Новости

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: Я - ДИТЯ ВОЙНЫ

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: Я - ДИТЯ ВОЙНЫ

Рамазан Рамазанов, «Вечерняя Москва», 29 апреля 2014

Актриса Элина Быстрицкая не понаслышке знает, что такое война. Она видела ее своими глазами и делала все зависящее от нее, чтобы приблизить День Победы.

— Война повлияла на жизнь многих советских людей. Скажите, какую роль она сыграла в вашей судьбе?

— Колоссальную! Мне было 13 лет, и весь город был обвешан плакатами «Родина-мать зовет», «Что ты сделал для фронта?». Каждый день мы с волнением и надеждой слушали по радио сводки Совинформбюро. Я мечтала помогать фронту и устроилась во фронтовой госпиталь для раненых на 5000 коек. Главный хирург госпиталя Бурбелло, бывало, по пять суток не отходил от операционного стола — так много было больных. Так вот, после таких многочасовых операций, чтобы привести в чувство изможденного хирурга и медсестер, их обливали ледяной водой, переодевали, и они снова шли в операционную. Это были люди из стали!

— А что вы, такая маленькая, делали в госпитале?

— Читала раненым книги и газеты, писала за них письма их близким, помогала при перевязках. У меня были две косички, и раненые часто просили прислать к ним девочку с косичками, говорили, что я терпеливее и внимательнее других выслушиваю их истории жизни. Самой тяжелой процедурой для меня было прием раненых. Я видела, как прямо из эшелона машины привозили в госпиталь искалеченных ребят. Среди них были парни разных национальностей, некоторые из которых слабо говорили по-русски, а кто-то даже не владел азбукой: не мог читать и писать. Но объединяло их одно — ненависть к врагу.
Ведь победу мы добывали всей нашей многонациональной страной.

— А вы помните содержание написанных вами писем?

— Это были самые обыкновенные бытовые письма о делах, о здоровье.
Раненые никогда не описывали в письмах своего истинного состояния здоровья, чтобы не тревожить близких. Ведь для родных уже сам факт того, что их сын или отец остался живым, был счастьем.

— Говорят, у детей атрофировано чувство опасности. А вам было страшно, когда вы видели, что творят гитлеровцы?

— Это сегодня кажется, что девочка в 13 лет маленькая.
Дети войны были несколько иные, гораздо старше, что ли, своего физического возраста. Да, было страшановато, но страх подавляли ненависть к фашистам и желание поскорей победить врага. Ведь некогда счастливое и мирное детство вдруг было порабощено, растоптано и уничтожено.
Красивая сказка детства неожиданно сменилась воем самолетов, танков, криками обезумевших людей и кровоточащими ранами солдат. Для ребенка такая резкая смена жизни могла сказаться на психике, но я рано повзрослела и воспринимала происходящий вокруг ужас как некое испытание, которое должна пройти со своим народом.
И я его проходила.

— У вас несметное количество наград и премий. Какие из них вам наиболее дороги?

— Слово «несметное» здесь неуместно. Да, наград и титулов у меня много, и с каждым из них связана часть моей жизни. Мне дороги мои военные награды, особенно медаль «За Победу над Германией», она у меня второй степени. У меня есть изумительный значок, который называется «Сын полка». Интересно, что эти награды я получила лишь в 1984 году. Спустя 40 лет после войны.

— Вы прожили очень большую и интересную жизнь, знали многих известных личностей, но предпочитаете общаться с людьми не из мира искусства. Почему?

— А разве Людмила Зыкина не человек искусства? А ведь мы с ней очень тесно общались. Она удивительной души человек, очень простой, и наши с ней взгляды на жизнь во многом были схожи. И потом, друзей ведь не выбирают, они либо остаются с тобой по жизни, либо отсеиваются сами собой. Происходит некий естественный отбор.
Я человек войны и очень объективно оцениваю свои поступки и поступки людей.
Да, я не терплю несправедливость, хамство, избегаю интриг и не допускаю фамильярности к себе. Я воспитана так. Я дружу с теми, кому хорошо со мной и с кем хорошо мне. Ведь все так просто и понятно.

— Однажды вы гостили у Маргарет Тэтчер. Что-то общее с ней вы нашли? Вас ведь называли железной леди нашего кино.

— Нет, что вы! Она решала задачи мирового уровня, а я лишь играла в кино. Ну разве то, что мы обе всегда держали себя в форме.
Я не увидела железную леди, как ее называли. Мне даже показалось, что она заискивала передо мной.
Возможно, потому, что меня представили, как кинозвезду.

ДОСЬЕ

Элина Авраамовна Быстрицкая — советская и российская актриса театра и кино, родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Народная артистка СССР (1978). В 1953 году окончила актерский факультет Киевского института театрального искусства. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре и в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, затем в труппе Малого театра. С 2010 года сотрудничает с Государственным Академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Написала книгу «Встречи под звездой надежды». Творчеству актрисы посвящены документальные фильмы «Элина Быстрицкая. Портрет одной весны» и «Элина Быстрицкая. Звезда эпохи».

Самые яркие роли любимой актрисы на киноэкране и на театральной сцене

НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ (1955)

Подражая доктору Елизавете Максимовне многие советские девочки поступали в мединституты
ТИХИЙ ДОН (1957)
Актрисе для роли Аксиньи пришлось набрать лишний вес, научиться ездить верхом, носить коромысло
ДОБРОВОЛЬЦЫ (1958)
Роль комсомолки Лели сразу стала классикой советского кино. Песни из этого фильма знала и пела вся страна
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ (1985)
В спектакль по пьесе Островского Быстрицкая сыграла роль актрисы — звезды из провинции


Дата публикации: 30.04.2014
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: Я - ДИТЯ ВОЙНЫ

Рамазан Рамазанов, «Вечерняя Москва», 29 апреля 2014

Актриса Элина Быстрицкая не понаслышке знает, что такое война. Она видела ее своими глазами и делала все зависящее от нее, чтобы приблизить День Победы.

— Война повлияла на жизнь многих советских людей. Скажите, какую роль она сыграла в вашей судьбе?

— Колоссальную! Мне было 13 лет, и весь город был обвешан плакатами «Родина-мать зовет», «Что ты сделал для фронта?». Каждый день мы с волнением и надеждой слушали по радио сводки Совинформбюро. Я мечтала помогать фронту и устроилась во фронтовой госпиталь для раненых на 5000 коек. Главный хирург госпиталя Бурбелло, бывало, по пять суток не отходил от операционного стола — так много было больных. Так вот, после таких многочасовых операций, чтобы привести в чувство изможденного хирурга и медсестер, их обливали ледяной водой, переодевали, и они снова шли в операционную. Это были люди из стали!

— А что вы, такая маленькая, делали в госпитале?

— Читала раненым книги и газеты, писала за них письма их близким, помогала при перевязках. У меня были две косички, и раненые часто просили прислать к ним девочку с косичками, говорили, что я терпеливее и внимательнее других выслушиваю их истории жизни. Самой тяжелой процедурой для меня было прием раненых. Я видела, как прямо из эшелона машины привозили в госпиталь искалеченных ребят. Среди них были парни разных национальностей, некоторые из которых слабо говорили по-русски, а кто-то даже не владел азбукой: не мог читать и писать. Но объединяло их одно — ненависть к врагу.
Ведь победу мы добывали всей нашей многонациональной страной.

— А вы помните содержание написанных вами писем?

— Это были самые обыкновенные бытовые письма о делах, о здоровье.
Раненые никогда не описывали в письмах своего истинного состояния здоровья, чтобы не тревожить близких. Ведь для родных уже сам факт того, что их сын или отец остался живым, был счастьем.

— Говорят, у детей атрофировано чувство опасности. А вам было страшно, когда вы видели, что творят гитлеровцы?

— Это сегодня кажется, что девочка в 13 лет маленькая.
Дети войны были несколько иные, гораздо старше, что ли, своего физического возраста. Да, было страшановато, но страх подавляли ненависть к фашистам и желание поскорей победить врага. Ведь некогда счастливое и мирное детство вдруг было порабощено, растоптано и уничтожено.
Красивая сказка детства неожиданно сменилась воем самолетов, танков, криками обезумевших людей и кровоточащими ранами солдат. Для ребенка такая резкая смена жизни могла сказаться на психике, но я рано повзрослела и воспринимала происходящий вокруг ужас как некое испытание, которое должна пройти со своим народом.
И я его проходила.

— У вас несметное количество наград и премий. Какие из них вам наиболее дороги?

— Слово «несметное» здесь неуместно. Да, наград и титулов у меня много, и с каждым из них связана часть моей жизни. Мне дороги мои военные награды, особенно медаль «За Победу над Германией», она у меня второй степени. У меня есть изумительный значок, который называется «Сын полка». Интересно, что эти награды я получила лишь в 1984 году. Спустя 40 лет после войны.

— Вы прожили очень большую и интересную жизнь, знали многих известных личностей, но предпочитаете общаться с людьми не из мира искусства. Почему?

— А разве Людмила Зыкина не человек искусства? А ведь мы с ней очень тесно общались. Она удивительной души человек, очень простой, и наши с ней взгляды на жизнь во многом были схожи. И потом, друзей ведь не выбирают, они либо остаются с тобой по жизни, либо отсеиваются сами собой. Происходит некий естественный отбор.
Я человек войны и очень объективно оцениваю свои поступки и поступки людей.
Да, я не терплю несправедливость, хамство, избегаю интриг и не допускаю фамильярности к себе. Я воспитана так. Я дружу с теми, кому хорошо со мной и с кем хорошо мне. Ведь все так просто и понятно.

— Однажды вы гостили у Маргарет Тэтчер. Что-то общее с ней вы нашли? Вас ведь называли железной леди нашего кино.

— Нет, что вы! Она решала задачи мирового уровня, а я лишь играла в кино. Ну разве то, что мы обе всегда держали себя в форме.
Я не увидела железную леди, как ее называли. Мне даже показалось, что она заискивала передо мной.
Возможно, потому, что меня представили, как кинозвезду.

ДОСЬЕ

Элина Авраамовна Быстрицкая — советская и российская актриса театра и кино, родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Народная артистка СССР (1978). В 1953 году окончила актерский факультет Киевского института театрального искусства. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре и в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, затем в труппе Малого театра. С 2010 года сотрудничает с Государственным Академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Написала книгу «Встречи под звездой надежды». Творчеству актрисы посвящены документальные фильмы «Элина Быстрицкая. Портрет одной весны» и «Элина Быстрицкая. Звезда эпохи».

Самые яркие роли любимой актрисы на киноэкране и на театральной сцене

НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ (1955)

Подражая доктору Елизавете Максимовне многие советские девочки поступали в мединституты
ТИХИЙ ДОН (1957)
Актрисе для роли Аксиньи пришлось набрать лишний вес, научиться ездить верхом, носить коромысло
ДОБРОВОЛЬЦЫ (1958)
Роль комсомолки Лели сразу стала классикой советского кино. Песни из этого фильма знала и пела вся страна
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ (1985)
В спектакль по пьесе Островского Быстрицкая сыграла роль актрисы — звезды из провинции


Дата публикации: 30.04.2014