Новости

МАЛЫЙ ТЕАТР РОССИИ ВЫСТУПИЛ В БАКУ

МАЛЫЙ ТЕАТР РОССИИ ВЫСТУПИЛ В БАКУ

Труппа такого знаменитого коллектива, как Малый театр России, с гордостью носящего название «Дом Островского» (в мире есть еще только «Дом Мольера» и «Дом Шекспира»), показала бакинцам на сцене РДТ спектакль по пьесе великого драматурга Александра Николаевича Островского «На каждого мудреца довольно простоты», и этим, как говорится, многое сказано!

Поистине не нужно быть продвинутым театралом, чтобы по достоинству оценить огромную значимость такого события. Акции, при которой коллектив храма драматического искусства, не считаясь с расходами, хлопотами и таможенными строгостями, вместе с загруженными в огромную фуру декорациями и реквизитом, «десантом» из 50 человек – актеров-исполнителей и сотрудников технических служб – отправляется за тысячи километров в путь, чтобы подарить бакинцам праздник встречи с высоким искусством.

На сцене РДТ спектакль был показан дважды – 9 и 10 мая. Между ними – днем 10 мая, когда часть зрителей уже имела представление о нравственной и художественной ценности полученного подарка, а кое-кто успел опубликовать в СМИ заметки о своих впечатлениях, в зале агентства ИНТЕРФАКС состоялась пресс-конференция. На ней с народными артистами России – широко известной, популярной по фильмам и сериалам, любимой зрителями Ирины Муравьевой, старожилом этой сцены и многоопытным преподавателем, профессором Борисом Клюевым, генеральным директором Тамарой Михайловой и сопровождавшим их главным режиссером РДТ Александром Шаровским журналисты вели разговор о буднях и проблемах насчитывающего 257-летнюю историю Малого театра. О том, что позволило прикоснуться к вопросам традиций и актуального на сегодняшний день репертуара, ответом и комментарием к которым как раз и стала собственно встреча со спектаклем.

Было вполне ожидаемо, что, встретившись с «ожившими» в исполнении наших современников персонажами впервые поставленной в Москве в 1868 году пьесы, зрители насладятся и уникальной школой актерской игры, и стилем художественного оформления спектаклей, чистотой русской речи… А вот актуальность материала, произносимого участниками действа, поистине повергла в восторг и шок одновременно. И не только бакинцев…

Талантливый писатель, рано начавший печататься, А.Островский знал жизнь, как говорится, не понаслышке. Окружавшая его среда в Замоскворечье с подробностями купеческого быта, служба писцом в московских судах, специальные поездки в российскую глубинку ради наблюдений давали ему не только множество сюжетов, но и знание человеческой психологии… разве мало для того, чтобы создать всестороннюю правдивую картину окружающей действительности, да так, что на века… Чтобы выписать буквально хрестоматийные образы и ситуации, происходящие с людьми во все времена, и показывать их на сцене, то есть в зеркале, освещенном софитами рампы, от которого не скроется ни один жест или взгляд, обнажающий внутренний посыл героя… Не даром же А.Островский говорил: «люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — ее можно и прочитать».

Служители Малого театра России следуют этому завету сполна и в комплиментах не нуждаются. Но, как бы навсегда решив, как играть в манере, свойственной именно их театру, и, конечно же, совершенствуя профессиональные навыки, они всегда остаются требовательны к себе еще в выборе того, что играть, то есть как, выполняя миссию театра напоминать людям о необходимости оглядываться на себя любимых. Островский в этом деле главный советчик, и не только корифеям храма, носящего его имя.

Герой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Глумов – единственный персонаж в драматургии А. Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. В его фамилии заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться – значит скоморошничать, издеваться. «Маменька, я умен, зол и завистлив», — говорит он, приступая к осуществлению своих планов, которые не отмечены высоким полетом духовности. Получить «теплое место и богатую невесту» — всего ничего.

Для достижения своих целей он решает «подбираться к тузам общества» с помощью такого примитивного, но сильнодействующего средства, как лесть – грубая и беспардонная.

В общении со «знаменитостями» обнаруживается замечательная способность героя спектакля Глумова (заслуженный артист России А.Вершинин) к лицемерию. С «богатым барином» Мамаевым (народный артист России А.Потапов), любителем давать советы, он – глупец, очень нуждающийся в наставлениях. С его женой Клеопатрой Львовной, женщиной опасного «бальзаковского» возраста (народная артистка России И.Муравьева), Глумов – пылкий, романтический герой-любовник. С «важным господином» Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом (народный артист России А.Клюквин), Глумов – либерал, великолепно владеющий «прогрессистской» фразеологией. С «очень важным господином», маразматиком Крутицким (народный артист России Б.Клюев), Глумов – ретроград, демонстрирующий превосходное владение «охранительной» терминологией. С «богатой вдовой», суеверной ханжой Турусиной (народная артистка России Л.Юдина), он – почтительный поклонник самых темных и нелепых «народных верований».

Во всех сценах общения с персонажами комедии Глумов выступает бесстыдным хамелеоном и циником. Он обладает отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон». Наблюдательный и талантливый сатирик, он с неприкрытой наглостью использует «слабости» партнеров, доводя их до абсурда. Такого, что, разоблачив лицемера, они и сами знают, что готовы принимать его в своем обществе как неотъемлемую часть их менталитета.

Островский исследует Глумова явно для того, чтобы показать, как «общественный порок» становится «личным пороком» героя. Как не облагороженные никакой высокой идеей злой ум и желчный талант, а также окружающие стереотипы сомнительной успешности отравляют душу и делают человека подлой фигурой, в ком отразился дух времени, подлее которого, по определению Н.А.Некрасова, просто не было.

Спектакль длится три с половиной часа, и за это время каждый сидевший в зале наверняка не раз подумал: «Да это же про нас!», а более раскованные сказали об этом вслух, причем несколько раньше, в Москве. И были это, как рассказали участники бакинской пресс-конференции, полным составом посетившие спектакль «На каждого мудреца довольно простоты», депутаты Государственной Думы России.

Сначала с помощью гомерического хохота на протяжении всего представления, а потом – вместе со словами благодарности за талантливый спектакль – и множеством вопросов… Самых недоуменных и искренних. Лично Владимир Жириновский так и сказал:

- Все как у нас! Неужели весь текст пьесы почти сто пятьдесят лет назад написал сам Островский?

Право слово – не в бровь, а в глаз.

Не случайно на той же пресс-конференции состоялся разговор о месте и роли культуры, прежде всего литературы, театра в жизни современного общества. О том, что в наш век, после отмены цензуры, после видимых восторгов от самого факта провозглашения свободы демократии и первыми ее шагами по повышению самосознания и повышения интеллектуального уровня граждан достаточно всего лишь оглянуться на себя… чтобы обнаружить, насколько живучи известные пороки, давно гениально разоблаченные великими литераторами и деятелями театра, и во весь голос признать отсутствие достойного материала среди современных скороспелок для сцены, кинематографа и телевидения, способных лишь ограничить круг интересов и испортить вкус публики, особенно граждан подрастающего поколения.

Спасибо, что у нас, у всего мира есть Александр Островский, и мы смогли – на сей раз благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры и туризма Азербайджана и компании «Лукойл» — насладиться гениальной работой лучших из лицедеев Малого театра.

Тех, кто уже выразил готовность нынешней осенью предоставить свою сцену бакинцам – коллективу РДТ, в репертуаре которого и сегодня пьесы А.Островского – «Волки и овцы» и «Правда хорошо, а счастье лучше». Театра, готового показать московским зрителям спектакли азербайджанских авторов – «Семь красавиц» по поэмам великого Низами и «Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» по пьесе выдающегося драматурга Мирзы Фатали Ахундова, с пиететом поставленные труппой РДТ, имеющего свою интересную и достойную историю.

Галина МИКЕЛАДЗЕ, И.А.
БАКУ, 15 май – 1NEWS.AZ



Дата публикации: 16.05.2013
МАЛЫЙ ТЕАТР РОССИИ ВЫСТУПИЛ В БАКУ

Труппа такого знаменитого коллектива, как Малый театр России, с гордостью носящего название «Дом Островского» (в мире есть еще только «Дом Мольера» и «Дом Шекспира»), показала бакинцам на сцене РДТ спектакль по пьесе великого драматурга Александра Николаевича Островского «На каждого мудреца довольно простоты», и этим, как говорится, многое сказано!

Поистине не нужно быть продвинутым театралом, чтобы по достоинству оценить огромную значимость такого события. Акции, при которой коллектив храма драматического искусства, не считаясь с расходами, хлопотами и таможенными строгостями, вместе с загруженными в огромную фуру декорациями и реквизитом, «десантом» из 50 человек – актеров-исполнителей и сотрудников технических служб – отправляется за тысячи километров в путь, чтобы подарить бакинцам праздник встречи с высоким искусством.

На сцене РДТ спектакль был показан дважды – 9 и 10 мая. Между ними – днем 10 мая, когда часть зрителей уже имела представление о нравственной и художественной ценности полученного подарка, а кое-кто успел опубликовать в СМИ заметки о своих впечатлениях, в зале агентства ИНТЕРФАКС состоялась пресс-конференция. На ней с народными артистами России – широко известной, популярной по фильмам и сериалам, любимой зрителями Ирины Муравьевой, старожилом этой сцены и многоопытным преподавателем, профессором Борисом Клюевым, генеральным директором Тамарой Михайловой и сопровождавшим их главным режиссером РДТ Александром Шаровским журналисты вели разговор о буднях и проблемах насчитывающего 257-летнюю историю Малого театра. О том, что позволило прикоснуться к вопросам традиций и актуального на сегодняшний день репертуара, ответом и комментарием к которым как раз и стала собственно встреча со спектаклем.

Было вполне ожидаемо, что, встретившись с «ожившими» в исполнении наших современников персонажами впервые поставленной в Москве в 1868 году пьесы, зрители насладятся и уникальной школой актерской игры, и стилем художественного оформления спектаклей, чистотой русской речи… А вот актуальность материала, произносимого участниками действа, поистине повергла в восторг и шок одновременно. И не только бакинцев…

Талантливый писатель, рано начавший печататься, А.Островский знал жизнь, как говорится, не понаслышке. Окружавшая его среда в Замоскворечье с подробностями купеческого быта, служба писцом в московских судах, специальные поездки в российскую глубинку ради наблюдений давали ему не только множество сюжетов, но и знание человеческой психологии… разве мало для того, чтобы создать всестороннюю правдивую картину окружающей действительности, да так, что на века… Чтобы выписать буквально хрестоматийные образы и ситуации, происходящие с людьми во все времена, и показывать их на сцене, то есть в зеркале, освещенном софитами рампы, от которого не скроется ни один жест или взгляд, обнажающий внутренний посыл героя… Не даром же А.Островский говорил: «люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — ее можно и прочитать».

Служители Малого театра России следуют этому завету сполна и в комплиментах не нуждаются. Но, как бы навсегда решив, как играть в манере, свойственной именно их театру, и, конечно же, совершенствуя профессиональные навыки, они всегда остаются требовательны к себе еще в выборе того, что играть, то есть как, выполняя миссию театра напоминать людям о необходимости оглядываться на себя любимых. Островский в этом деле главный советчик, и не только корифеям храма, носящего его имя.

Герой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Глумов – единственный персонаж в драматургии А. Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. В его фамилии заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться – значит скоморошничать, издеваться. «Маменька, я умен, зол и завистлив», — говорит он, приступая к осуществлению своих планов, которые не отмечены высоким полетом духовности. Получить «теплое место и богатую невесту» — всего ничего.

Для достижения своих целей он решает «подбираться к тузам общества» с помощью такого примитивного, но сильнодействующего средства, как лесть – грубая и беспардонная.

В общении со «знаменитостями» обнаруживается замечательная способность героя спектакля Глумова (заслуженный артист России А.Вершинин) к лицемерию. С «богатым барином» Мамаевым (народный артист России А.Потапов), любителем давать советы, он – глупец, очень нуждающийся в наставлениях. С его женой Клеопатрой Львовной, женщиной опасного «бальзаковского» возраста (народная артистка России И.Муравьева), Глумов – пылкий, романтический герой-любовник. С «важным господином» Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом (народный артист России А.Клюквин), Глумов – либерал, великолепно владеющий «прогрессистской» фразеологией. С «очень важным господином», маразматиком Крутицким (народный артист России Б.Клюев), Глумов – ретроград, демонстрирующий превосходное владение «охранительной» терминологией. С «богатой вдовой», суеверной ханжой Турусиной (народная артистка России Л.Юдина), он – почтительный поклонник самых темных и нелепых «народных верований».

Во всех сценах общения с персонажами комедии Глумов выступает бесстыдным хамелеоном и циником. Он обладает отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон». Наблюдательный и талантливый сатирик, он с неприкрытой наглостью использует «слабости» партнеров, доводя их до абсурда. Такого, что, разоблачив лицемера, они и сами знают, что готовы принимать его в своем обществе как неотъемлемую часть их менталитета.

Островский исследует Глумова явно для того, чтобы показать, как «общественный порок» становится «личным пороком» героя. Как не облагороженные никакой высокой идеей злой ум и желчный талант, а также окружающие стереотипы сомнительной успешности отравляют душу и делают человека подлой фигурой, в ком отразился дух времени, подлее которого, по определению Н.А.Некрасова, просто не было.

Спектакль длится три с половиной часа, и за это время каждый сидевший в зале наверняка не раз подумал: «Да это же про нас!», а более раскованные сказали об этом вслух, причем несколько раньше, в Москве. И были это, как рассказали участники бакинской пресс-конференции, полным составом посетившие спектакль «На каждого мудреца довольно простоты», депутаты Государственной Думы России.

Сначала с помощью гомерического хохота на протяжении всего представления, а потом – вместе со словами благодарности за талантливый спектакль – и множеством вопросов… Самых недоуменных и искренних. Лично Владимир Жириновский так и сказал:

- Все как у нас! Неужели весь текст пьесы почти сто пятьдесят лет назад написал сам Островский?

Право слово – не в бровь, а в глаз.

Не случайно на той же пресс-конференции состоялся разговор о месте и роли культуры, прежде всего литературы, театра в жизни современного общества. О том, что в наш век, после отмены цензуры, после видимых восторгов от самого факта провозглашения свободы демократии и первыми ее шагами по повышению самосознания и повышения интеллектуального уровня граждан достаточно всего лишь оглянуться на себя… чтобы обнаружить, насколько живучи известные пороки, давно гениально разоблаченные великими литераторами и деятелями театра, и во весь голос признать отсутствие достойного материала среди современных скороспелок для сцены, кинематографа и телевидения, способных лишь ограничить круг интересов и испортить вкус публики, особенно граждан подрастающего поколения.

Спасибо, что у нас, у всего мира есть Александр Островский, и мы смогли – на сей раз благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры и туризма Азербайджана и компании «Лукойл» — насладиться гениальной работой лучших из лицедеев Малого театра.

Тех, кто уже выразил готовность нынешней осенью предоставить свою сцену бакинцам – коллективу РДТ, в репертуаре которого и сегодня пьесы А.Островского – «Волки и овцы» и «Правда хорошо, а счастье лучше». Театра, готового показать московским зрителям спектакли азербайджанских авторов – «Семь красавиц» по поэмам великого Низами и «Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» по пьесе выдающегося драматурга Мирзы Фатали Ахундова, с пиететом поставленные труппой РДТ, имеющего свою интересную и достойную историю.

Галина МИКЕЛАДЗЕ, И.А.
БАКУ, 15 май – 1NEWS.AZ



Дата публикации: 16.05.2013