Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ДРАМАТУРГ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

ДРАМАТУРГ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

В Малом театре прошел X фестиваль «Островский в доме Островского»


Среди многочисленных театральных фестивалей, шумных наград и престижных премий есть два события, которые находятся вне пустой суеты и громкого пиара, но занимают свое, весьма значимое место в отечественном культурном пространстве. Это «Мелиховская весна» — фестиваль, на котором играют спектакли только по произведениям А.П. Чехова и о нем, проходит он на территории подмосковной усадьбы писателя, в его любимом Мелихово. И фестиваль «Островский в доме Островского». Как видно из его названия, здесь бывают представлены исключительно пьесы А.Н. Островского, и играются они в Москве, в его родном доме — Малом театре. Примечательно, что и тот и другой фестиваль не имеет победителей, а значит и побежденных, все участники получают памятные призы и дипломы, а главная награда для многих — возможность показать свои спектакли столичному зрителю.


В десятом, юбилейном, фестивале «Островский в доме Островского» по традиции принимали участие лучшие провинциальные театры и гость из ближнего зарубежья — Национальный академический драматический театр им. М. Горького из Минска. Обычно фестиваль, посвященный А.Н. Островскому, проходит раз в два года, в апреле, ведь именно в апреле и родился великий русский драматург. На сей раз десятый, юбилейный, состоялся в конце января: Малый театр скоро закроется на реконструкцию, и организаторы стремились успеть предоставить гостям эту возможность — сыграть пьесу А.Н. Островского на сцене, где были поставлены все его произведения.


На пресс-конференции перед началом фестиваля художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин сказал: «Фестиваль «Островский в Доме Островского» был организован двадцать лет назад, в 1993 г. В память о драматурге, пьесы которого оказались так созвучны нашему времени, в которых театры находят отклики на самые больные вопросы времени. Александр Николаевич Островский — это наша национальная гордость. Молодым актером в 1959 г. я играл Тишку в спектакле «Банкрот» («Свои люди сочтемся»), и когда мы разбирали эту пьесу, то многое не понимали. Что такое эти закладные бумаги, акции проценты, мы не могли разобраться. Даже приглашали на репетиции экономиста. И режиссер просто вымарал все эти сцены. Но лет пятнадцать назад молодой режиссер опять ставил в Малом театре пьесу «Банкрот», восстановив все сокращения. Спектакль стал восприниматься почти как шоу-программа, сейчас же даже дети, начиная с четырнадцати лет, все понимают про эти закладные и проценты. Островский необычайно актуальный драматург в наши дни.

1993 год, тот год, когда начиналась история фестиваля, был очень тяжелым для русской культуры. Все занимались только экономикой, и повсюду шел разговор — а нужен ли театр вообще. Экономика и театр — вещи несовместимые, так же как бизнес и образование. Островский сказал: без театра нет нации. Я повторяю эту фразу: без театра, без культуры нет нашей нации. Постоянно ставится вопрос, что делать с театром. Да не надо ничего с ним делать! Театр жил триста лет и еще проживет столько же. Оставьте его таким, каким он был создан изначально.

Потихоньку и бесшумно наш фестиваль делает свое дело. Во-первых, он сохраняет уважение к культуре. А во-вторых: за двадцать лет мы смогли показать в Москве более тридцати театров, начиная от Владивостока и заканчивая Архангельском. Я сам вырос в провинциальном городе и знаю, что такое театр в маленьком городе. Это центр культурной жизни. Мы очень волновались в этом году — пойдет ли зритель на

фестивальные спектакли: вторая половина января — время очень сложное для театра, но билеты все проданы. Зритель идет на Островского, на спектакли по русской классике.

В этом году у нас собралась неплохая компания — театр из Оренбурга, театр из Омска, театр из Рязани, и самое главное — театр из-за границы, из Минска. Оренбургский и омский — это старейшие российские театры, они были созданы двести лет назад. В фестивале участвует еще один маленький театр из Московской области, который называется «Откровение». Мы решили поддержать театр, который только начинает существовать. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы на фестивале было не пять, а десять театров, но, к сожалению, мы не все можем сделать. Экономика есть экономика. Поэтому мы очень благодарны тем театрам, которые приехали».

Фестиваль открыли гости из Минска — Национальный академический театр им. М. Горького при полном аншлаге показал спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Аркадия Каца с Ростиславом Янковским в роли Грознова. Давно не приходилось видеть, как студенты берут приступом окно администратора и не на ультрасовременную постановку, а на спектакль, предлагающий вполне традиционную интерпретацию русской классики. Режиссер Аркадий Кац относится к А.Н. Островскому с особым трепетом: «Есть драматурги, и есть драматические поэты, — говорит он. — Для меня Островский — это, конечно, поэт. Самое трудное — создать вибрирующий воздух спектакля. Без этого воздуха нет Островского…» И действительно, спектакль минского театра — это очень поэтичное, нежное сценическое произведение. Звучит романтическая музыка композитора Валерия Гаврилина, которая создает здесь особую атмосферу. Островский, оказывается, может быть не только бытописателем и реалистом, но и лириком и даже романтиком.

Художник Татьяна Швец поместила героев в нереальный яблоневый сад. Второе название пьесы А.Н. Островского «Наливные яблоки», во многих театрах спектакли идут именно под этим названием. В минском спектакле ветви деревьев гнутся под тяжестью наливных яблок, их таскают мешками, угощаются, крадут, и в то же время в том саду полно еще цветущих деревьев, да и кусты сирени явно из другого времени года. Райский сад, история любви со счастливым концом и все это — Островский.

Здесь есть традиционный для этого драматурга герой — бескомпромиссный, а потому и бедный молодой правдолюбец Платон Зыбкин (Василий Гречухин). Он напоминает другого известного героя Жадова из пьесы «Доходное место», но характер и ситуации совершенно другие. И играет эту роль актер явно не героического, а характерного амплуа. Вслед за драматургом театр поворачивает проблему другой стороной: правда побеждает, и бедный приказчик добивается руки своей невесты, но только благодаря счастливому стечению обстоятельств и появлению старого отставного солдата Силы Ерофеича Грознова в блистательном исполнении народного артиста СССР Ростислава Янковского. В этом спектакле очень отчетливо звучит ироническая нота, что заложена в самом названии пьесы. Правда — это хорошо, а счастье, т.е. счастливое стечение обстоятельств — гораздо лучше.

Один из старейших российских театров — Омский государственный академический театр драмы, который был основан в 1874 г. На фестивале театр показал спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Александра Кузина. На сцене — корифеи театра: Евгений Смирнов (Крутицкий), народная артистка России Валерия Прокоп (Турусина), народный артист России Валерий Алексеев (Мамаев) — такому актерскому ансамблю может позавидовать любой столичный театр. Молодой актер Сергей Сизых (Глумов) не уступает мастерам.

История быстрого подъема по карьерной лестнице с помощью богатых покровителей и покоренных женщин и такого же внезапного падения словно списана со страниц сегодняшних газет. Игра света и тени, декорации, то и дело поворачивающиеся своей неприглядной изнанкой, лакеи в черных проемах дверей между зеркальных стен, отражающих сидящих в зал, бликующих светом огромной люстры — возможно, эти

художественные решения покажутся не новыми, но весьма удачными, подходящими именно для этой пьесы А.Н. Островского.

В фестивальной афише было два спектакля по еще одной очень современно звучащей в наше время пьесе — «Бешеные деньги»: Рязанского государственного областного театра драмы (постановка Жанны Виноградовой) и Оренбургского областного драматического театра им. М. Горького (постановка Валерия Кове). Оренбургский театр, ведущий свою историю с 1856 г., представил спектакль метафоричный, полный ярких сценических находок и даже фантазий. Ум и красота, заключающие сделку, — Лидия Чебоксарова, стремящаяся к роскоши и светской жизни, и честный капиталист Васильков, который может себе позволить купить все, даже любовь холодной красавицы. Рязанский драматический театр старше Оренбургского, он был основан еще в XVIII в., в 1787 г., при содействии Г.Р. Державина. В рязанском театре акцент делается именно на истории Лидии в талантливом исполнении Марины Мясниковой. «Я принимаю ваше предложение, потому что нахожу его выгодным», — эту фразу произносит героиня. Но по такому принципу живут и все герои пьесы А.Н. Островского.

Примечательно, что вслед за таким опытным и солидным театром на сцену Малого вступил театр, которому всего восемь лет. Театр «Откровение» имеет к Малому театру самое непосредственное отношение — его создали выпускники театрального училища им. Щепкина и в его репертуаре много постановок русской классики. На фестивале был показан спектакль режиссера Алексея Казакова «Гроза». «Сегодня мы бьемся над теми же вопросами, что и герои Островского много лет назад, — говорит режиссер спектакля, — трагизм ситуации Катерины в том, что она столкнулась с драматической дилеммой: в жизни можно или любить или жалеть». Эта история невозможности выбора, трагической любви на все времена была сыграна молодым театром в лучших классических традициях. Ну, а завершил фестиваль спектакль — долгожитель Малого театра «Волки и овцы» (постановка Виталия Иванова), который уже почти двадцать лет собирает неизменные аншлаги и пользуется постоянным успехом у зрителей.


Галина СТЕПАНОВА, «Театральный мир», №3 2013

Дата публикации: 20.03.2013
ДРАМАТУРГ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

В Малом театре прошел X фестиваль «Островский в доме Островского»


Среди многочисленных театральных фестивалей, шумных наград и престижных премий есть два события, которые находятся вне пустой суеты и громкого пиара, но занимают свое, весьма значимое место в отечественном культурном пространстве. Это «Мелиховская весна» — фестиваль, на котором играют спектакли только по произведениям А.П. Чехова и о нем, проходит он на территории подмосковной усадьбы писателя, в его любимом Мелихово. И фестиваль «Островский в доме Островского». Как видно из его названия, здесь бывают представлены исключительно пьесы А.Н. Островского, и играются они в Москве, в его родном доме — Малом театре. Примечательно, что и тот и другой фестиваль не имеет победителей, а значит и побежденных, все участники получают памятные призы и дипломы, а главная награда для многих — возможность показать свои спектакли столичному зрителю.


В десятом, юбилейном, фестивале «Островский в доме Островского» по традиции принимали участие лучшие провинциальные театры и гость из ближнего зарубежья — Национальный академический драматический театр им. М. Горького из Минска. Обычно фестиваль, посвященный А.Н. Островскому, проходит раз в два года, в апреле, ведь именно в апреле и родился великий русский драматург. На сей раз десятый, юбилейный, состоялся в конце января: Малый театр скоро закроется на реконструкцию, и организаторы стремились успеть предоставить гостям эту возможность — сыграть пьесу А.Н. Островского на сцене, где были поставлены все его произведения.


На пресс-конференции перед началом фестиваля художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин сказал: «Фестиваль «Островский в Доме Островского» был организован двадцать лет назад, в 1993 г. В память о драматурге, пьесы которого оказались так созвучны нашему времени, в которых театры находят отклики на самые больные вопросы времени. Александр Николаевич Островский — это наша национальная гордость. Молодым актером в 1959 г. я играл Тишку в спектакле «Банкрот» («Свои люди сочтемся»), и когда мы разбирали эту пьесу, то многое не понимали. Что такое эти закладные бумаги, акции проценты, мы не могли разобраться. Даже приглашали на репетиции экономиста. И режиссер просто вымарал все эти сцены. Но лет пятнадцать назад молодой режиссер опять ставил в Малом театре пьесу «Банкрот», восстановив все сокращения. Спектакль стал восприниматься почти как шоу-программа, сейчас же даже дети, начиная с четырнадцати лет, все понимают про эти закладные и проценты. Островский необычайно актуальный драматург в наши дни.

1993 год, тот год, когда начиналась история фестиваля, был очень тяжелым для русской культуры. Все занимались только экономикой, и повсюду шел разговор — а нужен ли театр вообще. Экономика и театр — вещи несовместимые, так же как бизнес и образование. Островский сказал: без театра нет нации. Я повторяю эту фразу: без театра, без культуры нет нашей нации. Постоянно ставится вопрос, что делать с театром. Да не надо ничего с ним делать! Театр жил триста лет и еще проживет столько же. Оставьте его таким, каким он был создан изначально.

Потихоньку и бесшумно наш фестиваль делает свое дело. Во-первых, он сохраняет уважение к культуре. А во-вторых: за двадцать лет мы смогли показать в Москве более тридцати театров, начиная от Владивостока и заканчивая Архангельском. Я сам вырос в провинциальном городе и знаю, что такое театр в маленьком городе. Это центр культурной жизни. Мы очень волновались в этом году — пойдет ли зритель на

фестивальные спектакли: вторая половина января — время очень сложное для театра, но билеты все проданы. Зритель идет на Островского, на спектакли по русской классике.

В этом году у нас собралась неплохая компания — театр из Оренбурга, театр из Омска, театр из Рязани, и самое главное — театр из-за границы, из Минска. Оренбургский и омский — это старейшие российские театры, они были созданы двести лет назад. В фестивале участвует еще один маленький театр из Московской области, который называется «Откровение». Мы решили поддержать театр, который только начинает существовать. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы на фестивале было не пять, а десять театров, но, к сожалению, мы не все можем сделать. Экономика есть экономика. Поэтому мы очень благодарны тем театрам, которые приехали».

Фестиваль открыли гости из Минска — Национальный академический театр им. М. Горького при полном аншлаге показал спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Аркадия Каца с Ростиславом Янковским в роли Грознова. Давно не приходилось видеть, как студенты берут приступом окно администратора и не на ультрасовременную постановку, а на спектакль, предлагающий вполне традиционную интерпретацию русской классики. Режиссер Аркадий Кац относится к А.Н. Островскому с особым трепетом: «Есть драматурги, и есть драматические поэты, — говорит он. — Для меня Островский — это, конечно, поэт. Самое трудное — создать вибрирующий воздух спектакля. Без этого воздуха нет Островского…» И действительно, спектакль минского театра — это очень поэтичное, нежное сценическое произведение. Звучит романтическая музыка композитора Валерия Гаврилина, которая создает здесь особую атмосферу. Островский, оказывается, может быть не только бытописателем и реалистом, но и лириком и даже романтиком.

Художник Татьяна Швец поместила героев в нереальный яблоневый сад. Второе название пьесы А.Н. Островского «Наливные яблоки», во многих театрах спектакли идут именно под этим названием. В минском спектакле ветви деревьев гнутся под тяжестью наливных яблок, их таскают мешками, угощаются, крадут, и в то же время в том саду полно еще цветущих деревьев, да и кусты сирени явно из другого времени года. Райский сад, история любви со счастливым концом и все это — Островский.

Здесь есть традиционный для этого драматурга герой — бескомпромиссный, а потому и бедный молодой правдолюбец Платон Зыбкин (Василий Гречухин). Он напоминает другого известного героя Жадова из пьесы «Доходное место», но характер и ситуации совершенно другие. И играет эту роль актер явно не героического, а характерного амплуа. Вслед за драматургом театр поворачивает проблему другой стороной: правда побеждает, и бедный приказчик добивается руки своей невесты, но только благодаря счастливому стечению обстоятельств и появлению старого отставного солдата Силы Ерофеича Грознова в блистательном исполнении народного артиста СССР Ростислава Янковского. В этом спектакле очень отчетливо звучит ироническая нота, что заложена в самом названии пьесы. Правда — это хорошо, а счастье, т.е. счастливое стечение обстоятельств — гораздо лучше.

Один из старейших российских театров — Омский государственный академический театр драмы, который был основан в 1874 г. На фестивале театр показал спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Александра Кузина. На сцене — корифеи театра: Евгений Смирнов (Крутицкий), народная артистка России Валерия Прокоп (Турусина), народный артист России Валерий Алексеев (Мамаев) — такому актерскому ансамблю может позавидовать любой столичный театр. Молодой актер Сергей Сизых (Глумов) не уступает мастерам.

История быстрого подъема по карьерной лестнице с помощью богатых покровителей и покоренных женщин и такого же внезапного падения словно списана со страниц сегодняшних газет. Игра света и тени, декорации, то и дело поворачивающиеся своей неприглядной изнанкой, лакеи в черных проемах дверей между зеркальных стен, отражающих сидящих в зал, бликующих светом огромной люстры — возможно, эти

художественные решения покажутся не новыми, но весьма удачными, подходящими именно для этой пьесы А.Н. Островского.

В фестивальной афише было два спектакля по еще одной очень современно звучащей в наше время пьесе — «Бешеные деньги»: Рязанского государственного областного театра драмы (постановка Жанны Виноградовой) и Оренбургского областного драматического театра им. М. Горького (постановка Валерия Кове). Оренбургский театр, ведущий свою историю с 1856 г., представил спектакль метафоричный, полный ярких сценических находок и даже фантазий. Ум и красота, заключающие сделку, — Лидия Чебоксарова, стремящаяся к роскоши и светской жизни, и честный капиталист Васильков, который может себе позволить купить все, даже любовь холодной красавицы. Рязанский драматический театр старше Оренбургского, он был основан еще в XVIII в., в 1787 г., при содействии Г.Р. Державина. В рязанском театре акцент делается именно на истории Лидии в талантливом исполнении Марины Мясниковой. «Я принимаю ваше предложение, потому что нахожу его выгодным», — эту фразу произносит героиня. Но по такому принципу живут и все герои пьесы А.Н. Островского.

Примечательно, что вслед за таким опытным и солидным театром на сцену Малого вступил театр, которому всего восемь лет. Театр «Откровение» имеет к Малому театру самое непосредственное отношение — его создали выпускники театрального училища им. Щепкина и в его репертуаре много постановок русской классики. На фестивале был показан спектакль режиссера Алексея Казакова «Гроза». «Сегодня мы бьемся над теми же вопросами, что и герои Островского много лет назад, — говорит режиссер спектакля, — трагизм ситуации Катерины в том, что она столкнулась с драматической дилеммой: в жизни можно или любить или жалеть». Эта история невозможности выбора, трагической любви на все времена была сыграна молодым театром в лучших классических традициях. Ну, а завершил фестиваль спектакль — долгожитель Малого театра «Волки и овцы» (постановка Виталия Иванова), который уже почти двадцать лет собирает неизменные аншлаги и пользуется постоянным успехом у зрителей.


Галина СТЕПАНОВА, «Театральный мир», №3 2013

Дата публикации: 20.03.2013