Новости

КРЕДО ХРАНИТЕЛЯ

КРЕДО ХРАНИТЕЛЯ

Самое яркое представление, которое привез в Калугу Малый театр России, состоялось 7 ноября на пресс- конференции. Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин отыграл полноформатный моноспектакль, отвечая на вопросы тех журналистов, кому посчастливилось их задать.


Только перечисление регалий нашего гостя заняло бы полчаса, поэтому напомним читателям лишь его бриллиантовые кинороли в классических лентах: «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Дерсу Узала».


Человек, водивший дружбу с Акирой Куросавой, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозвым, Марком Донским, Комаки Курихарой, Жанной Моро, Мариной Влади, вкладывал в ответы всю душу, стараясь просветить и убедить узкий круг собравшихся.


Вначале мастер вспомнил о том, что в последний раз был в Калуге в 2008 году, когда открывались фестиваль старейших театров России и скульптура зрительницы, взыскующей лишнего билетика. Этот момент, кстати, был запечатлен на первой полосе нашей газеты.


- Юрий Мефодьевич, в 1990 году вы были назначены на пост министра культуры в составе первого Правительства РФ. Если бы вам сейчас пришлось быть на том месте, какие меры вы предложили бы для исправления положении в культуре страны?


- Законы, в частности, готовящийся закон о театрах, должны разрабатывать те люди, которые в этом понимают, которым жить по этим законам. Культура вбирает в себя все, а 2014 год объявлен в стране Годом культуры. По указу Елизаветы Петровны были организованы два первых русских театра — Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. Они были созданы на основе первой русской драматургии: Фонвизина, Державина. Русская литература, русская музыка известны и популярны во всём мире. Возник мощный и цельный культурный пласт. Поэтому наш театр, продолжающий эту традицию, принимают за границей потрясающе, с невероятным жаром. Мы пытаемся играть классику классически. Эмигранты приходят на спектакли целыми семьями — и князья, и простые люди.


Первым русским театром, приглашенным на гастроли в Израиль, был Малый театр. Старики, сидевшие в партере, плакали весь спектакль «Царь Феодор Иоаннович». Для них это была не история России, а живая Родина. Мы играли этот спектакль 28 лет, но за рубежом были совсем другие реакции, в других местах действия, и люди не кричали «Браво!», а кричали «Спасибо!».


В нашем театре идёт 12 пьес из 47, написанных Островским, создавшим русский театр, и играет в них много молодых артистов. Из 120 человек нашей труппы сорок — молодёжь. Передача власти должна происходить логически. Сейчас произошли накопление, перепроизводство молодых режиссёров, поэтому появилась их невостребованность. Если убрать одного лысого с бородой и поставить двух с длинными волосами, это не значит, что станет лучше. И решать это должен весь коллектив, начиная от капельдинера и заканчивая народным артистом.

Пошёл уже 26-й год, как меня раз за разом избирают худруком нашего театра. Организм Малого театра должен развиваться по тому пути, направлению, с которого он начал. Нет ничего современнее классики. Когда мы ставили спектакль по Бальзаку, то зрители там обнаружили описание структуры финансовой пирамиды «МММ». То же и у Гоголя в «Ревизоре», где попечитель богоугодных заведений говорит: «Мы дорогих лекарств не употребляем. Простой человек и так умрёт, если ему суждено».

Смеются! Зачем новшества, если эти фразы понятны каждому, изменения только ослабляют силу смысла. В «Алмазном фонде» Кремля туристам показывают не бижутерию, а то, что дорого. Картинные галереи всего мира показывают сохранённый фонд искусства. Кто-то называет наш театр музеем. Я горжусь этим! Мы традиционно любим пельмени, водку. Многое можно попробовать, но у каждого народа приживается своё. Нельзя в Сибири питаться бананами, мы замёрзнем! Традиционный театр — это национальное достояние — вот ответ на ваш вопрос.

- Насколько влияет удача на судьбу артиста?

- Элемент везения есть в актерской профессии. Вера Пашенная говорила нам на 4-м курсе Щепкинского училища: «Надо всегда быть на старте до старости, даже если долго нет роли. В любой момент тебе могут сказать: «Вот тебе роль, главная, центральная, за два дня — «ввод». И если ты вчера сидел и пил «по душам», то ты не справишься, проиграешь эти два дня и всю жизнь».

- Ставите ли вы современные пьесы?

- Мы ищем современную драматургию, но почти нет подходящей по уровню. Позавчера у нас была премьера по пьесе современного писателя Алексея Звягинцева «Последний идол». Он посмотрел на распад государства, смену власти с человеческой точки зрения. По сюжету с госдачи выселяют семью бывшего чиновника. В шкафу хранится его бюст. Куда девать эту реликвию? Решили закопать, похоронить...

- То есть, оказывается, в исторических событиях есть мелодраматический смысл.

- Только через школу, литературу, русский язык можно достичь национального спасения. Как может быть список из ста обязательных для изучения произведений, если у нас их тысячи? Помню, во время войны, когда света не было, бабушка читала нам Чехова при свете печки, у открытой дверцы. Она читала не муру, а «Каштанку». Все рыдали, и я рыдал: Каштанка потерялась и безуспешно искала хозяев. Потом она села и подумала: «Нет, так жить невозможно, надо застрелиться». Каждый из нас говорит это раз в неделю! Надо беречь своё...

Беседа окончилась для Юрия Мефодьевича сюрпризом: пышный букет от Калужского ТЮЗа преподнесла директор театра Валерия Николаевна Визгова. Она принесла с собой большую синюю вазу, подаренную Малым театром калужским коллегам в 2009 году к 45-летию театра. История подарка такова: Татьяна Короткова (ныне заслуженная артистка России, актриса Малого театра) пришла к Юрию Соломину отпроситься на день, чтобы поздравить ТЮЗ, на сцене которого она начала профессиональный путь. Юрий Мефодьевич передал с актрисой поздравительное письмо и подарки для юбиляров.

Хранитель традиций в полной мере изложил свой «Символ веры», стремясь напомнить о том, что в реальности не выйдет из моды, что питает душу, как хлеб и молоко — тело.

Маргарита РАЗУМИХИНА, «Знамя» (Калуга)
12.11.2013 г.


Дата публикации: 14.11.2013
КРЕДО ХРАНИТЕЛЯ

Самое яркое представление, которое привез в Калугу Малый театр России, состоялось 7 ноября на пресс- конференции. Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин отыграл полноформатный моноспектакль, отвечая на вопросы тех журналистов, кому посчастливилось их задать.


Только перечисление регалий нашего гостя заняло бы полчаса, поэтому напомним читателям лишь его бриллиантовые кинороли в классических лентах: «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Дерсу Узала».


Человек, водивший дружбу с Акирой Куросавой, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозвым, Марком Донским, Комаки Курихарой, Жанной Моро, Мариной Влади, вкладывал в ответы всю душу, стараясь просветить и убедить узкий круг собравшихся.


Вначале мастер вспомнил о том, что в последний раз был в Калуге в 2008 году, когда открывались фестиваль старейших театров России и скульптура зрительницы, взыскующей лишнего билетика. Этот момент, кстати, был запечатлен на первой полосе нашей газеты.


- Юрий Мефодьевич, в 1990 году вы были назначены на пост министра культуры в составе первого Правительства РФ. Если бы вам сейчас пришлось быть на том месте, какие меры вы предложили бы для исправления положении в культуре страны?


- Законы, в частности, готовящийся закон о театрах, должны разрабатывать те люди, которые в этом понимают, которым жить по этим законам. Культура вбирает в себя все, а 2014 год объявлен в стране Годом культуры. По указу Елизаветы Петровны были организованы два первых русских театра — Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. Они были созданы на основе первой русской драматургии: Фонвизина, Державина. Русская литература, русская музыка известны и популярны во всём мире. Возник мощный и цельный культурный пласт. Поэтому наш театр, продолжающий эту традицию, принимают за границей потрясающе, с невероятным жаром. Мы пытаемся играть классику классически. Эмигранты приходят на спектакли целыми семьями — и князья, и простые люди.


Первым русским театром, приглашенным на гастроли в Израиль, был Малый театр. Старики, сидевшие в партере, плакали весь спектакль «Царь Феодор Иоаннович». Для них это была не история России, а живая Родина. Мы играли этот спектакль 28 лет, но за рубежом были совсем другие реакции, в других местах действия, и люди не кричали «Браво!», а кричали «Спасибо!».


В нашем театре идёт 12 пьес из 47, написанных Островским, создавшим русский театр, и играет в них много молодых артистов. Из 120 человек нашей труппы сорок — молодёжь. Передача власти должна происходить логически. Сейчас произошли накопление, перепроизводство молодых режиссёров, поэтому появилась их невостребованность. Если убрать одного лысого с бородой и поставить двух с длинными волосами, это не значит, что станет лучше. И решать это должен весь коллектив, начиная от капельдинера и заканчивая народным артистом.

Пошёл уже 26-й год, как меня раз за разом избирают худруком нашего театра. Организм Малого театра должен развиваться по тому пути, направлению, с которого он начал. Нет ничего современнее классики. Когда мы ставили спектакль по Бальзаку, то зрители там обнаружили описание структуры финансовой пирамиды «МММ». То же и у Гоголя в «Ревизоре», где попечитель богоугодных заведений говорит: «Мы дорогих лекарств не употребляем. Простой человек и так умрёт, если ему суждено».

Смеются! Зачем новшества, если эти фразы понятны каждому, изменения только ослабляют силу смысла. В «Алмазном фонде» Кремля туристам показывают не бижутерию, а то, что дорого. Картинные галереи всего мира показывают сохранённый фонд искусства. Кто-то называет наш театр музеем. Я горжусь этим! Мы традиционно любим пельмени, водку. Многое можно попробовать, но у каждого народа приживается своё. Нельзя в Сибири питаться бананами, мы замёрзнем! Традиционный театр — это национальное достояние — вот ответ на ваш вопрос.

- Насколько влияет удача на судьбу артиста?

- Элемент везения есть в актерской профессии. Вера Пашенная говорила нам на 4-м курсе Щепкинского училища: «Надо всегда быть на старте до старости, даже если долго нет роли. В любой момент тебе могут сказать: «Вот тебе роль, главная, центральная, за два дня — «ввод». И если ты вчера сидел и пил «по душам», то ты не справишься, проиграешь эти два дня и всю жизнь».

- Ставите ли вы современные пьесы?

- Мы ищем современную драматургию, но почти нет подходящей по уровню. Позавчера у нас была премьера по пьесе современного писателя Алексея Звягинцева «Последний идол». Он посмотрел на распад государства, смену власти с человеческой точки зрения. По сюжету с госдачи выселяют семью бывшего чиновника. В шкафу хранится его бюст. Куда девать эту реликвию? Решили закопать, похоронить...

- То есть, оказывается, в исторических событиях есть мелодраматический смысл.

- Только через школу, литературу, русский язык можно достичь национального спасения. Как может быть список из ста обязательных для изучения произведений, если у нас их тысячи? Помню, во время войны, когда света не было, бабушка читала нам Чехова при свете печки, у открытой дверцы. Она читала не муру, а «Каштанку». Все рыдали, и я рыдал: Каштанка потерялась и безуспешно искала хозяев. Потом она села и подумала: «Нет, так жить невозможно, надо застрелиться». Каждый из нас говорит это раз в неделю! Надо беречь своё...

Беседа окончилась для Юрия Мефодьевича сюрпризом: пышный букет от Калужского ТЮЗа преподнесла директор театра Валерия Николаевна Визгова. Она принесла с собой большую синюю вазу, подаренную Малым театром калужским коллегам в 2009 году к 45-летию театра. История подарка такова: Татьяна Короткова (ныне заслуженная артистка России, актриса Малого театра) пришла к Юрию Соломину отпроситься на день, чтобы поздравить ТЮЗ, на сцене которого она начала профессиональный путь. Юрий Мефодьевич передал с актрисой поздравительное письмо и подарки для юбиляров.

Хранитель традиций в полной мере изложил свой «Символ веры», стремясь напомнить о том, что в реальности не выйдет из моды, что питает душу, как хлеб и молоко — тело.

Маргарита РАЗУМИХИНА, «Знамя» (Калуга)
12.11.2013 г.


Дата публикации: 14.11.2013