Новости

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ВИКТОРА ХОХРЯКОВА

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ВИКТОРА ХОХРЯКОВА

Видеорепортаж на канале «Культура»

Исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Хохрякова. Если задача актера – существовать в предлагаемых обстоятельствах, то сама судьба предоставила этому артисту широчайший диапазон ситуаций, вплоть до экзамена на выживание. Рабочий сцены в Уфе, актер драмы в Харькове; наконец, представитель почти всех театральных профессий, включая бутафора, в Московском театре транспорта. С этим коллективом Хохряков исколесил всю страну, в годы войны ездили по Дальнему Востоку, Уралу и Сибири, жили в поездах, сами играли, ставили и оформляли спектакли. На столичную сцену и на экран артист вышел, обладая уникальным опытом. Рассказывают «Новости культуры».

«Сладкий гад» – это, конечно, не искусствоведческий термин, а, скорее, профессиональный сленг. Так коллеги говорят о роли Виктора Хохрякова в фильме «Судьба барабанщика». Герой подлый, но внешне невероятно обаятельный. Профессионалы уверяют, чтобы создать такой образ, нужно обладать огромным актерским диапазоном.

«Хохряков был актером раблезианского склада. Вот я очень его легко представляю в роли Гаргантюа. В нем был некий галльский темперамент, несмотря на то, что он по-настоящему русский артист», – вспоминает народный артист России, режиссер Александр Бурдонский.

Его актерская судьба – самостоятельная драматургия. Он начинал во вспомогательном составе Башкирского театра. Потом учился в Ленинграде, у любимого ученика Немировича-Данченко Николая Петрова. От него Хохряков и воспринял традиции Художественного театра. Мог остаться в Александринке, но уехал за своим мастером в Харьков. В Малый театр он пришел, когда ему было уже 40. В труппе в это время была настоящая плеяда звезд. Но Хохряков – фигура заметная.

Несмотря на регалии и звания, был открытым и простым в общении. Молодые артисты называли его дядя Витя. Он много выступал в концертах, брал в свои номера начинающих, чтобы те могли подзаработать. У него всегда можно было попросить помощи, что для театра – редкость.

«Тогда трудно было купить холодильник, невозможно. Можно было только по каким-то бумажкам народным артистам. Он был народный артист, и вот он купил холодильник. А этот старый свой подарил мне», – рассказывает народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.

В 1976 году молодому Юрию Соломину предстояло заменить Иннокентия Смоктуновкого в спектакле «Царь Федор Иоаннович». На то, чтобы ввестись в постановку было всего 10 дней. На последней дневной репетиции решалась судьба – состоится ли вечерний спектакль.

«Небольшое количество артистов, но главных исполнителей. Они стали задавать вопросы режиссеру – могу ли я вот так сделать или вот так? То есть тянуть одеяло на себя. А время идет. И вдруг Виктор Ивановичч Хохряков – единственный – на очень властных и мощных тонах сказал: «Как вам не стыдно? Ему сегодня играть, а вы тянете одеяло на себя». Я никогда в жизни этого не забуду», – рассказывает Юрий Соломин.

Широкая натура, многогранный артист – такие часто выходят за рамки профессии. Хохрякова заинтересовала режиссура. На его постановку «Каменное гнездо» ходила вся Москва. А вот постановку Хохрякова «Без вины виноватые» с Элиной Быстрицкой не принял худсовет. Актриса пыталась спасти спектакль, обратилась к другому постановщику – Александру Бурдонскому. Он начал работу с начала, по-своему.

«И вот тут произошла для меня очень неожиданная и, с другой стороны, дающая мне крылья ситуация, которую сделал Виктор Иванович. Он из-за режиссерского стола пересел за стол актерский и дал мне карт-бланш. Он меня поразил своей душевной щедростью, он абсолютно доверился мне. Абсолютно! Как ребенок», – замечает режиссер, народный артист России Александр Бурдонский.

Абсолютно верили Хохрякову и зрители. Бальзак, Фамусов, Дудукин, Абрезков. Перевоплощения актера сравнимы с переселением душ.

«Культура», 26 июля 2013 года


Дата публикации: 27.07.2013
100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ВИКТОРА ХОХРЯКОВА

Видеорепортаж на канале «Культура»

Исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Виктора Хохрякова. Если задача актера – существовать в предлагаемых обстоятельствах, то сама судьба предоставила этому артисту широчайший диапазон ситуаций, вплоть до экзамена на выживание. Рабочий сцены в Уфе, актер драмы в Харькове; наконец, представитель почти всех театральных профессий, включая бутафора, в Московском театре транспорта. С этим коллективом Хохряков исколесил всю страну, в годы войны ездили по Дальнему Востоку, Уралу и Сибири, жили в поездах, сами играли, ставили и оформляли спектакли. На столичную сцену и на экран артист вышел, обладая уникальным опытом. Рассказывают «Новости культуры».

«Сладкий гад» – это, конечно, не искусствоведческий термин, а, скорее, профессиональный сленг. Так коллеги говорят о роли Виктора Хохрякова в фильме «Судьба барабанщика». Герой подлый, но внешне невероятно обаятельный. Профессионалы уверяют, чтобы создать такой образ, нужно обладать огромным актерским диапазоном.

«Хохряков был актером раблезианского склада. Вот я очень его легко представляю в роли Гаргантюа. В нем был некий галльский темперамент, несмотря на то, что он по-настоящему русский артист», – вспоминает народный артист России, режиссер Александр Бурдонский.

Его актерская судьба – самостоятельная драматургия. Он начинал во вспомогательном составе Башкирского театра. Потом учился в Ленинграде, у любимого ученика Немировича-Данченко Николая Петрова. От него Хохряков и воспринял традиции Художественного театра. Мог остаться в Александринке, но уехал за своим мастером в Харьков. В Малый театр он пришел, когда ему было уже 40. В труппе в это время была настоящая плеяда звезд. Но Хохряков – фигура заметная.

Несмотря на регалии и звания, был открытым и простым в общении. Молодые артисты называли его дядя Витя. Он много выступал в концертах, брал в свои номера начинающих, чтобы те могли подзаработать. У него всегда можно было попросить помощи, что для театра – редкость.

«Тогда трудно было купить холодильник, невозможно. Можно было только по каким-то бумажкам народным артистам. Он был народный артист, и вот он купил холодильник. А этот старый свой подарил мне», – рассказывает народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.

В 1976 году молодому Юрию Соломину предстояло заменить Иннокентия Смоктуновкого в спектакле «Царь Федор Иоаннович». На то, чтобы ввестись в постановку было всего 10 дней. На последней дневной репетиции решалась судьба – состоится ли вечерний спектакль.

«Небольшое количество артистов, но главных исполнителей. Они стали задавать вопросы режиссеру – могу ли я вот так сделать или вот так? То есть тянуть одеяло на себя. А время идет. И вдруг Виктор Ивановичч Хохряков – единственный – на очень властных и мощных тонах сказал: «Как вам не стыдно? Ему сегодня играть, а вы тянете одеяло на себя». Я никогда в жизни этого не забуду», – рассказывает Юрий Соломин.

Широкая натура, многогранный артист – такие часто выходят за рамки профессии. Хохрякова заинтересовала режиссура. На его постановку «Каменное гнездо» ходила вся Москва. А вот постановку Хохрякова «Без вины виноватые» с Элиной Быстрицкой не принял худсовет. Актриса пыталась спасти спектакль, обратилась к другому постановщику – Александру Бурдонскому. Он начал работу с начала, по-своему.

«И вот тут произошла для меня очень неожиданная и, с другой стороны, дающая мне крылья ситуация, которую сделал Виктор Иванович. Он из-за режиссерского стола пересел за стол актерский и дал мне карт-бланш. Он меня поразил своей душевной щедростью, он абсолютно доверился мне. Абсолютно! Как ребенок», – замечает режиссер, народный артист России Александр Бурдонский.

Абсолютно верили Хохрякову и зрители. Бальзак, Фамусов, Дудукин, Абрезков. Перевоплощения актера сравнимы с переселением душ.

«Культура», 26 июля 2013 года


Дата публикации: 27.07.2013