Новости

МУРАВЬЕВА НЕ ДАЕТ РАЗВОДА СОЛОМИНУ

МУРАВЬЕВА НЕ ДАЕТ РАЗВОДА СОЛОМИНУ

«Филумена Мартурано» в Малом театре

У филиала Малого театра на Ордынке небывалое столпотворение, спрашивают лишний билетик на комедию «Филумена Мартурано», хорошо известную в мировом кинематографе и по многочисленным постановкам в разных странах.

Что никак не совпадает с моими представлениями о вкусах публики, предпочитающей незнакомые сюжеты и отечественную драматургию, в отличие, скажем, от западной, даже если это Эдуардо де Филиппо. Единственно, что остается вне конкуренции, – жанр комедии, позволяющий всем категориям зрителей находиться в равном положении потребителей хорошего настроения и витамина радости. Сбросив с себя тяжелый груз проблем, и забыв на три часа о повседневных заботах, они могут насладиться смешными перипетиями сюжета и поверить, что жизнелюбие сильнее любых невзгод.

Глядя на зрительный зал, в основном состоящий из семейных пар, я спросила у скромно одетой женщины, купившей билет во втором ряду за 2 тысячи 300 рублей: «Почему вы не поскупились на столь дорогой билет и выбрали Малый театр?» «Я давнишняя театралка, поэтому знаю, где не увижу халтуру, и артисты дорожат своим реноме. Малый театр именно такой. А деньги на билеты мне дают взрослые дети, поскольку не хотят, чтобы я экономила на самом необходимом ради встречи с прекрасным, тем немногим, что еще осталось в моей жизни», – ответила она, ничуть не смутившись.

Не думаю, что все пришедшие на премьеру были такими уж фанатами Мельпомены, но мне показалось – случайных посетителей здесь не было. Всех разбирало любопытство, как выступающие в паре Ирина Муравьева и Юрий Соломин сыграют любовь-ненависть двух немолодых партнеров, оказавшихся под одной крышей и наживших за 25 лет массу претензий друг к другу, да таких, что только дуэль может их разрешить… Но поскольку дуэли между мужчиной и женщиной не приняты в цивилизованном обществе, то каждый, охраняя свою территорию и собственное реноме, нападает на противника согласно собственному представлению о чести и достоинстве, используя хитрые ходы, блефуя и притворяясь. Причем боевые «раунды» не напоминают игры понарошку, ведь на карту судьбы поставлена свобода богатого сеньора Доменико Сориано, проявившего сострадание к умирающей подруге и обвенчавшегося с ней на пороге вечности, а Филумене необходимо, во что бы то ни стало дать фамилию Доменико трем сыновьям, родившимся вне брака.

С первого появления на сцене Ирины Муравьевой все симпатии зрителей (в основном зрительниц) на стороне Филумены, и прежний род ее занятий – не смущает, ведь проститутками становятся не от хорошей жизни. Нет, она вовсе не святая, и Муравьева не собирается делать из нее жертву, она отлично понимает, что подняться вверх по социальной лестнице представительницы трущоб Неаполя невозможно, так пусть же хотя бы ее сыновья не считаются «выродками» и не стесняются своего происхождения. Одним словом, Филумена решила сыграть ва-банк и проучить Доменико, живущего как у Христа за пазухой и не знающего вкус черного хлеба, а потому имитирует предсмертную агонию, приглашая священника для свадебного обряда. Конечно, в этом есть значительная доля сарказма, свойственная итальянцам, недаром спектакль доверили поставить Стефано де Лука, но актеры повернули его в сторону психологического реализма, земных характеров, таких узнаваемых и понятных нашей публикой. В развевающемся халате, с копной непричесанных волос и шерстяных носках Ирина Муравьева словно фурия носится по анфиладам дворца, наступая и обливая презрением растерянного Доменико, понимающего, что его обвели, как последнего «лоха». У каждого из них своя правда, но Филумена, немало повидавшая на своем веку, поражена еще и тем, что многолетний любовник желал ее смерти и уже приготовил замену в лице молоденькой девушки. В данном случае трагизм ситуации и отвратительной нечистоплотности переплетается с комическим отношением к смерти и бренностью земного существования, когда время в своем бурном потоке уносит прежнюю любовь и ничего не оставляет взамен. А может быть, все-таки оставляет, и это дети, обеспечивающие бессмертие своим родителям? Филумена Муравьевой не настолько образована, чтобы делать какие-то умозаключения, но она интуитивно, каким-то звериным, материнским чутьем ощущает: Дева Мария простит ей все прежние грехи, если рожденные дети будут счастливы. Она уже давно отошла от своего «ремесла», а потому не следит за модой, не ревнует Доменико к новым пассиям и не плачет, потому что жизнь отучила лить слезы и научила зажимать сердце в кулак. Одним словом, русская баба, которая преодолеет любые преграды ради будущего сыновей, и ей даже в голову не придет, подобно суррогатным матерям, вынашивать за деньги в своем чреве чужих детей. Именно этим она подкупает зрителей, и они на ее стороне.

Ну а что же Доменико Сориано? Чем Юрий Соломин берет публику, что предлагает ей кроме насмешек над своим героем? Естественно, он не комический персонаж и не круглый идиот, которого можно обвести вокруг пальца, а довольно успешный человек, предпочитающий удовлетворять свои потребности без мучительных поисков смысла жизни. Вот и теперь в свои немолодые годы он живет, словно мотылек. Летит на яркий свет любовных увлечений, по инерции волочится за юными девушками, хотя силы уже не те, заказывает костюмы у модных портных, но больше предпочитает халат, не прочь выпить рюмочку другую, и все-таки кофе придает больше бодрости. Как вдруг неожиданно для себя делает открытие, спровоцированное бунтом Филумены, и ее заявлением, будто один из трех юношей его сын. А что, собственно, после него останется?! Неверие и блеснувший луч надежды борются в его сердце, как два великана, они не дают ему спать, есть, тянут из него последние соки, и вот уже перед нами предстает сломленный человек на перепутье, впервые почувствовавший ответственность за кого-то. Гедонизм уступает место искренней заботе, родившемуся непонятно как отцовскому чувству, распространившемуся на всех трех ребят. И вот это преображение на наших глазах, появление из кокона не мотылька, а красивого существа, способного сопереживать и прощать, и делает героя Соломина одновременно и смешным, и трогательным, и добрым. Получается, никогда не поздно начать жизнь сначала, если у тебя за плечами вырастают крылья, и жена не дает развода…

Автор: Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 28.10.2013


Дата публикации: 30.10.2013
МУРАВЬЕВА НЕ ДАЕТ РАЗВОДА СОЛОМИНУ

«Филумена Мартурано» в Малом театре

У филиала Малого театра на Ордынке небывалое столпотворение, спрашивают лишний билетик на комедию «Филумена Мартурано», хорошо известную в мировом кинематографе и по многочисленным постановкам в разных странах.

Что никак не совпадает с моими представлениями о вкусах публики, предпочитающей незнакомые сюжеты и отечественную драматургию, в отличие, скажем, от западной, даже если это Эдуардо де Филиппо. Единственно, что остается вне конкуренции, – жанр комедии, позволяющий всем категориям зрителей находиться в равном положении потребителей хорошего настроения и витамина радости. Сбросив с себя тяжелый груз проблем, и забыв на три часа о повседневных заботах, они могут насладиться смешными перипетиями сюжета и поверить, что жизнелюбие сильнее любых невзгод.

Глядя на зрительный зал, в основном состоящий из семейных пар, я спросила у скромно одетой женщины, купившей билет во втором ряду за 2 тысячи 300 рублей: «Почему вы не поскупились на столь дорогой билет и выбрали Малый театр?» «Я давнишняя театралка, поэтому знаю, где не увижу халтуру, и артисты дорожат своим реноме. Малый театр именно такой. А деньги на билеты мне дают взрослые дети, поскольку не хотят, чтобы я экономила на самом необходимом ради встречи с прекрасным, тем немногим, что еще осталось в моей жизни», – ответила она, ничуть не смутившись.

Не думаю, что все пришедшие на премьеру были такими уж фанатами Мельпомены, но мне показалось – случайных посетителей здесь не было. Всех разбирало любопытство, как выступающие в паре Ирина Муравьева и Юрий Соломин сыграют любовь-ненависть двух немолодых партнеров, оказавшихся под одной крышей и наживших за 25 лет массу претензий друг к другу, да таких, что только дуэль может их разрешить… Но поскольку дуэли между мужчиной и женщиной не приняты в цивилизованном обществе, то каждый, охраняя свою территорию и собственное реноме, нападает на противника согласно собственному представлению о чести и достоинстве, используя хитрые ходы, блефуя и притворяясь. Причем боевые «раунды» не напоминают игры понарошку, ведь на карту судьбы поставлена свобода богатого сеньора Доменико Сориано, проявившего сострадание к умирающей подруге и обвенчавшегося с ней на пороге вечности, а Филумене необходимо, во что бы то ни стало дать фамилию Доменико трем сыновьям, родившимся вне брака.

С первого появления на сцене Ирины Муравьевой все симпатии зрителей (в основном зрительниц) на стороне Филумены, и прежний род ее занятий – не смущает, ведь проститутками становятся не от хорошей жизни. Нет, она вовсе не святая, и Муравьева не собирается делать из нее жертву, она отлично понимает, что подняться вверх по социальной лестнице представительницы трущоб Неаполя невозможно, так пусть же хотя бы ее сыновья не считаются «выродками» и не стесняются своего происхождения. Одним словом, Филумена решила сыграть ва-банк и проучить Доменико, живущего как у Христа за пазухой и не знающего вкус черного хлеба, а потому имитирует предсмертную агонию, приглашая священника для свадебного обряда. Конечно, в этом есть значительная доля сарказма, свойственная итальянцам, недаром спектакль доверили поставить Стефано де Лука, но актеры повернули его в сторону психологического реализма, земных характеров, таких узнаваемых и понятных нашей публикой. В развевающемся халате, с копной непричесанных волос и шерстяных носках Ирина Муравьева словно фурия носится по анфиладам дворца, наступая и обливая презрением растерянного Доменико, понимающего, что его обвели, как последнего «лоха». У каждого из них своя правда, но Филумена, немало повидавшая на своем веку, поражена еще и тем, что многолетний любовник желал ее смерти и уже приготовил замену в лице молоденькой девушки. В данном случае трагизм ситуации и отвратительной нечистоплотности переплетается с комическим отношением к смерти и бренностью земного существования, когда время в своем бурном потоке уносит прежнюю любовь и ничего не оставляет взамен. А может быть, все-таки оставляет, и это дети, обеспечивающие бессмертие своим родителям? Филумена Муравьевой не настолько образована, чтобы делать какие-то умозаключения, но она интуитивно, каким-то звериным, материнским чутьем ощущает: Дева Мария простит ей все прежние грехи, если рожденные дети будут счастливы. Она уже давно отошла от своего «ремесла», а потому не следит за модой, не ревнует Доменико к новым пассиям и не плачет, потому что жизнь отучила лить слезы и научила зажимать сердце в кулак. Одним словом, русская баба, которая преодолеет любые преграды ради будущего сыновей, и ей даже в голову не придет, подобно суррогатным матерям, вынашивать за деньги в своем чреве чужих детей. Именно этим она подкупает зрителей, и они на ее стороне.

Ну а что же Доменико Сориано? Чем Юрий Соломин берет публику, что предлагает ей кроме насмешек над своим героем? Естественно, он не комический персонаж и не круглый идиот, которого можно обвести вокруг пальца, а довольно успешный человек, предпочитающий удовлетворять свои потребности без мучительных поисков смысла жизни. Вот и теперь в свои немолодые годы он живет, словно мотылек. Летит на яркий свет любовных увлечений, по инерции волочится за юными девушками, хотя силы уже не те, заказывает костюмы у модных портных, но больше предпочитает халат, не прочь выпить рюмочку другую, и все-таки кофе придает больше бодрости. Как вдруг неожиданно для себя делает открытие, спровоцированное бунтом Филумены, и ее заявлением, будто один из трех юношей его сын. А что, собственно, после него останется?! Неверие и блеснувший луч надежды борются в его сердце, как два великана, они не дают ему спать, есть, тянут из него последние соки, и вот уже перед нами предстает сломленный человек на перепутье, впервые почувствовавший ответственность за кого-то. Гедонизм уступает место искренней заботе, родившемуся непонятно как отцовскому чувству, распространившемуся на всех трех ребят. И вот это преображение на наших глазах, появление из кокона не мотылька, а красивого существа, способного сопереживать и прощать, и делает героя Соломина одновременно и смешным, и трогательным, и добрым. Получается, никогда не поздно начать жизнь сначала, если у тебя за плечами вырастают крылья, и жена не дает развода…

Автор: Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 28.10.2013


Дата публикации: 30.10.2013