а когда приходит класс, то начинается балаган. Дети все равно ничего не понимают. Так что пусть не обижаются на нас руководители образовательных учреждений. Мы делаем это не потому, что не любим детей. А для коллективных визитов у нас есть замечательные детские спектакли «Снежная королева», «Недоросль», «Золушка».

- Насколько известно, традиция Малого театра приезжать в наш город каждые пять лет не случайна?

- Вы правы, то, что мы приехали в Челябинск в эти дни – дань уважения прошлому. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году труппа Малого театра была эвакуирована в Челябинск. Здесь не было тогда таких шикарных гостиниц, как сегодня, были тяжелые времена. А приезжали в этот город такие мастера, как Александра Яблочкина, Вера Пашенная, Евдокия Турчанинова… Нашу актрису Татьяну Панкову, которая была в те годы студенткой Щепкинского училища, тоже взяли с собой в Челябинск. Она рассказывала, как встречал Челябинск Малый театр. Наших актеров горожане расхватали по своим квартирам. Встретили как родных. Все наши «старики» помнили это тяжелое время и то тепло, которым их одарили южноуральцы. Поэтому каждые пять лет, в знак памяти и благодарности за годы войны, мы приезжаем к вам всем коллективом.

Кусочек сердца

- Еще будучи подростком, вы увидели в Чите документальный фильм «Малый театр и его мастера». Благодаря нему и узнали о Театральном институте имени Щепкина, поступили и пришли служить именно в Малый театр. С ним связана вся ваша жизнь. У вас один театр, один брак. Постоянство – ваша главная черта?


- Зато у меня три собаки и пять кошек! (смеется). А если серьезно, некогда! Некогда было растрачивать себя на что-то или кого-то другого. Все время уходило на работу. И на мое счастье мои близкие, которые тоже имеют отношение к театральной культуре, всегда понимали меня. Знали, что я все сделаю по-своему, но что так и должно быть.

- В чем секрет вашего актерского мастерства?

- Я учился ему у Веры Николаевны Пашенной на последнем курсе, где она преподавала. Она говорила нам, что мы должны каждый раз во время спектакля оставлять на сцене кусочек своего сердца. Я недоумевал: как же это? Она однажды успокоила: «Ты боишься, что у тебя его не хватит? Хватит. Потом поймешь сам». Это ощущение настало у меня всего лет десять назад. Я понял, что же это такое, когда оставил кусочек сердца на сцене и… не умер.
- Что интереснее - быть актером или режиссером?

- Это разные вещи. Сравнивать нельзя. Я никогда не мечтал быть режиссером, тем более художественным руководителем. Даже не знал, что это такое. В Малом театре всегда были директор и режиссер. У нас директором был замечательный российский актер Михаил Иванович Царев. Когда его не стало в 1988 году, коллектив избрал меня на должность худрука.

- Кого из актеров вы можете отметить?

- У нас очень много талантливой молодежи. Иногда они год или два могут просидеть на подхвате, но обижаться здесь нельзя. Сразу главную роль у нас получить очень трудно. Есть молодые актеры постарше их на три-четыре года, которым уже удалось проявить себя. Но когда мы берем ребят в училище, всегда держим на примете, кто из них на что способен и кого впоследствии сможет сыграть. Из старшего поколения всегда очень уважал Олега Стриженова, о котором все незаслуженно забыли в наши дни. Каждая роль у него - серьезная работа. Я его помню еще по фильму «Мексиканец». Мне импонирует его жизненная позиция. Только Олег мог режиссеру Козинцеву на телеграмму «Приглашаю вас на пробы Гамлета», ответить: «На Гамлета не пробуют». В этом весь Стриженов!

- Есть ли у вас роли, которые не довелось сыграть?

- Есть, конечно. Я никогда никому не говорил о них. А вообще, я играю одну новую роль каждые четыре-пять лет.

- Какая среди них любимая?

- Такого не может быть. Если ты берешься за роль, она должна стать любимой. За последние десять лет я с удовольствием сыграл в «Горе от ума», «Мольере» и «Филумене Мартурано».

- Есть в вашей карьере яркая роль в телесериале «Адъютант его превосходительства». Вся страна с ума сходила тогда от вас в роли отважного разведчика. А как вы относитесь к этой роли?

- Роль получилась. Был очень хороший режиссер, с которым мы дружили и работали вместе. Великолепный актерский состав. Плюс удачная операторская работа и монтаж. В кино это главное.

А в театре все-таки главное - актер. Как-то раз старый актер Владимир Владиславский дал мне мудрый совет: «Ты не спорь с режиссером, всегда говори ему «Понял. Сейчас сделаю», а поступай по-своему».

- Вы так и поступали?

- Да, именно так я всегда и делал.

Политика – это жизнь

- Вас отличает активная политическая позиция. Были доверенным лицом Владимира Путина, подписали в марте петицию в поддержку политики президента в Крыму… Зачем вам политика?


- Это не политика. Это - жизнь. Я хочу, чтобы у нас в стране все было хорошо. И если есть возможность что-то исправить, а мое имя может сыграть какую-то благую роль в этом, я это сделаю без промедления, не наступая на горло собственной песне.

Если говорить конкретно про Крым, то я всегда недоумевал, на каком основании полуостров не принадлежал России последние 23 года? Историю надо знать. Я, кстати, вспомнил недавно, что снимался в фильме «Море в огне» (другое название «Оборона Севастополя»). Его недавно оцифровали и показали по одному из российских каналов. Роль у меня небольшая, но я запомнил одно. Мы снимались в тех самых окопах, которые остались еще со времен войны. И именно там я откопал настоящий патрон, который потом долго хранил. На каждом кусочке земли в Крыму память о русских моряках. Какие тут еще могут быть разговоры и сомнения?

- Как поддерживаете физическую форму?

- Это, наверное, генетика плюс работа по 24 часа. Последние два-три года, после некоторых операций, я сел на диету - дробное питание. А вообще я никогда в жизни ничем не занимался. Только мальчишкой играл в футбол и хоккей. Профессия актера предполагает постоянное движение, это физические нагрузки, нервы, репетиции, авиаперелеты. Однажды я умудрился сняться в один день в Киеве, Ленинграде и Свердловске. Потом подсчитал, получилось, что отработал 26 часов – три смены, благодаря часовой разнице между Киевом и Уралом.

- Как относитесь к еде?

- Поесть вкусно я люблю. Особенно пельмени.

- Как предпочитаете отдыхать?

- Да как придется. У меня в лесу сруб. Все без излишеств. Там держу своих собак и кошек, Они все моей, соломинской породы.

Екатерина Воронина, «Московский комсомолец», 24 сентября 2014 года

Дата публикации: 25.09.2014
ГАСТРОЛИ МАЛОГО ТЕАТРА, ПРОШЕДШИЕ В ЧЕЛЯБИНСКЕ, ПРОИЗВЕЛИ ФУРОР

В следующем году Малому театру России исполнится 260 лет. Этот храм искусства повидал на свой сцене немало гениальных актеров, а на премьерах в его зрительном зале побывали все классики русской литературы 19 - 20 века. Сами актеры любят свой театр за уважение к Артисту. Традиция эта сложилась благодаря старым мастерам. Последние полтора года в театре идет капитальный ремонт, и труппа охотно гастролирует по городам России.

В Челябинск Малый театр привез сразу две премьеры – «Филумену Мартурано» итальянского режиссера Стефано де Лука и версию «Пиковой дамы» Андрея Житинкина.

Главные роли в спектакле итальянца исполняют Юрий Соломин и Ирина Муравьева. В пушкинской «Пиковой даме» главную роль играет блистательная Вера Васильева, которую Малый театр специально ангажировал из Театра сатиры. Челябинск, пожалуй, особенный город в гастрольном графике Малого театра. О том, почему так сложилось, «МК-Урал» удалось узнать лично у народного артиста СССР, художественного руководителя Малого театра России Юрия Мефодьевича СОЛОМИНА.

Классика вечна

В будущем году он отметит 80-летний юбилей. Все те же мягкие карие глаза, которые свели с ума большую половину женского населения СССР, та же интеллигентная, чуть застенчивая улыбка и стройная осанка. Только некогда каштановые волосы припорошило сединой…

- Мы привезли в Челябинск премьеры прошлого сезона, – начал разговор Юрий Соломин. – Потому что это новые спектакли. Это еще одно подтверждение, что Малый театр и сегодня верен своим традициям. Иногда критики нас называют музеем за приверженность к классической пьесе и постановке. И что? Разве Эрмитаж – это плохо? Разве он не интересен современному человеку?! Тем более все наши спектакли всегда проходят с аншлагом. Билет не купить.

- Юрий Мефодьевич, итальянская школа гармонично вписалась в традиции Малого театра?

- Работать со Стефано было интересно. Он делает для нас уже вторую работу. Первым спектаклем был «Влюбленные» с участием наших молодых актеров. Автор пьесы Эдуардо де Филиппо - замечательный драматург сам по себе, но здесь важна именно актерская работа.

Что касается того, что он итальянец, то это не имело для нас особого значения. Ведь Чехова играют на всех континентах. Его знают повсюду и особенно любят в Японии. Я спросил японских зрителей, для которых мы отыграли почти всего Чехова, почему вы его любите? На что они ответили, что в его пьесах вечная тема - треугольник человеческих взаимоотношений. Есть еще один нюанс. Чехова в Японии играют по-японски, в США - по-американски. Поэтому и наша «Филумена Мартурано» – это игра по-русски. Один критик заметил: «Они играют правильно, но играют по-русски». Правильно! И это самая большая похвала для нас.

- Вы чувствуете зрителя?

- Да я чувствую, кто в зрительном зале. Это настраивает меня на выход. Шум бывает разный. Общий гул означает большую наполняемость. Детский – понятно, что в зале дети. Кстати, мы запрещаем коллективные заявки от детских учреждений на взрослые спектакли, такие как «Ревизор», «Горе от ума»… Понятно же, что ребятам не хочется читать произведение, рассчитывают посмотреть спектакль и этим отделаться. Мы за то, чтобы дети все-таки читали произведение. Если родители раскошелятся для одного ребенка - это одно, а когда приходит класс, то начинается балаган. Дети все равно ничего не понимают. Так что пусть не обижаются на нас руководители образовательных учреждений. Мы делаем это не потому, что не любим детей. А для коллективных визитов у нас есть замечательные детские спектакли «Снежная королева», «Недоросль», «Золушка».

- Насколько известно, традиция Малого театра приезжать в наш город каждые пять лет не случайна?

- Вы правы, то, что мы приехали в Челябинск в эти дни – дань уважения прошлому. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году труппа Малого театра была эвакуирована в Челябинск. Здесь не было тогда таких шикарных гостиниц, как сегодня, были тяжелые времена. А приезжали в этот город такие мастера, как Александра Яблочкина, Вера Пашенная, Евдокия Турчанинова… Нашу актрису Татьяну Панкову, которая была в те годы студенткой Щепкинского училища, тоже взяли с собой в Челябинск. Она рассказывала, как встречал Челябинск Малый театр. Наших актеров горожане расхватали по своим квартирам. Встретили как родных. Все наши «старики» помнили это тяжелое время и то тепло, которым их одарили южноуральцы. Поэтому каждые пять лет, в знак памяти и благодарности за годы войны, мы приезжаем к вам всем коллективом.

Кусочек сердца

- Еще будучи подростком, вы увидели в Чите документальный фильм «Малый театр и его мастера». Благодаря нему и узнали о Театральном институте имени Щепкина, поступили и пришли служить именно в Малый театр. С ним связана вся ваша жизнь. У вас один театр, один брак. Постоянство – ваша главная черта?


- Зато у меня три собаки и пять кошек! (смеется). А если серьезно, некогда! Некогда было растрачивать себя на что-то или кого-то другого. Все время уходило на работу. И на мое счастье мои близкие, которые тоже имеют отношение к театральной культуре, всегда понимали меня. Знали, что я все сделаю по-своему, но что так и должно быть.

- В чем секрет вашего актерского мастерства?

- Я учился ему у Веры Николаевны Пашенной на последнем курсе, где она преподавала. Она говорила нам, что мы должны каждый раз во время спектакля оставлять на сцене кусочек своего сердца. Я недоумевал: как же это? Она однажды успокоила: «Ты боишься, что у тебя его не хватит? Хватит. Потом поймешь сам». Это ощущение настало у меня всего лет десять назад. Я понял, что же это такое, когда оставил кусочек сердца на сцене и… не умер.
- Что интереснее - быть актером или режиссером?

- Это разные вещи. Сравнивать нельзя. Я никогда не мечтал быть режиссером, тем более художественным руководителем. Даже не знал, что это такое. В Малом театре всегда были директор и режиссер. У нас директором был замечательный российский актер Михаил Иванович Царев. Когда его не стало в 1988 году, коллектив избрал меня на должность худрука.

- Кого из актеров вы можете отметить?

- У нас очень много талантливой молодежи. Иногда они год или два могут просидеть на подхвате, но обижаться здесь нельзя. Сразу главную роль у нас получить очень трудно. Есть молодые актеры постарше их на три-четыре года, которым уже удалось проявить себя. Но когда мы берем ребят в училище, всегда держим на примете, кто из них на что способен и кого впоследствии сможет сыграть. Из старшего поколения всегда очень уважал Олега Стриженова, о котором все незаслуженно забыли в наши дни. Каждая роль у него - серьезная работа. Я его помню еще по фильму «Мексиканец». Мне импонирует его жизненная позиция. Только Олег мог режиссеру Козинцеву на телеграмму «Приглашаю вас на пробы Гамлета», ответить: «На Гамлета не пробуют». В этом весь Стриженов!

- Есть ли у вас роли, которые не довелось сыграть?

- Есть, конечно. Я никогда никому не говорил о них. А вообще, я играю одну новую роль каждые четыре-пять лет.

- Какая среди них любимая?

- Такого не может быть. Если ты берешься за роль, она должна стать любимой. За последние десять лет я с удовольствием сыграл в «Горе от ума», «Мольере» и «Филумене Мартурано».

- Есть в вашей карьере яркая роль в телесериале «Адъютант его превосходительства». Вся страна с ума сходила тогда от вас в роли отважного разведчика. А как вы относитесь к этой роли?

- Роль получилась. Был очень хороший режиссер, с которым мы дружили и работали вместе. Великолепный актерский состав. Плюс удачная операторская работа и монтаж. В кино это главное.

А в театре все-таки главное - актер. Как-то раз старый актер Владимир Владиславский дал мне мудрый совет: «Ты не спорь с режиссером, всегда говори ему «Понял. Сейчас сделаю», а поступай по-своему».

- Вы так и поступали?

- Да, именно так я всегда и делал.

Политика – это жизнь

- Вас отличает активная политическая позиция. Были доверенным лицом Владимира Путина, подписали в марте петицию в поддержку политики президента в Крыму… Зачем вам политика?


- Это не политика. Это - жизнь. Я хочу, чтобы у нас в стране все было хорошо. И если есть возможность что-то исправить, а мое имя может сыграть какую-то благую роль в этом, я это сделаю без промедления, не наступая на горло собственной песне.

Если говорить конкретно про Крым, то я всегда недоумевал, на каком основании полуостров не принадлежал России последние 23 года? Историю надо знать. Я, кстати, вспомнил недавно, что снимался в фильме «Море в огне» (другое название «Оборона Севастополя»). Его недавно оцифровали и показали по одному из российских каналов. Роль у меня небольшая, но я запомнил одно. Мы снимались в тех самых окопах, которые остались еще со времен войны. И именно там я откопал настоящий патрон, который потом долго хранил. На каждом кусочке земли в Крыму память о русских моряках. Какие тут еще могут быть разговоры и сомнения?

- Как поддерживаете физическую форму?

- Это, наверное, генетика плюс работа по 24 часа. Последние два-три года, после некоторых операций, я сел на диету - дробное питание. А вообще я никогда в жизни ничем не занимался. Только мальчишкой играл в футбол и хоккей. Профессия актера предполагает постоянное движение, это физические нагрузки, нервы, репетиции, авиаперелеты. Однажды я умудрился сняться в один день в Киеве, Ленинграде и Свердловске. Потом подсчитал, получилось, что отработал 26 часов – три смены, благодаря часовой разнице между Киевом и Уралом.

- Как относитесь к еде?

- Поесть вкусно я люблю. Особенно пельмени.

- Как предпочитаете отдыхать?

- Да как придется. У меня в лесу сруб. Все без излишеств. Там держу своих собак и кошек, Они все моей, соломинской породы.

Екатерина Воронина, «Московский комсомолец», 24 сентября 2014 года

Дата публикации: 25.09.2014