Новости

КАРНАВАЛ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

КАРНАВАЛ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Ирина Алпатова, «Театральная афиша», февраль 2014 года


8 февраля актриса Ирина Муравьева, прима Малого театра, отметит свой юбилей. Актрисы бывают разные: одни усердно колдуют над гримом, речью и походкой, порой меняя свой облик до неузнаваемости; другие себя не прячут, наделяя доставшиеся образы собственными, фирменными, актерскими черточками. Ирина Муравьева - из этой породы актрис. И в какой бы роли ни появлялась она на сцене или на экране, так и кажется, что в самый драматический момент подмигнет лукаво зрителям: «А вот и я!» Быть может, поэтому и становятся ее сценические создания «самыми обаятельными и привлекательными», проникаясь человеческим оптимизмом, верой в жизнь и свои силы.

Как известно, знаменитый французский драматург Жан Кокто назвал актеров «священными чудовищами» и даже посвятил им одноименную пьесу, где одну из главных ролей, актрису Эстер, совсем недавно сыграла Ирина Муравьева в Малом театре, давно ставшем родным. Основной посыл спектакля и актеров, в нем играющих, — это признание в любви к Театру, который они по-прежнему пишут с большой буквы. Так что сама по себе «священным чудовищем» Муравьева не стала, всю жизнь избегая интриг и суеты, но вот отдельные ее героини подобным прозвищем могут похвастаться, хотя подчас она словно бы пытается сделать их лучше личным участием в судьбе персонажа.
Популярность и всенародную любовь Ирине Муравьевой, конечно же, принесло кино, вниманием которого она, к счастью, не обделена и по сей день. Взять хотя бы оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где бойкая и хваткая лимитчица Людмила Муравьевой завоевала безоговорочные симпатии зрителей. А ее реплики разошлись на цитаты, которые и сегодня слышны повсюду. Добавьте сюда «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Самую обаятельную и привлекательную» Геральда Бе-жанова — все сплошь народные хиты. Сама актриса, впрочем, в числе любимых фильмов чаще называет «Чисто английское убийство» Самсона Самсо-нова, одну из самых ранних своих работ.
Наверное, благодаря кино у зрителей и сложился устойчивый внешний имидж актрисы Ирины Муравьевой как женщины веселой, легкомысленной и оптимистичной. Она же сама в одном из редких интервью, давать которые категорически не любит, заметила, что в жизни она, наоборот, серьезная, тихая и спокойная. Даже на кинофестивалях она появляется нечасто, в скандалах не замечена и вообще ни в каком пиаре абсолютно не нуждается. И в популярные нынче сериалы идет выборочно, зато всегда точно попадает в цель — актерскую и зрительских ожиданий, как случилось, например, в ставшем знаменитым сериале «Не родись красивой».
Большая часть актерской жизни Ирины Муравьевой прошла на Театральной площади. Там она в 1970-м впервые вышла на сцену Центрального детского театра (нынешний РАМТ). А в 1993-м стала актрисой Малого. Также в одном из интервью с юмором сказала, что теперь остается попробовать себя в Большом. Шутка, конечно, но стоит заметить, что голосом Муравьева не обделена. В Детском театре юная актриса, вероятно, и осознала актерскую профессию как игру, лицедейство. Утрированная достоверность перевоплощения — не ее удел. Муравьева прежде всего блистательная комедиантка, которой, впрочем, не чужды и трагические мотивы. В Центральном детском молодая Муравьева, естественно, поначалу играла всевозможных мальчиков-зайчиков с непременным желанием запомниться юным зрителям. И это сбылось, тем более что один из спектаклей, «Сказка о четырех близнецах» в постановке Леонида Эйдлина, ставшего вскоре мужем актрисы (там Муравьева выступила в роли девчонки Бонки), бессчетное количество раз показывали по телевидению. Но были в ЦДТ и подступы к взрослому репертуару: Виола в шекспировской «Двенадцатой ночи», Любка Шевцова в «Молодой гвардии».
Но, уважая и понимая значимость театра для детей, Муравьева все же стремилась к большему. И как только у нее появилась возможность уйти во «взрослый» театр, она ею тут же воспользовалась, став актрисой Театра имени Моссовета на целых 14 лет. Правда, не всегда постановки, в которых она была занята, становились заметными и знаковыми. Актриса сыграла там немало ролей, но в основном в спектаклях по современным пьесам, которые подчас довольно быстро исчезали из репертуарной афиши театра. Но одна ее роль здесь уж точно вошла в историю столичной сцены — Гру-шенька в спектакле «Братья Карамазовы» в постановке Павла Хомского. Это была неимоверно трудная работа, потому что изломанная своими многочисленными надрывами героиня Достоевского, наверное, не совсем вписывалась в мироощущение самой актрисы. Тем сильнее был результат. О спектакле говорила вся Москва, и Грушенька наравне со Смердяковым (Геннадий Бортников), Иваном (Георгий Тараторкин) и Федором Павловичем (Ростислав Плятт) была одним из предметов этих разговоров.
В начале 1990-х пристанищем Ирины Муравьевой стал Малый театр. И, кажется, именно здесь она оказалась на своем месте, ведь именно в Малом актер — величина первостепенная, определяющая успех спектакля. Можно сказать, что театр этот стал и настоящим домом для актрисы, с его роскошным классическим репертуаром, который до этого момента Муравьевой доставался нечасто. Здесь же она встретилась с Островским, Чеховым, Львом Толстым, сыграла Раневскую и Аркадину, Купавину и Мамаеву, Гурмыжскую и Матрену во «Власти тьмы».






Тут она впервые воплотила роль актрисы, словно возведя свое мастерство в квадрат. Роль Аркадиной в чеховской «Чайке», давно обросшую штампами, Муравьева сделала по-своему — ярко, звучно, броско, без излишней сентиментальности. Сыграла этакую волчицу в модной овечьей шкурке, создающую из собственной жизни и судеб окружающих роскошный бенефис. Ее Аркадина ничуть не напоминала утонченную леди, неизвестно каким ветром занесенную в затхлый мирок провинциального театра. Грубовато-вульгарная, кокетливо-разбитная , сурово-расчетливая, она крепко стояла на земле и своего не упускала. А в усадьбе «Пеньки» из «Леса» Островского правила бал помещица Гурмыжская — здешняя царица, и наказывающая, и милующая, смотря с какой ноги она нынче встала. И легкомысленная вроде бы кокетка, а цену себе знала, причем не только в переносном смысле, но и в денежном выражении. Да, самодурка, но до чего же обаятельная! А как роскошная Клеопатра Львовна Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) в темпераментном исполнении Муравьевой порхает по сцене весомой розовой бабочкой, кокетничает напропалую, изо всех сил пытаясь продлить ускользающие любовные забавы! Ее Матрена в толстовской драме «Власть тьмы», несмотря на всю тягость преступных деяний, крепкая, здоровая баба, сыплющая шутками-прибаутками, между делом творя зло, но все ради родимого сыночка Никиты.
Последняя по времени роль Муравьевой в Малом театре — Филумена Мартурано в одноименном спектакле по знаменитой пьесе итальянского классика XX столетия Эдуард о Де Филиппо. Актриса остается верной себе, не осуждая или изначально оправдывая свою героиню, бывшую проститутку, но пытаясь по-человечески, по-женски разобраться в ее непростой биографии. Не делает из Филумены жертву несправедливого общества, но и не возводит на пьедестал. Муравьева ведет свою героиню сквозь сюжетные перипетии, то комедиантствуя, то добавляя внятно звучащие трагические нотки. И, конечно, дуэт с Юрием Соломиным в роли Доменико Сориано, психологически достоверный и темпераментный, заставляет безоговорочно поверить в то, что сцена и есть жизнь.
Таким ролям может позавидовать любая актриса, а уж тем более той планке, которую каждый раз с легкостью берет Ирина Муравьева. Ее обаяние по-прежнему безгранично, а опыт лишь добавляет глубины постижения и роли, и темы, и человеческой судьбы.




Дата публикации: 08.02.2014
КАРНАВАЛ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Ирина Алпатова, «Театральная афиша», февраль 2014 года


8 февраля актриса Ирина Муравьева, прима Малого театра, отметит свой юбилей. Актрисы бывают разные: одни усердно колдуют над гримом, речью и походкой, порой меняя свой облик до неузнаваемости; другие себя не прячут, наделяя доставшиеся образы собственными, фирменными, актерскими черточками. Ирина Муравьева - из этой породы актрис. И в какой бы роли ни появлялась она на сцене или на экране, так и кажется, что в самый драматический момент подмигнет лукаво зрителям: «А вот и я!» Быть может, поэтому и становятся ее сценические создания «самыми обаятельными и привлекательными», проникаясь человеческим оптимизмом, верой в жизнь и свои силы.

Как известно, знаменитый французский драматург Жан Кокто назвал актеров «священными чудовищами» и даже посвятил им одноименную пьесу, где одну из главных ролей, актрису Эстер, совсем недавно сыграла Ирина Муравьева в Малом театре, давно ставшем родным. Основной посыл спектакля и актеров, в нем играющих, — это признание в любви к Театру, который они по-прежнему пишут с большой буквы. Так что сама по себе «священным чудовищем» Муравьева не стала, всю жизнь избегая интриг и суеты, но вот отдельные ее героини подобным прозвищем могут похвастаться, хотя подчас она словно бы пытается сделать их лучше личным участием в судьбе персонажа.
Популярность и всенародную любовь Ирине Муравьевой, конечно же, принесло кино, вниманием которого она, к счастью, не обделена и по сей день. Взять хотя бы оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где бойкая и хваткая лимитчица Людмила Муравьевой завоевала безоговорочные симпатии зрителей. А ее реплики разошлись на цитаты, которые и сегодня слышны повсюду. Добавьте сюда «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Самую обаятельную и привлекательную» Геральда Бе-жанова — все сплошь народные хиты. Сама актриса, впрочем, в числе любимых фильмов чаще называет «Чисто английское убийство» Самсона Самсо-нова, одну из самых ранних своих работ.
Наверное, благодаря кино у зрителей и сложился устойчивый внешний имидж актрисы Ирины Муравьевой как женщины веселой, легкомысленной и оптимистичной. Она же сама в одном из редких интервью, давать которые категорически не любит, заметила, что в жизни она, наоборот, серьезная, тихая и спокойная. Даже на кинофестивалях она появляется нечасто, в скандалах не замечена и вообще ни в каком пиаре абсолютно не нуждается. И в популярные нынче сериалы идет выборочно, зато всегда точно попадает в цель — актерскую и зрительских ожиданий, как случилось, например, в ставшем знаменитым сериале «Не родись красивой».
Большая часть актерской жизни Ирины Муравьевой прошла на Театральной площади. Там она в 1970-м впервые вышла на сцену Центрального детского театра (нынешний РАМТ). А в 1993-м стала актрисой Малого. Также в одном из интервью с юмором сказала, что теперь остается попробовать себя в Большом. Шутка, конечно, но стоит заметить, что голосом Муравьева не обделена. В Детском театре юная актриса, вероятно, и осознала актерскую профессию как игру, лицедейство. Утрированная достоверность перевоплощения — не ее удел. Муравьева прежде всего блистательная комедиантка, которой, впрочем, не чужды и трагические мотивы. В Центральном детском молодая Муравьева, естественно, поначалу играла всевозможных мальчиков-зайчиков с непременным желанием запомниться юным зрителям. И это сбылось, тем более что один из спектаклей, «Сказка о четырех близнецах» в постановке Леонида Эйдлина, ставшего вскоре мужем актрисы (там Муравьева выступила в роли девчонки Бонки), бессчетное количество раз показывали по телевидению. Но были в ЦДТ и подступы к взрослому репертуару: Виола в шекспировской «Двенадцатой ночи», Любка Шевцова в «Молодой гвардии».
Но, уважая и понимая значимость театра для детей, Муравьева все же стремилась к большему. И как только у нее появилась возможность уйти во «взрослый» театр, она ею тут же воспользовалась, став актрисой Театра имени Моссовета на целых 14 лет. Правда, не всегда постановки, в которых она была занята, становились заметными и знаковыми. Актриса сыграла там немало ролей, но в основном в спектаклях по современным пьесам, которые подчас довольно быстро исчезали из репертуарной афиши театра. Но одна ее роль здесь уж точно вошла в историю столичной сцены — Гру-шенька в спектакле «Братья Карамазовы» в постановке Павла Хомского. Это была неимоверно трудная работа, потому что изломанная своими многочисленными надрывами героиня Достоевского, наверное, не совсем вписывалась в мироощущение самой актрисы. Тем сильнее был результат. О спектакле говорила вся Москва, и Грушенька наравне со Смердяковым (Геннадий Бортников), Иваном (Георгий Тараторкин) и Федором Павловичем (Ростислав Плятт) была одним из предметов этих разговоров.
В начале 1990-х пристанищем Ирины Муравьевой стал Малый театр. И, кажется, именно здесь она оказалась на своем месте, ведь именно в Малом актер — величина первостепенная, определяющая успех спектакля. Можно сказать, что театр этот стал и настоящим домом для актрисы, с его роскошным классическим репертуаром, который до этого момента Муравьевой доставался нечасто. Здесь же она встретилась с Островским, Чеховым, Львом Толстым, сыграла Раневскую и Аркадину, Купавину и Мамаеву, Гурмыжскую и Матрену во «Власти тьмы».






Тут она впервые воплотила роль актрисы, словно возведя свое мастерство в квадрат. Роль Аркадиной в чеховской «Чайке», давно обросшую штампами, Муравьева сделала по-своему — ярко, звучно, броско, без излишней сентиментальности. Сыграла этакую волчицу в модной овечьей шкурке, создающую из собственной жизни и судеб окружающих роскошный бенефис. Ее Аркадина ничуть не напоминала утонченную леди, неизвестно каким ветром занесенную в затхлый мирок провинциального театра. Грубовато-вульгарная, кокетливо-разбитная , сурово-расчетливая, она крепко стояла на земле и своего не упускала. А в усадьбе «Пеньки» из «Леса» Островского правила бал помещица Гурмыжская — здешняя царица, и наказывающая, и милующая, смотря с какой ноги она нынче встала. И легкомысленная вроде бы кокетка, а цену себе знала, причем не только в переносном смысле, но и в денежном выражении. Да, самодурка, но до чего же обаятельная! А как роскошная Клеопатра Львовна Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) в темпераментном исполнении Муравьевой порхает по сцене весомой розовой бабочкой, кокетничает напропалую, изо всех сил пытаясь продлить ускользающие любовные забавы! Ее Матрена в толстовской драме «Власть тьмы», несмотря на всю тягость преступных деяний, крепкая, здоровая баба, сыплющая шутками-прибаутками, между делом творя зло, но все ради родимого сыночка Никиты.
Последняя по времени роль Муравьевой в Малом театре — Филумена Мартурано в одноименном спектакле по знаменитой пьесе итальянского классика XX столетия Эдуард о Де Филиппо. Актриса остается верной себе, не осуждая или изначально оправдывая свою героиню, бывшую проститутку, но пытаясь по-человечески, по-женски разобраться в ее непростой биографии. Не делает из Филумены жертву несправедливого общества, но и не возводит на пьедестал. Муравьева ведет свою героиню сквозь сюжетные перипетии, то комедиантствуя, то добавляя внятно звучащие трагические нотки. И, конечно, дуэт с Юрием Соломиным в роли Доменико Сориано, психологически достоверный и темпераментный, заставляет безоговорочно поверить в то, что сцена и есть жизнь.
Таким ролям может позавидовать любая актриса, а уж тем более той планке, которую каждый раз с легкостью берет Ирина Муравьева. Ее обаяние по-прежнему безгранично, а опыт лишь добавляет глубины постижения и роли, и темы, и человеческой судьбы.




Дата публикации: 08.02.2014