Новости

УТРАТА

НЕКРОЛОГ

В Малом театре горе – 12 октября на 77-ом году жизни скончался Эдуард Евгеньевич Марцевич. Один из последних аристократов нашего искусства, интеллигент, он был подлинно народным артистом, которого знали и любили несколько поколений зрителей.

Его дебют – из числа самых ярких и ошеломляющих в отечественной культуре. По окончании Щепкинского училища Эдуард Марцевич был принят в труппу театра им. Маяковского, где в двадцать два года сыграл Гамлета, став самым молодым исполнителем роли принца датского в истории. «Это сама юность мира, перед которой отступает всё грязное, низкое, вчерашнее», – писал драматург Александр Штейн о Гамлете-Марцевиче. Мало кому удавалось столь блистательно заявить о себе первой же работой.

Марцевич служил в театре Маяковского в течение десяти лет, сыграв, среди прочего, в таких спектаклях, как «Иркутская история» и «Нас где-то ждут» Алексея Арбузова, «Проводы белых ночей» Веры Пановой и софокловском «Царе Эдипе», где артист исполнил заглавную роль.

Ещё будучи студентом ВТУ им. Щепкина, Эдуард Марцевич впервые снялся в кино – он сыграл Аркадия Кирсанова в экранизации «Отцов и детей». Пройдут годы, и эту же роль артист воплотит на подмостках Малого театра, куда он перешёл в 1969 году.

Около сорока работ за сорок четыре года работы в Малом. Конечно, Эдуарду Евгеньевичу довелось играть и в не всегда сильных с точки зрения драматургии советских пьесах, но большая часть его ролей принадлежит к лучшим образцам отечественной и мировой классики. Артур Мешем («Стакан воды» Эжена Скриба), Дон Жуан («Каменный хозяин» Леси Украинки), Кирилл Кисельников («Пучина» Александра Островского), Альберт Грегор («Средство Макропулоса» Карела Чапека), Репетилов («Горе от ума» Александра Грибоедова), Князь Бельский («Касатка» Алексея Николаевича Толстого), Алёша («Униженные и оскорблённые» по Фёдору Достоевскому), Устрашимов («Женитьба Бальзаминова» Александра Островского), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого), Дугин («Рядовые» Алексея Дударева), Ухтищев («Фома Гордеев» Максима Горького), Веточкин («Холопы» Петра Гнедича), Ротмистр («Отец» Августа Стриндберга), Князь К. («Дядюшкин сон» по Фёдору Достоевскому), Василий Шуйский («Царь Борис» Алексея Константиновича Толстого), Лыняев («Волки и овцы» Александра Островского), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского), Войницкий («Дядя Ваня» Антона Чехова), Чебутыкин («Три сестры» Антона Чехова), Сен-Феликс («Таинственный ящик» Петра Каратыгина), Лука Лукич Хлопов («Ревизор» Николая Гоголя), Шапюзо («Наследники Рабурдена» Эмиля Золя) – вот далеко не полный список работ Марцевича.

Почувствовав в какой-то момент, что ему тесно в рамках одной лишь актёрской профессии, он решил заняться режиссурой. В течение года Эдуард Евгеньевич обучался в литовском Паневежисе у известного режиссёра Юозаса Мильтиниса. На сцене Малого театра Марцевич выпустил спектакли «Яков Пасынков» по Ивану Тургеневу, «Отец» Августа Стриндберга, «Не было гроша, да вдруг алтын» Александра Островского и «Воскресение» по Льву Толстому. Инсценировки «Якова Пасынкова» и «Воскресения» Эдуард Евгеньевич сделал собственноручно.

Его жизнь в кино оказалась на редкость удачной. Камера любила Марцевича – органичного, обаятельного, наделённого изумительной красотой артиста. «Война и мир», «Красная палатка», «Идеальный муж», «Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Зелёный фургон», «Продлись, продлись, очарованье…», «ТАСС уполномочен заявить…» – эти и другие фильмы с участием Эдуарда Марцевича составляют золотой фонд отечественного кино.

Великий артист, наделённый поистине божественным талантом, Эдуард Евгеньевич принадлежал к числу тех мастеров, которые прекрасны и в комедийных, и в трагических ролях. Марцевич – один из лучших представителей русского психологического театра. Уход мастера такого уровня – колоссальная, невосполнимая потеря не только для Малого театра, но для отечественной культуры в целом. Выражаем искренние соболезнования родным и близким Эдуарда Евгеньевича. Светлая память и вечный покой.

Коллектив Малого театра

Дата публикации: 13.10.2013
НЕКРОЛОГ

В Малом театре горе – 12 октября на 77-ом году жизни скончался Эдуард Евгеньевич Марцевич. Один из последних аристократов нашего искусства, интеллигент, он был подлинно народным артистом, которого знали и любили несколько поколений зрителей.

Его дебют – из числа самых ярких и ошеломляющих в отечественной культуре. По окончании Щепкинского училища Эдуард Марцевич был принят в труппу театра им. Маяковского, где в двадцать два года сыграл Гамлета, став самым молодым исполнителем роли принца датского в истории. «Это сама юность мира, перед которой отступает всё грязное, низкое, вчерашнее», – писал драматург Александр Штейн о Гамлете-Марцевиче. Мало кому удавалось столь блистательно заявить о себе первой же работой.

Марцевич служил в театре Маяковского в течение десяти лет, сыграв, среди прочего, в таких спектаклях, как «Иркутская история» и «Нас где-то ждут» Алексея Арбузова, «Проводы белых ночей» Веры Пановой и софокловском «Царе Эдипе», где артист исполнил заглавную роль.

Ещё будучи студентом ВТУ им. Щепкина, Эдуард Марцевич впервые снялся в кино – он сыграл Аркадия Кирсанова в экранизации «Отцов и детей». Пройдут годы, и эту же роль артист воплотит на подмостках Малого театра, куда он перешёл в 1969 году.

Около сорока работ за сорок четыре года работы в Малом. Конечно, Эдуарду Евгеньевичу довелось играть и в не всегда сильных с точки зрения драматургии советских пьесах, но большая часть его ролей принадлежит к лучшим образцам отечественной и мировой классики. Артур Мешем («Стакан воды» Эжена Скриба), Дон Жуан («Каменный хозяин» Леси Украинки), Кирилл Кисельников («Пучина» Александра Островского), Альберт Грегор («Средство Макропулоса» Карела Чапека), Репетилов («Горе от ума» Александра Грибоедова), Князь Бельский («Касатка» Алексея Николаевича Толстого), Алёша («Униженные и оскорблённые» по Фёдору Достоевскому), Устрашимов («Женитьба Бальзаминова» Александра Островского), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого), Дугин («Рядовые» Алексея Дударева), Ухтищев («Фома Гордеев» Максима Горького), Веточкин («Холопы» Петра Гнедича), Ротмистр («Отец» Августа Стриндберга), Князь К. («Дядюшкин сон» по Фёдору Достоевскому), Василий Шуйский («Царь Борис» Алексея Константиновича Толстого), Лыняев («Волки и овцы» Александра Островского), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского), Войницкий («Дядя Ваня» Антона Чехова), Чебутыкин («Три сестры» Антона Чехова), Сен-Феликс («Таинственный ящик» Петра Каратыгина), Лука Лукич Хлопов («Ревизор» Николая Гоголя), Шапюзо («Наследники Рабурдена» Эмиля Золя) – вот далеко не полный список работ Марцевича.

Почувствовав в какой-то момент, что ему тесно в рамках одной лишь актёрской профессии, он решил заняться режиссурой. В течение года Эдуард Евгеньевич обучался в литовском Паневежисе у известного режиссёра Юозаса Мильтиниса. На сцене Малого театра Марцевич выпустил спектакли «Яков Пасынков» по Ивану Тургеневу, «Отец» Августа Стриндберга, «Не было гроша, да вдруг алтын» Александра Островского и «Воскресение» по Льву Толстому. Инсценировки «Якова Пасынкова» и «Воскресения» Эдуард Евгеньевич сделал собственноручно.

Его жизнь в кино оказалась на редкость удачной. Камера любила Марцевича – органичного, обаятельного, наделённого изумительной красотой артиста. «Война и мир», «Красная палатка», «Идеальный муж», «Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Зелёный фургон», «Продлись, продлись, очарованье…», «ТАСС уполномочен заявить…» – эти и другие фильмы с участием Эдуарда Марцевича составляют золотой фонд отечественного кино.

Великий артист, наделённый поистине божественным талантом, Эдуард Евгеньевич принадлежал к числу тех мастеров, которые прекрасны и в комедийных, и в трагических ролях. Марцевич – один из лучших представителей русского психологического театра. Уход мастера такого уровня – колоссальная, невосполнимая потеря не только для Малого театра, но для отечественной культуры в целом. Выражаем искренние соболезнования родным и близким Эдуарда Евгеньевича. Светлая память и вечный покой.

Коллектив Малого театра

Дата публикации: 13.10.2013