Новости

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ: «ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР УХОДИТ В ЭЛИТАРНУЮ ПРОСЛОЙКУ»

НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ: «ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР УХОДИТ В ЭЛИТАРНУЮ ПРОСЛОЙКУ»

В ходе посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского Северного театрального фестиваля, который проходит в Сыктывкаре с 27 сентября на базе театра драмы имени В. Савина, организованы творческие встречи и мастер-классы. Одной из первых состоялась встреча с народным артистом России Владимиром Дубровским, актером Малого театра. Студенты Коми республиканского колледжа культуры и актеры разных театров Сыктывкара пообщались с именитым гостем о современной режиссуре, о роли театра и съемках в сериалах.

В малом зале театра драмы собралось несколько десятков слушателей. Полноценной беседой происходившее назвать было сложно, скорее монологом. Дубровский, работающий в Малом театре с 1969 года и являющийся одним из ведущих артистов, начал с истории. Но не своей, а – театра. Голосом, который многие знают по диснеевским мультфильмам, он поведал о каретах, собиравших актеров императорского театра, о дровах, которые были положены участникам труппы, о ложах Бенуа, куда члены императорской семьи приезжали на весь день, с самоварами и прислугой.

- А еще была такая традиция: любимым артистам бросали драгоценности и кошельки на сцену. У вас такого нет? Не принято? – поинтересовался он у слушателей, рассмешив зал. – Вот надо бы ввести подобное и у вас.

Дубровский упомянул и Станиславского, который «в Малый ходить любил и даже играл на выездах в спектаклях». От истории народный артист перешел к современному состоянию театра, в жизни которого наступили непростые времена, связанные с ремонтом главного здания.

- У нас труппа огромная – 120 человек. А главную большую сцену закрыли. Где играть? Есть, конечно, филиал на Ордынке. Но там не все спектакли поставить можно. К тому же одно дело, когда в репертуаре стоит 5-6 спектаклей в неделю, другое – когда в два раза меньше. Женский состав страдает больше. Возникает ощущение невостребованности, несыгранности ролей. Это очень тревожное состояние. Выручают гастроли, но это физически непросто, - пояснил актер.

Не обошлось и без главной темы – о сути профессии актера – и болезненного для всех сфер современной жизни вопроса подготовки кадров.

- Жизнь тяжелая у артистов. Она сродни болезни, пристанет – не отлепишь. К тому же это, пожалуй, одна из немногих профессий, где работать можно буквально за еду. «Поехали на концерт! Там стол накроют» - у нас такие мотивации регулярно звучат, - признался актер, который является постоянным участником концертных бригад, представляющих искусство Малого театра в поездках по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы. Уже многие годы Дубровский представляет Малый театр в Союзе театральных деятелей, будучи членом социально-бытовой комиссии.

- Я отлично помню, как пришел устраиваться в театр. 1969 год, передо мной – герои соцтруда. Ильинский, Царев, Бабочкин, Жаров – не люди, легенды! Как я мог сплоховать? – достаточно эмоционально повествовал Дубровский. - Но тогда было просто. Вот есть Щепкинское училище – и все понятно. А сейчас… я уже иногда и не знаю, что человек заканчивал. Хотя, на мой взгляд, обучение профессии начинается не в училище, не за партой, а в театре. Во время учебы тебе дают азбуку, но настоящее театральное образование ты получаешь только будучи помещенным в самый котел этой жизни. Что в Малом театре хорошо, так это то, что здесь все по-настоящему и очень профессионально. Здесь интриги за кулисами и фырчание в гостиницах друг на друга, соревнование и актерские амбиции, зато во время спектакля – любовь и страсть, взаимоуважение. Все, как положено.

По мнению актера, драматический театр сегодня находится в переходной стадии, устремляясь на элитарную прослойку современного искусства.

- Драматические спектакли стали тем, чем в мое время были концерты в залах при консерватории. Сюда вхожи были далеко не все, и интерес был очень специфический. С театром та же история. Потому что большая часть зрителя отвлекается на концерты, шоу, море других развлечений. Хотя в МХТ имени Чехова к Олегу Табакову не пробиться, и цены на билеты запредельные. Почему? Потому что актеры – все звезды кино и сериалов… - прокомментировал артист.

Спустя час гость поинтересовался, нет ли у слушателей вопросов.

- У вас труппа достаточно большая. А как с молодежью обстоят дела? – поинтересовались сыктывкарские коллеги Дубровского.

- Поставщик молодежи - училище имени Щепкина, где Юрий Соломин ведет курс в качестве профессора. Года два назад он взял в театр очень много девушек со своего курса, поэтому я не могу сказать, что у нас мало молодежи. Тут важно другое – изменилось отношение к новеньким артистам. Раньше очень сложно было получить роль. Актрисы лет под пятьдесят раньше играли молоденьких девушек, и это было нормально. Когда я пришел в театр, Юрию Соломину было 36 лет, и он играл школьника. Так вот он тогда чуть ли не кричал, чтобы мне роль отдали.

Поговорили и о современной режиссуре.

- Я апологет традиционного русского театра. На мой взгляд, если Островский написал «Лес», то и играть нужно русскую классику. И в «Трех сестер» Чехова не надо вплетать никакие нетрадиционные отношения. Это же как в музыке - нельзя в произведении Баха сначала сыграть коду, а только потом увертюру. Зачем? Сыграйте так, как нужно. Хочется полетов фантазии, берите современную драматургию, не трогайте классику. Есть экспериментальные театры, над досками, под досками, в подвалах. А нормальному драматическому театру должен быть важен зритель, результат, а не процесс, - рассуждал артист. – Хотя вот тот же Лев Додин, перешагнув какой-то возраст, стал всех раздевать. Только Боярская ему противостоит еще, но уже, видимо, скоро тоже сдастся. Это все симптоматично.
Одним из последних был задан вопрос, касающийся работы актеров театра в сериалах. Сам Владимир Дубровский, отдавая предпочтение театру, известен и как киноактер. Зрители помнят его персонажа из комедии «Нервы-нервы», роли в фильмах «День и вся жизнь», «Ты иногда вспоминай», «Самый сильный». При этом к работе в сериалах, как выяснилось, артист относится более чем прохладно.

- С одной стороны, очень полезно и удобно иметь в труппе актеров, известных публике по сериалам. Хотя, рассказывали мне один очень показательный момент. Актер Дмитрий Дюжев в каком-то спектакле появлялся в самом финале пьесы, выносил что-то, то ли поднос, то ли стол. Так вот, показывают спектакль, доходит до финала, и все цветы и овации – ему, Дюжеву. А он ведь только на минуточку вышел. Все остальные, кто отработал постановку, как будто и не играли вовсе. Обидно? Но ведь удобно. Зритель пришел, кассу сделали, - рассказал Владимир Дубровский. – Но можно и с другой стороны посмотреть. Я как-то спросил у актрисы Марии Порошиной, мол, откуда набирают всех этих людей в сериалы. Так она мне и рассказала: по объявлениям. Чтобы сэкономить, вешают объявления: нужны артисты. И приходят какие-то люди. Так вот все это очень развращает. И вкус зрителя, и само отношение к профессии актера.

*** Северный театральный фестиваль проходит в Сыктывкаре с 27 сентября по 1 октября при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры и Правительства Республики Коми. В нем принимают участие театральные коллективы из Кирова, Вологды и Сыктывкара, а также труппа Малого театра.

ИА БНК, 30 сентября 2013 года

Дата публикации: 02.10.2013
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ: «ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР УХОДИТ В ЭЛИТАРНУЮ ПРОСЛОЙКУ»

В ходе посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского Северного театрального фестиваля, который проходит в Сыктывкаре с 27 сентября на базе театра драмы имени В. Савина, организованы творческие встречи и мастер-классы. Одной из первых состоялась встреча с народным артистом России Владимиром Дубровским, актером Малого театра. Студенты Коми республиканского колледжа культуры и актеры разных театров Сыктывкара пообщались с именитым гостем о современной режиссуре, о роли театра и съемках в сериалах.

В малом зале театра драмы собралось несколько десятков слушателей. Полноценной беседой происходившее назвать было сложно, скорее монологом. Дубровский, работающий в Малом театре с 1969 года и являющийся одним из ведущих артистов, начал с истории. Но не своей, а – театра. Голосом, который многие знают по диснеевским мультфильмам, он поведал о каретах, собиравших актеров императорского театра, о дровах, которые были положены участникам труппы, о ложах Бенуа, куда члены императорской семьи приезжали на весь день, с самоварами и прислугой.

- А еще была такая традиция: любимым артистам бросали драгоценности и кошельки на сцену. У вас такого нет? Не принято? – поинтересовался он у слушателей, рассмешив зал. – Вот надо бы ввести подобное и у вас.

Дубровский упомянул и Станиславского, который «в Малый ходить любил и даже играл на выездах в спектаклях». От истории народный артист перешел к современному состоянию театра, в жизни которого наступили непростые времена, связанные с ремонтом главного здания.

- У нас труппа огромная – 120 человек. А главную большую сцену закрыли. Где играть? Есть, конечно, филиал на Ордынке. Но там не все спектакли поставить можно. К тому же одно дело, когда в репертуаре стоит 5-6 спектаклей в неделю, другое – когда в два раза меньше. Женский состав страдает больше. Возникает ощущение невостребованности, несыгранности ролей. Это очень тревожное состояние. Выручают гастроли, но это физически непросто, - пояснил актер.

Не обошлось и без главной темы – о сути профессии актера – и болезненного для всех сфер современной жизни вопроса подготовки кадров.

- Жизнь тяжелая у артистов. Она сродни болезни, пристанет – не отлепишь. К тому же это, пожалуй, одна из немногих профессий, где работать можно буквально за еду. «Поехали на концерт! Там стол накроют» - у нас такие мотивации регулярно звучат, - признался актер, который является постоянным участником концертных бригад, представляющих искусство Малого театра в поездках по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы. Уже многие годы Дубровский представляет Малый театр в Союзе театральных деятелей, будучи членом социально-бытовой комиссии.

- Я отлично помню, как пришел устраиваться в театр. 1969 год, передо мной – герои соцтруда. Ильинский, Царев, Бабочкин, Жаров – не люди, легенды! Как я мог сплоховать? – достаточно эмоционально повествовал Дубровский. - Но тогда было просто. Вот есть Щепкинское училище – и все понятно. А сейчас… я уже иногда и не знаю, что человек заканчивал. Хотя, на мой взгляд, обучение профессии начинается не в училище, не за партой, а в театре. Во время учебы тебе дают азбуку, но настоящее театральное образование ты получаешь только будучи помещенным в самый котел этой жизни. Что в Малом театре хорошо, так это то, что здесь все по-настоящему и очень профессионально. Здесь интриги за кулисами и фырчание в гостиницах друг на друга, соревнование и актерские амбиции, зато во время спектакля – любовь и страсть, взаимоуважение. Все, как положено.

По мнению актера, драматический театр сегодня находится в переходной стадии, устремляясь на элитарную прослойку современного искусства.

- Драматические спектакли стали тем, чем в мое время были концерты в залах при консерватории. Сюда вхожи были далеко не все, и интерес был очень специфический. С театром та же история. Потому что большая часть зрителя отвлекается на концерты, шоу, море других развлечений. Хотя в МХТ имени Чехова к Олегу Табакову не пробиться, и цены на билеты запредельные. Почему? Потому что актеры – все звезды кино и сериалов… - прокомментировал артист.

Спустя час гость поинтересовался, нет ли у слушателей вопросов.

- У вас труппа достаточно большая. А как с молодежью обстоят дела? – поинтересовались сыктывкарские коллеги Дубровского.

- Поставщик молодежи - училище имени Щепкина, где Юрий Соломин ведет курс в качестве профессора. Года два назад он взял в театр очень много девушек со своего курса, поэтому я не могу сказать, что у нас мало молодежи. Тут важно другое – изменилось отношение к новеньким артистам. Раньше очень сложно было получить роль. Актрисы лет под пятьдесят раньше играли молоденьких девушек, и это было нормально. Когда я пришел в театр, Юрию Соломину было 36 лет, и он играл школьника. Так вот он тогда чуть ли не кричал, чтобы мне роль отдали.

Поговорили и о современной режиссуре.

- Я апологет традиционного русского театра. На мой взгляд, если Островский написал «Лес», то и играть нужно русскую классику. И в «Трех сестер» Чехова не надо вплетать никакие нетрадиционные отношения. Это же как в музыке - нельзя в произведении Баха сначала сыграть коду, а только потом увертюру. Зачем? Сыграйте так, как нужно. Хочется полетов фантазии, берите современную драматургию, не трогайте классику. Есть экспериментальные театры, над досками, под досками, в подвалах. А нормальному драматическому театру должен быть важен зритель, результат, а не процесс, - рассуждал артист. – Хотя вот тот же Лев Додин, перешагнув какой-то возраст, стал всех раздевать. Только Боярская ему противостоит еще, но уже, видимо, скоро тоже сдастся. Это все симптоматично.
Одним из последних был задан вопрос, касающийся работы актеров театра в сериалах. Сам Владимир Дубровский, отдавая предпочтение театру, известен и как киноактер. Зрители помнят его персонажа из комедии «Нервы-нервы», роли в фильмах «День и вся жизнь», «Ты иногда вспоминай», «Самый сильный». При этом к работе в сериалах, как выяснилось, артист относится более чем прохладно.

- С одной стороны, очень полезно и удобно иметь в труппе актеров, известных публике по сериалам. Хотя, рассказывали мне один очень показательный момент. Актер Дмитрий Дюжев в каком-то спектакле появлялся в самом финале пьесы, выносил что-то, то ли поднос, то ли стол. Так вот, показывают спектакль, доходит до финала, и все цветы и овации – ему, Дюжеву. А он ведь только на минуточку вышел. Все остальные, кто отработал постановку, как будто и не играли вовсе. Обидно? Но ведь удобно. Зритель пришел, кассу сделали, - рассказал Владимир Дубровский. – Но можно и с другой стороны посмотреть. Я как-то спросил у актрисы Марии Порошиной, мол, откуда набирают всех этих людей в сериалы. Так она мне и рассказала: по объявлениям. Чтобы сэкономить, вешают объявления: нужны артисты. И приходят какие-то люди. Так вот все это очень развращает. И вкус зрителя, и само отношение к профессии актера.

*** Северный театральный фестиваль проходит в Сыктывкаре с 27 сентября по 1 октября при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры и Правительства Республики Коми. В нем принимают участие театральные коллективы из Кирова, Вологды и Сыктывкара, а также труппа Малого театра.

ИА БНК, 30 сентября 2013 года

Дата публикации: 02.10.2013