Новости

СПЕКТАКЛЬ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» – ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

СПЕКТАКЛЬ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» – ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

Смотреть репортаж на сайте телеканала «Культура»

«Задача режиссера – проявить автора, а не себя», – убежден режиссер Антон Яковлев. И подтверждает слова делом, точнее спектаклем. «Село Степанчиково и его обитатели» – эту повесть, написанную в ссылке, Достоевский какое-то время считал лучшим своим произведением. Образ Фомы Опискина – один из самых ярких в русской литературе. Премьера в Малом театре доказала, что это ещё и один из самых сложных персонажей. Рассказывают «Новости культуры».

Публика аплодирует в этот вечер еще до начала спектакля. Едва только в зале появляется Юрий Яковлев, зрители начинают вставать со своих мест.

Актер театра Вахтангова в Малом в качестве зрителя. Еще один подарок к 85-летию, артист отметил его на прошлой неделе, для него подготовил сын. Именно Антон Яковлев несколько месяцев строил на сцене Малого это «Село Степанчиково». Черновую работу отцу режиссер никогда не показывает, приглашает уже на премьеру.

«Он очень хороший зритель, хороший критик, добрый критик, хоть и честный», – отмечает Антон Яковлев.

Сценическую версию повести Достоевского Антон Яковлев готовил сам. Лишь немного сократил текст, оставил нетронутой интонацию писателя, поэтику его языка. Работать с таким текстом актерам пришлось не просто.

«Одно предложение, а там – столько всего, – говорит заслуженный артист России Виктор Низовой. – Текст просто не вкладывается. Ты его и учишь, и зазубриваешь, на ночь читаешь – не ложится, и все».

В белой рубашке, клетчатых брюках и с шарфом на шее. Фома Опискин здесь единственный, кто позволяет себе в обществе появиться без пиджака. Общество это готово простить ему и не такую вольность.

Василий Бочкарев признается: образ Фомы Опискина один из самых сложных в его театральной карьере. Многоликий, всесильный, играющий на человеческих слабостях. Ключи к этому персонажу актер искал долго, пока не понял – это герой нашего времени.

«Сама тема пустословия в наше время, когда люди могут заговорить любого человека паутиной слов, – говорит Василий Бочкарев. – И человек попадает под гипноз. Мы, к сожалению, пришли к тому времени, когда не хотим диалога с самим собой».

Вместо диалогов с самим собой, да и вообще вместо диалогов обитатели села слушают монологи этого тирана-скомороха.

«Это потрясающий не просто персонаж, а метафора власти, – рассказывает Антон Яковлев. – Власти не только как социального института, а власти человека над человеком».


У Достоевского Степанчиково – это вообще маленькая модель большого государства. И жители села имеют такого Опискина, которого сами заслуживают. В новом спектакле Малого театра эта главная идея повести классика осталась неизменной.

«Культура», 29 апреля 2013 года


Дата публикации: 29.04.2013
СПЕКТАКЛЬ «СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» – ПРЕМЬЕРА В МАЛОМ ТЕАТРЕ

Смотреть репортаж на сайте телеканала «Культура»

«Задача режиссера – проявить автора, а не себя», – убежден режиссер Антон Яковлев. И подтверждает слова делом, точнее спектаклем. «Село Степанчиково и его обитатели» – эту повесть, написанную в ссылке, Достоевский какое-то время считал лучшим своим произведением. Образ Фомы Опискина – один из самых ярких в русской литературе. Премьера в Малом театре доказала, что это ещё и один из самых сложных персонажей. Рассказывают «Новости культуры».

Публика аплодирует в этот вечер еще до начала спектакля. Едва только в зале появляется Юрий Яковлев, зрители начинают вставать со своих мест.

Актер театра Вахтангова в Малом в качестве зрителя. Еще один подарок к 85-летию, артист отметил его на прошлой неделе, для него подготовил сын. Именно Антон Яковлев несколько месяцев строил на сцене Малого это «Село Степанчиково». Черновую работу отцу режиссер никогда не показывает, приглашает уже на премьеру.

«Он очень хороший зритель, хороший критик, добрый критик, хоть и честный», – отмечает Антон Яковлев.

Сценическую версию повести Достоевского Антон Яковлев готовил сам. Лишь немного сократил текст, оставил нетронутой интонацию писателя, поэтику его языка. Работать с таким текстом актерам пришлось не просто.

«Одно предложение, а там – столько всего, – говорит заслуженный артист России Виктор Низовой. – Текст просто не вкладывается. Ты его и учишь, и зазубриваешь, на ночь читаешь – не ложится, и все».

В белой рубашке, клетчатых брюках и с шарфом на шее. Фома Опискин здесь единственный, кто позволяет себе в обществе появиться без пиджака. Общество это готово простить ему и не такую вольность.

Василий Бочкарев признается: образ Фомы Опискина один из самых сложных в его театральной карьере. Многоликий, всесильный, играющий на человеческих слабостях. Ключи к этому персонажу актер искал долго, пока не понял – это герой нашего времени.

«Сама тема пустословия в наше время, когда люди могут заговорить любого человека паутиной слов, – говорит Василий Бочкарев. – И человек попадает под гипноз. Мы, к сожалению, пришли к тому времени, когда не хотим диалога с самим собой».

Вместо диалогов с самим собой, да и вообще вместо диалогов обитатели села слушают монологи этого тирана-скомороха.

«Это потрясающий не просто персонаж, а метафора власти, – рассказывает Антон Яковлев. – Власти не только как социального института, а власти человека над человеком».


У Достоевского Степанчиково – это вообще маленькая модель большого государства. И жители села имеют такого Опискина, которого сами заслуживают. В новом спектакле Малого театра эта главная идея повести классика осталась неизменной.

«Культура», 29 апреля 2013 года


Дата публикации: 29.04.2013