Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

Юрий Соломин: «После «Адъютанта» меня узнавали даже собаки». Чаще всего художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина можно застать не дома, а в театре.

Юрий Соломин: «После «Адъютанта» меня узнавали даже собаки».

Чаще всего художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина можно застать не дома, а в театре. В своем кабинете он никогда не бывает в одиночестве, там постоянно проживает попугай Федя, названный так в честь царя Федора, одной из лучших ролей Соломина. Юрия Мефодьевича без работы представить невозможно. Непонятно, как он умудряется все успевать – и театром руководить, и играть на его сцене, и ставить спектакли, и преподавать в Щепкинском училище, да к тому же еще и сниматься в кино. В «Московской саге» Юрий Соломин сыграл главу семейства Градовых – потомственного русского врача, профессора Бориса Градова.

— Юрий Мефодьевич, несколько лет вы отказывались от различных предложений и совсем не появлялись на экранах. Почему же согласились сниматься в такой сложной картине?
— Когда мне предложили роль Бориса Градова, я понял, что эта тема мне близка и дорога. Этот роман Василия Аксенова американские критики назвали «Войной и миром» XX века. В нем действительно отражены ключевые моменты российской истории сорока лет прошлого столетия через судьбы одной московской семьи. Экранная жизнь Градовых начинается в 1925 году. Конечно, в силу своего возраста я не мог быть свидетелем событий 20 —30-х годов, но военное время помню хорошо. Помню людей, возвратившихся из лагерей. Более тоге), как ни странно, мне всю жизнь казалось, что я помню, как забирали моего деда. В своем воображении я видел большую прихожую, дед стоит в дверях, а я, маленький, выхожу босиком в одной рубашке и смотрю на него, а в комнате стоит елка. Я думал, что, может быть, это просто моя фантазия или кадр из какого-то фильма: ведь в 1938-м, когда арестовали деда, мне было-то три года. И только в 80-х в газете «Забайкальская правда» я прочитал, что деда арестовали 30 декабря. Значит, все, что мне представлялось, по-видимому, правда. Где похоронен мой дед, мы не знаем до сих пор. Эта история типична для людей моего поколения. Моя внучка смотрит картину с большим интересом. Она спрашивает: «Неужели так могло быть?» Убежден, что и наши дети, и внуки, и правнуки не должны забывать нашей истории, какой бы тяжелой она ни была.
— Как долго снимался сериал?
— Больше года. За это время мы все так друг с другом сроднились, что даже удивились, когда работа закончилась. Съемочная группа создала удивительно добрую и теплую атмосферу, так что расставаться нам никак не хотелось. В этом фильме у меня замечательные партнеры. С Инной Чуриковой я снимался впервые, хотя знаю ее очень давно, еще с того времени, когда она работала в ТЮЗе. Она профессионал высочайшего класса. Прекрасно работали и молодые актеры — Екатерина Никитина, Ольга Будина. Ольга снялась уже во многих фильмах, но, по-моему, Нина — ее самая большая актерская удача.
— А в роли любимого всеми Пифагора снималась ваша собственная овчарка?
— Да. Всю жизнь, сколько себя помню, люблю собак. На мой 60-летний юбилей прямо в театр мне принесли щенка овчарки. Его зовут Маклай. Вот он-то и снялся вместе со мной. Сейчас он прекрасно уживается у нас дома с еще несколькими собаками. Животные всегда помогают мне в трудные моменты. Когда я готовил роль царя Федора, работал по 10-12 часов. Домой приходил совершенно без сил, а в это время у нас жили две кошки, и у них были котята — целых одиннадцать штук. Жена видела, что разговаривать со мной невозможно и подпускала ко мне котят, всех! Они начинали по мне ползать, и я как-то успокаивался. Потом я узнал, что англичане выяснили – кошки забирают ненужную энергию. Иногда бывало так: я приходил домой, кошка прыгала ко мне на колени, я гладил ее, и вжик! вжик! - от меня идут разряды, и она с криком убегает. А с собаками я разговариваю – рассказываю порой то, что никому не могу рассказать. Знаю, они все поймут и никому не расскажут.
— Огромную популярность и любовь зрителей принес вам фильм «Адъютант его превосходительства». Вам сразу предложили в нем главную роль?
— Совсем нет. Поначалу Евгений Иванович Ташков пригласил меня на роль белогвардейского офицера-садиста, который какого-то пытает, в общем, делает разные гадости. Я принял предложение — характерная роль, мне она нравилась. Были сделаны пробы. Через несколько дней меня вызвали на «Мосфильм», и Ташков мне сказал: «Я хочу попробовать тебя на Кольцова». Я попробовался, но без особого энтузиазма, потому что прекрасно понимал, что с моими данными это нереально. Действительно, меня не утвердили, сказав, что я слишком интеллигентен для разведчика. Сделали второй раз пробы. Меня опять не утвердил худсовет. Начались мои мытарства. По-моему, я пробовался раз пять или шесть во всех ключевых эпизодах, но все равно не производил впечатление на членов худсовета. Все-таки Ташков настоял, и они согласились под его ответственность.
Фильм выпустили не сразу. Наверное, считали, что белая гвардия там выведена с симпатией. Потом все же его показали. После этого моя жизнь резко изменилась. Помоему, меня узнавали даже собаки.
— Недавно по телевидению показали фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Картина потрясает до сих пор. То, что великий японский режиссер выбрал именно вас на главную роль, тоже было случайностью?
— В какой-то мере, да. В 1972 году мы были на гастролях в Киеве, и там со мной случилась беда. Мы должны были играть «Пучину», но буквально со спектакля меня вынесли — у меня были аппендицит и перитонит. Срочно сделали операцию, и месяца два я провел в больнице. Был июль — жарища страшная. А в это время в Москве проходил международный кинофестиваль. Тогда впервые приехал Куросава с фильмом «Под стук трамвайных колес». Он получил в Москве премию, и было принято решение о том, что Куросава снимет фильм у нас. Когда я услышал об этом по радио в больнице, с завистью подумал: «Вот было бы здорово сняться у такого режиссера, хоть в массовке».
Прошло время. Я вернулся в Москву. Неожиданно мне позвонили в театр и предложили попробоваться на роль Арсеньева. Дали почитать сценарий, а Куросава, поскольку он не знал русских артистов, попросил претендентов на роль Арсеньева показать их лучшие фильмы. Когда очередь дошла до меня, то оказалось, что гример фильма «Адъютант его превосходительства» Калинин Павел Васильевич работает и на «Дерсу Узала». Он предложил показать «Адъютанта». Куросава посмотрел. После этого вопрос был решен.
— Расскажите немного, как работал Куросава.
— Он репетировал как театральный режиссер - за столом недели две. Любил слушать, что ему предлагают. Сам делал все эскизы.
У него был своеобразный метод работы. Как-то мы опоздали со съемками весенних сцен. Цветов на деревьях и кустах было мало, а Куросаве хотелось, чтобы в кадре их было много. Тогда он сказал: будем делать искусственные. Привезли горы цветочков, ленточки какие-то. Куросава не стал ничего объяснять, он походил, посмотрел, а потом вдруг стал привязывать к дереву цветочки. Вся группа в изумлении смотрела минут пять, затем к нему подошла его ассистент и тоже стала привязывать цветы, потом оператор, еще кто-то, и так вся группа, человек 50 с гаком. Полдня привязывали цветочки, хотя Куросава никаких приказов не давал. Я снимался во многих фильмах, у очень известных режиссеров, но «Дерсу Узала» забыть нельзя. Этот фильм спокойный, размеренный. Его смотришь, и слышишь шум леса, в нем все естественно, как сама природа.
— Более десяти лет назад вы стали художественным руководителем Малого театра. Не жалеете, что взвалили на себя такую ответственность? Наверняка эта должность отнимает у вас массу времени.
— Я горжусь тем, что я первый в Малом театре избранный художественный руководитель. Это произошло впервые за всю историю нашего театра. Поскольку я артист, мне, разумеется, прежде всего хочется играть. Куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не решать после спектакля массу организационных вопросов. Но кто-то же должен делать и это. Михаил Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр - большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево — тоже. Будем идти вперед». Он не поворачивал ни направо, ни налево. Шел своим курсом и по возможности что-то ставил. Или, наоборот, старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и у нас шли «рекомендованные» спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности. Я стараюсь следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны.

Елена ВЛАДИМИРОВА
Журнал «Мир ТВ и Кино»

Дата публикации: 02.12.2004
Юрий Соломин: «После «Адъютанта» меня узнавали даже собаки».

Чаще всего художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина можно застать не дома, а в театре. В своем кабинете он никогда не бывает в одиночестве, там постоянно проживает попугай Федя, названный так в честь царя Федора, одной из лучших ролей Соломина. Юрия Мефодьевича без работы представить невозможно. Непонятно, как он умудряется все успевать – и театром руководить, и играть на его сцене, и ставить спектакли, и преподавать в Щепкинском училище, да к тому же еще и сниматься в кино. В «Московской саге» Юрий Соломин сыграл главу семейства Градовых – потомственного русского врача, профессора Бориса Градова.

— Юрий Мефодьевич, несколько лет вы отказывались от различных предложений и совсем не появлялись на экранах. Почему же согласились сниматься в такой сложной картине?
— Когда мне предложили роль Бориса Градова, я понял, что эта тема мне близка и дорога. Этот роман Василия Аксенова американские критики назвали «Войной и миром» XX века. В нем действительно отражены ключевые моменты российской истории сорока лет прошлого столетия через судьбы одной московской семьи. Экранная жизнь Градовых начинается в 1925 году. Конечно, в силу своего возраста я не мог быть свидетелем событий 20 —30-х годов, но военное время помню хорошо. Помню людей, возвратившихся из лагерей. Более тоге), как ни странно, мне всю жизнь казалось, что я помню, как забирали моего деда. В своем воображении я видел большую прихожую, дед стоит в дверях, а я, маленький, выхожу босиком в одной рубашке и смотрю на него, а в комнате стоит елка. Я думал, что, может быть, это просто моя фантазия или кадр из какого-то фильма: ведь в 1938-м, когда арестовали деда, мне было-то три года. И только в 80-х в газете «Забайкальская правда» я прочитал, что деда арестовали 30 декабря. Значит, все, что мне представлялось, по-видимому, правда. Где похоронен мой дед, мы не знаем до сих пор. Эта история типична для людей моего поколения. Моя внучка смотрит картину с большим интересом. Она спрашивает: «Неужели так могло быть?» Убежден, что и наши дети, и внуки, и правнуки не должны забывать нашей истории, какой бы тяжелой она ни была.
— Как долго снимался сериал?
— Больше года. За это время мы все так друг с другом сроднились, что даже удивились, когда работа закончилась. Съемочная группа создала удивительно добрую и теплую атмосферу, так что расставаться нам никак не хотелось. В этом фильме у меня замечательные партнеры. С Инной Чуриковой я снимался впервые, хотя знаю ее очень давно, еще с того времени, когда она работала в ТЮЗе. Она профессионал высочайшего класса. Прекрасно работали и молодые актеры — Екатерина Никитина, Ольга Будина. Ольга снялась уже во многих фильмах, но, по-моему, Нина — ее самая большая актерская удача.
— А в роли любимого всеми Пифагора снималась ваша собственная овчарка?
— Да. Всю жизнь, сколько себя помню, люблю собак. На мой 60-летний юбилей прямо в театр мне принесли щенка овчарки. Его зовут Маклай. Вот он-то и снялся вместе со мной. Сейчас он прекрасно уживается у нас дома с еще несколькими собаками. Животные всегда помогают мне в трудные моменты. Когда я готовил роль царя Федора, работал по 10-12 часов. Домой приходил совершенно без сил, а в это время у нас жили две кошки, и у них были котята — целых одиннадцать штук. Жена видела, что разговаривать со мной невозможно и подпускала ко мне котят, всех! Они начинали по мне ползать, и я как-то успокаивался. Потом я узнал, что англичане выяснили – кошки забирают ненужную энергию. Иногда бывало так: я приходил домой, кошка прыгала ко мне на колени, я гладил ее, и вжик! вжик! - от меня идут разряды, и она с криком убегает. А с собаками я разговариваю – рассказываю порой то, что никому не могу рассказать. Знаю, они все поймут и никому не расскажут.
— Огромную популярность и любовь зрителей принес вам фильм «Адъютант его превосходительства». Вам сразу предложили в нем главную роль?
— Совсем нет. Поначалу Евгений Иванович Ташков пригласил меня на роль белогвардейского офицера-садиста, который какого-то пытает, в общем, делает разные гадости. Я принял предложение — характерная роль, мне она нравилась. Были сделаны пробы. Через несколько дней меня вызвали на «Мосфильм», и Ташков мне сказал: «Я хочу попробовать тебя на Кольцова». Я попробовался, но без особого энтузиазма, потому что прекрасно понимал, что с моими данными это нереально. Действительно, меня не утвердили, сказав, что я слишком интеллигентен для разведчика. Сделали второй раз пробы. Меня опять не утвердил худсовет. Начались мои мытарства. По-моему, я пробовался раз пять или шесть во всех ключевых эпизодах, но все равно не производил впечатление на членов худсовета. Все-таки Ташков настоял, и они согласились под его ответственность.
Фильм выпустили не сразу. Наверное, считали, что белая гвардия там выведена с симпатией. Потом все же его показали. После этого моя жизнь резко изменилась. Помоему, меня узнавали даже собаки.
— Недавно по телевидению показали фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Картина потрясает до сих пор. То, что великий японский режиссер выбрал именно вас на главную роль, тоже было случайностью?
— В какой-то мере, да. В 1972 году мы были на гастролях в Киеве, и там со мной случилась беда. Мы должны были играть «Пучину», но буквально со спектакля меня вынесли — у меня были аппендицит и перитонит. Срочно сделали операцию, и месяца два я провел в больнице. Был июль — жарища страшная. А в это время в Москве проходил международный кинофестиваль. Тогда впервые приехал Куросава с фильмом «Под стук трамвайных колес». Он получил в Москве премию, и было принято решение о том, что Куросава снимет фильм у нас. Когда я услышал об этом по радио в больнице, с завистью подумал: «Вот было бы здорово сняться у такого режиссера, хоть в массовке».
Прошло время. Я вернулся в Москву. Неожиданно мне позвонили в театр и предложили попробоваться на роль Арсеньева. Дали почитать сценарий, а Куросава, поскольку он не знал русских артистов, попросил претендентов на роль Арсеньева показать их лучшие фильмы. Когда очередь дошла до меня, то оказалось, что гример фильма «Адъютант его превосходительства» Калинин Павел Васильевич работает и на «Дерсу Узала». Он предложил показать «Адъютанта». Куросава посмотрел. После этого вопрос был решен.
— Расскажите немного, как работал Куросава.
— Он репетировал как театральный режиссер - за столом недели две. Любил слушать, что ему предлагают. Сам делал все эскизы.
У него был своеобразный метод работы. Как-то мы опоздали со съемками весенних сцен. Цветов на деревьях и кустах было мало, а Куросаве хотелось, чтобы в кадре их было много. Тогда он сказал: будем делать искусственные. Привезли горы цветочков, ленточки какие-то. Куросава не стал ничего объяснять, он походил, посмотрел, а потом вдруг стал привязывать к дереву цветочки. Вся группа в изумлении смотрела минут пять, затем к нему подошла его ассистент и тоже стала привязывать цветы, потом оператор, еще кто-то, и так вся группа, человек 50 с гаком. Полдня привязывали цветочки, хотя Куросава никаких приказов не давал. Я снимался во многих фильмах, у очень известных режиссеров, но «Дерсу Узала» забыть нельзя. Этот фильм спокойный, размеренный. Его смотришь, и слышишь шум леса, в нем все естественно, как сама природа.
— Более десяти лет назад вы стали художественным руководителем Малого театра. Не жалеете, что взвалили на себя такую ответственность? Наверняка эта должность отнимает у вас массу времени.
— Я горжусь тем, что я первый в Малом театре избранный художественный руководитель. Это произошло впервые за всю историю нашего театра. Поскольку я артист, мне, разумеется, прежде всего хочется играть. Куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не решать после спектакля массу организационных вопросов. Но кто-то же должен делать и это. Михаил Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр - большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево — тоже. Будем идти вперед». Он не поворачивал ни направо, ни налево. Шел своим курсом и по возможности что-то ставил. Или, наоборот, старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и у нас шли «рекомендованные» спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности. Я стараюсь следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны.

Елена ВЛАДИМИРОВА
Журнал «Мир ТВ и Кино»

Дата публикации: 02.12.2004