Новости

ЖИЗНЬ В ТЕАТРЕ, ЖИЗНЬ ТЕАТР

ЖИЗНЬ В ТЕАТРЕ, ЖИЗНЬ ТЕАТР

Ранние роли Татьяны Еремеевой. Фото из архива Тамбовского театра

Печальная весть пришла на тамбовщину. На сотом году жизни ушла из жизни старейшина Малого театра России, прима Тамбовского драматического театра предвоенных и военных лет, вдова прославленного Игоря Ильинского, народная артистка РСФСР Татьяна Александровна Еремеева (Битрих).

Начала с «выходов»
Театральный сезон 1937 г. в Тамбове открылся спектаклем «Любовь Яровая» К. Тренева в постановке Л. Эльстона, в который Татьяна Александровна ввелась на роль женщины-офицера. Однако не все шло гладко: в то время, пока труппа была на гастролях в Моршанске, в театре случился страшный пожар. Сцена, зрительный зал, репетиционные залы, декорационные запасники, фойе – все погибло. Покой, надежды, планы – все развеялось, как дым самого пожарища, сожравшего все то, что готовились наполнить актеры своим трудом и вдохновением.
Но жизнь продолжилась. Новый сезон открылся в Клубе железнодорожников. Татьяна Битрих получила вторую категорию. А первой полноценной ее работой стала Луиза Миллер из трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Впервые задумалась актриса над проблемой партнерства, в котором, по ее мнению, важны взаимное уважение и честность.

Актерский дом
Осенью 1937 г. актеры получили дом. Сейчас это здание по улице Карла Маркса украшает памятная доска «Актерский дом», где в первых строчках можно увидеть и имя Татьяны Александровны. Едва вселившись в него, работники театра посадили по всему фасаду молоденькие липки. Ни у кого не было ничего, кроме сундуков и ящиков. Первое время спали на полу, подоконники заменяли столы, но это было радостное новоселье в жизни актрисы. Постепенно Тамбовский облисполком выделил сумму для того, чтобы обставить дом всем необходимым, и он наполнился жизнью, счастьем, которого никто, в том числе и Татьяна Битрих, не знал. Она вспоминала, как стучали, прибивали, занимали друг у друга топорики, пилки и гвоздики, как весенние скворцы, все, что могли достать, тащили к себе в дом… А на сцене воплотила Негину в комедии «Таланты и поклонники».
Стоит отметить, что в 1937 г. в Тамбове открылось отделение Всероссийского театрального общества (ныне – Союз театральных деятелей). Возглавил его Л. Эльстон. А уже в 1939– 1940 гг. был проведен первый Всесоюзный смотр творческой молодежи, специально для которого Татьяна Александровна подготовила две роли – Ксению в «Разломе» Лавренева и Софью в «Горе от ума». И уже тогда благодаря смотру судьба свела актрису с Малым театром, так как театральное сообщество города получило возможность встретиться с известным историком русского театра В.А. Филипповым, прочитавшим лекции о Малом театре и А.Н. Островском.
Вскоре Татьяна Битрих сыграла Любу – девушку-девятиклассницу в комедии В. Шкваркина «Весенний смотр». Вслед пришла роль Джен в трагедии Виктора Гюго «Мария Т¬дор». Но любимым спектаклем города стала изящное творение К. Гоцци «Принцесса Турандот», где в главной роли блистала Татьяна Битрих. Для нее это был настоящий театральный праздник и одна из самых любимых ролей. Затем последовал новый успех в роли Джульетты в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». В это время в Тамбовский пединститут приехал шекспировед из Москвы, заинтересовался спектаклем, пришел на один из первых прогонов и вскоре приехал на премьеру и привел целый курс института. Актерам была устроена настоящая студенческая овация.


А завтра была война...
Наступил 1941 год. 22 июня Татьяна Александровна в роли Джульетты стояла в свете прожекторов. Ничего не видела и не понимала, а страшным эхом доносился из уличного репродуктора голос Левитана. Жизнь стала вступать в новое русло...
В первую военную зиму в театр попала бомба, обрушилась одна стена, были взорваны котельная и водопровод. Холод лез во все двери и окна. Жителям города была выделена ольховая делянка. Татьяна Битрих пилила и рубила… Напилила больше, чем могла увезти за шесть километров в город, а надо было еще и перебраться через обледеневшую гору. Но тут притормозила легковая машина, и незнакомый военный взял санки актрисы на буксир, саму ее посадил в салон. Он узнал в ней Джульетту и не только доставил до дома, но и привез целую машину дров, ставших спасением в суровые военные зимы.
Играли по субботам два спектакля, в воскресенье – три. Сборы отдавали на строительство самолета «Тамбовский театр». Между спектаклями перерыв около двух часов, на сцене не таял внесенный с декорациями снег, термометр показывал минус два... В легких полупрозрачных костюмах Турандот и Джульетты Татьяна Александровна выходила на сцену, голодала, сдавала на донорском пункте кровь.
Особенно тяжело, по признанию актрисы, было в дни премьеры, когда новый образ овладевал всем существом, а вечером надо было играть старый спектакль с перерывом в два часа. Самыми яркими образами, созданным в эти годы Татьяной Битрих, стали Виола в комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» и Шурочка Азарова из спектакля «Давным-давно», который в феврале 1944 г. был сыгран в сотый раз. Именно на нем присутствовало тогдашнее руководство Малого театра в лице К. Зубова, пригласившего актрису в старейший театр страны. Отдав тринадцать лет периферии, артистка Татьяна Битрих приняла приглашение и стала актрисой Татьяной Еремеевой. Началась ее вторая жизнь.


За честь и достоинство
Появившийся на Тамбовщине шесть лет назад Рыбаковский фестиваль под патронажем Малого театра подарил Татьяне Александровне три последние встречи с городом «творческой радости». В свои 95 она вновь вышла на сцену, где была счастлива в суровые военные годы в роли Анфусы Тихоновны в спектакле «Волки и овцы», с которым Малый театр приехал открывать Второй фестиваль имени Н.Х. Рыбакова. Именно тогда и была учреждена премия «За честь и достоинство» ее имени.
Совсем немного не дожила она до своего 100-летия, оставив о себе память в истории отечественной культуры. Счастье, что телевизионные хроники сохранили спектакли и кинофильмы с ее участием и что она сама оставила нам в наследство свой литературный труд – воспоминания о театре и своем супруге, замечательном русском актере и режиссере Игоре Владимировиче Ильинском. Удивительно светлая, насыщенная талантливыми страницами история жизни Татьяны Александровны – яркое свидетельство того, как можно прожить достойно, долго и счастливо.
Мы все должны быть благодарны этой замечательной актрисе за верность театру, за то, что долгие годы она была с нами в нашем искусстве. Светлая память о Татьяне Александровне Еремеевой навсегда останется в сердцах всех, кто знал и любил эту удивительную актрису, прекрасную женщину, замечательного человека.


Артем ПРОЩИН
фото предоставлено музеем Тамбовского драматического театра
«МК В ТАМБОВЕ», 5 – 12 декабря 2012 года

Дата публикации: 05.12.2012
ЖИЗНЬ В ТЕАТРЕ, ЖИЗНЬ ТЕАТР

Ранние роли Татьяны Еремеевой. Фото из архива Тамбовского театра

Печальная весть пришла на тамбовщину. На сотом году жизни ушла из жизни старейшина Малого театра России, прима Тамбовского драматического театра предвоенных и военных лет, вдова прославленного Игоря Ильинского, народная артистка РСФСР Татьяна Александровна Еремеева (Битрих).

Начала с «выходов»
Театральный сезон 1937 г. в Тамбове открылся спектаклем «Любовь Яровая» К. Тренева в постановке Л. Эльстона, в который Татьяна Александровна ввелась на роль женщины-офицера. Однако не все шло гладко: в то время, пока труппа была на гастролях в Моршанске, в театре случился страшный пожар. Сцена, зрительный зал, репетиционные залы, декорационные запасники, фойе – все погибло. Покой, надежды, планы – все развеялось, как дым самого пожарища, сожравшего все то, что готовились наполнить актеры своим трудом и вдохновением.
Но жизнь продолжилась. Новый сезон открылся в Клубе железнодорожников. Татьяна Битрих получила вторую категорию. А первой полноценной ее работой стала Луиза Миллер из трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Впервые задумалась актриса над проблемой партнерства, в котором, по ее мнению, важны взаимное уважение и честность.

Актерский дом
Осенью 1937 г. актеры получили дом. Сейчас это здание по улице Карла Маркса украшает памятная доска «Актерский дом», где в первых строчках можно увидеть и имя Татьяны Александровны. Едва вселившись в него, работники театра посадили по всему фасаду молоденькие липки. Ни у кого не было ничего, кроме сундуков и ящиков. Первое время спали на полу, подоконники заменяли столы, но это было радостное новоселье в жизни актрисы. Постепенно Тамбовский облисполком выделил сумму для того, чтобы обставить дом всем необходимым, и он наполнился жизнью, счастьем, которого никто, в том числе и Татьяна Битрих, не знал. Она вспоминала, как стучали, прибивали, занимали друг у друга топорики, пилки и гвоздики, как весенние скворцы, все, что могли достать, тащили к себе в дом… А на сцене воплотила Негину в комедии «Таланты и поклонники».
Стоит отметить, что в 1937 г. в Тамбове открылось отделение Всероссийского театрального общества (ныне – Союз театральных деятелей). Возглавил его Л. Эльстон. А уже в 1939– 1940 гг. был проведен первый Всесоюзный смотр творческой молодежи, специально для которого Татьяна Александровна подготовила две роли – Ксению в «Разломе» Лавренева и Софью в «Горе от ума». И уже тогда благодаря смотру судьба свела актрису с Малым театром, так как театральное сообщество города получило возможность встретиться с известным историком русского театра В.А. Филипповым, прочитавшим лекции о Малом театре и А.Н. Островском.
Вскоре Татьяна Битрих сыграла Любу – девушку-девятиклассницу в комедии В. Шкваркина «Весенний смотр». Вслед пришла роль Джен в трагедии Виктора Гюго «Мария Т¬дор». Но любимым спектаклем города стала изящное творение К. Гоцци «Принцесса Турандот», где в главной роли блистала Татьяна Битрих. Для нее это был настоящий театральный праздник и одна из самых любимых ролей. Затем последовал новый успех в роли Джульетты в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». В это время в Тамбовский пединститут приехал шекспировед из Москвы, заинтересовался спектаклем, пришел на один из первых прогонов и вскоре приехал на премьеру и привел целый курс института. Актерам была устроена настоящая студенческая овация.


А завтра была война...
Наступил 1941 год. 22 июня Татьяна Александровна в роли Джульетты стояла в свете прожекторов. Ничего не видела и не понимала, а страшным эхом доносился из уличного репродуктора голос Левитана. Жизнь стала вступать в новое русло...
В первую военную зиму в театр попала бомба, обрушилась одна стена, были взорваны котельная и водопровод. Холод лез во все двери и окна. Жителям города была выделена ольховая делянка. Татьяна Битрих пилила и рубила… Напилила больше, чем могла увезти за шесть километров в город, а надо было еще и перебраться через обледеневшую гору. Но тут притормозила легковая машина, и незнакомый военный взял санки актрисы на буксир, саму ее посадил в салон. Он узнал в ней Джульетту и не только доставил до дома, но и привез целую машину дров, ставших спасением в суровые военные зимы.
Играли по субботам два спектакля, в воскресенье – три. Сборы отдавали на строительство самолета «Тамбовский театр». Между спектаклями перерыв около двух часов, на сцене не таял внесенный с декорациями снег, термометр показывал минус два... В легких полупрозрачных костюмах Турандот и Джульетты Татьяна Александровна выходила на сцену, голодала, сдавала на донорском пункте кровь.
Особенно тяжело, по признанию актрисы, было в дни премьеры, когда новый образ овладевал всем существом, а вечером надо было играть старый спектакль с перерывом в два часа. Самыми яркими образами, созданным в эти годы Татьяной Битрих, стали Виола в комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» и Шурочка Азарова из спектакля «Давным-давно», который в феврале 1944 г. был сыгран в сотый раз. Именно на нем присутствовало тогдашнее руководство Малого театра в лице К. Зубова, пригласившего актрису в старейший театр страны. Отдав тринадцать лет периферии, артистка Татьяна Битрих приняла приглашение и стала актрисой Татьяной Еремеевой. Началась ее вторая жизнь.


За честь и достоинство
Появившийся на Тамбовщине шесть лет назад Рыбаковский фестиваль под патронажем Малого театра подарил Татьяне Александровне три последние встречи с городом «творческой радости». В свои 95 она вновь вышла на сцену, где была счастлива в суровые военные годы в роли Анфусы Тихоновны в спектакле «Волки и овцы», с которым Малый театр приехал открывать Второй фестиваль имени Н.Х. Рыбакова. Именно тогда и была учреждена премия «За честь и достоинство» ее имени.
Совсем немного не дожила она до своего 100-летия, оставив о себе память в истории отечественной культуры. Счастье, что телевизионные хроники сохранили спектакли и кинофильмы с ее участием и что она сама оставила нам в наследство свой литературный труд – воспоминания о театре и своем супруге, замечательном русском актере и режиссере Игоре Владимировиче Ильинском. Удивительно светлая, насыщенная талантливыми страницами история жизни Татьяны Александровны – яркое свидетельство того, как можно прожить достойно, долго и счастливо.
Мы все должны быть благодарны этой замечательной актрисе за верность театру, за то, что долгие годы она была с нами в нашем искусстве. Светлая память о Татьяне Александровне Еремеевой навсегда останется в сердцах всех, кто знал и любил эту удивительную актрису, прекрасную женщину, замечательного человека.


Артем ПРОЩИН
фото предоставлено музеем Тамбовского драматического театра
«МК В ТАМБОВЕ», 5 – 12 декабря 2012 года

Дата публикации: 05.12.2012