Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

БОЯРЫНЯ НАРОДНАЯ

БОЯРЫНЯ НАРОДНАЯ

Светлана Хохрякова, «Театральная афиша», январь 2014 года

28 января исполняется 75 лет народной артистке России Людмиле Поляковой. При всей уникальности своего талан-та и очевидных заслугах она получила звание только в 60 лет, но Полякова не ропщет на судьбу и благодарна Богу за то, что имеет. Будучи выдающейся актрисой, она в юные годы всякого наслушалась от родственников: куда такой каланче на сцену, партнера и того не найдешь. По нынешним временам рост 176 см – обычное дело, а когда-то Людмила казалась «негабаритной». Тем не менее дар не утаишь. В Поляковой есть монументальность, но при этом она естественна и безыскусна в лучшем смысле этого слова. Она – из породы тех женщин, что в горящую избу войдут, настоящая русская красавица, простая и царственная.


Актрису с таким выразительным лицом еще поискать, потому кинематограф и не мог обойти ее вниманием. В картину Ларисы Шепитько «Восхождение» она попала без проб. Съемки проходили в Дмитровской слободе близ Мурома, где за 33 года до этого Людмила Полякова была в эвакуации. Теперь ей пришлось стоять с петлей на шее и вспоминать о том, как в этих местах в 1940­х чуть было не замерзла ее уставшая мать. Если бы Шепитько не погибла в автомобильной катастрофе, как блистательно сложилась бы судьба Людмилы Поляковой! Это был тот случай, когда режиссер и актриса нашли друг друга.

Одна из самых памятных ролей Поляковой – в советско­финской картине конца 1970­х «Молодая хозяйка Нискавуори», куда она попала в разгар работы над «Первым вариантом «Вассы Железновой» с Анатолием Васильевым. Предполагалось, что сыграет Полякова служанку, но после встречи с финским режиссером Вейко Керттула получила главную роль. Можно только удивляться, как она ухватила самую суть финского национального характера. И тут же свободно вошла совсем в другую стихию – драматургии Горького и режиссуры Васильева, сыграв Наталью.

Как настоящая актриса, Людмила Полякова доверчива и непосредственна. Иначе не объяснишь, почему она в одиночестве отмечает День предательства: каждый год в конце августа с благодарностью вспоминая тех, кто ее предал, ведь каждый из этих людей изменил ее, сделал такой, какая она есть.

Актрисой Людмила Полякова стала почти случайно. В детстве она была предоставлена самой себе. Росла в неблагополучных по тем временам районах Трубной площади и Марьиной рощи, отца никогда не видела. Начитавшись Бабеля, решила стать океанографом и поехала поступать в Одессу. Вернувшись, изучала французский язык – благодаря увлечению Генрихом IV. Спустя много лет она оказалась у его памятника в Париже и рассказала каменному исполину о своей любви.

Несмотря на романтичность, Людмила смолоду была самостоятельна и сама зарабатывала на жизнь. Она устроилась секретарем в трест Главгаза на Неглинке, что неподалеку от Театрального училища им. М.С. Щепкина. Случайно увидела объявление о приеме и пошла. И с ходу поступила. Был Поляковой в ту пору 21 год. Другие к этому времени уже заканчивают актерский факультет. Оказалась Людмила на курсе Виктора Коршунова и поняла, что это и есть ее призвание. Полякову называли будущей Верой Пашенной. Педагоги говорили, что играть она по­-настоящему начнет ближе к 50. Но судьба актрисы сложилась иначе.

После учебы ее оставляли в Малом театре, но она боялась, что придется ждать ролей годами. В Театре на Малой Бронной задержалась ненадолго. Зато в Театре им. Станиславского проработала почти 17 счастливых лет. Сыграла Лиззи в знаменитом спектакле Л. Варпаховского «Продавец дождя» по пьесе американского драматурга Р. Нэша. Для актеров и зрителей этот рассказ об одиночестве и необходимости хоть капли живительной воды стал глотком свободы. Сама актриса вспоминает то время как золотой век: столько прекрасных ролей сыграла. Выходила на сцену с Евгением Леоновым, Альбертом Филозовым, Георгием Бурковым. А потом в составе целой группы своих коллег ушла в Театр на Таганке. Поработала в «Школе драматического искусства» у Анатолия Васильева, играла в «Школе современной пьесы» в нескольких спектаклях.

В Театр на Таганке она пришла вместе с режиссером А. Васильевым. В 1982­м он собрал лабораторию для поиска нового стиля актерской игры и пригласил в нее уже состоявшихся артистов, практически звезд. Юрий Любимов дал для экспериментов Малую сцену Таганки. На призыв откликнулись Эммануил Виторган, Алла Балтер, Алексей Петренко, Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков, Наталья Андрейченко, Борис Романов и Людмила Полякова. Репетируя пьесу «Серсо, или Мне сорок лет, но я молодо выгляжу» Виктора Славкина, Васильев требовал, чтобы актеры отбросили прежний опыт, вторгался в душу, иначе не достиг бы того, чего хотел. В 1989­м, в разгар успеха «Серсо», покорившего всю Европу, он объявил, что хочет заниматься новыми экспериментами. Людмиле Поляковой казалось, что ее используют как материал, и она не выдержала, ушла в никуда, имея на руках больную мать и сына.

На съемках «Униженных и оскорбленных» встретила своего педагога по Щепкинскому училищу Юрия Соломина. Он и пригласил ее в Малый театр. Так в 1990 году Полякова вернулась в свою альма­матер и благодарна Малому театру за спасение во времена кромешного дефицита 90­х.

Актриса и сейчас работает в Малом театре, имея роскошный репертуар. Сыграла Мавру в «Дикарке» Островского, Евдокию в «Царе Петре и Алексее» Ф. Горенштейна. Ее Мурзавецкая в «Волках и овцах» – не старуха, как в большинстве постановок этой пьесы, а полнокровная женщина, умеющая со вкусом жить и манипулировать окружающими. Полякову часто вводят на роли, которые играли великие актрисы Малого театра. Так в ее репертуаре появилась Простакова из «Недоросля» Фонвизина, все бросившая к ногам сына Митрофанушки. Виртуозно справилась Полякова и с вводом на роль Москалевой в «Дядюшкином сне», сыграв женщину неуправляемую, стихийную. С Москалевой все равно что на пороховой бочке: не знаешь чего ждать.

Ее Хлестова в «Горе от ума» – пуп земли, и поведение у нее соответствующее. И Анна Андреевна в «Ревизоре» – настоящая царица, которой негде развернуться. У Поляковой что ни роль, то событие – царица Мария в «Царе Борисе» А.К. Толстого, нянька Антоновна в горьковских «Детях солнца» в постановке А. Шапиро, которая чует беду, как древняя вещунья, и недавно сыгранная Арина Ивановна в «Детях Ванюшина» – женщина с открытой душой и чистым сердцем, которая беззаветно любит своих близких и молится за них.

Редко бывает, чтобы актриса так боготворила театр, в котором работает, как Людмила Полякова. Но и Полякова – находка для Малого театра, потому как занимается главным для актера делом – человековедением. Ей важно понять, зачем она живет на этой земле, и сделать мир лучше.

«Театральная афиша»
Январь 2014 г.

Дата публикации: 28.01.2014
БОЯРЫНЯ НАРОДНАЯ

Светлана Хохрякова, «Театральная афиша», январь 2014 года

28 января исполняется 75 лет народной артистке России Людмиле Поляковой. При всей уникальности своего талан-та и очевидных заслугах она получила звание только в 60 лет, но Полякова не ропщет на судьбу и благодарна Богу за то, что имеет. Будучи выдающейся актрисой, она в юные годы всякого наслушалась от родственников: куда такой каланче на сцену, партнера и того не найдешь. По нынешним временам рост 176 см – обычное дело, а когда-то Людмила казалась «негабаритной». Тем не менее дар не утаишь. В Поляковой есть монументальность, но при этом она естественна и безыскусна в лучшем смысле этого слова. Она – из породы тех женщин, что в горящую избу войдут, настоящая русская красавица, простая и царственная.


Актрису с таким выразительным лицом еще поискать, потому кинематограф и не мог обойти ее вниманием. В картину Ларисы Шепитько «Восхождение» она попала без проб. Съемки проходили в Дмитровской слободе близ Мурома, где за 33 года до этого Людмила Полякова была в эвакуации. Теперь ей пришлось стоять с петлей на шее и вспоминать о том, как в этих местах в 1940­х чуть было не замерзла ее уставшая мать. Если бы Шепитько не погибла в автомобильной катастрофе, как блистательно сложилась бы судьба Людмилы Поляковой! Это был тот случай, когда режиссер и актриса нашли друг друга.

Одна из самых памятных ролей Поляковой – в советско­финской картине конца 1970­х «Молодая хозяйка Нискавуори», куда она попала в разгар работы над «Первым вариантом «Вассы Железновой» с Анатолием Васильевым. Предполагалось, что сыграет Полякова служанку, но после встречи с финским режиссером Вейко Керттула получила главную роль. Можно только удивляться, как она ухватила самую суть финского национального характера. И тут же свободно вошла совсем в другую стихию – драматургии Горького и режиссуры Васильева, сыграв Наталью.

Как настоящая актриса, Людмила Полякова доверчива и непосредственна. Иначе не объяснишь, почему она в одиночестве отмечает День предательства: каждый год в конце августа с благодарностью вспоминая тех, кто ее предал, ведь каждый из этих людей изменил ее, сделал такой, какая она есть.

Актрисой Людмила Полякова стала почти случайно. В детстве она была предоставлена самой себе. Росла в неблагополучных по тем временам районах Трубной площади и Марьиной рощи, отца никогда не видела. Начитавшись Бабеля, решила стать океанографом и поехала поступать в Одессу. Вернувшись, изучала французский язык – благодаря увлечению Генрихом IV. Спустя много лет она оказалась у его памятника в Париже и рассказала каменному исполину о своей любви.

Несмотря на романтичность, Людмила смолоду была самостоятельна и сама зарабатывала на жизнь. Она устроилась секретарем в трест Главгаза на Неглинке, что неподалеку от Театрального училища им. М.С. Щепкина. Случайно увидела объявление о приеме и пошла. И с ходу поступила. Был Поляковой в ту пору 21 год. Другие к этому времени уже заканчивают актерский факультет. Оказалась Людмила на курсе Виктора Коршунова и поняла, что это и есть ее призвание. Полякову называли будущей Верой Пашенной. Педагоги говорили, что играть она по­-настоящему начнет ближе к 50. Но судьба актрисы сложилась иначе.

После учебы ее оставляли в Малом театре, но она боялась, что придется ждать ролей годами. В Театре на Малой Бронной задержалась ненадолго. Зато в Театре им. Станиславского проработала почти 17 счастливых лет. Сыграла Лиззи в знаменитом спектакле Л. Варпаховского «Продавец дождя» по пьесе американского драматурга Р. Нэша. Для актеров и зрителей этот рассказ об одиночестве и необходимости хоть капли живительной воды стал глотком свободы. Сама актриса вспоминает то время как золотой век: столько прекрасных ролей сыграла. Выходила на сцену с Евгением Леоновым, Альбертом Филозовым, Георгием Бурковым. А потом в составе целой группы своих коллег ушла в Театр на Таганке. Поработала в «Школе драматического искусства» у Анатолия Васильева, играла в «Школе современной пьесы» в нескольких спектаклях.

В Театр на Таганке она пришла вместе с режиссером А. Васильевым. В 1982­м он собрал лабораторию для поиска нового стиля актерской игры и пригласил в нее уже состоявшихся артистов, практически звезд. Юрий Любимов дал для экспериментов Малую сцену Таганки. На призыв откликнулись Эммануил Виторган, Алла Балтер, Алексей Петренко, Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков, Наталья Андрейченко, Борис Романов и Людмила Полякова. Репетируя пьесу «Серсо, или Мне сорок лет, но я молодо выгляжу» Виктора Славкина, Васильев требовал, чтобы актеры отбросили прежний опыт, вторгался в душу, иначе не достиг бы того, чего хотел. В 1989­м, в разгар успеха «Серсо», покорившего всю Европу, он объявил, что хочет заниматься новыми экспериментами. Людмиле Поляковой казалось, что ее используют как материал, и она не выдержала, ушла в никуда, имея на руках больную мать и сына.

На съемках «Униженных и оскорбленных» встретила своего педагога по Щепкинскому училищу Юрия Соломина. Он и пригласил ее в Малый театр. Так в 1990 году Полякова вернулась в свою альма­матер и благодарна Малому театру за спасение во времена кромешного дефицита 90­х.

Актриса и сейчас работает в Малом театре, имея роскошный репертуар. Сыграла Мавру в «Дикарке» Островского, Евдокию в «Царе Петре и Алексее» Ф. Горенштейна. Ее Мурзавецкая в «Волках и овцах» – не старуха, как в большинстве постановок этой пьесы, а полнокровная женщина, умеющая со вкусом жить и манипулировать окружающими. Полякову часто вводят на роли, которые играли великие актрисы Малого театра. Так в ее репертуаре появилась Простакова из «Недоросля» Фонвизина, все бросившая к ногам сына Митрофанушки. Виртуозно справилась Полякова и с вводом на роль Москалевой в «Дядюшкином сне», сыграв женщину неуправляемую, стихийную. С Москалевой все равно что на пороховой бочке: не знаешь чего ждать.

Ее Хлестова в «Горе от ума» – пуп земли, и поведение у нее соответствующее. И Анна Андреевна в «Ревизоре» – настоящая царица, которой негде развернуться. У Поляковой что ни роль, то событие – царица Мария в «Царе Борисе» А.К. Толстого, нянька Антоновна в горьковских «Детях солнца» в постановке А. Шапиро, которая чует беду, как древняя вещунья, и недавно сыгранная Арина Ивановна в «Детях Ванюшина» – женщина с открытой душой и чистым сердцем, которая беззаветно любит своих близких и молится за них.

Редко бывает, чтобы актриса так боготворила театр, в котором работает, как Людмила Полякова. Но и Полякова – находка для Малого театра, потому как занимается главным для актера делом – человековедением. Ей важно понять, зачем она живет на этой земле, и сделать мир лучше.

«Театральная афиша»
Январь 2014 г.

Дата публикации: 28.01.2014