Новости

МЫ ГОВОРИМ – КАЮРОВ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ – ЛЕНИН

МЫ ГОВОРИМ – КАЮРОВ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ – ЛЕНИН

Народному артисту России, лауреату двух Государственных премий СССР Юрию Каюрову сегодня исполняется 85 лет.

Роль Ленина в кино доставалась многим артистам, но никто из них не играл его так много раз, как Юрий Каюров. Иннокентий Смоктуновский примерил легендарный прищур Ильича единожды, Борис Щукин, Кирилл Лавров и Родион Нахапетов сыграли Ленина дважды, Михаил Ульянов — трижды, Максим Штраух исполнил роль вождя революции в четырех фильмах, а Николай Губенко в телесериале «В.И. Ленин. Страницы жизни» сыграл роль вождя мирового пролетариата последним в Советском Союзе.

Юрий Каюров стал известен после выхода в свет картины Анатолия Рыбакова «В начале века». На роль молодого Ульянова-Ленина его утвердил сам Иван Пырьев, выбрав из огромного множества претендентов. С тех пор вождь революции стал его судьбой. Этот образ Юрий Иванович воплотил в кино 18 раз, поставив тем самым своеобразный рекорд.

Беспартийный сын репрессированного в 1937 году советского работника средней руки, он сыграл Ленина в фильмах «Шестое июля», «Кремлевские куранты», «Почтовый роман», «Хождение по мукам», «Государственная граница» и многих других.

Впрочем, Юрий Каюров хорош не только в роли Ильича. Фильмы «Долгие проводы», «Пропавшая экспедиция», «Вишневый сад» стали популярны во многом благодаря глубине и яркости его актерской игры. Да и в театре он создал впечатляющую галерею великолепных, колоритных сценических образов, как в произведениях русской классики, так и в пьесах современных отечественных и зарубежных авторов.

Согласно Станиславскому, в своей работе над образом актер должен пройти определенный путь: чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – прекрасным. «До прекрасного мне, может быть, и далековато, – говорит Каюров, – но вот когда трудное становится привычным, а привычное – легким, – это получалось».

Каюров утверждает, что черты сыгранных им персонажей никакого влияния ни на его характер, ни на мировоззрение не оказали. «Было бы очень тяжело носить все роли на себе, – поясняет он. – Поэтому сыграл, умылся – и с гримом уходит роль. От образов остается только усталость. Как в песне Пахмутовой: «Когда усталая подлодка из глубины идет домой».

Кстати, о гриме. Каюров как никто другой знает, что это такое – терпеть многочасовые муки перевоплощения в окружении гримеров и костюмеров. Коллеги помнят забавный эпизод, когда появление Юрия Ивановича в буфете студии им. Горького вызвало шок даже у видавшей виды актерской публики. В тот день Каюрова-Ленина снимали в профиль и, в целях экономии времени, чтобы не делать сложный портретный грим, артиста загримировали только наполовину, соорудив ровно половину усов, бороды, лысины… И когда он в паузе между съемками присел в буфете что-то наспех перекусить, разные половины его лица изображали леденящие душу невероятные гримасы.

В последние годы Каюрову часто задают вопрос, не разочаровался ли он в своем герое? Все-таки после перестройки и рассекречивания многих архивных документов перед нами предстает совсем другой Ленин, нежели тот, что был выведен в литературе и киноискусстве советских лет.

На это Юрий Иванович отвечает цитатой из поэмы «Лонжюмо» Андрея Вознесенского: «Остаются штаны от одних, от других — государства». И поясняет: «Да, наверное, многие страшные минусы имели место. Но что же я буду думать: «Ах, зачем я его играл?». Буду зачеркивать в себе себя же? Нет, такого не будет. От человека осталось созданное им первое в мире социалистическое государство, государство — это все-таки серьезно. Просто, я думаю, оно пошло не по тому пути, какой ему мерещился».

Любопытна судьба сына Юрия Каюрова – Леонида. Он пошел по стопам отца. Окончил актерский факультет ВГИКа, где учился в классах Бориса Бабочкина и Анатолия Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах «Несовершеннолетние», «Последний шанс», «Моя Анфиса». На театральной сцене, в спектакле «Путь» Александра Ремеза создал весьма реалистичный образ молодого Владимира Ульянова. А в 1989 году вдруг оборвал успешную артистическую карьеру, неожиданно для всех поступив в духовную академию в Сергиевом Посаде.

Отец, гордившийся театральными и кинематографическими достижениями сына, очень переживал. И сам, и через невестку пытался повлиять на выбор Леонида. Но Каюров-младший, в ту пору вошедший в возраст Христа, был непреклонен. Внезапно посыпавшиеся как из рога изобилия заманчивые приглашения маститых режиссеров он расценил как искушение.

Ныне протодиакон Леонид служит в храме Архистратига Божьего Михаила при клиниках на Девичьем поле в Москве.

Иван Григорьев, «Интерфакс» 30 сентября 2012 года

Дата публикации: 30.09.2012
МЫ ГОВОРИМ – КАЮРОВ, ПОДРАЗУМЕВАЕМ – ЛЕНИН

Народному артисту России, лауреату двух Государственных премий СССР Юрию Каюрову сегодня исполняется 85 лет.

Роль Ленина в кино доставалась многим артистам, но никто из них не играл его так много раз, как Юрий Каюров. Иннокентий Смоктуновский примерил легендарный прищур Ильича единожды, Борис Щукин, Кирилл Лавров и Родион Нахапетов сыграли Ленина дважды, Михаил Ульянов — трижды, Максим Штраух исполнил роль вождя революции в четырех фильмах, а Николай Губенко в телесериале «В.И. Ленин. Страницы жизни» сыграл роль вождя мирового пролетариата последним в Советском Союзе.

Юрий Каюров стал известен после выхода в свет картины Анатолия Рыбакова «В начале века». На роль молодого Ульянова-Ленина его утвердил сам Иван Пырьев, выбрав из огромного множества претендентов. С тех пор вождь революции стал его судьбой. Этот образ Юрий Иванович воплотил в кино 18 раз, поставив тем самым своеобразный рекорд.

Беспартийный сын репрессированного в 1937 году советского работника средней руки, он сыграл Ленина в фильмах «Шестое июля», «Кремлевские куранты», «Почтовый роман», «Хождение по мукам», «Государственная граница» и многих других.

Впрочем, Юрий Каюров хорош не только в роли Ильича. Фильмы «Долгие проводы», «Пропавшая экспедиция», «Вишневый сад» стали популярны во многом благодаря глубине и яркости его актерской игры. Да и в театре он создал впечатляющую галерею великолепных, колоритных сценических образов, как в произведениях русской классики, так и в пьесах современных отечественных и зарубежных авторов.

Согласно Станиславскому, в своей работе над образом актер должен пройти определенный путь: чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – прекрасным. «До прекрасного мне, может быть, и далековато, – говорит Каюров, – но вот когда трудное становится привычным, а привычное – легким, – это получалось».

Каюров утверждает, что черты сыгранных им персонажей никакого влияния ни на его характер, ни на мировоззрение не оказали. «Было бы очень тяжело носить все роли на себе, – поясняет он. – Поэтому сыграл, умылся – и с гримом уходит роль. От образов остается только усталость. Как в песне Пахмутовой: «Когда усталая подлодка из глубины идет домой».

Кстати, о гриме. Каюров как никто другой знает, что это такое – терпеть многочасовые муки перевоплощения в окружении гримеров и костюмеров. Коллеги помнят забавный эпизод, когда появление Юрия Ивановича в буфете студии им. Горького вызвало шок даже у видавшей виды актерской публики. В тот день Каюрова-Ленина снимали в профиль и, в целях экономии времени, чтобы не делать сложный портретный грим, артиста загримировали только наполовину, соорудив ровно половину усов, бороды, лысины… И когда он в паузе между съемками присел в буфете что-то наспех перекусить, разные половины его лица изображали леденящие душу невероятные гримасы.

В последние годы Каюрову часто задают вопрос, не разочаровался ли он в своем герое? Все-таки после перестройки и рассекречивания многих архивных документов перед нами предстает совсем другой Ленин, нежели тот, что был выведен в литературе и киноискусстве советских лет.

На это Юрий Иванович отвечает цитатой из поэмы «Лонжюмо» Андрея Вознесенского: «Остаются штаны от одних, от других — государства». И поясняет: «Да, наверное, многие страшные минусы имели место. Но что же я буду думать: «Ах, зачем я его играл?». Буду зачеркивать в себе себя же? Нет, такого не будет. От человека осталось созданное им первое в мире социалистическое государство, государство — это все-таки серьезно. Просто, я думаю, оно пошло не по тому пути, какой ему мерещился».

Любопытна судьба сына Юрия Каюрова – Леонида. Он пошел по стопам отца. Окончил актерский факультет ВГИКа, где учился в классах Бориса Бабочкина и Анатолия Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах «Несовершеннолетние», «Последний шанс», «Моя Анфиса». На театральной сцене, в спектакле «Путь» Александра Ремеза создал весьма реалистичный образ молодого Владимира Ульянова. А в 1989 году вдруг оборвал успешную артистическую карьеру, неожиданно для всех поступив в духовную академию в Сергиевом Посаде.

Отец, гордившийся театральными и кинематографическими достижениями сына, очень переживал. И сам, и через невестку пытался повлиять на выбор Леонида. Но Каюров-младший, в ту пору вошедший в возраст Христа, был непреклонен. Внезапно посыпавшиеся как из рога изобилия заманчивые приглашения маститых режиссеров он расценил как искушение.

Ныне протодиакон Леонид служит в храме Архистратига Божьего Михаила при клиниках на Девичьем поле в Москве.

Иван Григорьев, «Интерфакс» 30 сентября 2012 года

Дата публикации: 30.09.2012