Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ПРОСТО ЦАРЬ

ПРОСТО ЦАРЬ

Народный артист России Ярослав Барышев давно хотел побывать в Великом Новгороде. Наконец он приехал сюда с гастролями

С 1963 года Барышев работает в Государственном академическом Малом театре в Москве, за почти 50 лет он сыграл более 70 ролей. И сразу в двух постановках по А.К.Толстому – «Князь Серебряный» и «Царь Иоанн Грозный» – Иоанна Грозного. Новгородцы увидели Ярослава Павловича в спектакле «Царь Иоанн Грозный».

Очень много в жизни Иоанна Грозного связано с историей Новгорода. Интересовались ли этим отрезком новгородской истории?

- Я изучал историю Новгорода, пристрастно! Причем из разных источников, записанных, в том числе, со слов очевидцев. «Под каждой бездной глубже бездна есть». Пришествие Иоанна на Новгородскую землю, наверное, и есть та самая бездна. Взять хотя бы случай с Пименом, которого он встретил на мосту, заставил служить литургию, а потом случился тот самый кровавый пир во Владычной палате...Но почему он все это делал? Просто хотел дать опричнине разгуляться? Однозначного ответа нет. Мне кажется, что не просто он хотел пограбить тут, пожечь. Причина, значит, его зверствам была. Человеческая природа предполагает подозрительность. У Иоанна это было на грани сумасшествия. Отколоться от Московии, от Ивана – есть измена.

Фигура Грозного отсутствует на памятнике Тысячелетия России. Объяснение тому – его кровавая расправа с нашим городом. В спектакле Малого театра говорится, что на Новгородской земле Иван погубил 12 тысяч человек, но есть источники, в которых говорится и о 46 тысячах...

- Да, я слышал об этом. Но факт сомнительный, потому как население Новгорода составляло тогда не более 30 тысяч. Не думаю, что это правильно, что фигура Грозного отсутствует на памятнике. Войны с Литвой, ливонцами, со шведами – он все время воевал во благо Руси. Астрахань, Казань, Сибирь, отошли когда-то России тоже благодаря его усилиям... И если бы не было этих войн, были бы дальше Петр, Екатерина, Романовы – большой вопрос.

Есть историки, которые сравнивают между собой Грозного и Сталина из-за их властности и кровожадности. А вот современные новгородцы в недавнем соцопросе ответили, что на четвертом, виртуальном ярусе памятника среди фигур Сахарова, Гагарина и других они хотели бы видеть Грозного и Сталина...

- Хорошо, что новгородцы помнят свою историю. Значит, есть вектор движения вперед.

В спектаклях Малого театра вы играете двух Грозных...Чем они похожи и в чем разнятся?

- В «Князе Серебряном» Иоанн отличается от того, каким он представлен в «Царе Иоанне Грозном». Ведь даже то, что о нем написано, можно неоднозначно трактовать и вгрызаться в его образ годами. Я считаю, что об этой масштабной фигуре нельзя рассуждать штампами. Мол, был убийцей — и всё... Знаете, иногда «простой» зритель понимает суть спектакля гораздо глубже, чем театральная критика – и плохая и хорошая, и добрая и злая. Мой друг, доктор технических наук, профессор Стас Сергеев, так выразил свои ощущения от спектакля «Князь Серебряный»: «Я по-другому взглянул на время царствования Иоанна Грозного».

Как раз театральные критики говорят, что вам удалось показать Грозного необычно, даже обаятельным, и тем самым разрушить стереотипы на его счет.

- Современники описывают царя как человека остроумного, очень образованного, немного полноватого. А его изображают таким поджарым, суховатым. Да и вообще – внешность обманчива! Вы видели фотографии Сталина? Если бы вы ничего о нем не знали, вы бы назвали его тираном? Не знаю, есть ли у Сталина момент покаяния. У Грозного, если обратиться к его собственным записям, такое самоуничижение, такие угрызения совести – диву даешься!

В этом спектакле, да и вообще, вы похожи на руководителя нашего духового оркестра, дирижера, которого новгородцы тоже очень любят и уважают... И вот во время спектакля я ловила себя на мысли, что ваш герой – просто душка, потому что забывала, что перед нами Грозный. Но это комплимент...

- Кстати, о музыке. Грозный обожал музыку и очень любил дирижировать. Когда он выдавал замуж свою племянницу, то лично дирижировал хором дьяков, которые еще и его музыку исполняли. Один из них сфальшивил. В гневе Иван убил его посохом, которым дирижировал...

На гастроли этот спектакль за свою 17- летнюю историю выезжает всего третий раз... Вы не испытывали дискомфорт, когда играли не на родной сцене?

- Пространство на сцене Новгородского театра драмы минимизировано, декорации сжаты, и это...хорошо, так как отражает то время. Например, проходы были узкие, потолки низкие – я, как актер, в такой среде чувствую себя более естественно. Реакции, чувствования более правильные получаются.

А то, что играли роль Грозного именно на Новгородчине, придавало дополнительных сил, актерской энергии?

- Мысль эта постоянно витала в воздухе. В антракте, когда сидел и размышлял о своей игре, даже пожалел, что именно перед новгородцами не сделал отчетливый акцент на слове «Новгород» – в сцене, когда Грозный отказался отдать его врагам. Думаю, что с нажимом это прозвучало бы эффектно, и зритель среагировал бы благодарно.

Про вас написана целая книга. Вам понравилась то, что о вас сказано?

- Ее автор Светлана Овчинникова готовила обо мне материал с любовью, несмотря на то, что она критик (улыбается). Когда она собирала материал, мы очень много говорили. А в книге она даже присвоила мне статус «последний трагик России»...

Вы много читали про Новгород, но увидели его наяву впервые во время гастролей...

- Я был в Кремле, постоял в Софийском соборе, и услугами экскурсовода не пользовался намеренно. Мы приехали рано утром. Был туман, дымка, темно. В таком антураже все города прекрасны, а Великий Новгород — особенно.


Милена Майская, Телесемь (Великий Новгород), №45

Дата публикации: 25.10.2012
ПРОСТО ЦАРЬ

Народный артист России Ярослав Барышев давно хотел побывать в Великом Новгороде. Наконец он приехал сюда с гастролями

С 1963 года Барышев работает в Государственном академическом Малом театре в Москве, за почти 50 лет он сыграл более 70 ролей. И сразу в двух постановках по А.К.Толстому – «Князь Серебряный» и «Царь Иоанн Грозный» – Иоанна Грозного. Новгородцы увидели Ярослава Павловича в спектакле «Царь Иоанн Грозный».

Очень много в жизни Иоанна Грозного связано с историей Новгорода. Интересовались ли этим отрезком новгородской истории?

- Я изучал историю Новгорода, пристрастно! Причем из разных источников, записанных, в том числе, со слов очевидцев. «Под каждой бездной глубже бездна есть». Пришествие Иоанна на Новгородскую землю, наверное, и есть та самая бездна. Взять хотя бы случай с Пименом, которого он встретил на мосту, заставил служить литургию, а потом случился тот самый кровавый пир во Владычной палате...Но почему он все это делал? Просто хотел дать опричнине разгуляться? Однозначного ответа нет. Мне кажется, что не просто он хотел пограбить тут, пожечь. Причина, значит, его зверствам была. Человеческая природа предполагает подозрительность. У Иоанна это было на грани сумасшествия. Отколоться от Московии, от Ивана – есть измена.

Фигура Грозного отсутствует на памятнике Тысячелетия России. Объяснение тому – его кровавая расправа с нашим городом. В спектакле Малого театра говорится, что на Новгородской земле Иван погубил 12 тысяч человек, но есть источники, в которых говорится и о 46 тысячах...

- Да, я слышал об этом. Но факт сомнительный, потому как население Новгорода составляло тогда не более 30 тысяч. Не думаю, что это правильно, что фигура Грозного отсутствует на памятнике. Войны с Литвой, ливонцами, со шведами – он все время воевал во благо Руси. Астрахань, Казань, Сибирь, отошли когда-то России тоже благодаря его усилиям... И если бы не было этих войн, были бы дальше Петр, Екатерина, Романовы – большой вопрос.

Есть историки, которые сравнивают между собой Грозного и Сталина из-за их властности и кровожадности. А вот современные новгородцы в недавнем соцопросе ответили, что на четвертом, виртуальном ярусе памятника среди фигур Сахарова, Гагарина и других они хотели бы видеть Грозного и Сталина...

- Хорошо, что новгородцы помнят свою историю. Значит, есть вектор движения вперед.

В спектаклях Малого театра вы играете двух Грозных...Чем они похожи и в чем разнятся?

- В «Князе Серебряном» Иоанн отличается от того, каким он представлен в «Царе Иоанне Грозном». Ведь даже то, что о нем написано, можно неоднозначно трактовать и вгрызаться в его образ годами. Я считаю, что об этой масштабной фигуре нельзя рассуждать штампами. Мол, был убийцей — и всё... Знаете, иногда «простой» зритель понимает суть спектакля гораздо глубже, чем театральная критика – и плохая и хорошая, и добрая и злая. Мой друг, доктор технических наук, профессор Стас Сергеев, так выразил свои ощущения от спектакля «Князь Серебряный»: «Я по-другому взглянул на время царствования Иоанна Грозного».

Как раз театральные критики говорят, что вам удалось показать Грозного необычно, даже обаятельным, и тем самым разрушить стереотипы на его счет.

- Современники описывают царя как человека остроумного, очень образованного, немного полноватого. А его изображают таким поджарым, суховатым. Да и вообще – внешность обманчива! Вы видели фотографии Сталина? Если бы вы ничего о нем не знали, вы бы назвали его тираном? Не знаю, есть ли у Сталина момент покаяния. У Грозного, если обратиться к его собственным записям, такое самоуничижение, такие угрызения совести – диву даешься!

В этом спектакле, да и вообще, вы похожи на руководителя нашего духового оркестра, дирижера, которого новгородцы тоже очень любят и уважают... И вот во время спектакля я ловила себя на мысли, что ваш герой – просто душка, потому что забывала, что перед нами Грозный. Но это комплимент...

- Кстати, о музыке. Грозный обожал музыку и очень любил дирижировать. Когда он выдавал замуж свою племянницу, то лично дирижировал хором дьяков, которые еще и его музыку исполняли. Один из них сфальшивил. В гневе Иван убил его посохом, которым дирижировал...

На гастроли этот спектакль за свою 17- летнюю историю выезжает всего третий раз... Вы не испытывали дискомфорт, когда играли не на родной сцене?

- Пространство на сцене Новгородского театра драмы минимизировано, декорации сжаты, и это...хорошо, так как отражает то время. Например, проходы были узкие, потолки низкие – я, как актер, в такой среде чувствую себя более естественно. Реакции, чувствования более правильные получаются.

А то, что играли роль Грозного именно на Новгородчине, придавало дополнительных сил, актерской энергии?

- Мысль эта постоянно витала в воздухе. В антракте, когда сидел и размышлял о своей игре, даже пожалел, что именно перед новгородцами не сделал отчетливый акцент на слове «Новгород» – в сцене, когда Грозный отказался отдать его врагам. Думаю, что с нажимом это прозвучало бы эффектно, и зритель среагировал бы благодарно.

Про вас написана целая книга. Вам понравилась то, что о вас сказано?

- Ее автор Светлана Овчинникова готовила обо мне материал с любовью, несмотря на то, что она критик (улыбается). Когда она собирала материал, мы очень много говорили. А в книге она даже присвоила мне статус «последний трагик России»...

Вы много читали про Новгород, но увидели его наяву впервые во время гастролей...

- Я был в Кремле, постоял в Софийском соборе, и услугами экскурсовода не пользовался намеренно. Мы приехали рано утром. Был туман, дымка, темно. В таком антураже все города прекрасны, а Великий Новгород — особенно.


Милена Майская, Телесемь (Великий Новгород), №45

Дата публикации: 25.10.2012