Новости

ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛОГИЧНО

ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛОГИЧНО

Гастроли Малого театра в Калуге прошли с аншлагом.

Можно сколь угодно говорить об актуальности и востребованности современного искусства, с жаром доказывать всю несостоятельность старой психологической русской театральной школы, но «зритель голосует ногами». Малый театр привез в Калугу два спектакля - «Бесприданницу» и «Наследники Рабурдена». Четыре вечера – аншлаги. Билеты на «отживший свой век театр» были распроданы задолго до открытия занавеса.

Сможет ли какое-либо из «концептуально-вербально-актуальных» играющих на сцене сообществ вот так легко собрать аншлаги? Не в зальчике на 64 кресла, а в нормальном стандартном драматическом театре. Сомневаюсь. Впрочем, бог с этими культуртрегерами, речь не о них.

Перед началом гастролей художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин вместе с тремя молодыми артистами театра встретился с журналистами. Пресс-конференция как-то незаметно вылилась в длинные монологи Юрия Мефодьевича, человека заслуженного и в летах. Говорил мэтр о своем театре, который он возглавляет уже четверть века. Приняв бразды правления после не менее знаменитого Михаила Ивановича Царева, Юрий Соломин главной целью Малого театра тогда, в 80-х годах прошло века, и сегодня, во втором десятилетии XXI века, считает сохранение традиций русской сцены. И, надо отметить, ему это удается.

Мощный старый корабль Малого театра не сбили с курса всяческие современные течения.

- Мы никогда не добавляем реплики за автора. Мы играем без нарочитого осовременивания, так, как писали авторы, - объяснял Юрий Соломин на встрече.- Но их тексты настолько современны сами по себе, что порой жутко становится. «Нас куда-то ведут, мы куда-то идем. Но никто не знает, куда» (Островский. «На всякого мудреца довольно простоты»). Реакция зрителя на такие фразы из прошлого ошеломляющая. Если это современно, зачем делать плюсы? Они ослабляют силу таких фраз.

«Бесприданница» у нас - это не кино. Островский не писал сценарий, он написал пьесу. И понимать, кто кого любит, нужно только исходя из текста Островского. Кто-то называет нас музеем. Спасибо. Да, это наше, русское. Если в Африке туземцев кормить пельменями и картошкой, они загнутся, равно как если в Сибири нас кормить бананами и апельсинами, мы не выдержим, замерзнем к черту! Существуют национальные истоки. Мы их стараемся придерживаться.

В показанной калужанам «Бесприданнице» действительно, как сказал Юрий Мефодьевич, не исправлено ни одной запятой Островского. Спектакль заметно отличается от привычной многим киношной, рязановской версии произведения. И самым интересным, на мой взгляд, был образ Карандышева. Молодой актер театра Дмитрий Марин, успешно пройдя сквозь года «массовки» Малого, «настоялся» как хорошее вино.

Уверен, многие в зрительном зале с большим удовольствием наблюдали за столь редкими ныне живыми и понятными эмоциями. И действительно, не такой уж ущербный этот Карандышев! Кстати, в течение часа встречи Юрий Мефодьевич старательно пытался развенчать миф о засилье стариков в Малом театре. Есть, есть молодые актеры в самом старом русском театре! И привезенные в Калугу спектакли это подтверждают. Есть, и очень неплохие молодые актеры.

- Почти все молодые актеры – выпускники Щепкинского училища. А вообще в нашей труппе лишь около пяти процентов актеров со стороны. Элемент везения существует в этой профессии, важно ухватить удачу за хвост. Вера Пашенная, мой педагог, говорила нам, студентам: «Ребята, это такая профессия, в ней надо быть всегда на старте! Бывает, подходят и говорят: вот тебе роль, центральная, за два дня срочный ввод. И если ты не готов, ты проигрываешь эти два дня и свою жизнь». Ты все время должен быть в форме, как спортсмен.

Сейчас у нас идет 12 названий Островского. Собрать все 47 никак не удается. Из 120 человек труппы молодых человек 30. Попробуй не дай дорогу молодым – собьют, а потом скажут, что сам упал. Нельзя все сразу отдать молодым, надо помнить, что сделали старики. Перемена власти должна быть логичной. Она должна переходить не по пунктам, а по смыслу.

Каждый год Москва выпускает около 20 режиссеров. Произошло накопление, и появилась невостребованность. Сейчас пытаются это решить законным путем. Но все равно убрать одного лысого с бородой и поставить двух с волосами это не значит, что будет лучше. У нас в театре это всегда строилось логично.

Владимир АНДРЕЕВ
«Весть» (Калуга), 14 ноября 2013 года

Дата публикации: 14.11.2013
ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛОГИЧНО

Гастроли Малого театра в Калуге прошли с аншлагом.

Можно сколь угодно говорить об актуальности и востребованности современного искусства, с жаром доказывать всю несостоятельность старой психологической русской театральной школы, но «зритель голосует ногами». Малый театр привез в Калугу два спектакля - «Бесприданницу» и «Наследники Рабурдена». Четыре вечера – аншлаги. Билеты на «отживший свой век театр» были распроданы задолго до открытия занавеса.

Сможет ли какое-либо из «концептуально-вербально-актуальных» играющих на сцене сообществ вот так легко собрать аншлаги? Не в зальчике на 64 кресла, а в нормальном стандартном драматическом театре. Сомневаюсь. Впрочем, бог с этими культуртрегерами, речь не о них.

Перед началом гастролей художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин вместе с тремя молодыми артистами театра встретился с журналистами. Пресс-конференция как-то незаметно вылилась в длинные монологи Юрия Мефодьевича, человека заслуженного и в летах. Говорил мэтр о своем театре, который он возглавляет уже четверть века. Приняв бразды правления после не менее знаменитого Михаила Ивановича Царева, Юрий Соломин главной целью Малого театра тогда, в 80-х годах прошло века, и сегодня, во втором десятилетии XXI века, считает сохранение традиций русской сцены. И, надо отметить, ему это удается.

Мощный старый корабль Малого театра не сбили с курса всяческие современные течения.

- Мы никогда не добавляем реплики за автора. Мы играем без нарочитого осовременивания, так, как писали авторы, - объяснял Юрий Соломин на встрече.- Но их тексты настолько современны сами по себе, что порой жутко становится. «Нас куда-то ведут, мы куда-то идем. Но никто не знает, куда» (Островский. «На всякого мудреца довольно простоты»). Реакция зрителя на такие фразы из прошлого ошеломляющая. Если это современно, зачем делать плюсы? Они ослабляют силу таких фраз.

«Бесприданница» у нас - это не кино. Островский не писал сценарий, он написал пьесу. И понимать, кто кого любит, нужно только исходя из текста Островского. Кто-то называет нас музеем. Спасибо. Да, это наше, русское. Если в Африке туземцев кормить пельменями и картошкой, они загнутся, равно как если в Сибири нас кормить бананами и апельсинами, мы не выдержим, замерзнем к черту! Существуют национальные истоки. Мы их стараемся придерживаться.

В показанной калужанам «Бесприданнице» действительно, как сказал Юрий Мефодьевич, не исправлено ни одной запятой Островского. Спектакль заметно отличается от привычной многим киношной, рязановской версии произведения. И самым интересным, на мой взгляд, был образ Карандышева. Молодой актер театра Дмитрий Марин, успешно пройдя сквозь года «массовки» Малого, «настоялся» как хорошее вино.

Уверен, многие в зрительном зале с большим удовольствием наблюдали за столь редкими ныне живыми и понятными эмоциями. И действительно, не такой уж ущербный этот Карандышев! Кстати, в течение часа встречи Юрий Мефодьевич старательно пытался развенчать миф о засилье стариков в Малом театре. Есть, есть молодые актеры в самом старом русском театре! И привезенные в Калугу спектакли это подтверждают. Есть, и очень неплохие молодые актеры.

- Почти все молодые актеры – выпускники Щепкинского училища. А вообще в нашей труппе лишь около пяти процентов актеров со стороны. Элемент везения существует в этой профессии, важно ухватить удачу за хвост. Вера Пашенная, мой педагог, говорила нам, студентам: «Ребята, это такая профессия, в ней надо быть всегда на старте! Бывает, подходят и говорят: вот тебе роль, центральная, за два дня срочный ввод. И если ты не готов, ты проигрываешь эти два дня и свою жизнь». Ты все время должен быть в форме, как спортсмен.

Сейчас у нас идет 12 названий Островского. Собрать все 47 никак не удается. Из 120 человек труппы молодых человек 30. Попробуй не дай дорогу молодым – собьют, а потом скажут, что сам упал. Нельзя все сразу отдать молодым, надо помнить, что сделали старики. Перемена власти должна быть логичной. Она должна переходить не по пунктам, а по смыслу.

Каждый год Москва выпускает около 20 режиссеров. Произошло накопление, и появилась невостребованность. Сейчас пытаются это решить законным путем. Но все равно убрать одного лысого с бородой и поставить двух с волосами это не значит, что будет лучше. У нас в театре это всегда строилось логично.

Владимир АНДРЕЕВ
«Весть» (Калуга), 14 ноября 2013 года

Дата публикации: 14.11.2013