Новости

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Елена Левинская, «Театральная афиша», ноябрь 2013 года

Не упустите возможность увидеть выдающееся исполнение роли! В традиционно «дорежиссерском» Малом театре всегда царил актер, однако работу Василия Бочкарева в роли Фомы Опискина делает выдающейся не только блестящая бенефисная игра, но и современное звучание. Поразительно, но в Малом, бегущем от радикальной режиссуры с ее острой социально- политической проблематикой, как черт от ладана, вдруг случился пугающе узнаваемый политический персонаж. В цитадели консерватизма - радикальное высказывание! Одно из двух: либо Малый сменил ориентацию, либо держава наша совсем прогнила.

Никаких революций режиссер и автор инсценировки Антон Яковлев не устраивал. Все в лучших традициях Малого: зрелище увлекает почище сериала, костюмы в эпохе, а игра такая, что на выходы и уходы со сцены - заслуженные аплодисменты. Постановщик лишь переставил акценты: свел к минимуму ответвления сюжета и выстроил спектакль вокруг одной фигуры. Получилось всего два персонажа - Фома Опискин и обитатели Степанчикова. Власть и законопослушные граждане. Этот Фома появляется всегда внезапно, откуда не ждали, и кажется, что он везде. Василий Бочкарев, соединяя высокий профессионализм с сумасшедшим куражом импровизатора, напрямую обращается к залу как к селу Степанчикову - и подсаживает зрителя на иглу дьявольского красноречия своего героя. Актер вскрывает самую суть власти — механизм политической манипуляции.

Высший пилотаж его игры — в двойственности сценического существования: он одновременно и Фома, и актер, подвергающий вас психической атаке Фомы. Если при чтении повести герой Достоевского, тяжелый демагог-упырь, вызывает чувство сродни удушью, то герой Василия Бочкарева, бесноватый, но обаятельный юродивый, вызывает сначала оторопь, а потом восторг, экстаз, головокружение. Бешенству энергии, с какой он плетет свой вдохновенный бред о морали и нравственности, всю эту липкую паутину слов, невозможно противостоять. Какой русский не любит бредовых речей! В телевизоре или на митинге — внимаем, разинув «варежку». И вдруг ловишь странный, не совпадающий с тем, что происходит, взгляд актера — насмешливый, как будто из-под маски: «Ага, купились!»

Режиссер А. Яковлев. Художник Н. Слободяник. Художник по костюмам О. Ярмольник.

Елена Левинская

Статья Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» взята с сайта «Театральная афиша» — www.teatr.ru

Дата публикации: 09.01.2014
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Елена Левинская, «Театральная афиша», ноябрь 2013 года

Не упустите возможность увидеть выдающееся исполнение роли! В традиционно «дорежиссерском» Малом театре всегда царил актер, однако работу Василия Бочкарева в роли Фомы Опискина делает выдающейся не только блестящая бенефисная игра, но и современное звучание. Поразительно, но в Малом, бегущем от радикальной режиссуры с ее острой социально- политической проблематикой, как черт от ладана, вдруг случился пугающе узнаваемый политический персонаж. В цитадели консерватизма - радикальное высказывание! Одно из двух: либо Малый сменил ориентацию, либо держава наша совсем прогнила.

Никаких революций режиссер и автор инсценировки Антон Яковлев не устраивал. Все в лучших традициях Малого: зрелище увлекает почище сериала, костюмы в эпохе, а игра такая, что на выходы и уходы со сцены - заслуженные аплодисменты. Постановщик лишь переставил акценты: свел к минимуму ответвления сюжета и выстроил спектакль вокруг одной фигуры. Получилось всего два персонажа - Фома Опискин и обитатели Степанчикова. Власть и законопослушные граждане. Этот Фома появляется всегда внезапно, откуда не ждали, и кажется, что он везде. Василий Бочкарев, соединяя высокий профессионализм с сумасшедшим куражом импровизатора, напрямую обращается к залу как к селу Степанчикову - и подсаживает зрителя на иглу дьявольского красноречия своего героя. Актер вскрывает самую суть власти — механизм политической манипуляции.

Высший пилотаж его игры — в двойственности сценического существования: он одновременно и Фома, и актер, подвергающий вас психической атаке Фомы. Если при чтении повести герой Достоевского, тяжелый демагог-упырь, вызывает чувство сродни удушью, то герой Василия Бочкарева, бесноватый, но обаятельный юродивый, вызывает сначала оторопь, а потом восторг, экстаз, головокружение. Бешенству энергии, с какой он плетет свой вдохновенный бред о морали и нравственности, всю эту липкую паутину слов, невозможно противостоять. Какой русский не любит бредовых речей! В телевизоре или на митинге — внимаем, разинув «варежку». И вдруг ловишь странный, не совпадающий с тем, что происходит, взгляд актера — насмешливый, как будто из-под маски: «Ага, купились!»

Режиссер А. Яковлев. Художник Н. Слободяник. Художник по костюмам О. Ярмольник.

Елена Левинская

Статья Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» взята с сайта «Театральная афиша» — www.teatr.ru

Дата публикации: 09.01.2014