Новости

РЕЖИССЕР АНТОН ЯКОВЛЕВ: «ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ, УБЕДИ ИХ, ЧТО ТЫ ИМ НЕОБХОДИМ»

РЕЖИССЕР АНТОН ЯКОВЛЕВ: «ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ, УБЕДИ ИХ, ЧТО ТЫ ИМ НЕОБХОДИМ»

Малый театр 28 апреля показывает премьеру спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Достоевского. Режиссер-постановщик и автор инсценировки АНТОН ЯКОВЛЕВ объяснил корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ, почему эту повесть нельзя ставить как комедию.

— Сложно ли переводить Достоевского на язык театра? Мне кажется, в «Селе Степанчикове» язык Федора Михайловича особенно плотный и эту словесную вязь никак не перенесешь на сцену.

— Язык Достоевского великолепен именно благодаря его плотности, многослойности. Он дает в тексте и первый, и второй планы. Поэтому в отличие от Чехова, например, которого надо играть, всегда помня о подтексте, здесь нужно просто идти за автором. Текст Достоевского сам тянет за собой и сопротивляется подмене смыслов. Задача режиссера и актеров — определить и проявить эти смыслы.

— Фому Фомича Опискина — обманщика, лжеца и мучителя окружающих — у вас играет Василий Бочкарев, актер большого обаяния. Вы хотите реабилитировать господина Опискина?

— У Фомы Фомича и должно быть ярко выраженное положительное обаяние. Он не просто персонаж, его нельзя воспринимать так же, как других героев. Он режиссер, который создал в Степанчикове свой театр, свою модель мира, он дергает за ниточки, заставляя своих кукол выполнять его волю. Фома Фомич манипулирует людьми, постоянно меняя маски и роли: вот сейчас он Тартюф, а через минуту станет шекспировским героем. Он хорошо усвоил формулу власти: чтобы управлять людьми, убеди их, что ты им необходим. Заставь их поверить, что с тобой они станут умнее, сильнее, духовнее, — и они твои.

— Ваш спектакль — о природе власти вообще или о власти в России?

— Формула власти всегда одна и та же. Циничная. Но если рассматривать Фому в современном контексте, конечно же, он герой сегодняшнего дня. Мы часто настолько несамостоятельны, слабы, что нуждаемся в Фоме, который заставит нас в себя поверить. И он этим пользуется, заполняя вакуум внутри нас. Впрочем, Фома Фомич действует гораздо талантливее, изобретательнее, чем наша сегодняшняя власть.

— Как вы считаете, удалось ли Василию Бочкареву все это сыграть?

— У нас был подробный разбор роли, и к началу репетиций мы оба знали, в какую сторону нам идти. У Василия Ивановича здесь масса возможностей для импровизации, и он их использует со всей своей актерской мощью.
Каждый спектакль будет не похож на предыдущий. Скажу больше: в спектакле занято двадцать человек — и никто из них зачастую не знает, как сегодня вечером будет вести себя Фома Фомич.

Татьяна Филиппова
РБК daily, 26 апреля 2013 года

Дата публикации: 26.04.2013
РЕЖИССЕР АНТОН ЯКОВЛЕВ: «ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ, УБЕДИ ИХ, ЧТО ТЫ ИМ НЕОБХОДИМ»

Малый театр 28 апреля показывает премьеру спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Достоевского. Режиссер-постановщик и автор инсценировки АНТОН ЯКОВЛЕВ объяснил корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ, почему эту повесть нельзя ставить как комедию.

— Сложно ли переводить Достоевского на язык театра? Мне кажется, в «Селе Степанчикове» язык Федора Михайловича особенно плотный и эту словесную вязь никак не перенесешь на сцену.

— Язык Достоевского великолепен именно благодаря его плотности, многослойности. Он дает в тексте и первый, и второй планы. Поэтому в отличие от Чехова, например, которого надо играть, всегда помня о подтексте, здесь нужно просто идти за автором. Текст Достоевского сам тянет за собой и сопротивляется подмене смыслов. Задача режиссера и актеров — определить и проявить эти смыслы.

— Фому Фомича Опискина — обманщика, лжеца и мучителя окружающих — у вас играет Василий Бочкарев, актер большого обаяния. Вы хотите реабилитировать господина Опискина?

— У Фомы Фомича и должно быть ярко выраженное положительное обаяние. Он не просто персонаж, его нельзя воспринимать так же, как других героев. Он режиссер, который создал в Степанчикове свой театр, свою модель мира, он дергает за ниточки, заставляя своих кукол выполнять его волю. Фома Фомич манипулирует людьми, постоянно меняя маски и роли: вот сейчас он Тартюф, а через минуту станет шекспировским героем. Он хорошо усвоил формулу власти: чтобы управлять людьми, убеди их, что ты им необходим. Заставь их поверить, что с тобой они станут умнее, сильнее, духовнее, — и они твои.

— Ваш спектакль — о природе власти вообще или о власти в России?

— Формула власти всегда одна и та же. Циничная. Но если рассматривать Фому в современном контексте, конечно же, он герой сегодняшнего дня. Мы часто настолько несамостоятельны, слабы, что нуждаемся в Фоме, который заставит нас в себя поверить. И он этим пользуется, заполняя вакуум внутри нас. Впрочем, Фома Фомич действует гораздо талантливее, изобретательнее, чем наша сегодняшняя власть.

— Как вы считаете, удалось ли Василию Бочкареву все это сыграть?

— У нас был подробный разбор роли, и к началу репетиций мы оба знали, в какую сторону нам идти. У Василия Ивановича здесь масса возможностей для импровизации, и он их использует со всей своей актерской мощью.
Каждый спектакль будет не похож на предыдущий. Скажу больше: в спектакле занято двадцать человек — и никто из них зачастую не знает, как сегодня вечером будет вести себя Фома Фомич.

Татьяна Филиппова
РБК daily, 26 апреля 2013 года

Дата публикации: 26.04.2013