Новости

В РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА ВЕРНУЛАСЬ ПЬЕСА СЕРГЕЯ НАЙДЕНОВА «ДЕТИ ВАНЮШИНА»

В РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА ВЕРНУЛАСЬ ПЬЕСА СЕРГЕЯ НАЙДЕНОВА «ДЕТИ ВАНЮШИНА»

Смотреть видеорепортаж на канале «Культура»

На сцену Малого театра снова вышли «Дети Ванюшина». Первый спектакль по пьесе Сергея Найдёнова появился в его стенах ещё в 38-м году. Затем постановку дважды возобновляли. Созданная в начале прошлого века, пьеса сразу стала популярной. Найденов показал, что «тёмное царство» со времён Островского не стало светлее, при этом и сегодня не утратило своей отрицательной притягательности. Рассказывают «Новости культуры».

Этот спектакль здесь создавали в лучших традициях русского психологического театра. Не просто тщательно подбирали актеров на роли, а создавали ансамбль. Практически семьей актеры сначала стали за кулисами – репетировали больше года, привыкали друг к другу, узнавали. Только после этого – семья – уже Ванюшиных – появилась на сцене.

«Это тема Малого театра, – говорит режиссер-постановщик Виталий Иванов. – Всю жизнь, испокон веку Малый театр, как говорил Александр Сумбатов-Южин. Пьесы и артисты, играющие на уровне эпоса. Понимаете, он доводил вот до этого осмысления. Ну, до эпоса, не думаю, что мы дотянули, а вот вскрыли довольно серьезный процесс для нашего дня, мне кажется, да».

«Дети Ванюшина» словно семейная сага. Переплетение судеб, жизнь и проблемы разных поколений одной семьи. Большой, купеческой, где еще собираются за одним столом, где дети с родителями на «вы». Но благополучие только внешнее. Жены изменяют мужьям, мужья – женам, в постоянной погоне за финансовым благополучием пропадает уважение, разрушается семья.

«Это такая поэма упущенных шансов, наверное, – считает народный артист России Борис Невзоров. – Или притча упущенных возможностей. Наверное, жизнь потому и есть жизнь, что ты, как правило, эти возможности пропускаешь».

Герой Бориса Невзорова – Ванюшин-старший – отец шестерых детей. Только на закате дней понимает, насколько чужими стали все в его большой семье. Образ по драматизму сродни шекспировскому. Не зря Ванюшина называют «русским королем Лиром».

Перед зрителями – только вершина айсберга: семейные конфликты в их предельной напряженности. Их причины остаются «за кадром». Сами актеры, режиссер весь репетиционный период определяли для себя, в чем роковые ошибки этих отцов, и детей.

«Чему отец их не научил? Самое главное, он не научил их любить, – считает актер Олег Доброван. – Он дал им еду, кров, одежду, но не научил их любить».

В Малом театре это уже четвертая версия спектакля «Дети Ванюшина». В новой постановке, как и прежде – огромное внимание к деталям, в том числе и в оформлении. Декорации создавали почти год, скрупулезно подбирали все – вплоть до ваз на полках. Полное соответствие времени – началу ХХ века. Хотя, убеждены создатели спектакля, переодень актеров в костюмы века XXI, суть пьесы не изменилась бы, настолько она по-прежнему современна.

«Это наша жизнь, такая мгновенная, так быстро проносящаяся, мы не успеваем ни о чем задуматься, – рассказывает народная артистка России Людмила Полякова. – Это так нужно сегодня – в это вникнуть».

Спектакль, где в конце главный герой, верующий в бога, доходит до самоубийства. Правда, режиссер убежден, что даже после такой, казалось бы, капитуляции, надежда на то, что семья Ванюшиных сохранится, все равно остается.

«Культура», 10 декабря 2012 года

Дата публикации: 10.12.2012
В РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА ВЕРНУЛАСЬ ПЬЕСА СЕРГЕЯ НАЙДЕНОВА «ДЕТИ ВАНЮШИНА»

Смотреть видеорепортаж на канале «Культура»

На сцену Малого театра снова вышли «Дети Ванюшина». Первый спектакль по пьесе Сергея Найдёнова появился в его стенах ещё в 38-м году. Затем постановку дважды возобновляли. Созданная в начале прошлого века, пьеса сразу стала популярной. Найденов показал, что «тёмное царство» со времён Островского не стало светлее, при этом и сегодня не утратило своей отрицательной притягательности. Рассказывают «Новости культуры».

Этот спектакль здесь создавали в лучших традициях русского психологического театра. Не просто тщательно подбирали актеров на роли, а создавали ансамбль. Практически семьей актеры сначала стали за кулисами – репетировали больше года, привыкали друг к другу, узнавали. Только после этого – семья – уже Ванюшиных – появилась на сцене.

«Это тема Малого театра, – говорит режиссер-постановщик Виталий Иванов. – Всю жизнь, испокон веку Малый театр, как говорил Александр Сумбатов-Южин. Пьесы и артисты, играющие на уровне эпоса. Понимаете, он доводил вот до этого осмысления. Ну, до эпоса, не думаю, что мы дотянули, а вот вскрыли довольно серьезный процесс для нашего дня, мне кажется, да».

«Дети Ванюшина» словно семейная сага. Переплетение судеб, жизнь и проблемы разных поколений одной семьи. Большой, купеческой, где еще собираются за одним столом, где дети с родителями на «вы». Но благополучие только внешнее. Жены изменяют мужьям, мужья – женам, в постоянной погоне за финансовым благополучием пропадает уважение, разрушается семья.

«Это такая поэма упущенных шансов, наверное, – считает народный артист России Борис Невзоров. – Или притча упущенных возможностей. Наверное, жизнь потому и есть жизнь, что ты, как правило, эти возможности пропускаешь».

Герой Бориса Невзорова – Ванюшин-старший – отец шестерых детей. Только на закате дней понимает, насколько чужими стали все в его большой семье. Образ по драматизму сродни шекспировскому. Не зря Ванюшина называют «русским королем Лиром».

Перед зрителями – только вершина айсберга: семейные конфликты в их предельной напряженности. Их причины остаются «за кадром». Сами актеры, режиссер весь репетиционный период определяли для себя, в чем роковые ошибки этих отцов, и детей.

«Чему отец их не научил? Самое главное, он не научил их любить, – считает актер Олег Доброван. – Он дал им еду, кров, одежду, но не научил их любить».

В Малом театре это уже четвертая версия спектакля «Дети Ванюшина». В новой постановке, как и прежде – огромное внимание к деталям, в том числе и в оформлении. Декорации создавали почти год, скрупулезно подбирали все – вплоть до ваз на полках. Полное соответствие времени – началу ХХ века. Хотя, убеждены создатели спектакля, переодень актеров в костюмы века XXI, суть пьесы не изменилась бы, настолько она по-прежнему современна.

«Это наша жизнь, такая мгновенная, так быстро проносящаяся, мы не успеваем ни о чем задуматься, – рассказывает народная артистка России Людмила Полякова. – Это так нужно сегодня – в это вникнуть».

Спектакль, где в конце главный герой, верующий в бога, доходит до самоубийства. Правда, режиссер убежден, что даже после такой, казалось бы, капитуляции, надежда на то, что семья Ванюшиных сохранится, все равно остается.

«Культура», 10 декабря 2012 года

Дата публикации: 10.12.2012