Новости

ВОРОНЕЖСКИЕ ДЕБЮТЫ АЛЕКСЕЯ ЭЙБОЖЕНКО

ВОРОНЕЖСКИЕ ДЕБЮТЫ АЛЕКСЕЯ ЭЙБОЖЕНКО

Недавно мы простились с выдающимся режиссёром Петром Наумовичем Фоменко. О его работах в театре, кино и на телевидении вспоминали самые разные каналы. Показывали его спектакли, фильмы, интервью. Самым любимым своим актёром Фоменко назвал Алексея Эйбоженко, который начинал творческий путь в Воронежском драматическом театре имени А.В.Кольцова 55 лет назад...

В одной из воронежских телевизионных передач Алексей Эйбоженко рассказывал о своём военном и послевоенном детстве, о том, как погиб на Курской дуге отец, воюя с фашистами, и как умерла от горя мать, получив похоронку с фронта. Оказалось, что его прабабушка по отцу была француженкой и приходилась двоюродной племянницей знаменитой писательнице Жорж Санд.

Несмотря на тяжелейшее послевоенное время, в стране не прекращали работу театры, открывались студии, в которые набирали талантливых ребят. В знаменитое Щепкинское училище при Малом театре поступил и Алексей Эйбоженко. Учился он на курсе Веры Николаевны Пашенной, о которой вспоминал всегда с необычайной теплотой и благодарностью.

На воронежской сцене Алексей Эйбоженко появился сразу по окончании училища. Было это в сезоне 1956 – 1957 годов, накануне очередной волны интереса зрителей и московских специалистов к театру нашего города.

Известнейший режиссер Фирс Ефимович Шишигин возглавил тогда воронежскую Драму (его спектакли привлекали внимание не только провинциальных, но и столичных театралов), а среди актеров были замечательные мастера. Общение с ними для молодого артиста стало школой профессионализма, той средой, где талант Алексея Эйбоженко начал ярко проявляться и совершенствоваться.

Во время гастролей в Москве, на декаде Воронежского искусства, огромный резонанс вызвала постановка Шишигина «Алексей Кольцов» по Владимиру Кораблинову. Столичные критики единодушно отметили достойный уровень выступления воронежцев. Некоторых актеров стали приглашать в московские театры, а на кого-то обратили внимание и кинематографисты.

Алексея Эйбоженко пригласили в картину «Простая история», которую снимал режиссер Юрий Егоров.

За этим фильмом последовали и другие. На воронежской сцене были уже сыграны роли Эдика («Барабанщица» А. Салынского), Вани Хабарова («Трасса» И. Дворецкого), Жени Салазкина («Маленькая студентка» Н. Погодина), Продавца лепёшек («Никто» Э. де Филиппо)… Активная работа в кино позвала Эйбоженко в Москву, и он сменил воронежскую сцену на столичную (Театр на Таганке). А воронежцы, успевшие полюбить обаятельного и перспективного актера, стали наблюдать за его успехами на кино- и телеэкранах.

Работая в Театре на Таганке, актер запомнился в ролях Жана («Сказка про солдата и змею» Т.Г.Габбе), Вани («Николай Иванович « Л.Б.Гераскиной), Фискальчика («Мал, да удал» В.А.Гольдфельда), Князева («Микрорайон « по повести Л.В.Карелина)...

В Театре имени Маяковского, где актер работал в 1965 –1967 годах, он сыграл Носика («Современные ребята» М.Ф.Шатрова), Тарелкина («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), Николая Крыловича («Камешки на ладони» А.Д.Салынского).

С 1967-го и до конца жизни Алексей Сергеевич работал в Малом театре. Среди его ролей на сцене Малого – Зотов («Высшая мера» М.Б.Маклярского и И.М.Рапопорта), Михаил Иванович («Растеряева улица» по Г.И.Успенскому), Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Чезаре («Украли консула» Г.Д.Мдивани), «Философ « («Криминальное танго» Э.Н.Раннета), Розенберг («Русские люди» К.М.Симонова) и другие.

В Театре на Таганке произошла встреча Алексея Эйбоженко с режиссёром Петром Фоменко (было это до прихода в театр Юрия Любимова). Искренность, открытость и благородство молодого актёра Фоменко оценил по достоинству, приглашая его в свои постановки на протяжении нескольких лет… В кино у самых разных режиссёров Эйбоженко сыграл более 40 ролей.

Творческую манеру артиста всегда отличала редкостная органика, тонкие психологические краски и своеобразная романтическая приподнятость, не переходящая в открытый пафос. Герои Алексея Эйбоженко были часто духовно сильные, мужественные, бескомпромиссные люди, узнаваемые и трогательные.

Среди лучших его кинематографических работ – Андрей Трапезников («По тонкому льду»), Василич («Мятежная застава «), Саша Цыганюк («Мне было девятнадцать «), Аросев («Сердце России»), Крыленко («Доверие «), полковник Бородин («Корпус генерала Шубникова»), Павлов («Чрезвычайные обстоятельства «). К безусловным удачам Эйбоженко на телевидении принадлежат роли Данилова («На всю оставшуюся жизнь»), Ивана Кузовлева («Здесь мой причал») и Ивана («Время выбрало нас»).

Незабываем был актер в телеспектаклях «Детство. Отрочество. Юность» по Л.Н.Толстому.

Роль Ивана Петровича Белкина в пушкинском «Выстреле « (режиссёр П.Н.Фоменко) оказалась последней работой Алексея Эйбоженко. В период её озвучания, в декабре 1980 года, он скоропостижно скончался.

Владимир Межевитин
«Воронежская неделя» № 1 (2090), 05.01.2013г.


Дата публикации: 06.02.2014
ВОРОНЕЖСКИЕ ДЕБЮТЫ АЛЕКСЕЯ ЭЙБОЖЕНКО

Недавно мы простились с выдающимся режиссёром Петром Наумовичем Фоменко. О его работах в театре, кино и на телевидении вспоминали самые разные каналы. Показывали его спектакли, фильмы, интервью. Самым любимым своим актёром Фоменко назвал Алексея Эйбоженко, который начинал творческий путь в Воронежском драматическом театре имени А.В.Кольцова 55 лет назад...

В одной из воронежских телевизионных передач Алексей Эйбоженко рассказывал о своём военном и послевоенном детстве, о том, как погиб на Курской дуге отец, воюя с фашистами, и как умерла от горя мать, получив похоронку с фронта. Оказалось, что его прабабушка по отцу была француженкой и приходилась двоюродной племянницей знаменитой писательнице Жорж Санд.

Несмотря на тяжелейшее послевоенное время, в стране не прекращали работу театры, открывались студии, в которые набирали талантливых ребят. В знаменитое Щепкинское училище при Малом театре поступил и Алексей Эйбоженко. Учился он на курсе Веры Николаевны Пашенной, о которой вспоминал всегда с необычайной теплотой и благодарностью.

На воронежской сцене Алексей Эйбоженко появился сразу по окончании училища. Было это в сезоне 1956 – 1957 годов, накануне очередной волны интереса зрителей и московских специалистов к театру нашего города.

Известнейший режиссер Фирс Ефимович Шишигин возглавил тогда воронежскую Драму (его спектакли привлекали внимание не только провинциальных, но и столичных театралов), а среди актеров были замечательные мастера. Общение с ними для молодого артиста стало школой профессионализма, той средой, где талант Алексея Эйбоженко начал ярко проявляться и совершенствоваться.

Во время гастролей в Москве, на декаде Воронежского искусства, огромный резонанс вызвала постановка Шишигина «Алексей Кольцов» по Владимиру Кораблинову. Столичные критики единодушно отметили достойный уровень выступления воронежцев. Некоторых актеров стали приглашать в московские театры, а на кого-то обратили внимание и кинематографисты.

Алексея Эйбоженко пригласили в картину «Простая история», которую снимал режиссер Юрий Егоров.

За этим фильмом последовали и другие. На воронежской сцене были уже сыграны роли Эдика («Барабанщица» А. Салынского), Вани Хабарова («Трасса» И. Дворецкого), Жени Салазкина («Маленькая студентка» Н. Погодина), Продавца лепёшек («Никто» Э. де Филиппо)… Активная работа в кино позвала Эйбоженко в Москву, и он сменил воронежскую сцену на столичную (Театр на Таганке). А воронежцы, успевшие полюбить обаятельного и перспективного актера, стали наблюдать за его успехами на кино- и телеэкранах.

Работая в Театре на Таганке, актер запомнился в ролях Жана («Сказка про солдата и змею» Т.Г.Габбе), Вани («Николай Иванович « Л.Б.Гераскиной), Фискальчика («Мал, да удал» В.А.Гольдфельда), Князева («Микрорайон « по повести Л.В.Карелина)...

В Театре имени Маяковского, где актер работал в 1965 –1967 годах, он сыграл Носика («Современные ребята» М.Ф.Шатрова), Тарелкина («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), Николая Крыловича («Камешки на ладони» А.Д.Салынского).

С 1967-го и до конца жизни Алексей Сергеевич работал в Малом театре. Среди его ролей на сцене Малого – Зотов («Высшая мера» М.Б.Маклярского и И.М.Рапопорта), Михаил Иванович («Растеряева улица» по Г.И.Успенскому), Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Чезаре («Украли консула» Г.Д.Мдивани), «Философ « («Криминальное танго» Э.Н.Раннета), Розенберг («Русские люди» К.М.Симонова) и другие.

В Театре на Таганке произошла встреча Алексея Эйбоженко с режиссёром Петром Фоменко (было это до прихода в театр Юрия Любимова). Искренность, открытость и благородство молодого актёра Фоменко оценил по достоинству, приглашая его в свои постановки на протяжении нескольких лет… В кино у самых разных режиссёров Эйбоженко сыграл более 40 ролей.

Творческую манеру артиста всегда отличала редкостная органика, тонкие психологические краски и своеобразная романтическая приподнятость, не переходящая в открытый пафос. Герои Алексея Эйбоженко были часто духовно сильные, мужественные, бескомпромиссные люди, узнаваемые и трогательные.

Среди лучших его кинематографических работ – Андрей Трапезников («По тонкому льду»), Василич («Мятежная застава «), Саша Цыганюк («Мне было девятнадцать «), Аросев («Сердце России»), Крыленко («Доверие «), полковник Бородин («Корпус генерала Шубникова»), Павлов («Чрезвычайные обстоятельства «). К безусловным удачам Эйбоженко на телевидении принадлежат роли Данилова («На всю оставшуюся жизнь»), Ивана Кузовлева («Здесь мой причал») и Ивана («Время выбрало нас»).

Незабываем был актер в телеспектаклях «Детство. Отрочество. Юность» по Л.Н.Толстому.

Роль Ивана Петровича Белкина в пушкинском «Выстреле « (режиссёр П.Н.Фоменко) оказалась последней работой Алексея Эйбоженко. В период её озвучания, в декабре 1980 года, он скоропостижно скончался.

Владимир Межевитин
«Воронежская неделя» № 1 (2090), 05.01.2013г.


Дата публикации: 06.02.2014