МАЛЫЙ ТЕАТР «ОТКРЫЛ» В СУРГУТЕ РОКОВОЮ КАРТУ
На сцене Сургутской филармонии показали «Пиковую даму», «Вишневый сад» и «Как обмануть государство»
Почти на протяжении недели сургутяне наблюдали за тем, как вершились судьбы людей. Причем с некоторыми личностями жители города в какой-то степени были знакомы. Зрители, искушенные театральным искусством, скорее всего уже поняли о чем идет речь – гастроли Малого театра. На сцене Сургутской филармонии показали «Пиковую даму», «Вишневый сад» и «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков»).
Спектакль по произведению Александра Пушкина – качественная классическая постановка. Еще более классической она кажется в сравнении с «Пиковой дамой» Казанского театра им. В.И.Качалова, который приезжал в Сургут в 2013 году.
Это как правая и левая части лица, вроде бы похожи, но если отзеркалить и соединить воедино – различны до удивления.
По степени мистицизма постановка Казанского театра носила более фантасмагорический характер. Спектакль пронизывали танцевальные вставки под музыку Астора Пьяццоллы, причем в довольно нетипичных причудливых, но уместных для постановки костюмах. Костюмы Малого (художник по костюмам – Вячеслав Зайцев) оказались более традиционными, но в пышности убранств превосходили «Пиковую даму» Казанского.
В спектакле Малого театра графиня Анна Федотовна – властная натура с довольно жестким характером, которая наводит страх на гостей и обитателей дома (персонажа сыграла народная артистка СССР Вера Васильева). В постановке Казанского театра образ героини (ее исполнила народная артистка России и Татарстана Светлана Романова) комичен и приближен к тому моменту, когда люди в преклонном возрасте напоминают маленьких детей, но вместе с тем обладают неоспоримым авторитетом. Практически на протяжении всего спектакля театра им. Качалова героиня сидела в кресле, что ни на минуту не заставило зрителя заскучать, а даже наоборот подогревало градус интереса к ее образу и развитию сюжета в целом.
В московской постановке, в отличие от казанской, актеры оказались как нельзя кстати на своих местах, при своих ролях (или режиссер Андрей Житинкин постарался с распределением ролей, или актеры мастерски продемонстрировали искусство перевоплощения, а может быть, совокупность и того и другого фактора дали такие потрясающие результаты). Ощущение подлинности происходящего крылось в некоторой тайне, завесу которой зритель открывал сам для себя настолько, насколько ему позволяло любопытство.
Каждому сидящему в зале только лишь показали дверь, в замочную скважину которой разрешили подсмотреть и если вызовет интерес – смело заглядывать.
После просмотра трех спектаклей великого и старейшего театра России невозможно не согласиться с тем, что традиции русской театральной школы не просто живы – они процветают.
Анна Рекке (
СИА-ПРЕСС), 14 апреля 2014 года