Новости

ХРЕСТОМАТИЙНАЯ ПОСТАНОВКА

ХРЕСТОМАТИЙНАЯ ПОСТАНОВКА

А.Н. Островский. «Бесприданница». Малый театр. Руководитель постановки Юрий Соломин.

«Бесприданница» – одна из лучших пьес А.Островского, впервые поставленная на сцене Малого театра без малого полтораста лет назад, конечно, заслуживала того, чтобы вновь представить её зрителям. Театр постарался сделать постановку по возможности добротной, основательной, яркой. Прекрасны выразительные, колоритные декорации (автор Александр Глазунов, художник по свету Дамир Исмагилов), соответствуют эпохе костюмы (художник по костюмам Алексей Трефилов). Усердны актёры: важный, медлительный в речах и движениях, с высокомерно опущенными уголками губ, Кнуров (Ярослав Барышев) и его противоположность по темпераменту – суетливый и хамоватый Вожеватов (Сергей Потапов).

Вполне соответствует ремаркам автора («вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам») мать главной героини Харита Огудалова (Людмила Титова). Сама же бесприданница Лариса Дмитриевна (Александра Иванова), как и положено, хорошо, но скромно одета, хороша собой, наивна. Её скромность подчёркивается: героиня настойчиво уговаривает своего бедного жениха Карандышева (Дмитрий Марин) уехать из города. Глядя на Паратова (Алексей Фадеев), снабжённого красивыми усами, веришь, что это в самом деле человек «с большими усами и малыми способностями» (как герой рекомендует себя при знакомстве с Карандышевым).

Острокомедийно воплощена характерная роль друга Паратова, бродячего актёра-пьяницы Робинзона (Алексей Кудинович). Правда, показалось, что образ несколько «переигран» и обилие вставленных «от себя» англоязычных фраз не добавляет содержания.

Добротно, достойно традиций Малого театра сработаны и второстепенные роли: тётки Карандышева Ефросиньи Потаповны (Людмила Пашкова), буфетчика Гаврилы (Пётр Складчиков) и официанта Ивана (Георгий Вавилов).

Спектакль получился ровный и мастеровитый, который наверняка будет интересен достаточно широкой зрительской аудитории, включая школьников, изучающих творчество великого русского драматурга. Его, пожалуй, не стыдно было бы показать и во времена А.Островского.

Тем не менее с тех времён много воды утекло, театр и общественная жизнь развивались, изменились и возросли задачи сценического искусства, и хочется получить от современных спектаклей большего. Представляется, что значительно глубже, многослойнее могли бы быть роли и Ларисы, и Паратова, чтобы зритель поверил, что Лариса действительно незаурядная, редкостных талантов девушка, очаровавшая весь крупный город Бряхимов, а Сергей Сергеевич Паратов таков, что смог вскружить голову этой необыкновенной молодой героине. Создаётся ощущение, что исполнители этих главных ролей используют привычные, «близко лежащие» приёмы мастерства, а не успели наработать «зерно» и «второй план», которые придали бы образам глубину и объёмность. Используя здесь терминологию системы Станиславского, мы ни в коей мере не хотим предлагать актёрам Малого театра использовать технику, разработанную основателем МХАТ: современный театр имеет в своём арсенале множество способов сделать образы многогранными и многомерными. Например, вполне удачной и неординарной получилась в рассматриваемом спектакле роль Карандышева. Актёр Дмитрий Марин в своей первой значительной роли в Малом театре сумел сделать образ бедного чиновника достоверным и убедительным. Его Карандышев – не тщеславный неудачник, как его часто изображают, а скорее скромный, с добрыми намерениями молодой человек, который старается соответствовать принятым в обществе привычкам и попадает впросак лишь по причине своей наивности и доверчивости. Играя просто, без нажима, Д.Марин тем не менее сделал образ Карандышева центральным в спектакле, так что произведение А.Островского стало на сцене Малого театра драмой бедного молодого чиновника не в меньшей степени, чем Ларисы Огудаловой.

Несмотря на налёт «музейности», спектакль получился достаточно интересным и пользуется заслуженной популярностью у зрителей.

Ильдар САФУАНОВ
«Литературная Россия», №49. 07.12.2012




Дата публикации: 10.12.2012
ХРЕСТОМАТИЙНАЯ ПОСТАНОВКА

А.Н. Островский. «Бесприданница». Малый театр. Руководитель постановки Юрий Соломин.

«Бесприданница» – одна из лучших пьес А.Островского, впервые поставленная на сцене Малого театра без малого полтораста лет назад, конечно, заслуживала того, чтобы вновь представить её зрителям. Театр постарался сделать постановку по возможности добротной, основательной, яркой. Прекрасны выразительные, колоритные декорации (автор Александр Глазунов, художник по свету Дамир Исмагилов), соответствуют эпохе костюмы (художник по костюмам Алексей Трефилов). Усердны актёры: важный, медлительный в речах и движениях, с высокомерно опущенными уголками губ, Кнуров (Ярослав Барышев) и его противоположность по темпераменту – суетливый и хамоватый Вожеватов (Сергей Потапов).

Вполне соответствует ремаркам автора («вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам») мать главной героини Харита Огудалова (Людмила Титова). Сама же бесприданница Лариса Дмитриевна (Александра Иванова), как и положено, хорошо, но скромно одета, хороша собой, наивна. Её скромность подчёркивается: героиня настойчиво уговаривает своего бедного жениха Карандышева (Дмитрий Марин) уехать из города. Глядя на Паратова (Алексей Фадеев), снабжённого красивыми усами, веришь, что это в самом деле человек «с большими усами и малыми способностями» (как герой рекомендует себя при знакомстве с Карандышевым).

Острокомедийно воплощена характерная роль друга Паратова, бродячего актёра-пьяницы Робинзона (Алексей Кудинович). Правда, показалось, что образ несколько «переигран» и обилие вставленных «от себя» англоязычных фраз не добавляет содержания.

Добротно, достойно традиций Малого театра сработаны и второстепенные роли: тётки Карандышева Ефросиньи Потаповны (Людмила Пашкова), буфетчика Гаврилы (Пётр Складчиков) и официанта Ивана (Георгий Вавилов).

Спектакль получился ровный и мастеровитый, который наверняка будет интересен достаточно широкой зрительской аудитории, включая школьников, изучающих творчество великого русского драматурга. Его, пожалуй, не стыдно было бы показать и во времена А.Островского.

Тем не менее с тех времён много воды утекло, театр и общественная жизнь развивались, изменились и возросли задачи сценического искусства, и хочется получить от современных спектаклей большего. Представляется, что значительно глубже, многослойнее могли бы быть роли и Ларисы, и Паратова, чтобы зритель поверил, что Лариса действительно незаурядная, редкостных талантов девушка, очаровавшая весь крупный город Бряхимов, а Сергей Сергеевич Паратов таков, что смог вскружить голову этой необыкновенной молодой героине. Создаётся ощущение, что исполнители этих главных ролей используют привычные, «близко лежащие» приёмы мастерства, а не успели наработать «зерно» и «второй план», которые придали бы образам глубину и объёмность. Используя здесь терминологию системы Станиславского, мы ни в коей мере не хотим предлагать актёрам Малого театра использовать технику, разработанную основателем МХАТ: современный театр имеет в своём арсенале множество способов сделать образы многогранными и многомерными. Например, вполне удачной и неординарной получилась в рассматриваемом спектакле роль Карандышева. Актёр Дмитрий Марин в своей первой значительной роли в Малом театре сумел сделать образ бедного чиновника достоверным и убедительным. Его Карандышев – не тщеславный неудачник, как его часто изображают, а скорее скромный, с добрыми намерениями молодой человек, который старается соответствовать принятым в обществе привычкам и попадает впросак лишь по причине своей наивности и доверчивости. Играя просто, без нажима, Д.Марин тем не менее сделал образ Карандышева центральным в спектакле, так что произведение А.Островского стало на сцене Малого театра драмой бедного молодого чиновника не в меньшей степени, чем Ларисы Огудаловой.

Несмотря на налёт «музейности», спектакль получился достаточно интересным и пользуется заслуженной популярностью у зрителей.

Ильдар САФУАНОВ
«Литературная Россия», №49. 07.12.2012




Дата публикации: 10.12.2012