СТРАСТИ ПО ПУШКИНУ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
В московском Малом театре идут премьерные показы спектакля по повести Пушкина «Пиковая дама» в постановке Андрея Житинкина
Декорации создают на сцене атмосферу XIX века, из той же эпохи и костюмы — кстати, от знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева. Словом, всё в лучших традициях Малого театра, включая самое главное — бережное отношение к классике. Элементы мистики, власть темных сил над душой человека — эти мотивы пушкинской «Пиковой дамы» никогда не выходили из моды, недаром повесть классика русской литературы стала одним из первых произведений на русском языке, которое имело успех в Европе.
Режиссер Андрей Житинкин считает, что сегодня пушкинский сюжет актуален как никогда. …Молодой инженер Герман, одержимый тайной трех выигрышных карт, которые разом принесут ему состояние и положение в обществе, потерпев фиаско, сходит с ума. По мнению Андрея Житинкина, это своеобразное предостережение современным молодым людям: рок и фортуна по-прежнему ведут свою партию, играя судьбами людей:
«Эта мистическая история трех карт абсолютно знаковая. Но дело здесь даже не в мистике, а в том, насколько человек готов сегодня сделать собственный выбор, который может оказаться для него либо страшным, либо нет».
Сюжет «Пиковой дамы» действительно под стать современному триллеру. Ведь в нем помимо трагедии Германа есть еще неразгаданная тайна графини, чей призрак называет Герману три якобы выигрышные карты... Однако режиссер находит в пушкинском произведении не только мрачные, но и светлые краски. Причем совсем не там, где мог ожидать зритель: представьте — в зловещем образе графини. Ее играет приглашенная звезда – знаменитая актриса столичного театра Сатиры Вера Васильева. С роковой Пиковой дамой ее роднит лишь одно: «ей 86 лет, но она до сих пор красива». Так описал графиню Пушкин. Во всем остальном — это полная противоположность. Графиня Веры Васильевой — женщина-загадка, холодная, капризная, но человечная. И уж совсем не по Пушкину финал спектакля. Вместо того, чтобы злорадно торжествовать над крахом авантюры Германа, призрак графини приходит в больницу утешать несчастного и поет ему колыбельную. Вот что по этому поводу думает Вера Васильева:
«Смерть меняет отношение и взгляд на жизнь тех, кто жив. И кто знает, как живут души тех, кто покинул мир? И поэтому, когда режиссер мне сказал, что я спою колыбельную песню, мне показалось, что это очень хорошо. Вот этого безумца, который помешался на деньгах, на том, что ничто не должно его остановить, этого безумца, потерявшего жизнь, я пожалела. Моя душа, которая уже улетела, сказала ему: ну и что?»
Кстати, режиссер рискнул не только изменить привычную трактовку образа Пиковой дамы, но и приблизить ее к реальному историческому прототипу, которым для Пушкина была легендарная княгиня Наталья Голицына, «московская Венера», как называли ее во Франции, где она прожила много лет.
Елена Андрусенко,
Голос России, 22.10.2012